Страница: 1 2 Все |
Ярослав | 11.07.15 15:35 |
Стихи Анатолия Аврутина отличаются от произведений других современных авторов. И тут дело не в искренности, это есть у многих, и не в мастерстве, увлечение работой над формой преследует большое количество пишущих сегодня. Форма никогда ничего не прибавляла художественному произведению. Она может быть соответствующей смыслу или входить с ним в диссонанс, оправданным бывает и то, и другое. Поиски нового также не могут явиться самоцелью. Зачастую как раз они приводят автора к пустоте и пошлости. Сам поиск новых форм так состарился, так одряхлел, что вызывает у публики гадливое сочувствие к убогим бездарностям, которые ничем другим отличиться не в силах. Вообще именно советская и современная поэзия сама уничтожает интерес к себе. Обилие толстых журналов, 80 % в которых занимают «друзья». Причем «старые друзья», настолько старые, что их век, начавшийся еще в советское время, когда степень таланта определялась верностью партии, кажется бесконечно продленным. Тогда не спрашивали у народа. Поэтов назначали сверху.
Сейчас ничего не изменилось. Ни у кого не интересуются - печатать или нет. Редакторы решают сами. И этот «междусобойчик» не дает никакого представления о поэтах. В интернете – свалка. Ни один нормальный человек не отыщет в этой куче драгоценные перлы. Вот это вроде талантливо. А, может быть, и нет. А это не хуже. А это чуть похуже, но тоже ничего. А это вроде плохо, но так похоже на все предыдущее. Испортила репутацию поэзии и зависимость от кошельков в постсоветское время. Слишком много платили за унижение России, за опошление всего, что дорого русским. Понятно, что деньги из мошон заграничных русоедов, русожоров, но осадок остался. И поганит образ всей современной поэзии. Решить судьбу поэта может только народ, а у народа не спрашивают. Да и отвык он от этого. И стихи неискренние, подлые, продажные так надоели, что мнение укрепилось. Сейчас поэзии нет. Были поэты, да вымерли как динозавры. Но Анатолий Аврутин нарушает сложившиеся стереотипы. Стихи его и современны, и написаны сладкозвучным, классическим русским языком. В них много новых рифм, сравнений, мыслей, свежесть чувства и восприятия, но нет неоправданных экспериментов. В них есть грусть, боль за несовершенство родины и людей, но нет черноты, злорадства, ёрничества. В стихах вообще непонятно, чем достигается гармония. В этом-то и волшебство, и талант. Анатолий Аврутин свою гармонию нашел. Нам всем повезло. Доктор медицинских наук, член Союза писателей России, член Литфонда России, член Международного Литфонда Ярослав Кауров |
Наталья Стручкова | 13.06.15 13:25 |
"Закричать… И упасть в чистом поле,
Вдалеке от расхожих дорог, На меже откровенья и боли, За которыми – вечность и Бог." В этих строчках концентрация всей жизни и ВЫБОР ПОЭТА. И надежда, и вера, и любовь, потому что "на небо отсюда восходят угрюмые боги" и только чувство Родины в человеке способствует её спасению и сохранению. Спасибо Вам, Анатолий Юрьевич! |
Валентина Беляева | 12.06.15 15:43 |
Анатолий, это надо пережить! |
Владимир Подлузский | 10.06.15 20:07 |
Анатолий Юрьевич, добрый вечер! Ещё раз большое спасибо за Ваши оценки моих стихов.Нигде не нашёл электронный адрес Вашего журнала. На всякий случай высылаю свой:
wladimirswetozar@yandex.ru С уважением, Владимир Подлузский. |
Фёдор Ошевнев | 10.06.15 00:28 |
Перечитывая новую подборку стихов самого русского белорусского поэта сегодняшнего дня Анатолия Аврутина (знакомством по переписке с которым горжусь), невольно вспомнил хрестоматийное, бунинское: «Лишь слову жизнь дана…» В высшей степени это справедливо для аврутинского слова с его удивительной силой. Не бывает у Анатолия Юрьевича посредственных стихов! Бездонная глубина поэтических строк, дар прозрения, которым Господь наделяет избранных, отточенное мастерство (особенно виртуозно Аврутин владеет стилистическими приемами анафоры и антитезы), масштабность – до беспредельности… И философское начало, всегда и везде присутствующее в творчестве мэтра.
Потрясающе хороши в этой подборке сюжетные стихи – мини-спектакли с действием и декорациями: о контуженном Мироне и о женщине-Отчизне, про март 1953-го и про полуденную веранду за отвесным дождем. Каждая картина представляется в красках, в мельчайших подробностях, будто ты сам там присутствовал, видел, прожил… А еще – цепляют сразу, западают в душу жгучие строки: «Любовь узнаешь – предаст любимый…» Вроде бы и слова простые, и истины прописные, но ведь как подано! Самая что ни на есть глубинно-философская поэзия… Однако вместе с тем в предложенном – на мой субъективный взгляд – слишком много печали, отрешенности, реквиемного. Кресты, души, неумолимое приближение вечности вкупе с так и не разгаданной тайной смысла бытия – всё это настраивает на минорный лад. Хотя и нисколечко не умаляет огромного таланта, к которому вполне приложима аврутинская же строка: «Поэты – всегда полубоги» (начало одноименного стихотворения). Но как-то само собой вспоминается его знаменитое: «Стирали на Грушевке бабы» с феноменальной концовкой, куда автор сумел вместить совсем не маленькую трагедию женской половины послевоенной страны. Да, тоже грусть-печаль, только качественно – всё-таки иная. Порой стихи Анатолия Аврутина прочно ассоциируются с лирикой Дмитрия Кедрина. То же умение передачи страданий, та же щемящая любовь к Отечеству, где который год всё идет наперекосяк и где на дух не приемлют пророков, та же обостренная и неразрывная связь с великой русской литературой. В подтверждение процитирую: И вот он, наступивший новый век… Поэт в России меньше брадобрея, Ничтожней, чем калека из калек, Да вот живет, «не плача, не жалея…» Твердит свое, неслышный до поры, Строчит в блокнот, всё ведая и зная… А Родина летит в тартарары, Спасителя опять не замечая… Блестяще, смело, пронзительно! Истинная гражданская поэзия с высоким накалом каждой строки. Удачи Вам, Анатолий Юрьевич! В своем творчестве Вы точно следуете художественному завещанию Бунина: «Бог всякому из нас дает вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю». Так живите долго – пишите много. |
Любовь Берзина | 9.06.15 09:43 |
Поэзия Анатолия Аврутина сильна своим философским подтекстом, глубокими размышлениями о жизни. И это подкупает сразу же. Да, в этой подборке много горьких и безысходных нот. Но в них – боль за родную землю, за русского человека и его место в мире и в собственном доме.
В стихах Аврутина много созвучий моей душе, а значит, в определенной части читателей они найдут глубокий отклик. Первое, что меня зацепило, это стихотворение о стареньком Мироне, который спрашивает всех: "Закончилась война?". Вообще, мне кажется, такие стихи, где без лишних слов "весомо, грубо, зримо" разыгрываются сцены нашего бытия, особенно удаются Анатолию Аврутину. Близко мне и то, что одним из главных действующих лиц стихотворений Аврутина является природа, и именно через нее переданы многие его философские размышления о Родине, жизни и любви. И штакетник спиной осязая, Улыбаясь во весь белый свет, Всё глядеть, как гусиная стая Устремилась закату вослед. Или: Хоть давно рябине пора поспеть, До сих пор не алы ее плоды. Нынче даже певчий не хочет петь, Нынче даже клены не золоты. Или: Снег пришел осторожно И уйдет невзначай, Как попутчик дорожный, Что кивнул – и прощай… Не хватает, конечно, светлой печали. Но, может быть, таков взгляд автора в наше непростое время, на переломе эпох. И такое ощущение времени наверняка найдет созвучие в читателях. Такая поэзия нужна им, говоря словами Иннокентия Анненского: "Не потому, что от нее светло,// А потому, что с ней не надо света!" |
Людмила Щипахина | 9.06.15 09:04 |
Прекрасно ! |
Вера | 5.06.15 20:28 |
Прекрасный поэт! |
Людмила Воробьева | 5.06.15 20:26 |
Случайно родившись "на самой смурной из планет", как написал о себе поэт Анатолий Аврутин, он смог стать творцом Времени, Истории и Вечности - трёх главных философских составляющих его поэзии, окрашенных многообразием образов и тем. История нам доказала: истинные поэты случайно не рождаются. Им дано обозначить настоящие "времена", что мы и видим в стихах Анатолия Аврутина, смело разграничившим прошлое с нынешним "безвременьем", где "тихая боль одинокой души" - неизменная спутница каждого талантливого поэта.
Человек, как правило, живёт в двух эпохах. Творчество Анатолия Аврутина объемлет "три века", глядящих на нас из "тёмных недр Истории самой": "век неизменный" - "Золотой", "век Серебряный, грозовый", "новый век", продолжающий убивать Родину, ломать судьбы, "проклятый век", когда уже "в соседней Украине гибнут дети". И эта "тихая Родина", проникновенно связанная в стихах поэта с образом женщины, правдиво предстаёт сегодня в его патриотических строках, где "ещё дышит Отчизна", где "вместо отца, за товарища Сталина" стоит сам поэт, стоит "необученный и без ружья...". Анатолий Аврутин не задаёт и не выбирает себе красивую тематику повествования, пишет о том, что волнует душу и составляет сокровенный смысл бытия, порой противоречивого и двоякого. Жизнь и Смерть, как и у известного поэта Вениамина Блаженного, - извечная и бесконечная тайна творчества, тайна человеческого пути вообще, когда "непонятно откуда, являются тайные знаки...", когда "путь всего один - из тьмы шагнуть во тьму". И что остаётся после нас? Возможно, "только ночь", или "только плюсик креста, на котором трепещет душа"? Ведь "жизнь лишь мгновение длится", и "за мгновение нужно успеть...", по сути успеть всё. К чему бы не прикоснулся русский поэт Анатолий Аврутин, - это всё - получается глобально и масштабно. Неизменное качество большой поэзии и великих поэтов. Анатолий Аврутин пронзительно рисует судьбу поэта, идя "сквозь века", от "кровавого Нерона", замыкая магический круг, где оказывается он сам, "на меже откровенья и боли,/за которой - вечность и Бог", когда высшее желание, шагнув в Вечность, остаться там "навек". Безусловно, время, запечатлённое в его поэзии, глубоко индивидуально , ему присуща своя особая интонация, о которой точно сказал писатель и профессор филологии Анатолий Андреев, свой единственный и неповторимый голос. Конечно, поэт Анатолий Аврутин рискует, но он не боится быть самим собой, а иначе, для чего творчество! И он живёт, как пишет, "от наивной мечты до расплаты". Лишь время будет для каждого "праведным судом", а имя Анатолия Аврутина уже вошло в историю великой страны, что "осталась в двадцатом столетьи", страны, навсегда неразрывной с его послевоенной легендарной Грушевкой, стихи о которой стали шедевром. |
Наталья Малинина | 5.06.15 16:35 |
А были ведь песни на все времена…
Но то времена… А теперь безвременье… Стихи, каждое - вздрог и откровение. Откровение - и вздрог. И в каждом находишь себя и себя - теряешь, тонешь в этих омутах марианских. Много хотелось сказать, а начну говорить и... косноязычие чувствую и снова перечитывать тянет. И опять - вздрог: Проклятый век… Шальные времена… В соседней Украине гибнут дети. А здесь Мирон: «Закончилась война?..» И я не знаю, что ему ответить… И ощущение, что это твой голос "застыл у плеча", такие меткие попаданья серебряными пулями слов: А еще бы успеть не мешало, Неприметную тропку топча, Затаиться среди краснотала, Чтобы голос застыл у плеча. |
СэдаВермишева | 5.06.15 09:44 |
Дополнение.
Печаль поэта может быть чернее ночи -но вот переработать ее свет -должна уметь душа поэта. |
СэдаВермишева | 5.06.15 06:30 |
Полностью разделяю мнение Людмилы Владимировой. Печаль поэта должна быть светла. |
Андрей Попов | 4.06.15 15:48 |
Стихи печальны, но светлы. В этом их благодать. Свечи зажигаются от сердца - разве это темно?! Прекрасная подборка. И война, оказывается, не закончилась. Мирон-то прозорливец. |
Читатель | 4.06.15 12:09 |
Ольге
Трепещущее воображение, конечно, великая сила. Оглянитесь вокруг. Сплошная благодать в образах религиозно-пропагандистских штучек... |
Ольга | 3.06.15 10:00 |
Несколько раз перечитывала и не могла понять - почему такая тьма в душе от талантливых и мастеровито сделанных стихов. Помогла Л.В. из Одессы своим комментарием - они безблагодатны. |
Людмила Владимирова | 3.06.15 01:29 |
Уважаемый Анатолий Юрьевич! Основное я Вам сказала, как говорят, – «в личку». Повторяться не буду. Но вот многие строки из, конечно же, прекрасной подборки Ваших стихов, да и только что ушедший в вечность день, заставляют написать и сюда. Сначала – несколько Ваших строк: ...Лишь пес одичавший взирает матёро, И нету для русского духа простора. В траву одиноко роняют березы Сквозь русское зарево русские слезы… Отчизна у Вас – «Женщина с почти безумным взглядом Босиком шагала по грязи...» И – ...Никто не поможет – сколь ушлых людей не проси я, Обнимутся, выпьют, нетрезво растают во мгле… И так непонятно – нужна ли России Россия, Коль русскому духу нет места на русской земле? Строки последнего в подборке приводить не буду (для экономии места). А главное, почему все же пишу – 2 июня исполнилось 10 лет Уходу Игоря Ивановича ЛЯПИНА. Позвольте напомнить его стихи, и хотя бы так ПОЧТИТЬ ЕГО ПАМЯТЬ. В свое время они дали, и по сей день дают мне СИЛЫ не только выживать, но – ЖИТЬ. Хотя жить у нас в Одессе – всё веселее… Эти стихи Игоря Ивановича, как и многие другие, читаю при первой же возможности в любой аудитории. Светлая, вечная память Другу, Поэту, Гражданину, многие годы служившему верой и правдой Союзу писателей России!! Игорь ЛЯПИН БЛАГОДАТЬ Церковь старая новой звонницей Воссияла, как благодать. Перестаньте, как над покойницей, Над Россиею причитать! Перестаньте впадать в отчаянье! Хоть прорехи, куда ни ткни, И страшнее и окаяннее У России бывали дни. И ходила беда копытами Да колесами по Руси. И стонала она под пытками Вся в лохмотьях, в крови, в грязи. Проносилась беда тяжелая, Там – дымя над ней, там – пыля. И лежала вокруг сожженная И потоптанная земля. Все мертво. Только пепел кружится. Только ветер слепой. И вдруг... Вдруг в каких-то сожженных кузницах Еле слышное: тук да тук... И березка зеленой свечкою Вдруг затеплилась по весне, И все громче с утра за речкою Камнем чиркают по косе. Даль не очень еще распахнута, И рассвет еще жидковат, Но землица кой-где распахана, И стожки где-нигде стоят. Чуть еще – и заквохчет курица, Пес залает, и конь заржёт. Чуть еще – и такой по кузницам На Руси перезвон пойдет!.. Будут сыпаться искры под ноги, Будет крепок в подкове гвоздь! Ни друзья не поймут, ни вороги, Что, откуда и как взялось? И ударит звонарь на звоннице, И поднимется в поле рать! Словом, хватит, как над покойницей, Нам над Родиной причитать! С уважением, добрыми пожеланиями, Л. Владимирова (Одесса). |
Екатерина Козырева | 3.06.15 01:04 |
С именем поэта Анатолия Аврутина встретилась впервые на нашем благословенном сайте. Тогда восхитило меня утончённое слово Аврутина. В этой подборке немало таких стихов, соглашусь с выбором Натальи Егоровой и добавлю "Веранда. Полдень. День отвесный" и пронзительно-грустное "Когда-то станет очень надо" Очень близки мне по судьбе и Родине стихотворений, особенно "Март 1953". Анатолий Аврутин да и все, кому "И так непонятно, нужна ли России Россия, Как русскому духу нет места на этой земле. Образ России - юродивой старухи, которая идёт со своей правдой по русской земле босиком. Так о русскости может сказать только русский!
Поэт остаётся верен себе "на меже откровенья и боли, За которыми вечность и Бог" |
Екатерина Полянская | 2.06.15 17:57 |
С бесконечной радостью прочитала новую подборку одного из моих любимейших поэтов не только в современности, но и вообще.Анатолий Аврутин - ПОЭТ потрясающе настоящий, таких даже среди хороших поэтов - единицы. Не буду я тут перечислять достоинства его стихов, потому что всё сказанное до меня - хорошо и верно. Только скажу, что радость - это именно от встречи с настоящей поэзией,с бессмертной поэзий, но радость эта неразрывна связана с болью, бьющей из этого же источника - за Родину нашу, за людей, за их судьбы, уязвимость и смертность,это словно бы струнный резонанс живых стихов в глубине души, потому, что живое не может не радоваться и не болеть. Спасибо и низкий поклон Вам, Анатолий Юрьевич. |
Наталья Егорова | 2.06.15 17:48 |
Не оскудевает русская поэзия. Казалось бы, совсем недавно смолкли голоса Юрия Кузнецова, Николая Тряпкина, Светланы Кузнецовой, но тут же в ненастных осенних сумерках времени громко и вольно запел свою песню большой русский поэт Анатолий Аврутин - со своим неповторимым голосом, своей темой, своей пронзительной любовью и болью. Замечательная подборка, много в ней прекрасных стихотворений - и "Холодно... Сумрачно... Взглянешь...", и "Из темных недр истории самой...", и "Я помню тот март", и "Мирон", и "По русскому полю...", и "Эта робкая сирость..." Но все же назову два стихотворения, которые, на мой взгляд, выбиваются из мощного автутинского поэтического потока - "Я шептался со снегом" - казалось бы, стихотворение держится ни на чем - на интонации, настроении, щемящей грусти, так писать сложнее всего, - но вот - вылилось, и есть, и берет за душу, и оставляет после себя ощущение редкой поэтической удачи. А второе стихотворение - "Предаст любимый". Наверное, не самое заметное стихотворение у Анатолия Аврутина, но меня привлекло неожиданностью, лаконичностью, точностью и глубиной. Маленькая, но жемчужинка. Что же касается мрака... да, какой-то запредел, опасный для самого поэта, в этой подборке есть, но и любви, способной преодолеть любой мрак - много. А по монастырям поездить... Да ведь и ехать особенно далеко не надо - у той же Ефросиньи Полоцкой такая благодать, там не монастырь, а чистое счастье - как на Облаке. |
Алла Линёва | 2.06.15 15:29 |
Спасибо, Анатолий! Живые и щемящие строки, стихи, оживляющие, пробуждающие душу. Столько любви к России... Уловила так же, как интересно с Вашим стихотворением "Из тьмы во тьму шагнуть..." перекликается моё: "Тьма непроглядная, а мы Идём во тьме... во тьму... из тьмы..." И всё-таки к Свету идём, Анатолий, к Свету! Спасибо! |
Александр Нестругин | 2.06.15 07:48 |
Анатолий, как всегда, радуюсь Вашим новым стихам.
Но, кроме радости, есть и тревога. О ней с большим дружеским теплом и тактом сказал уже здесь Михаил Попов, которому тоже - чувствую, знаю это - очень дорого Ваше творчество. "Тленом станут и эти смешливые губы..." Не станут, Анатолий! Они - останутся. Уже потому хотя бы, что их так светло и горько, так щемяще увидел поэт... Будем жить! Ваш Александр Нестругин |
Валентина Ефимовская | 1.06.15 22:18 |
Стихи Анатолия Аврутина в моей жизни имеют особое значение. Это те стихи, после прочтения которых я впервые не смогла сдержать своих чувств и написала первую свою статью “Откуда этот свет неяркий”. Она была посвящена его книге “Золоченая бездна”. Было это в 2002 году. Прочитала его новую подборку с тем же восхищением, а главное, что многое, присущее этому творчеству более 10 лет назад, верно и сейчас, что свидетельствует об устойчивой мировоззренческой позиции, о высоком профессионализме поэта. Действительно, это творчество - наша классика. Позволю себе процитировать несколько абзацев из той моей статьи.
«Золочёная бездна» - название, в котором уже заложено противоречие, напряжение, создаваемое разностью бытийных потенциалов, достаточно точно характеризует мировоззрение и особенности творчества поэта. Образ бездны ассоциируется с тьмою, с хаосом, золотое свечение — с солнечным светом, с порядком. Бытие, находящееся в этой системе координат, поэт исследует по своей методологии, близкой к методологии «фундаментальной онтологии» немецкого философа Мартина Хайдеггера, который считал, что лишь чувствуя себя постоянно «перед лицом смерти», в экстремальной ситуации человек в состоянии увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни и освободиться от идеалов «общественного бытия» — целей, идей, научных абстракций. И в поэтической философии Анатолия Аврутина чувствуется эта тяга к экстремальному. В потоке бытия как такового поэт чувствует безысходность, тщетность, необязательность человеческого существования. «В кривых зеркалах бытия всё лживо от первого слога», — убеждён поэт. В его понимании, истинное бытие — это то, что невозможно постичь до конца и преодолеть. И в этом смысле при асимптотическом приближении к координате безысходной тьмы — бездна оказывается просвеченной, оказывается подобной туннелю, в бесконечно удалённом конце которого сияет свет бессмертия. Но какое же писательское мастерство и человеческое мужество необходимо иметь, чтобы отказаться от заманчивого, проторённого пути постижения и описания бытия как такового во имя иллюзорной надежды преодоления непреодолимого, во имя того, «чтобы горькие капельки истины стекали с обугленных уст...»! В творчестве Анатолия Аврутина много запоминающихся языковых находок, основанных на фольклорных интонациях. Поэт любит поэкспериментировать с композицией, с формой стиха, с его ритмикой не для того, чтобы показать своё высочайшее, профессиональное мастерство, но в поиске путей усиления художественной выразительности современной поэтической речи. Во многих стихах наблюдается особенный, аврутинский ритмический рисунок: Было утро... Не больше, чем утро. Было стыло... Не больше, чем стыло. Белой пудрой, не больше, чем пудрой, Сыпал снег, и немного знобило. Поэт работает в основном с двумя цветами — чёрным и белым и их оттенками и тем, вероятно, пытается вырваться из губительного потока многоцветного бытия как такового и приблизиться к невозможному, к координатам этого бытия, вблизи которых и цвета, и понятия становятся резко контрастны, противоположны. Этим, наверное, может быть объяснено и обилие антонимов в стихах Анатолия Арутина. При всей своей классической традиционности, стилистика его поэзии, использующая антитезы, остается современной, оригинальной, сопоставимой с кодовым компьютерным языком, имеющим в своём распоряжении лишь два символа — 0 и 1, посредством которых создаётся виртуальная реальность, подобная реальной. Реальность поэзии Анатолия Аврутина почти кинематографическая, — в эстетических традициях кинематографа Эйзенштейна и Довженко, который невозможно представить иначе, как чёрно-белым. Но есть у Анатолия Аврутина стихи, которые прорываются сквозь его философско-эстетическую установку, словно солнце сквозь толщу грозовых небес, словно скупые мужские слёзы сквозь сомкнутые веки. Это стихи лирические, яркие, полные жизни, стихи со-бытийные, которые сами открыто, звонко спорят с духовно-аскетическими исканиями поэта. Это стихи, которые исполнены любви к земной жизни и её чувственным радостям, стихи, в которых неназываемую Родину поэта — Беларусь узнаёшь по мелодичным названиям речек, по силуэтам хатёнок, по породам деревьев, по эху войны. В таких стихах Анатолия Аврутина, как «Женщина лет сорока», «Крышку гроба умершего друга…» появляется ток многообразных бытийных связей, соприкосновений, без которых человек не может быть полноценным человеком. И это «онтологическое богатство», концептуально спорящее с философской теорией «преодоления бытия», свидетельствует о совмещении несовместимого в человеческой сущности, в результате чего, вероятно, и рождается тот свет, который видит поэт в «золочёной бездне» и природу которого пытается проанализировать в своих стихах, вопрошая, — «откуда этот свет неяркий, зачем так тянешься к нему?» |
Геннадий Ёмкин | 1.06.15 21:01 |
...Читаю. Думаю. Притих...
Пожалуй этими словами Владимир Скиф выразил и моё состояние в котором нахожусь, прочтя подборку Анатолия Аврутина. Прав Михаил Попов, говоря о перехлёстывающей порой темноте, но мне кажется, это не " как бы педалирование" темы как аккуратно он же сказал, это состояние души человека в данный момент и отстоящее от него время в ту и иную стороны. Даст Бог, и закончится эта полоса. И снова будут стихи другие,уверен такие же или мощнее по силе другого плана, Да вот, и в стихах самого автора, послушайте: ...Сполохи сгинут… Останутся тени… Но и над ними закончится свет. Нету пронзительней, нету блаженней Отсветов черных, сошедших на нет... Анатолий Аврутин жива всётаки вера в Божие, в светлое. А вот ПОЭТ... поэт,для того что бы слышать о чём "...звезда с звездою говорит" да не перестанет задаваться вопросом: ...И шатаюсь я вдоль раздорожий, Там, где чавкает сохлая гать, И всё Бога пытаю: « Я – божий?..» А Господь отвечает: «Как знать..». Анатолий Аврутин Время расставлять по значимости того или иного, - там его место или там...судя по классическому " рассудит время и потомки" ещё не пришло, слава Богу Анатолий здравствует. Но и современники имеют не меньшее право дать свою оценку. А она, даже только на этом сайте, сами видите...! Я пока не говорю о многих из стихов Анатолия Аврутина, (вернее даю им оценку превосходную!) не могу лишь не сказать только о Митрохе: пронзительно, зримо, сопереживательно до боли и, как уже отмечалось с переносом день сегодняшний так легко и трагично. ..Читаю. Думаю. Притих... Анатолий! Крепко жму руку! С уважением, Геннадий Ёмкин. |
Светлана Курач | 1.06.15 18:13 |
Где русская вьюга, там русская вьюга,
Там боль и беда подпирают друг друга. Вспомнилась одна из любимых песен моего отца: «Вьюга стонет и шепчет солдату /– Дай уснуть у тебя на груди» А ещё – свиридовская «Метель»… Почему отец любил такую грустную песню? Потому что сами вьюги поют такие песни русскому человеку! Анатолий Аврутин очень органичен в своей поэзии, у него великолепный музыкально-поэтический слух, его строки воспринимаются как классика, как что-то очень знакомое, родное, выстраданное, наболевшее. Но ведь и весна бывает на Руси! Ведь Троица нынче! Реки полны! Берёзы зелены! Я вот вчера прочла, но не смогла комментировать – настолько общее настроение подборки не совпало с моим, светлым, после посещения Храма. А может, Вы и правы, и Ною пора строить свой ковчег... Анатолий, я кланяюсь Вам как большому Мастеру. И очень желаю, чтобы не «птах недужный», а весенний жаворонок вился в Вашем высоком и глубоком поэтическом небе. Здоровья Вам. С теплом, Светлана. |
Валентина Беляева | 1.06.15 17:58 |
Это вселенское пространство мысли, её надмирная трагедийная мощь… Это философическое восприятие непостижимости сущности человеческого бытия… Это тонкое ранимое сердце… Аврутин… Это – легенда. Как фантастический апофеоз музыке русского слога. И всё – для нас, неоценимо умеющих слышать, понимать, чувствовать, ощущать и плакать… «Через слезу до клёна – полруки, Полтрепетного жеста, полкасанья… Сбежит слеза… И снова далеки Вода и твердь, грехи и покаянья…» И душа цепенеет, кричит, умоляет… Затем умолкает и только мыслит – сурово, неизбежно, высоко: «Зачем я здесь? Зачем гляжу сквозь темень На этот полуночный дикий свет, Где я своим рождением воспет, И распахнёт свои объятья Время?.. Затиснет горло, взгляд звездой наполнит, Метелью вздрогнет где-то за мостом, Блеснёт у глаз заснеженным крестом И что-то мне невнятное промолвит…» (В. Беляева. Посвящение А. Аврутину) Я люблю тебя. |
Анатолий Андреев | 1.06.15 16:53 |
Поэзия Анатолия Аврутина, конечно, живет в своей интонации. В принципе, создание собственной неповторимой интонации и есть полная реализация поэта.
Но вот если спросить, какой интонацией обогатил Аврутин русскую поэзию (а великая поэтическая традиция обогащается интонационными приращениями), ответить будет совсем не просто. В случае с Маяковским или Тютчевым - проще: масштабное новаторство налицо. А тут масштаб присутствует несомненно, но вот зафиксировать "интонационную формулу" задача не из легких. Подсказка, как всегда, "зарыта" в стихах поэта. Эта подборка - своего рода "избранное избранных". И название - изысканное точное, хотя и неброское. "И тихая боль одинокой души..." Не название, а саморазоблачение)). Но тут есть нюанс. Все четыре слова - едва ли не самые частотные в поэзии. Я лично читаю их так: боль души современно мыслящего человека. Боль состоит из вкраплений радостных, и даже счастливых мгновений - и при этом непогасимая пульсирующая тревога. Мне кажется, это очень современное ощущение, ставшее источником поэтической интонации Аврутина: чем более человек становится культурно и технологически искушенным - тем явственнее он ощущает вот эту боль одиночества. А масштаб дарования и оригинальность интонации Аврутина таковы, что с их объективной оценкой ними вряд ли справятся современники. Его поэзия вступает в диалог со временем. Ставки высоки, риск велик - но какова игра! |
Николай Переяслов | 1.06.15 16:15 |
Анатолий Юрьевич, Ваши стихи никогда не слабеют и не мельчают, а от каждой одной строчки к другой становятся всё сильнее и глубже, всё острее и больнее, Вы так здорово чувствуете душу народа, как будто говорите сразу от имени всей нашей страны. Искренне рад всегда встречать строки Ваших стихов и радоваться им, спасибо Вам за вашу чудесную поэзию! |
Светлана Супрунова | 1.06.15 16:03 |
Анатолий, спасибо за строки, особенно за Мирона ("Бредёт навстречу дряхленький Мирон..."). Замечательная подборка. |
Анна | 1.06.15 15:39 |
Какая великая боль в глубине души этого поэта от Бога! Как он старается вырвать это с корнем, но что-то не пускает свет в его душу. Возможно - абсолютное понимание сути всего происходящего с миром и Россией. |
Диана Кан | 1.06.15 10:51 |
Особенно понравилось стихотворение "Эта робкая сирость нищающих тихих берёз". Пронительное! Даже меня, кажется, начинающую разочаровываться в современной позии, пронзило. Очень много стихов пишем,, коллеги! А вот таких, как это у Аврутина, мало. Он не написанное, не рождённое, на нём ощущение, что оно само прикаало автору себя создать. Живое! Вспомнился Шолохов.На каком-то псательском съезде, когда Фадеев-председатель начал петь победные реляции сколько книг издано, Михаил Александрович вышел и остудил сей оптимизм, По количеству много, а по качеству? Вот этот мутный поток как-то меня очень настораживает, графомания ветёт, быть всё русле противно, хотя понятно - река несёт всё - и золото, и навоз Но на то мы профессионалы, что должны отличать одно от другого. Тогда, может и нищенствовать перестанем, и читать нас станут, и власть поневоле (а когда она по дорой воле писателей любила, вынуждена была считаться) зауважает со всеми вытекащими финансовыми последствиями. А так всё это превращается втнекий графоманский клубок из которого всё сложнее вужвать таких вот редких талантливых авторов, как Аврутин и такие вот стихи, как то, о котором говорю! |
Владимир Подлузский | 1.06.15 08:38 |
Анатолий Аврутин один из самых сильных поэтов Русского мира.Порой я чувствую его незримую связь с Блоком, но тут поэзия более суровая и мужественная,и,несомненно, более славянская. |
Михаил Попов (Архангельск) | 31.05.15 23:57 |
Дорогой Анатолий!
А мне в этом поэтическом своде увиделась безысходность. Предельная, а может, беспредельная. Наверное, общий строй души омрачили потери родителей. Я тоже это испытал. Увы, не вечны наши родные, не вечны и мы. Таков наш удел. Но здесь мне видится какое-то беспросветное отчаяние, не очень согласное с христианскими убеждениями. Нет, стихи блестящие - многоплановые и образные, на полутонах и полувздохах, диву подчас даёшься. Ты - мастер, ты одухотворённое воплощение самой поэзии. Но общая тональность меня, признаться, обескураживает. Не из поперечности русской это говорю, дескать, ты -так, а я - эдак (Тем паче, что "Ты сам сплошной укор, хоть смотришь без укора"). Сердце не соглашается с таким исходом. Ведь ты, голубчик, - удивительно тонкий поэтический инструмент, созданный Господом. В партитуре Бога - все мыслимые и немыслимые жанры и мелодии. А здесь почти беспрестанно звучит реквием. Может, я ошибаюсь, но в иных стихотворениях видится некое "педалирование" этой тягуче-надрывной виолончели, отчего в итоге происходит смысловой сбой. Вот здесь мне такое увиделось: *** Скупой слезой двоя усталый взгляд, Вобрал зрачок проулок заоконный. И снова взгляд растерянно двоят В биноклик слез забившиеся клены. Через слезу до клена – полруки, Пол трепетного жеста, полкасанья… Сбежит слеза… И снова далеки Вода и твердь, грехи и покаянья. Вот так всегда… Как странен этот мир, Как суть его божественно-двояка! Вглядишься вдаль – вот идол… вот кумир… Взглянешь назад – ни памяти… ни знака. Стихотворение удивительное, две первые строфы - это сама двуединая линза-слеза, которая мерцает на очах, уместно сказать - прозорливых веждах поэта. Но заключительная, на мой взгляд, затемняет видение. Аз грешный впереди вижу ушедших пращуров, чей путь наследую, - никаких кумиров и идолов. Но даже если не менять традиционные координаты, позади и память (родители), и знаки, причём великие (Победа). Не согласен с отдельными строчками и строфами.Вот некоторые: "Я случайно родился на самой смурной из планет...". Подчеркнул "случайно" и "самой смурной"; "И так непонятно – нужна ли России Россия, Коль русскому духу нет места на русской земле?" "Ты природу поёшь, а тебя уже нету в природе, Ты всё бродишь по свету, не зная, что кончился свет." Пушкина нету в природе?! Особенно сейчас, весной?! Напомню, за несколько часов до гибельной дуэли он писал письмо Ишимовой по поводу очередных номеров "Современника". Хандра естественна для творческого человека. Не надо только в эту пучину уходить с головой, Это на руку нашим недругам. Всяки-разны бесы лапками сучат от удовольствия при виде унылого человека. Грех ведь. После завершения и выхода в свет романа "Свиток" я затужил и как-то в присутствии батюшки, нашего с тобой погодка, вздохнул, дескать, более такого не осилить. На что святой отец по-отечески попрекнул: "Нельзя так говорить. Как нам знать, что Он даст! Всё в руке Божией". Толя, дорогой! Может, надо встряхнуться? "Проездиться по Руси", как советовал Гоголь! Сам воздыхаешь, обращаясь к Родине: "В свете четыре сторонушки – ты-то в какой из сторон?" В этой, дорогой Анатолий, что встреч солнцу! Проездиться по Родине, по православным монастырям. Там столько духа русского, дива лучезарного. В Сибири - в Тобольске и на Иртыше... На Волге - в Дивеево... Живой водой душа умоется. Поезжай! Сердечно, твой Михаил из града Архангела Михаила |
Георгий | 31.05.15 20:16 |
Анатолий Аврутин - ПОЭТ! И заслуженно лауреат всех вышеназванных премий. |
Эмма Меньшикова | 31.05.15 19:42 |
"Что осталось в душе?.." Сонм образов, ассоциаций, мыслей, море поэзии, бездонная глубина одиночества, в которой пребывает каждый настоящий поэт. Аврутин настоящий. "Я шептался со снегом..": вот сегодняшнее состояние поэта, о многом говорящее и много дающее. А как трогает, за душу берёт стихотворение про Мирона и какая связь времён - от войны и до войны, какая щемящая концовка. Очень смелое стихотворение "Март 1953": вот она, позиция патриота и человека, выписанная мастером Слова. Спасибо автору и сайту, где мы все встречаемся, узнаём друг друга, следим за творчеством, читаем новое, дружим наконец... |
Владимир Скиф | 31.05.15 19:31 |
О, Господи! Не оторваться
От этой музыки стихов. Охота долго оставаться Среди стихов-материков. Как многослоен, многотруден Мир на таком материке, Что мне привиделся Распутин С его поэзией в строке. Среди тяжёлых наших буден Так лёгок и сердечен стих. Поэт невиданный - Аврутин! Читаю. Думаю. Притих. |
Алина | 31.05.15 19:23 |
В каждой строке, в каждом слове - нерв, жизнь...
Трепетно, нежно, искренне и немного больно...Оттого и слезы, и тоска, и отчаяние... Стихи, которые не оставляют быть равнодушным. Замечательные стихи! Настоящие! |
Николай | 31.05.15 14:39 |
О чем тут говорить?И жизнь ,и чувство, и никакой фальши. Что ни стихотворение-классика.Живая вода для души. Спасибо автору и сайту. |