Ирина Кочеткова 14.05.14 22:07
Дорогой Григорий Исаакович!
С радостью узнала, что Ваша книга "Когда строку диктует чувство", куда входит и этот очерк, отмечена в номинации "эссе" определением "Лучшая книга 2012 - 2014".
От себя и по просьбе остальных Ваших подопечных Вашего семинара " Реакция генетического аппарата на стресс" поздравляю Вас.
Мы все желаем, чтобы и остальные Ваши произведения и книги были оценены по достоинству, которое для всех нас высоко.
Вы - не только крупный ученый, но и настоящий писатель.
Елена Коренева 5.05.14 19:49
Как современен и редок в любые времена человек чести и долга.
И как ярко показал это в своей статье Григорий Блехман.
Смотрю, что творится вокруг, где господствует какая-то мерзкая "политическая целесообразность", и будто зову на помощь таких редких и прекрасных людей, как Николай Гумилев.
Он так и остался знаменем на все времена.
Спасибо Григорий Исаакович за уже привычную для Ваших читателей глубину Ваших размышлений через анализ творчества неординарных людей.
Григорий Блехман 26.04.14 23:59
Спасибо Анна и Валерий.
Думаю, любому литератору лестно, когда такие профессионалы-коллеги, говорят добрые слова в адрес его работ.
Всегда рад встречам с вашими литературными трудами, которые высоко ценю, и потому постоянно жду ваших новых строчек.
Валерий Сотников 25.04.14 21:19
Анна Гранатова права: Григорий Блехман серьезный литературовед со своим почерком исследователя, где глубокие знания творчества того, о ком он пишет, сочетаются с глубокими знаниями литературы вцелом и не предвзятостью мнения. Поэтому его литературные труды дают обильную пищу для размышлений и непременно добавляют твоим знаниям о поэте или писателе нечто важное, мимо чего проходил сам.
Как-то умеет он рассказать глубоко и, в то же время, интересно. Может быть, эта редкая способность определяется тем, что Блехман сам прекрасный поэт и прозаик, поэтому "творческую кухню" того, о ком пишет, чувствует "изнутри".
Не случайно его книга литературоведения "Когда строку диктует чувство" была признана на днях в номинации эссе как "Лучшая книга 2012 - 2014".
С удовольствием поздравляю Вас, Григорий Исаакович, с этой высокой и завслуженной наградой.
Гранатова 24.04.14 13:38
очень любопытно Григорий вас читать. Приятно иметь дело с литературоведом умным ибо таковых ныные мало- все больше "тусовщики" попадаются. А человек с интеллектом в критике так же редок как летающая корова
Анна Гранатова (гаганова), финалист лучше книги "Плутоний"
Григорий Блехман 19.04.14 19:33
Благодарю Вас, мои уважаемые коллеги Екатерина и Виктор, за такое созвучие между нами в восприятии выдающегося поэта и Личности Николая Гумилёва, который, сколько его ни читай и ни перечитывай, сколько о нём ни думай, остаётся для меня неисчерпаемым.
Вы оба - люди талантливые, и я желаю каждому из вас ежедневного вдохновения, которое и ведёт человека к его собственной неисчерпаемости, что так наглядно своей недолгой жизнью показал всем нам Николай Гумилёв.
И спасибо вам, а также, Нине Петровне Волченковой за поздравления с очень дорогой для меня наградой.
Екатерина Пионт 19.04.14 12:17
Извините, поторопилась отправить.
Екатерина Пионт
Екатерина 19.04.14 12:15
Уважаемый Григорий Исаакович!
Ваше проникновенное эссе о "Рыцаре серебрянного века",
который был убеждён, что " не только стихи, но и сама жизнь поэта должна поражать людей", побудило вновь раскрыть
томик произведений и повторять, повторять эти завораживающие строки... И торопливо загибать новые страницы (дурная привычка), испытывая удивление и радость, что на сей раз душа поняла, приняла...
Спасибо Вам за трепетное отношение к поэзии, к поэтам, за память...
С заслуженной Вас наградой!
Виктор Макаров 18.04.14 22:07
По цельности натуры с Николаем Гумилевым мало кто сопоставим. Он действительно сделал себя сам, и его слова: "...человеку необходимо быть храбрым, он должен идти вперед и оправдать себя как человек. Он настолько человек, насколько побеждает страх" , написанные в юном возрасте, полностью совпадают с личностью Гумилева взрослого, что особенно ярко проявилось в том, как достойно принял он смерть.
Эта мысль красной линией проходит у Григория Блехмана в этой и других его статьях о Николае Гумилеве. Ну и, конечно, прекраный разбор особенности творчества выдающегося поэта Серебряного века, из которого видно святое отношение поэта к Слову и ювелирное владение этим Словом.
Очень нравятся мне Ваши исследования ,уважаемый Григорий Исаакович, поэтому нисколько не удивлен, что именно Вам присуждена престижная литературная премия имени Николая Гумилева, с чем от души Вас поздравляю.
