К 200-летию А.К. Толстого



ЗАВЕРШЕНО ИЗДАНИЕ

полного собрания сочинений и писем Алексея Константиновича Толстого в пяти томах

 
 
 


А.К. Толстой. Полное собрание сочинений и письма в пяти томах. М.: РИЦ «Классика», 2016-2018 гг. Формат - 145x210 мм 60х90 (1/16), цветной фронтиспис с портретом А.К. Толстого. Переплет 7 - бумвинил, тиснение - золотой фольгой + блинт, наклейка - 4+0, глянцевая ламинация; бумага на текст - офсет № 1
Полное собрание сочинений А.К. Толстого в пяти томах подготовлено Редакционно-издательским центром «Классика» совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.

В пятитомник включены все произведения писателя — стихотворные и драматические, художественная и историческая проза, литературно-критические и публицистические статьи, дневники, воспоминания, автобиографические записи, письма, наиболее значительные редакции и варианты, отрывки, фрагменты, наброски и планы. Тексты, структура томов, датировка произведений приведены в соответствие с результатами последних научных исследований академического Института русской литературы.

Научный аппарат отвечает нормам классических изданий. Исключительную ценность изданию придает его тщательная подготовка: все тексты заново сверены с рукописными и печатными источниками; исследователями впервые предъявлен полный свод редакций и вариантов, в котором использованы все архивные материалы (с точными отсылками к ним) и в котором полно и подробно отражена творческая личность А.К. Толстого. Дан детальный и развернутый историко-литературный, биографический, исторический, лингвистический комментарий, чтобы воссоздать жизненный и культурный контекст творчества. К работе над изданием привлечены высококвалифицированные текстологи и комментаторы из институтов Российской академии наук (руководитель — доктор филологических наук В.А. Котельников) и опытные издательские сотрудники.

Подготовка Полного собрания сочинений А.К. Толстого осуществлялась Редакционно-издательским центром «Классика», имеющим необходимый творческий потенциал и организаторский опыт выпуска оригинальных научных изданий на высоком редакционном и полиграфическом уровне: полных собраний сочинений А.С. Пушкина в двух томах, Ф.И. Тютчева в шести томах, В.И. Белова в семи томах, иллюстрированных книг-альбомов «Ваш Тютчев», «Ваш А.К. Толстой», альбомы «Пушкинский Дом», «Российская государственная библиотека», «Светочи русской культуры» и др.

В состав юбилейного Полного собрания сочинений и писем А.К. Толстого входят: том 1 — лирика, былины, баллады, притчи, поэмы, подготовленные А.К. Толстым для прижизненных собраний; статья доктора филологических наук, главного специалиста ИРЛИ РАН В.А. Котельникова «Алексей Константинович Толстой в жизни и в литературе»; том 2 — стихотворения разных жанров, тексты, входившие в корпус «Козьма Прутков», коллективное, стихотворные мелочи, переводы, стихотворения на немецком и французском языках, не включавшиеся в прижизненные собрания; том 3 — драматические произведения; том 4 — художественная проза, статьи; том 5 — дневник и письма А.К. Толстого.

Первое издание уникального академического собрания сочинений подготовлено к 200-летию великого писателя и поэта при активной поддержке администрации Брянской области. Руководители проекта В.В. Головин, В.Н. Кузин.

 

 

 

О ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ЧУВСТВЕ ПРЕКРАСНОГО
Из статьи А.К. Толстого "Письмо к издателю"

В настоящую минуту, когда в России кипят жизненные интересы, когда завязывается и разрешается столько общественных вопросов, — внимание публики к чистому искусству значительно охладело и предметы мышления, находящиеся вне жизни гражданской, занимают весьма немногих. Искусство уступило место административной полемике, и художник, не желающий подвергнуться порицанию, должен нарядиться публицистом, подобно тому, как в эпохи политических переворотов люди, выходящие из домов своих, надевают кокарду торжествующей партии, чтобы пройти по улице безопасно. Мнение, что искусство без применения его к какой-нибудь гражданской цели — бесполезно и даже вредно, как занимающее в жизни напрасное место, сильно распространилось и находит себе много приверженцев.

Отдавая полную справедливость непосредственным двигателям отечественного преобразования, ставя гражданскую деятельность весьма высоко, я не могу, однако, не упрекнуть врагов искусства в некоторой близорукости. Они как будто забыли, что брожение вопросов и интересов, которые так сильно и так справедливо занимают их, есть не что иное, как применение к жизни общих теоретических истин, не принадлежащих исключительно той или другой стране, тому или другому веку, но составляющих достояние всего человечества, в какие бы то ни было времена. Уяснение этих истин и приведение к общим законам есть задача философии, а облечение их в художественную форму — задача искусства. Отвергать искусство или философию во имя непосредственной гражданской пользы все равно что не хотеть заниматься механикой, чтоб иметь более времени строить мельницы. Diese Herren, как выражаются немцы, sehen vor lauter Baumen den Wald nicht. А по-русски это называется: слона-то я и не приметил.

Велика заслуга гражданина, который путем разумных учреждений возводит государство на более высокую степень законности и свободы. Но свобода и законность, чтобы быть прочными, должны опираться на внутреннее сознание народа; а оно зависит не от законодательных или административных мер, но от тех духовных стремлений, которые вне всяких материяльных побуждений. Удовлетворение этих стремлений столь же важно для духовной стороны человека (без которой никакое общество немыслимо), сколько важны для его физической стороны воздух, пища, одежда и пр. Стремления эти проявляются в безотчетном чувстве прекрасного и нераздельны с любовию к искусству для искусства. Чувство прекрасного в большей или меньшей степени врождено всякому народу, и хотя может быть заглушено и подавлено в нем внешними обстоятельствами, но не иначе как в ущерб его нравственному совершенству. Чувство это так тонко и нежно, что легко улетучивается. Оно проявляется только в народе, достигшем известной степени нравственной развитости; но в этом-то и признак его превосходства над материяльною стороной человека. Тот народ, в котором оно развито сильно и полно, в котором оно составляет потребность жизни, тот народ не может не иметь вместе с ним и чувства законности, и чувства свободы. Он уже готов к жизни гражданской, и законодателю остается только облечь в форму и освятить уже существующие элементы гражданственности. Пример народов, не имеющих большого художественного смысла, не опровергает этой истины. Гражданственность может существовать без чувства прекрасного, но чувство прекрасного, в своем полном развитии, не может проявляться без чувства свободы и законности (выделено "РП"). В Италии гражданственность и художество жили и умерли вместе и, вероятно, вместе воскреснут.

Не признавать в человеке чувства прекрасного, находить это чувство роскошью, хотеть убить его и работать только для матери-яльного благосостояния человека — значит отнимать у него его лучшую половину, значит низводить его на степень счастливого животного, которому хорошо, потому что его не бьют и сытно кормят. Художественность в народе не только не мешает его гражданственности, но служит ей лучшим союзником. Эти два чувства должны жить рука об руку и помогать одно другому. Их можно сравнить с двумя колоннами храма или с двумя колесами, на которых движется государственная колесница. Храм об одной колонне непрочен; колесница об одном колесе тащится на боку. Вот, однако, к чему клонится в своем дальнейшем развитии учение о бесполезности чистого искусства. Учение это в последнее время действовало, к сожалению, довольно успешно. В самом деле, наше общество уже мало сочувствует художеству. В литературе оно интересуется только тем, что прямо или косвенно затрогивает его непосредственные жизненные интересы, оставляя без внимания вопросы общие и чисто человеческие.

 

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную