Страница: 1 2 3 4 5 6  Все

Вячеслав Лютый 2.04.14 23:51
Валентине Коростелёвой.
Уважаемая Валентина, Вы пишете о пожизненных индульгенциях на творчество, которые выдаются новым прагматичным молодым писателям. На самом-то деле ни о какой "пожизненности" тут речь не идет. Это просто мода, у которой периодически бывают обновления, а "писатели" думают, что подобный успех - навсегда. Гонорар, известность, влияние - ведь то же самое было в советское время. Но тогда все устраивалось куда прочнее, чем сегодня. Но и сейчас читатель очень благодарно отзывается на произведения тонкие, проникновенные. Нужно писать стихи и рассказы, повести, романы только потому, что писатель лишь отчасти хозяин своего дара: он ему вручен на время высшей силой. И потому такое мистическое Поручение необходимо выполнять честно, не по привычке садясь за стол перед листом чистой бумаги. Забудьте Вы про шорт-листы и "обоймы". Есть только две важные для писателя вещи: создавать художественные произведения и поддерживать свою семью. Без второго пункта первый очень скоро становится эгоистическим самовыражением: просто автору некого любить, а это - дуновение из холодной бездны.
Что касается "всего мира", то я испытываю к нему полное равнодушие. У остального мира есть много очарований, которые увлекают его неудержимо. Пусть только уважают Россию - этого вполне достаточно.
Вячеслав Лютый 2.04.14 23:31
Алексею Береговому.
Уважаемый Алексей, сегодняшняя критика с литературным процессом справляется плохо. Она не раскрывает новых имен, равнодушна к писателям, которые себя уже зарекомендовали, она сервильна и что самое плохое - самодостаточна. Т.е. ей "новые Гоголи, что растут как грибы", по выражению Белинского, не нужны. Кроме того, она отличается довольно бледным литературным языком, часто суха и совершенно не расчитана на читателя. А порой напоминает "эскадрон гусар летучих": все броско, наглядно и поверхностно. Но имена достойные, конечно же, есть. Их немного, есть совершенно новые критики, которые только выходят на страницы литературных журналов, обладая прекрасной филологической оснащенностью и выразительным языком. Назову Олега Фенчука, который пока никому не известен в литературно-критической сфере. Он защитил диссертацию по творчеству Бунина, а прежде служил в ОМОНе. Написал совершенно замечательные по тщательности исполнения и духовному вектору рецензии на несколько книг для журналов "Подъём" и "Волга 21 век", казачьего альманаха "Поход". После аспирантуры в воронежском университете он уехал преподавать в Барановичи (Белоруссия). Если сложится издательская судьба, у Олега Фенчука - большое будущее.
Вячеслав Лютый 2.04.14 23:13
Анне Маркиной.
Уважаемая Анна, я не знаком с творчеством представителей "Московского времени". И мне кажется, что в этом незнании я не одинок. Возможно, я просто непросвещенный человек старшего поколения. Однако творческие группы поэтов все же стоит рассматривать в связи с именами их участников. Полагаю, что влияние "Московского времени" распространяется только на столичный регион, просто потому, что уже в названии этого объединения заключена его особость и неслиянность со всей остальной Россией.
Мне неведомо, что такое "актуальная поэзия", потому что поэзия это такая штука, что она либо есть, либо ее нет вовсе. А дополнительное определение здесь есть скрытое понимание собственной несостоятельности. Лет двадцать тому назад я читал произведения СМОГа, но уже тогда это было мне не близко, как и лианозовская "школа".
Вы знаете, в отношении фестивалей выстраивать соответствующую шкалу ценностей мне не интересно. Литплощадки, литобъединения - все они имеют отношение не к творчеству, а к его "раскрутке". В толстых журналах печатается достаточно много авторов, чьи стихи оставляют меня совершенно равнодушным. Однако составлять проскрипционные списки я не хочу. Куда более важно то, что поэт, чьи строки тебя не трогали вчера, сегодня создал вещь подлинной художественной ценности. Так тоже бывает - как в преклонном возрасте, так и в молодости.
Вячеслав Лютый 2.04.14 22:49
Светлане Супруновой.
Уважаемая Светлана, поэзия может быть очень разной. Традиция классической русской литературы может быть любимой читателем, а вот у поэта на руках виснуть не стоит. Вспомните хотя бы раннего и позднего Николая Заболоцкого.
Сегодня мы едва перевалили первый десяток лет нового века. Каков будет литературный "костяк" нового столетия, сейчас сказать просто невозможно. Мне кажется, что стихи Дианы Кан, Светланы Сырневой, Евгения Семичева выдержат испытание временем и будут читаться с увлечением и сердечным переживанием следующими русскими поколениями.
Я знаю, что в русской провинции много подлинных поэтов, которым необходимо внимание и поддержка. Но так сложилась наша жизнь, что справедливости в ней немного. А в литературе - тем более. Думаю, что фестивали и семинары, сотрудничество с "толстыми" журналами и литературными сайтами позволят в какой-то степени преодолеть равнодушие успешных авторов к судьбе подлинных, но пока неизвестных талантов. Но ведь тут важна и государственная политика, и издательская заинтересованность. Государственная политика в литературном поле какая-то слепо-глухо-немая, только в последнее время что-то стало меняться в лучшую сторону. А издательская отличается странной герметичностью, за редким исключением в столице и Питере. В провинции самостоятельной издательской политики практически нет.
А с толстыми журналами все не так печально. Ведь печатают Вас и "Берега" в Калининграде, и "Север" в Петрозаводске, и сайт "Российский писатель" соединяет поэта с читателями из разных регионов страны. Посмотрите с какой радостью встретили здесь стихи Геннадия Ёмкина, причем произошло это именно тогда, когда его поэзия вышла на совершенно новые творческие рубежи. Скоро в "Подъёме" будет опубликована и Ваша подборка стихотворений. Все - не быстро, однако поспешность очень часто вредна для творческого здоровья.
Георгий Пашнёв 2.04.14 22:28
Да, я Пашнёв, но не Эдуард. Вячеслав Дмитриевич, давно мучает вопрос, можно ли стать писателем, занимаясь фэнтэзи, или надо иметь за душой какой-никакой свой жизненный опыт и опираться на него? Спасибо, если ответите.
Вячеслав Лютый 2.04.14 22:23
Эмме Меньшиковой.
Уважаемая Эмма, все когда-то начинают писать стихи в неких лирических обстоятельствах. До 1975 года я от случая к случаю сочинял вирши. Сейчас я думаю, что в тот период во мне начало происходить некоторе внутреннее творческое "шевеление". Потом я как-то прочитал том ирано-персидской поэзии из БВЛ, очень понравился Рудаки. И я подумал, что могу и сам не хуже. Эта наглая мысль, видимо, посещает всех начинающих стихотворцев. А после распалась наша компания осенью 1975-го, в голове звучала английская песня группы "Moody Blues" - что-то о дружбе, и я уже совершенно сознательно, чередуя наитие со старанием, написал стихотворение-песню. А спустя несколько месяцев словно открылось какое-то новое дыхание, я начал писать стихи запоем. О поэтическом периоде моей жизни рассказывать, пожалуй, не стоит, в двух словах это не опишешь. Но к 1988 году стихи стали появляться как-то реже, а критические работы, которые я должен был представлять в Литературном институте как курсовые, меня увлекли. В отношении "стихии", которая столь важна для поэзии, я определился уже в более позднее время, когда, практически, был уже критиком.
О Вячеславе Дёгтеве в Воронеже помнят, хотя, наверное, уже нет той истерии, с которой я столкнулся года три тому назад. На мои слова о том, что у Дёгтева есть отличные вещи, средние и поспешно-проходные, и долг его почитателей отделить "золотое" от "медного" и поддержать всеми силами ядро его творчества, несколько адептов писателя стали просто орать. Журнал "Подъём", помнится, в прошлом году опубликовал на своих страницах большую статью Святослава Иванова о жизни и прозе Дёгтева. В июле будет опубликован очерк на ту же тему Хабарова (не помню его имени), который знал писателя очень близко.
Прозой Владимира Петрова занимался непосредственно А. Голубев, который сегодня ведет этот отдел. Нестеров в последний год мне стихи свои не присылал, в отличие от Крестинина, поэтические подборки которого мы печатаем регулярно, и Пономарёва, автора рассказов и повестей (прежде два раза публиковались его рассказы, в этом году планируем напечатать повесть). Краевед из Добринки Елисеев присылал мне много своих очерков, однако текст его требует большой редакторской и корректорской работы, потому пока материал лежит без движения. Колядов предоставил нам два своих рассказа, но они были отклонены как художественно слабые. Ваших стихов у меня нет, присылайте. Вообще, журнал открыт для всех регионов, но произведения публикуются не в соответствии с географическим принципом, а исходя из их художественных достоинств.
Тираж "Подъёма" составляет 1000 экземпляров, финасируется он из областного бюджета. Слухи о смерти журнала гротескно преувеличены нашими "заклятыми друзьями".
Практика публикаций только местных авторов загоняет литературный журнал в тупик: качество материалов очень скоро "проваливается". Так было с пензенской "Сурой", которая после периода подобного недальновидного обособления стала значительно более открытой к авторам из других регионов.
Людмила Владимирова 2.04.14 21:48

Уважаемый Вячеслав Дмитриевич!

В поле Вашего зрения оказалось ли творчество нынешних поэтов - выходцев из Одессы Инны Богачинской, Ирины Ратушинской, Ольги Ильницкой и др.? Что могли бы сказать о нем?

С уважением, Людмила Борисовна Владимирова (Одесса)
Светлана 2.04.14 21:48
Какое стихотворение, включая хрестоматийные и, может быть, современные, вы считаете вершиной русской лирики?
Спасибо.
Вячеслав Лютый 2.04.14 21:16
Виктору Герасину.
Уважаемый Виктор, в Вашей легенде есть один важный пункт: сыродел уже был мастером, когда его продукт стал пользоваться популярностью. Потом - успех, благополучие и, как следствие, неудачи. Затем разорение, скудное существование, возврат покупательского внимания. Сегодня "во всей красе и глупости" публикуются те, кто мастером никогда не был и никогда не станет. Однако именно эта публика заполняет литературное пространство, как планктон. Думаю, что в этой ситуации что-то нужно делать не с подобными литературными пустышками, а ориентироваться на писателей подлинных. Это касается всяческих порталов в интернете, которые часто возглавляют литературно несостоятельные люди.
Но и писателям хорошим нужно как-то выходить из затвора, перестать уверять себя, что вокруг - одни графоманы, художнику и шагу ступить негде, прислониться не к чему.
Никак не соберусь написать Вам о повести "Живоносный источник", редакционная суета заела. Во второй половине года (возможно, летом, хотя вряд ли) журнал "Подъём" опубликует эту вещь - она в наших планах.
Вячеслав Лютый 2.04.14 21:00
Нине Бойко.
Уважаемая Нина, я не согласен с Вашим утверждением о том, что в советское время критики ТОЖЕ держали высокую планку, т.е. были смелыми, жесткими, язвительными. Не этой "сабельной атакой" важна литературная критика, а вдумчивостью, честностью, умением вчитаться в авторский текст и понять, что писателю дорого, что неинтересно, как выглядят его герои в системе нравственных координат. Трусливые, продажные, заискивающие, готовые представить плохое как хорошее - такие критики были всегда: и советские годы, и в чеховское время. Способность к острому слову и образу не компрометируют критика. Пусть только он не превращает собственный текст в некий литературно-театральный бенефис, а произведение поэта или драматурга в предмет для битья. В критике важен ум и такт, нравственная точка зрения, уважение к автору, если произведение существенное и в нем важно разобраться. А все остальное, когда "наотмашь" и "наповал" - это литературная публицистика, т.е. жанр совершенно иной.
Вячеслав Лютый 2.04.14 20:44
Нине Ягодинцевой.
Уважаемая Нина, благодарю Вас за интерес к моим работам. Второй литературно-критический принцип, который вы приводите как имеющий распространение подход критика к художественному произведению, сегодня воплощается в полемике вокруг христианских поэм Юрия Кузнецова. Все "свое" критик вонзает, будто заточенную вилку, в живое тело поэзии, а затем начинает ее "разделывать", как запеченную грудинку. Для критики это катастрофический подход, потому что аналитик не замечает целого, отворачивается от деталей, не учитывает голос автора и не понимает его позиции внутри мира, который поэт живописует. Конечно, важно вписать художественное произведение в систему координат русского мира. Ты можешь делать это, когда любишь само произведение, оно тебе интересно - или ненавидишь его, оно мешает тебе жить. Но стоит отдавать себе отчет и в ненависти, и в любви - пусть они не застят тебе глаза. Мне ближе первый принцип. А в целом важно быть корректным и не переделывать художественную литературу на свой лад, в соответствии с теми умными книжками, которые ты прочел в минувшем году. Тут важна честность, внимательность и, конечно, профессионализм. И потом критик в своем рассуждении не должен заслонять автора, не быть "на всякой свадьбе - женихом"...
Зинаида Королёва 2.04.14 20:44
Здравствуйте, уважаемый Вячеслав Дмитриевич!
Я к Вам обращаюсь с необычной просьбой. Каждый пишущий продвигает свои произведения через контакты с читателями. Кроме тех, кто не может этого сделать сам. На Тамбовщине живёт замечательный поэт (по откликам читателей Стихи ру и Избы-читальни) Геннадий Шеховцов. Много лет он совсем неподвижен, работает только мозг и речь. Стихи все держит в памяти, а затем с помощью сиделки, держащей телефонную трубку, он передаёт их в соседнее село своей помощнице. А далее по цепочке они попадают на его страницы в Интернете, открытые его друзьями. После появления этих страниц и многих сотен откликов читателей, его жизнь приобрела большую осмысленность, и в ней вернулась надежда. Но он оторван от большой литературы, он не знает мнения профессиональных критиков. Именно поэтому у меня возникла дерзкая мысль попросить Вас ознакомиться с творчеством Геннадия. Для контакта сообщаю свою почту: korzina0505@mail.ru
страницы в интернете: http://www.stihi.ru/avtor/stihi52 http://www.chitalnya.ru/users/stihi52/
А это одно из его стихотворений:
Моя святая трепетная Русь
Я вновь брожу средь ласковых осин
И растворяюсь в шелесте берёз.
Земля моя, я любящий твой сын,
Могу ли жить без первых майских гроз,

Вез ландышей, без трелей соловья,
Без запаха черёмухи весной,
Без песен, что поют мои друзья,
Без ивушек, склонившихся над Цной?

И не тонуть среди твоих лугов,
Не пить бальзам в студёных родниках,
К твоим ногам сложить всегда готов
Свою любовь, воспетую в стихах.

Пропитан русским духом я насквозь
И добрым светом знаменских степей.
И невозможно быть с тобой нам врозь,
И нет на свете сладостней цепей.

В разлуке греет лишь любовь твоя,
И где б я ни был, всё равно вернусь,
Я без тебя, как будто бы не я,
Моя святая трепетная Русь.
Светлана Демченко 2.04.14 20:35
Вот за эти пару фраз, Вячеслав Дмитриевич, из Вашего ответа на мой вопрос, Вас можно расцеловать :
"Именно потому мы должны поддерживать то, что нам дорого, что мы любим, без чего наша жизнь не имеет смысла. Нужно искать эти вещи и слова везде, практически интуитивно – так заболевший или раненый зверь находит целебную траву и восстанавливает свои силы". От всех пишущих "раненых зверей", постоянно ищущих свою целебную траву для восстановления сил в творчестве" низкий Вам поклон за этот разговор. Он тоже целебная травка, душица, наверное. Приумножения Вам Вашего таланта и успехов в литературном труде! С благодарностью, Светлана Демченко.
Вячеслав Лютый 2.04.14 20:27
Светлане Сырневой.
Светлана, отвечу коротко: тандем сложился трудно, но счастливо. Во взаимных спорах, порой весьма жестоких, в доверии, в интересе к творчеству друг друга, во взаимопомощи. И, конечно, - любви.
Вячеслав Лютый 2.04.14 20:22
Василию Дворцову.
Василий, время сейчас связано с коротким дыханием. Оно проявляется не только в частной жизни, но и в государственной. В годы войны невозможно было с уверенностью сказать, что будет через день или месяц. Но государство неуклонно заявляло о своей жизнестойкости, несмотря на отступления и поражения. И личное короткое дыхание поэта словно "вытягивалось", становилось длинным, и появлялась эпика. Сегодня эта вторая сторона нашей жизни, государственная, отличается большой зыбкостью. И вот совпадение двух упомянутых векторов приводит к отсутствию эпических произведений в поэзии. Но это - не навсегда. Потому не принимай всерьез бредни какого-нибудь бойкого критика, который станет утверждать: дескать, теперь мы живем в эпоху, когда наступил "конец поэмы". Читали уже прежде про "конец романа" и "похороны советской литературы"...
Вячеслав Лютый 2.04.14 20:12
Геннадию Иванову.
Дорогой Геннадий, спасибо за предложение, я не возражаю возглавить секцию критики СП.
Перерегистрация членов союза чрезвычайно трудная проблема. Я знаю, что в прежние годы в состав Союза писателей было принято много авторов очень слабых произведений. Но как отделить зерна от плевел? Это ящик Пандоры: только начни делить писателей на хороших и плохих, и все писательское сообщество взорвется. В малой степени это возможно сделать на местах. А в Москве принимать решение по характеристикам писателей из регионов - вещь самоубийственная. Возможно только утверждать принятое там.
Что касается объединения Союзов, то я категорический противник этого проекта. Во многом нам не о чем говорить с писателями альтернативного союза, к этому различию в системе ценностей нужно относиться как к факту. Но участвовать отдельными идейно-художественными корпорациями в более общем литературном проекте вполне можно. В отношении изменений в работе Союза писателей России могу сказать кратко только одно: она должна иметь наступательный характер.
Помню, открывали мы мемориальную доску памяти писателей-воронежцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Происходило это 8 мая. И вдруг именитый воронежский литературовед стал говорить о том, что один из них злокозненно заставлял Мандельштама писать положительные рецензии на сочинения местных авторов (я же думаю, что просто давал опальному поэту возможность заработка), а другой публиковал статьи, в которых ругал стихи Осипа Эмильевича. Вот такими были эти два погибших "непозитивных" писателя. Все обомлели: здесь, в этот день и так! Пришлось мне сказать, что они могли, говоря по-современному, "откосить" от призыва в действующие части, устроиться в какую-либо тыловую газету, выхлопотать себе "бронь"... Однако они пошли на фронт и погибли. Там были все вместе: крестьяне, рабочие, бухгалтера, партработники, инженеры, учителя, врачи - и писатели. И они стали частью своего народа и легли в родную землю. Писатель стремится к тому, чтобы его произведения оказались востребованы народной жизнью, но не у всех это получается. А в этом случае все вышло правильно. Потому-то мы стоим перед мемориальной доской и кладем свои цветы.
Это был их поступок, незаметный почти для потомков из либерального постсоветского сообщества, но очень важный для каждого русского писателя.
Нина ВОЛЧЕНКОВА 2.04.14 20:04
Здравствуйте, уважаемый Вячеслав Дмитриевич!
Вопроса задавать не стану, но наблюдением позвольте поделиться.
Неравнодушие содержится в посланьях, ответы всяческих похвал достойны, а в целом - продуктивный разговор.
Рациональных зёрен для посева достаточно, чтоб всходы добрые заколосились нивой.
Успехов Вам в труде благожеланном!
С благодарностью, Нина Волченкова.
Олег 2.04.14 20:02
Вячеслав Дмитриевич, Вы себя относите, насколько мне известно, к писателям - патриотам. Сегодня некоторые из них, например, поэт, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняеев, призывает пересмотреть значение русской литературы XIX века. Каково Ваше мнение? Не приведет ли это к деградации русской поэзии, известно, что настоящее искусство всегда антологично.
Олег Алёшин, Тамбов
Михаил 2.04.14 19:55
Мне рассказывали, что Вадима Кожинова многие поэты, считающие себя самыми-самыми, ненавидели лишь за то, что он о них не написал ни строчки. Вы, как я заметил, тоже пишете не о всех подряд. Усложняет это ли вам жизнь?
И бывало ли так, что одно прочитанное вами стихотворение побудило вас взяться за перо и написать только о нем?
Вячеслав Лютый 2.04.14 19:45
Александру Нестругину.
Саша, рад видеть здесь твой вопрос, пытливый и коварный одновременно. В 90-х, когда я работал в банке (это был единственный доход нашей семьи), я полагал, что с литературой - всё, "хана"... И прежние годы литературного энтузиазма, поступления и учебы в Литинституте, ушли куда-то далеко... Но потом все как-то выправилось. Во многом это связано и с тем, что моя жена Римма - поэтесса, литературный и музыкальный критик, т.е. по отношению ко мне - одного поля ягода. Тут важно еще и то, чтобы в берлоге не ворочались два медведя. Но со временем у нас как-то установилось творческое сочетание индивидуальностей: она мой самый первый критик и жесткий редактор, а я, в свою очередь, ее помощник и первый читатель. В самом общем виде взаимодействие семьи и творчества определить трудно, получится какое-то лирическое словоблудие. У каждого это - индивидуально, поскольку само творчество таково. Что касается утверждения Розанова, то Василий Васильевич говорил часто противоположные вещи, а семейный опыт у него был, мягко говоря, сложным. Просто, если ты любишь, то люби искренно, сердцем, а мозг время от времени убирай в книжный шкаф.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА