Страница: 1 2  Все

Александр Нестругин 2.06.15 07:48
Анатолий, как всегда, радуюсь Вашим новым стихам.
Но, кроме радости, есть и тревога. О ней с большим дружеским теплом и тактом сказал уже здесь Михаил Попов, которому тоже - чувствую, знаю это - очень дорого Ваше творчество.
"Тленом станут и эти смешливые губы..."
Не станут, Анатолий! Они - останутся. Уже потому хотя бы, что их так светло и горько, так щемяще увидел поэт...
Будем жить!
Ваш Александр Нестругин
Валентина Ефимовская 1.06.15 22:18
Стихи Анатолия Аврутина в моей жизни имеют особое значение. Это те стихи, после прочтения которых я впервые не смогла сдержать своих чувств и написала первую свою статью “Откуда этот свет неяркий”. Она была посвящена его книге “Золоченая бездна”. Было это в 2002 году. Прочитала его новую подборку с тем же восхищением, а главное, что многое, присущее этому творчеству более 10 лет назад, верно и сейчас, что свидетельствует об устойчивой мировоззренческой позиции, о высоком профессионализме поэта. Действительно, это творчество - наша классика. Позволю себе процитировать несколько абзацев из той моей статьи.

«Золочёная бездна» - название, в котором уже заложено противоречие, напряжение, создаваемое разностью бытийных потенциалов, достаточно точно характеризует мировоззрение и особенности творчества поэта. Образ бездны ассоциируется с тьмою, с хаосом, золотое свечение — с солнечным светом, с порядком. Бытие, находящееся в этой системе координат, поэт исследует по своей методологии, близкой к методологии «фундаментальной онтологии» немецкого философа Мартина Хайдеггера, который считал, что лишь чувствуя себя постоянно «перед лицом смерти», в экстремальной ситуации человек в состоянии увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни и освободиться от идеалов «общественного бытия» — целей, идей, научных абстракций. И в поэтической философии Анатолия Аврутина чувствуется эта тяга к экстремальному. В потоке бытия как такового поэт чувствует безысходность, тщетность, необязательность человеческого существования. «В кривых зеркалах бытия всё лживо от первого слога», — убеждён поэт. В его понимании, истинное бытие — это то, что невозможно постичь до конца и преодолеть. И в этом смысле при асимптотическом приближении к координате безысходной тьмы — бездна оказывается просвеченной, оказывается подобной туннелю, в бесконечно удалённом конце которого сияет свет бессмертия. Но какое же писательское мастерство и человеческое мужество необходимо иметь, чтобы отказаться от заманчивого, проторённого пути постижения и описания бытия как такового во имя иллюзорной надежды преодоления непреодолимого, во имя того, «чтобы горькие капельки истины стекали с обугленных уст...»!
В творчестве Анатолия Аврутина много запоминающихся языковых находок, основанных на фольклорных интонациях. Поэт любит поэкспериментировать с композицией, с формой стиха, с его ритмикой не для того, чтобы показать своё высочайшее, профессиональное мастерство, но в поиске путей усиления художественной выразительности современной поэтической речи. Во многих стихах наблюдается особенный, аврутинский ритмический рисунок:
Было утро... Не больше, чем утро.
Было стыло... Не больше, чем стыло.
Белой пудрой, не больше, чем пудрой,
Сыпал снег, и немного знобило.
Поэт работает в основном с двумя цветами — чёрным и белым и их оттенками и тем, вероятно, пытается вырваться из губительного потока многоцветного бытия как такового и приблизиться к невозможному, к координатам этого бытия, вблизи которых и цвета, и понятия становятся резко контрастны, противоположны. Этим, наверное, может быть объяснено и обилие антонимов в стихах Анатолия Арутина. При всей своей классической традиционности, стилистика его поэзии, использующая антитезы, остается современной, оригинальной, сопоставимой с кодовым компьютерным языком, имеющим в своём распоряжении лишь два символа — 0 и 1, посредством которых создаётся виртуальная реальность, подобная реальной. Реальность поэзии Анатолия Аврутина почти кинематографическая, — в эстетических традициях кинематографа Эйзенштейна и Довженко, который невозможно представить иначе, как чёрно-белым.
Но есть у Анатолия Аврутина стихи, которые прорываются сквозь его философско-эстетическую установку, словно солнце сквозь толщу грозовых небес, словно скупые мужские слёзы сквозь сомкнутые веки. Это стихи лирические, яркие, полные жизни, стихи со-бытийные, которые сами открыто, звонко спорят с духовно-аскетическими исканиями поэта. Это стихи, которые исполнены любви к земной жизни и её чувственным радостям, стихи, в которых неназываемую Родину поэта — Беларусь узнаёшь по мелодичным названиям речек, по силуэтам хатёнок, по породам деревьев, по эху войны.
В таких стихах Анатолия Аврутина, как «Женщина лет сорока», «Крышку гроба умершего друга…» появляется ток многообразных бытийных связей, соприкосновений, без которых человек не может быть полноценным человеком. И это «онтологическое богатство», концептуально спорящее с философской теорией «преодоления бытия», свидетельствует о совмещении несовместимого в человеческой сущности, в результате чего, вероятно, и рождается тот свет, который видит поэт в «золочёной бездне» и природу которого пытается проанализировать в своих стихах, вопрошая, — «откуда этот свет неяркий, зачем так тянешься к нему?»

Геннадий Ёмкин 1.06.15 21:01
...Читаю. Думаю. Притих...
Пожалуй этими словами Владимир Скиф выразил и моё состояние в котором нахожусь, прочтя подборку Анатолия Аврутина.
Прав Михаил Попов, говоря о перехлёстывающей порой темноте, но мне кажется, это не " как бы педалирование" темы как аккуратно он же сказал, это состояние души человека в данный момент и отстоящее от него время в ту и иную стороны. Даст Бог, и закончится эта полоса. И снова будут стихи другие,уверен такие же или мощнее по силе другого плана, Да вот, и в стихах самого автора, послушайте:
...Сполохи сгинут… Останутся тени…
Но и над ними закончится свет.
Нету пронзительней, нету блаженней
Отсветов черных, сошедших на нет...
Анатолий Аврутин
жива всётаки вера в Божие, в светлое.
А вот ПОЭТ... поэт,для того что бы слышать о чём "...звезда с звездою говорит" да не перестанет задаваться вопросом:
...И шатаюсь я вдоль раздорожий,
Там, где чавкает сохлая гать,
И всё Бога пытаю: « Я – божий?..»
А Господь отвечает: «Как знать..».
Анатолий Аврутин
Время расставлять по значимости того или иного, - там его место или там...судя по классическому " рассудит время и потомки" ещё не пришло, слава Богу Анатолий здравствует. Но и современники имеют не меньшее право дать свою оценку. А она, даже только на этом сайте, сами видите...!
Я пока не говорю о многих из стихов Анатолия Аврутина, (вернее даю им оценку превосходную!) не могу лишь не сказать только о Митрохе: пронзительно, зримо, сопереживательно до боли и, как уже отмечалось с переносом день сегодняшний так легко и трагично.
..Читаю. Думаю. Притих...
Анатолий! Крепко жму руку! С уважением, Геннадий Ёмкин.
Светлана Курач 1.06.15 18:13
Где русская вьюга, там русская вьюга,
Там боль и беда подпирают друг друга.

Вспомнилась одна из любимых песен моего отца: «Вьюга стонет и шепчет солдату /– Дай уснуть у тебя на груди» А ещё – свиридовская «Метель»… Почему отец любил такую грустную песню? Потому что сами вьюги поют такие песни русскому человеку! Анатолий Аврутин очень органичен в своей поэзии, у него великолепный музыкально-поэтический слух, его строки воспринимаются как классика, как что-то очень знакомое, родное, выстраданное, наболевшее. Но ведь и весна бывает на Руси! Ведь Троица нынче! Реки полны! Берёзы зелены! Я вот вчера прочла, но не смогла комментировать – настолько общее настроение подборки не совпало с моим, светлым, после посещения Храма. А может, Вы и правы, и Ною пора строить свой ковчег...
Анатолий, я кланяюсь Вам как большому Мастеру. И очень желаю, чтобы не «птах недужный», а весенний жаворонок вился в Вашем высоком и глубоком поэтическом небе. Здоровья Вам.
С теплом,
Светлана.
Валентина Беляева 1.06.15 17:58
Это вселенское пространство мысли, её надмирная трагедийная мощь… Это философическое восприятие непостижимости сущности человеческого бытия… Это тонкое ранимое сердце… Аврутин… Это – легенда. Как фантастический апофеоз музыке русского слога. И всё – для нас, неоценимо умеющих слышать, понимать, чувствовать, ощущать и плакать…

«Через слезу до клёна – полруки,
Полтрепетного жеста, полкасанья…
Сбежит слеза… И снова далеки
Вода и твердь, грехи и покаянья…»

И душа цепенеет, кричит, умоляет… Затем умолкает и только мыслит – сурово, неизбежно, высоко:

«Зачем я здесь? Зачем гляжу сквозь темень
На этот полуночный дикий свет,
Где я своим рождением воспет,
И распахнёт свои объятья Время?..
Затиснет горло, взгляд звездой наполнит,
Метелью вздрогнет где-то за мостом,
Блеснёт у глаз заснеженным крестом
И что-то мне невнятное промолвит…»

(В. Беляева. Посвящение А. Аврутину)
Я люблю тебя.
Анатолий Андреев 1.06.15 16:53
Поэзия Анатолия Аврутина, конечно, живет в своей интонации. В принципе, создание собственной неповторимой интонации и есть полная реализация поэта.
Но вот если спросить, какой интонацией обогатил Аврутин русскую поэзию (а великая поэтическая традиция обогащается интонационными приращениями), ответить будет совсем не просто. В случае с Маяковским или Тютчевым - проще: масштабное новаторство налицо. А тут масштаб присутствует несомненно, но вот зафиксировать "интонационную формулу" задача не из легких. Подсказка, как всегда, "зарыта" в стихах поэта. Эта подборка - своего рода "избранное избранных". И название - изысканное точное, хотя и неброское. "И тихая боль одинокой души..." Не название, а саморазоблачение)). Но тут есть нюанс. Все четыре слова - едва ли не самые частотные в поэзии. Я лично читаю их так: боль души современно мыслящего человека. Боль состоит из вкраплений радостных, и даже счастливых мгновений - и при этом непогасимая пульсирующая тревога. Мне кажется, это очень современное ощущение, ставшее источником поэтической интонации Аврутина: чем более человек становится культурно и технологически искушенным - тем явственнее он ощущает вот эту боль одиночества. А масштаб дарования и оригинальность интонации Аврутина таковы, что с их объективной оценкой ними вряд ли справятся современники. Его поэзия вступает в диалог со временем. Ставки высоки, риск велик - но какова игра!
Николай Переяслов 1.06.15 16:15
Анатолий Юрьевич, Ваши стихи никогда не слабеют и не мельчают, а от каждой одной строчки к другой становятся всё сильнее и глубже, всё острее и больнее, Вы так здорово чувствуете душу народа, как будто говорите сразу от имени всей нашей страны. Искренне рад всегда встречать строки Ваших стихов и радоваться им, спасибо Вам за вашу чудесную поэзию!
Светлана Супрунова 1.06.15 16:03
Анатолий, спасибо за строки, особенно за Мирона ("Бредёт навстречу дряхленький Мирон..."). Замечательная подборка.
Анна 1.06.15 15:39
Какая великая боль в глубине души этого поэта от Бога! Как он старается вырвать это с корнем, но что-то не пускает свет в его душу. Возможно - абсолютное понимание сути всего происходящего с миром и Россией.
Диана Кан 1.06.15 10:51
Особенно понравилось стихотворение "Эта робкая сирость нищающих тихих берёз". Пронительное! Даже меня, кажется, начинающую разочаровываться в современной позии, пронзило. Очень много стихов пишем,, коллеги! А вот таких, как это у Аврутина, мало. Он не написанное, не рождённое, на нём ощущение, что оно само прикаало автору себя создать. Живое! Вспомнился Шолохов.На каком-то псательском съезде, когда Фадеев-председатель начал петь победные реляции сколько книг издано, Михаил Александрович вышел и остудил сей оптимизм, По количеству много, а по качеству? Вот этот мутный поток как-то меня очень настораживает, графомания ветёт, быть всё русле противно, хотя понятно - река несёт всё - и золото, и навоз Но на то мы профессионалы, что должны отличать одно от другого. Тогда, может и нищенствовать перестанем, и читать нас станут, и власть поневоле (а когда она по дорой воле писателей любила, вынуждена была считаться) зауважает со всеми вытекащими финансовыми последствиями. А так всё это превращается втнекий графоманский клубок из которого всё сложнее вужвать таких вот редких талантливых авторов, как Аврутин и такие вот стихи, как то, о котором говорю!
Владимир Подлузский 1.06.15 08:38
Анатолий Аврутин один из самых сильных поэтов Русского мира.Порой я чувствую его незримую связь с Блоком, но тут поэзия более суровая и мужественная,и,несомненно, более славянская.
Михаил Попов (Архангельск) 31.05.15 23:57
Дорогой Анатолий!
А мне в этом поэтическом своде увиделась безысходность. Предельная, а может, беспредельная.
Наверное, общий строй души омрачили потери родителей. Я тоже это испытал. Увы, не вечны наши родные, не вечны и мы. Таков наш удел. Но здесь мне видится какое-то беспросветное отчаяние, не очень согласное с христианскими убеждениями.
Нет, стихи блестящие - многоплановые и образные, на полутонах и полувздохах, диву подчас даёшься. Ты - мастер, ты одухотворённое воплощение самой поэзии. Но общая тональность меня, признаться, обескураживает. Не из поперечности русской это говорю, дескать, ты -так, а я - эдак (Тем паче, что "Ты сам сплошной укор, хоть смотришь без укора"). Сердце не соглашается с таким исходом. Ведь ты, голубчик, - удивительно тонкий поэтический инструмент, созданный Господом. В партитуре Бога - все мыслимые и немыслимые жанры и мелодии. А здесь почти беспрестанно звучит реквием.
Может, я ошибаюсь, но в иных стихотворениях видится некое "педалирование" этой тягуче-надрывной виолончели, отчего в итоге происходит смысловой сбой. Вот здесь мне такое увиделось:

***
Скупой слезой двоя усталый взгляд,
Вобрал зрачок проулок заоконный.
И снова взгляд растерянно двоят
В биноклик слез забившиеся клены.

Через слезу до клена – полруки,
Пол трепетного жеста, полкасанья…
Сбежит слеза… И снова далеки
Вода и твердь, грехи и покаянья.

Вот так всегда…
Как странен этот мир,
Как суть его божественно-двояка!
Вглядишься вдаль – вот идол… вот кумир…
Взглянешь назад – ни памяти… ни знака.

Стихотворение удивительное, две первые строфы - это сама двуединая линза-слеза, которая мерцает на очах, уместно сказать - прозорливых веждах поэта. Но заключительная, на мой взгляд, затемняет видение. Аз грешный впереди вижу ушедших пращуров, чей путь наследую, - никаких кумиров и идолов. Но даже если не менять традиционные координаты, позади и память (родители), и знаки, причём великие (Победа).

Не согласен с отдельными строчками и строфами.Вот некоторые:

"Я случайно родился на самой смурной из планет...".
Подчеркнул "случайно" и "самой смурной";

"И так непонятно – нужна ли России Россия,
Коль русскому духу нет места на русской земле?"

"Ты природу поёшь, а тебя уже нету в природе,
Ты всё бродишь по свету, не зная, что кончился свет."
Пушкина нету в природе?! Особенно сейчас, весной?!
Напомню, за несколько часов до гибельной дуэли он писал письмо Ишимовой по поводу очередных номеров "Современника".

Хандра естественна для творческого человека. Не надо только в эту пучину уходить с головой, Это на руку нашим недругам. Всяки-разны бесы лапками сучат от удовольствия при виде унылого человека. Грех ведь.
После завершения и выхода в свет романа "Свиток" я затужил и как-то в присутствии батюшки, нашего с тобой погодка, вздохнул, дескать, более такого не осилить. На что святой отец по-отечески попрекнул: "Нельзя так говорить. Как нам знать, что Он даст! Всё в руке Божией".

Толя, дорогой!
Может, надо встряхнуться? "Проездиться по Руси", как советовал Гоголь! Сам воздыхаешь, обращаясь к Родине:
"В свете четыре сторонушки –
ты-то в какой из сторон?"
В этой, дорогой Анатолий, что встреч солнцу!
Проездиться по Родине, по православным монастырям. Там столько духа русского, дива лучезарного. В Сибири - в Тобольске и на Иртыше... На Волге - в Дивеево... Живой водой душа умоется. Поезжай!
Сердечно,
твой Михаил из града Архангела Михаила




Георгий 31.05.15 20:16
Анатолий Аврутин - ПОЭТ! И заслуженно лауреат всех вышеназванных премий.
Эмма Меньшикова 31.05.15 19:42
"Что осталось в душе?.." Сонм образов, ассоциаций, мыслей, море поэзии, бездонная глубина одиночества, в которой пребывает каждый настоящий поэт. Аврутин настоящий. "Я шептался со снегом..": вот сегодняшнее состояние поэта, о многом говорящее и много дающее. А как трогает, за душу берёт стихотворение про Мирона и какая связь времён - от войны и до войны, какая щемящая концовка. Очень смелое стихотворение "Март 1953": вот она, позиция патриота и человека, выписанная мастером Слова. Спасибо автору и сайту, где мы все встречаемся, узнаём друг друга, следим за творчеством, читаем новое, дружим наконец...
Владимир Скиф 31.05.15 19:31
О, Господи! Не оторваться
От этой музыки стихов.
Охота долго оставаться
Среди стихов-материков.

Как многослоен, многотруден
Мир на таком материке,
Что мне привиделся Распутин
С его поэзией в строке.

Среди тяжёлых наших буден
Так лёгок и сердечен стих.
Поэт невиданный - Аврутин!
Читаю. Думаю. Притих.
Алина 31.05.15 19:23
В каждой строке, в каждом слове - нерв, жизнь...
Трепетно, нежно, искренне и немного больно...Оттого и слезы, и тоска, и отчаяние...
Стихи, которые не оставляют быть равнодушным. Замечательные стихи! Настоящие!
Николай 31.05.15 14:39
О чем тут говорить?И жизнь ,и чувство, и никакой фальши. Что ни стихотворение-классика.Живая вода для души. Спасибо автору и сайту.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА