Эдуард Петренко | 5.02.14 14:14 |
Ирине Репьёвой
Создавая своих литературных героев, я всегда отталкиваюсь от живых, жизненных прототипов в их противоречивом многообразии характеров. А "богоподобных" персонажей мне создать ещё не удалось, так как с живым Богом, извините, мне пока встречаться не приходилось. И этому реализму я всегда учусь у великого Толстого, который как большой художник ( и в то же время религиозный человек) никогда не писал с оглядкой на "богоподобность", а рассказывал о человеке, наглядно показывая "диалектику" его души. Вот этим самым он и подвигал человека к Преображению в земной жизни. С уважением, |
Ирина Репьева | 5.02.14 00:05 |
Эдуард, раз обратились ко мне, хочу вам ответить. Я думаю, что нет стопроцентно не религиозных писателей. Бог - это реальность, который транслирует нам некие идеалы и требования. И если писатель этого не принимает всерьёз, то это является его ответом Богу. Есть ли в наших персонажах образ Божий или богоподобие, и должно стать главным вопросом и самих авторов, и критиков. А термины "постмодернизм" или "новый реализм" - это лишь попытка оправдать богоотступничество литераторов, которые бы хотели, чтобы мы забыли о главной задаче русской литературы - подвигнуть человека к Преображению в его земной жизни. |
Андрей Тимофеев | 4.02.14 00:11 |
Каждый автор или критик может предложить своё. Главное, чтобы это своё было.
Не знаю, что Вы имели в виду под "не сотвори себе кумира" и почему светская литература должна придерживаться именно этого постулата... Если Вы хотите этим сказать, что светская литература должна быть обязательно бес-ценностной, должна дистанцироваться от поиска истины, то, думаю, вы ошибаетесь. |
Эдуард | 3.02.14 22:48 |
Андрею Тимофееву
Однако же в качестве идеала Вы, как я понимаю, предлагаете... Бога. Но вот парадокс: светская литература, скорее всего, в своих нравственных исканиях следует православному постулату " Не сотворяй кумира своего". Как преодолеть современному писателю такое противоречие? |
Андрей Тимофеев | 3.02.14 18:51 |
Эдуарду Петренко:
Принципиально важный момент - здесь мы говорим исключительно о светской литературе. Духовной литературы не касаемся ни в коем случае!! Но в чём-то Вы правы, некоторое противоречие подмечено вами верно - дело в том, что в данной заметке речь идёт не о любой светской литературе, а как бы о её идеале, о подлинной литературе, о литературе высшей пробы. На мой взгляд, именно с этих позиций и нужно рассматривать литературу. Критик должен дать образ Идеала, то, к чему автор может и должен стремиться. А что до того, что есть противоречие между реальным уровнем произведений современных авторов и Идеалом - это может быть! Но что ж теперь отказаться от Идеала?? |
Эдуард Петренко | 3.02.14 17:23 |
Ирине Репьёвой
И описательность, и языковая ткань, и идейность органически использует писатель в изображении реального человеческого характера.В теории литературы это называется художественной типологией. А где реальность и Бог - идентичные понятия, там вступают в силу уже другие, религиозно-эстетические категории. И рассуждения Андрея Тимофеева можно с большой натяжкой отнести к светской литературе,тем более в её направлениях постмодернизма и нового реализма. Нельзя наивно путать "грешное и праведное"... |
Андрей Тимофеев | 31.01.14 18:38 |
Спасибо!! Тепло становится от ваших добрых слов!! |
Григорий Блехман | 30.01.14 21:41 |
Согласен с Андреем и Ириной.
Потому что, в конечном счёте, что бы ты ни написал - это рентген твоей души, а точнее, её сотояния на тот момент, когда ты это пишешь. Мне нравятся "рентгеновские снимки" Вашей души, Андрей, и Ваше чувство Слова. Потому и читаю Ваши литературные труды. И, как уже говорил, верю в Ваше большое литертурное будущее. А за эту статью благодарю. |
Ирина Репьева | 30.01.14 17:53 |
Андрей, спасибо Вам за эти слова:
"Именно в этих терминах мы и должны говорить о литературе – мы должны искать в произведениях глубинный смысл (если он там есть), пытаться вместе с авторами прикоснуться к тайнам бытия, а вовсе не заниматься анализом сиюминутным литературной конъюнктуры. Дело совсем не в том, к какому направлению относится данное произведение, дело в том, является ли оно художественным произведением вообще, имеет ли оно отношение к литературе, а значит – раскрывает ли оно нам что-то в мироустройстве, трогает ли наше сердце, побуждает ли задуматься о вечном. Но всё же главным в литературе всегда оставался – человек, потому что глубина человека несоизмеримо больше того, что открывается нам в описательности, языковой ткани, идейности. Потому «наибольший» реализм – скрывается внутри человека, там, где только и возможно Царство Божие". Я не просто согласна с Вами, но вы мне сейчас и кое в чем важном помогли. Спасибо. |