Григорий Блехман 17.04.14 10:54
Да, Эмма Петровна, опрятность изложения мысли в современной литературе любого жанра оставляет желать лучшего.
И идёт это от торопливости стать на виду: написать о чём-нибудь злободневном, тем самым заставить о себе заговорить.
А КАК написать, уходит на второй план, потому что некогда.
Лишь немногие, кому Бог дал Слово, спонтанно чувствуют форму, в которую облекают конкретное содержание. А остальным - большинству литераторов после написания требуется труд ещё и редакторский или точнее, саморедактирование.
Но здесь, как оказалось, у молодых есть пролемы, поскольку не начитаны и от этого "не слышат звучания слова на бумаге".
А это важно, поскольку звучание из уст, где возможны и жест, и пауза, отличается от звучания на бумаге, где этого сделать невозможно, отчего и требуется отточенность слога...
Это очень важная тема, и спасибо Вам, что обратили внимание на эту мысль Гумилёва, опрятность слова которого выделялась даже в среде его современников. Впрочем, как и его поведение, что, думаю, взаимосвязано.
А ещё большое спасибо, что "в иных местах чуть не плакала".
Такое прочтение дорогого стоит, потому что полностью созвучно с сотоянием автора.
Вы знаете, что я Ваш постоянный читатель, и потому пользуясь случаем, желаю Вам новых произведений в любом жанре, где Вы всегда находите достойную форму конкретному содержанию.
Эмма Меньшикова 16.04.14 22:19
"... поэт как мыслитель, творец не выразит себя, если не сможет найти достойную форму достойным мыслям и глубоким чувствам…». Очень актуальна и поучительна ныне эта мысль Гумилева, особенно для тех современных поэтов, которым никакая форма нипочем... Спасибо Вам, Григорий, что Вы так тонко и так глубоко чувствуете и понимаете поэта, в иных местах чуть не плакала. Трагическая судьба, пронзительные стихи, и Вы достойно об этом написали...
Григорий Блехман 16.04.14 21:43
Очень признателен моим уважаемым коллегам - Александру, Сэде Костантиновне, Нине Петровне, Людмиле Борисовне и Валерию за глубину и талант вашего прочтения.
Конечно, такие предметные комментарии делают автора богаче, что, хотел бы надеяться, отразится на моих дальнейших литературных работах.
Вы, Людмила Борисовна, заговорили об очень важной статье Блока "Без Божества, без вдохновенья", о которой мне поначалу тоже хотелось написать и обсудить.
Но, как заметила Сэда Константиновна, мне приходилось что-то отсекать, чтобы не "растекаться мыслью".
Потому что о содержании этой выдающейся статьи нужно писать отдельно, как и о том, что всем известные направления пригодны лишь для классификации поэтов не выдающихся.
Выдающиеся спонтанно выходят за рамки того, привержецем чего себя декларируют.
Согласитесь, что "символизм" Блока - очень условный, как и условны "акмеизм" Гумилёва, Мандельштама, Ахматовой. Или Маяковский - ну какой он "футурист": не вместишь его в эти рамки, как и в рамки "имажинизма" не вместишь Есенина.
На мой взгляд, выдающиеся Художники, поэкспериментировав, довольно скоро приходят к тому, лучше чего не придумаешь, потому что это придумано природой - к реализму.
Или к Пушкину, что в данном контексте одно и то же.
Но это - тема отдельного большого разговора.
Даст Бог, когда-нибудь, если её осилю, напишу.
Или кто-то другой напишет, и может состояться очень интересный разговор.
Пока же благодарю вас, уважаемые коллеги, желаю каждому из вас новых строчек, которые всегда от вас жду, и как вы знаете, читаю.
Вам же, дорогая Людмила Борисовна, желаю, чтобы в моей любимой Одессе всё разрешилось как можно лучше и, конечно, без жертв.
Мы с Вами.
Валерий Кузьмин 16.04.14 11:33
В конце 80-х - начале 90-х, когда я был студентом Литературного института, с Советском Союзе стали активно появляться публикации о Гумилёве, ранее не поощрявшиеся, и я увлёкся этим уникальным поэтом и личностью. Написал о нём курсовую и вообще считался специалистом, знающим лучше остальных о жизни и творчестве Николая Гумилёва, чем любил щегольнуть. Но прочитал сейчас Ваше исследование и почувствовал себя дилетантом, потому что Ваш Гумилёв много глубже, шире и многогранней моего.
Поскольку этот поэт так и остался моим любимым, я очень Вам благодарен, уважаемый Григорий Исаакович, за этот Ваш блистательный труд. Очень хорошо, что он появился на таком популярном для читающей публики сайте, потому что такая культура литературных исследований должна сохраняться на все времена.
Спасибо Вам и спасибо сайту.
Людмила Владимирова 16.04.14 01:16

Уважаемый Григорий Исаакович! Спасибо за Николая Гумилева.

Нет, он – не мой поэт, «что-то холодное и иностранное» я не могу не чувствовать. Хотя некоторые его стихи ценю, они – близки, глубоки, и он мне, порою, «по-хорошему – мил, а не по-милу – хорош».
М.б., в моем сдержанном отношении «виноват» и бесконечно дорогой мне Александр Блок, его последняя (!) статья: «Без божества, без вдохновенья». Никак не могу не согласиться с характеристикой «акмеистов», Гумилева, в частности, данной в конце статьи:

«…Н. Гумилев и некоторые другие "акмеисты", несомненно даровитые, топят самих себя в холодном болоте бездушных теорий и всяческого формализма; они спят непробудным сном без сновидений; они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще; в своей поэзии (а следовательно, и в себе самих) они замалчивают самое главное, единственно ценное: ДУШУ.
Если бы они все развязали себе руки, стали хоть на минуту корявыми, неотесанными, даже уродливыми, и оттого больше похожими на свою родную, искалеченную, сожженную смутой, развороченную разрухой страну! Да нет, не захотят и не сумеют; они хотят быть знатными иностранцами, цеховыми и гильдейскими; во всяком случае, говорить с каждым и о каждом из них серьезно можно будет лишь тогда, когда они оставят свои "цехи", отрекутся от формализма, проклянут все "эйдолологии" и станут самими собой».

Но Ваше исследование, глубокое, проникнутое искренней любовью к поэту, по праву вызывает уважение и благодарность. А судьба поэта, его ТАКОЙ! и – ранний уход горько ранит Русские души. Не исключаю, более того, – верю: он пришел бы со временем к тому, что так хотел видеть в нем А. Блок.

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Нина ВОЛЧЕНКОВА 15.04.14 21:14
Дорогой Григорий Исакович! Радуюсь Вашей публикации о Николае Гумилёве, ТОМУ, что вы стали лауреатом Всероссийской литературной премии имени Николая Гумилёва 2013 года!!! И посылаю в ответ пока только эти строки:

Пролог

Две судьбы – две половинки.
Как серебряная нить,
вьётся тонкая тропинка.
И кого, скажи, винить
в том, что жизнь –
переплетенье
взглядов, мыслей и речей?
Вьётся тонкая тропинка…
Автор добрый, чей ты? Чей?
И советский, и российский,
И любых других времён,
Воспеваешь воздух чистый
И живёшь среди имён.

1
В стихах нельзя солгать – ритм как дыханье,
и рифма как основа из основ.
О Гумилёве – мысль-воспоминанье
дней наяву и самых светлых снов.
«Военной тайной» в детстве поглощённый
и повторявший строки, как наказ,
в законы совести и чести посвящённый,
спасённым был в тяжёлый жизни час.
Да, времена сегодня поменялись:
на первом месте доллар, евро-знак.
Но честь и совесть были и остались –
без них на свете не прожить никак.
Чтоб на дороге собственной не сбиться,
хватает и рассудка, и ума,
в своих любимых детях повториться,
в родной жене и радости домах.

2
«Невольник чести» Гумилёв,
И беспринципность новой власти.
Живут вокруг него напасти,
А он к ним вовсе не готов.
Он предсказал короткий век
Своей судьбы, он ведал цену
большой любви, но для размена
не создан в жизни человек.
И потому рыдает скрипка...

С благодарностью за очищающее душу исследование, Нина Волченкова.
Сэда Вермишева 15.04.14 13:53
Уважаемый Гигорий Исаакович! Очень рада увидеть Ваше эссе о Гумилеве на сайте "Российского Писателя", что даст возможность ознакомться со статьей широкому кругу читателей.
У Вас исключительная, редкая способность проникнуться поэтом настолько, что Ваш выбор и представление читателю его стихов дают возможность ощутить поэта во всей сложности его личности и отношений со временем, в котором он жил.Этому спосбствует то,что . Вы отсекаете все незначительное, второстепенное и поэт является нам во всей своей значимости, монументальности и лиричности одновренно, не разбаленной так модными сегодня второстепенностями.
Деликатное и тактичное , и в то же время проникновеное присутствие Вашего "Я" придает рассказу - исследованию особую задушевность и лиризм.
Спасибо Вам, что Вы заново дарите нам поэтов, о которых вроде бы все знали и все поняли.
Сэда Вермишева
Александр Плотников 15.04.14 11:50
Эта статья - фундаментальный труд в котором материал изложен ещё и в увлекательной последовательности, из чего виден и Гумилёв - чеовек, и Гумилёв - поэт, а также, понятен и органичен ставший знаменитым поступок поэта в августе 1921 года.
Очень удачное название, в котором заложена мысль бессмертия поэта.
Я много читал и читаю о Николае Гумилёве, в том числе и работы Григория Блехмана. И должен сказать, что его статьи имеют отличительную особенность: их кажущаяся простота основана на глубоком знании материала и умении так рассказать, что каждый чувствует себя собеседником автора.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА