Сергей 3.11.20 21:19
Невеселые собственные мысли о будущем Человека Разумного становятся еще более невеселыми после прочтения размышлений Михаила Попова и комментариев. Индустриализация и урбанизация, о которых почти с восторгом пишет Дмитрий Чистяков, не делают человека более разумным, более свободным и более человечным. В основной своей массе мы превращаемся в тех самых коров-станков по производству якобы молока.
Мои родители выходцы из тверской древни на Верхней Волге, где прошли все мои летние каникулы, родился и вырос я в Северодвинске. Начинал работать на Северном Машиностроительном Предприятии, в цехе, где закладывалась первая подлодка "Акула", учился в Ленинграде, живу и работаю в Пскове.
После 8-го класса в 1971-м году был участником водного похода по Онеге. Поход начинался в Каргополе с озера Лача и закончился на Кий острове. Прошли мы не всю Онегу, конечно. Мне, восьмикласснику, еще, можно сказать, совсем несмышленышу во взрослой жизни, на всю жизнь запомнилось запустение многих заброшенных деревень по берегам Онеги. Добротные дома и никого вокруг них...
Надежда 31.10.20 02:38
Спасибо всем, кто принял участие в этом Десанте! Дорогой Михаил, а тебе -- низкий поклон за горячее сердце и талантливое перо! К сожалению, не представляю будущее русской деревни. И политики властей. Как так, несмотря на "цифровое" будущее, во всех национальных образованиях России деревни и села получают какую-никакую финансовую поддержку. И дома растут. Не во всех, но в большинстве. Т.е. тут что -- ЦИФРА их минует?! И только русская деревня умирает на глазах у всех. Тут уж даже Бог в помощь не скажешь. Ситуация-то вполне земная. Прости, Господи! Надежда Мирошниченко
Екатерина Пионт 30.10.20 21:21

Эпиграфом для рассказа "Тоска" Антон Чехов взял строчку духовного стиха - "Кому повем печаль мою?"
Извозчик Иона, потеряв сына, не находит в Петербурге человека, который бы выслушал его...облегчил пульсирующую боль... Каждый седок весел, и нет дела ему до старика. Уже под ночь приходит он к своей лошади - она жует, слушает, обогревает его своим дыханием... Ей и открывает он измученную душу... Лошадь - она деревенская...

Есенин в "Ключах Марии" истолковывает слово "пастух" - пас дух.
и пастухов-то нынче не остаётся, а деревня должна жить, пусть хоть в несколько домов...как без неё русскому человеку? А ведь, действительно (хочется написать её с большой буквы), Деревня - пасёт дух крестьянина. Народа.

Михаил Константинович, спасибо Вам за интересное содержательное эссе, как Вы хорошо ответили земляку Дмитрию: "Умом Ваше заключение понять можно, но сердце противится. Да и ум, если хорошенько пораскинуть им, перечит".
И Вы вправе это сказать. Вы, где родились - там и пригодились!
Это всегда вызывает уважение.
Михаил Попов (Архангельск) 30.10.20 19:03
Дмитрию Чистякову

Уважаемый земляк! Умом Ваше заключение понять можно, но сердце противится. Да и ум, если хорошенько пораскинуть им, перечит.

Несколько лет назад в составе писательской бригады я побывал на Ярославщине. Показали нам один ультрасовременный комплекс. Снаружи - огромный ангар. Входишь – чистота, блеск металла, пульсация лампочек. Центральный проход теряется вдалеке. Слева и справа – подиумы. На них, - не иначе, крупногабаритные станки с программным управлением. Не сразу дошло, что это коровы. Поднятые на высоту, они стояли, как памятники, вбитые в постамент. И из них по прозрачным шлангам струилось, пенясь, молоко.

Первоначальная оторопь прошла, но совсем не угасла. В путевой очерк, который был опубликован здесь, на сайте РП, этот эпизод не вошёл. Я постарался его забыть, заключив для себя, что это наваждение. А то, что струилось по шлангам, это не молоко, это имитация его, суррогат, эрзац. Потому что Господь, задумывая корову, связал её с пастбищем, с разнотравьем, с морем клевера, ромашек и мяты, с жужжанием пчёл и шмелей… И вот в этом полуденном шелесте трав, гуле луга, в этом благоухании и многоцветье, которое слышала, созерцала и поглощала корова, и происходило таинство создания божьего млека.
Это сравнимо с сотворением мёда – другого земного чуда, которым наделил Господь людей.

Корова была основой деревенского уклада-лада! Потому так много ей посвящено народных песен, пословиц, поговорок. Корова по праву вошла в большую литературу. А те животные в ангаре – это, по сути, уже не коровы, это полуроботы, никогда не видевшие в буквальном и переносном смыслах белого света. И вывод напрашивается сам собой. Не станет луга, пашни, коров, лошадей на земном пространстве, отпадёт большой пласт литературы и искусства. Весь ХIХ да и ХХ век для читателя, скажем, конца ХХI века покроется невнятной мглой. Поймёт ли юноша той поры, не видевший коровы и лошади, переживания персонажей повести Василия Белова «Привычное дело» или романов «Братья и сёстры» Фёдора Абрамова? Да и всей классической литературы, начиная с Пушкина? И тогда кто он будет, этот вЬюноша? Русский человек? Ой ли! Тот же полуробот, только в, якобы, человеческой модификации.

Грустно мне от этих невольных размышлений…
А вы, Дмитрий, со спокойным сердцем повторяете вслед за прогрессистами от науки, что урбанизация – неизбежный процесс. Урбанизация – синоним варварства. Варвары, вторгаясь в чужие пределы, разрушали города и селения, уничтожали предметы культуры и искусства, сокрушали сады и пастбища…Нынешние варвары сокрушают всё, что было заповедано Богом.
Вавилонская башня рухнула. Падения новой Вавилона, который строят новые нигилисты-прогрессисты, мир не выдержит…

Дмитрий Чистяков 30.10.20 00:39
Михаил Константинович, с большим удовольствием прочитал Ваше эссе, написанное добротным русским языком (Вы Мастер слова!) , в котором, конечно, вопросы, и философия, и оценка прошлого, и взгляд в будущее. Сам вырос на земле, на окраине Архангельска, но уже не хочется возвращения к дровам, воде и помоям. Урбанизация естественный процесс нашего века, и остаётся лишь сожалеть о "деревянных конях" нашей деревни. Будущее за крупными сельхозпредприятиями БЕЗ аборигенов деревни, где процент неработи и ворья слишком высок, чтобы реально воспринимать их как хозяев или работников. На земле будут трудиться вахтами, управляя комбайнами-роботами, которые будут и пахать, и полоть. Месяц на вахте в "деревне", месяц дома, в реальном городе. Я когда ещё на излете 90х был в экспедиции по беломорскому побережью, понял, что молодежи там- как в тюрьме, как на каторге- после города. Тоска это смертная и отсутствие смысла жизни. Потому что сводить его к сезонности сельхозработ- это дзен не для каждого. Поэтому сдача деревень прошла под тихое осознание бессмысленности деревенского уклада в современном мире самих деревенских жителей. Таких как Вы или я, хотя я и родился на Варавино, уже с рождения будучи городским. Сидеть орлом и морозить почки в деревенском туалете- разве это достойно в 21 веке... Разве нужно выгребать навоз и чистить куриные насесты в наши дни?.. Деревня в её исконном прочтении- как прялка. Вроде вещь красивая, а не нужная. И хранить неудобно, и выбросить вроде нехорошо. Хотя и хочется. Это как евангельское "оставьте мёртвых своих мертвецам". Тот же Абрамов уцепился за Ленинград, за ЛГУ, и обратно в Верколу не вернулся, чтобы там жить. Имея (получив) элитную квартиру с видом на Мариинский Театр, быть печальником земли русской- для меня это о многом говорит. С огромным к Вам уважением.
Андрей Попов 29.10.20 18:26
Спасибо, Михаил! Добрый материал. Деревня - сердце России. Напомню хрестоматийное. Пушкин ко 2-й главе "Евгения Онегина" дает эпиграф "O rus!" Из Сатир Горация, в переводе с латинского - О, деревня!" И тут же Пушкин добавляет - О, Русь!
Вопрос - что делать! - как говорит, Михаил Попов, можно и не задавать. Пора уже не задавать. Ищите прежде всего Царствие Божие, а остальное вам приложится. Надо Богу молиться и самим не плошать. А то мы либо только Богу молимся, думая, что всё само устроится; с неба упадет либо только сами не плошаем - экспериментируем над деревней, а значит, над всей Россией.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА