Страница: 1 2  Все

Анна Вартаньян 17.07.15 18:07
... Пустынное стояние художника перед Богом...
Да, так, именно так... ИСПОВЕДЬ КАЖДЫМ МГНОВЕНИЕМ...
А ещё подумалось, вглядываясь во весь облик Вадима Валериановича: как не увять лугам, не сгореть полям его мысли, так не исчезнуть человеческому благородству, движению музыкальных рук и взгляду, будто вбирающему жизнь, чтобы тут же безоглядно отдать её... Горло перехватывает от изумления перед такой тонкостью...
Дорогой Николай Иванович, огромное спасибо за ПОВЕДАНИЕ о Вадиме Валериановиче. Для меня это - первая встреча с ним, и бегут счастливые слёзы...
Андрей Тимофеев 16.07.15 23:26
Спасибо Вам, Николай Иванович, за возможность прикоснуться к живым воспоминаниям о Вадиме Валерьяновиче! Для нашего поколения это особенно ценно, потому что мы не могли видеть его в живую, мы открываем Кожинова через случайно попавшиеся статьи и старые книги, которые и найти-то довольно проблематично. И в этом есть большая проблема на сегодняшний день. Кожинов (а в особенности Кожинов-литературовед) нуждается в немедленном и максимально полном переиздании. И если исторические статьи и книги можно найти достаточно легко (Россия 20 век, избранное в серии Института русской цивилизации и т.д.), то критические работы доступны в изданиях 82 и 89 годов, которых днём с огнём не сыскать. К сожалению, по большому счёту молодое поколение о Кожинове-литературоведе почти ничего не знает, и эту ситуацию необходимо преодолевать как можно скорее!
Игорь 15.07.15 22:40
Валерий Яковлев:

"Благодаря Кожинову русская интеллигенция получила доступ к творчеству М.М.Бахтина. Он же помог Галковскому ознакомить читателей с "Бесконечным тупиком"".

Николай Дорошенко:

"Однажды он познакомил меня с молодыми русскими писателями, наконец-то «не из босоного детства в литературу пришедшими, а возросшими в богатейших домашних библиотеках». Это оказались уже давно знакомые мне Петр Паламарчук и Владимир Карпец".

Кожинов был из тех, кто о других судил по себе. Ему казалось, что образование царскоселькое даст нового Пушкина.
Но где Карпец, где Галковский?
Состоялся только Паламарчук как историк, как автор томов "Сорок сороков", но рано умерший. А розановский "последователь" Галковский вообще после "Бесконечного тупика" оказался автором гламурным.
Не поворачивается язык сказать, что и Кожинов тоже иногда ошибался.
Это не ошибки. Это, как точно выразился Николай Иванович Дорошенко, "кожиновское нетерпеливое ожидание".
Но и за Дорошенко, что-то у Кожинова перенявшего, Кожинову надо поклониться.


Валентина Коростелёва 15.07.15 18:51
Я не была знакома с Вадимом Валериановичем, хотя и видела не раз, но все эти годы мысленно была готова поклониться ему за то, что он поддержал, а после и открыл по-настоящему, для широкого читателя, Николая Рубцова.
А материал Николая Дорошенко порадовал метким образным языком, который как зацепил моё (и, конечно, многих) внимание, так и не отпускал его до последней строчки. Нечасто это бывает у прозаиков, если я не ошибаюсь.
Так что искреннее спасибо - и Вадиму Кожинову, и Николаю Дорошенко.
Григорий Блехман 15.07.15 13:03
Когда работал в Академии наук СССР, мы любили приглашать Вадима Валериановича, на наши ежегодные школы по физиологии, биохимии и генетике в Звенигород.
Любил приезжать к нам и он, поскольку помимо лекций по материалам самых свежих экспериментов, заметную роль играли и философские рассуждения о сущности и предназначении живого, в особенности человека, на земле.
Последнее, по его словам, являлось главной темой его собственных размышлений.
И потому очень хорошо помню, как во время одной из неформальных бесед, которые нам особенно нравились, Кожинов - мастер афоризмов - изрёк, что интеллигент, особенно русский, - это человек, в котором главенствует его духовное начало и это является источником его наполненной искренностью движущей силы: страданий и состраданий.
И что именно эта сила способствует созданию ярчайших произведений искусства - единственного бессмертного на земле явления.
Вот о таких горизонтах он любил говорить.
И когда прочитал здесь его фразу, которую Николай Иванович вспомнил:"Привыкните говорить красиво, а затем захочется Вам высказаться от всей души, и Вы уже не сумеете" будто услышал её с голоса Кожинова.

Очень точно передана суть этого человека, который, на мой взгляд, безусловно стал явлением в нашей литературе.
Спасибо, Николай Иванович, за такую ёмкую память.
Валентина Беляева 15.07.15 11:33
Спокойный, размеренный слог изложения статьи Николая Дорошенко не только привлекателен, он напоминает литературный стиль самого Кожинова, где ни заносчивой назидательности, ни грубых безапелляционных реплик, ни уничижительной надменности. Материал кажется облачённым в неповторимо самобытный ореол трогательной чистоты и безупречного достоинства.
Ощущение, что статья появилась не случайно, (хотя и обусловлена временем) именно сейчас, когда на сайте изобилуют пошлые, отвратительно оскорбительные комментарии, авторы которых не отдают отчёта своему безнадёжно ущербному умственному потенциалу. Увы, не стесняющиеся выставить на всеобщее обозрение свой «высокий духовный уровень», трусливенько прячась, тем не менее, за безликостью имён.
Думаю, в связи с этим здесь уместна цитата Вадима Кожинова из его статьи «Прошлое необходимо для будущего»:
«Необходимо прежде всего чётко осознать, что «разоблачительство» - это чрезвычайно лёгкое ремесло. Для него не нужно ни серьёзных знаний, ни глубокого напряжения души, ни творческой мысли. И оно вовсе не требует подобных качеств от тех, к кому обращены разоблачительные сочинения».
И как не отдать должное непостижимой мужественности Николая Дорошенко…
Екатерина Пионт 15.07.15 11:04
Какое же это чудо - память...
Спасибо.
Алла Линёва 15.07.15 10:34
Спасибо, Николай Иванович, за живое слово и трепетные чувства, за беспокойное сердце и ясный ум, за сыновнюю любовь к Отечеству нашему и его подвижникам, каковым был Вадим Валерианович Кожинов! Читаю Вас с великой радостью!
Игорь 15.07.15 10:30
В статье "Прощание с Леоновым и Распутиным" Дорошенко написал:

"Или – может быть, после того, как пушкинские Гриневы, получив от Екатерины Великой "вольности", сначала поддались разложению, а затем и сгинули в жерле революции, именно в лице Распутина и таких, как он, выходцев из народных низов, нарождалась новая русская аристократия".

Кожинова тоже можно отнести к этой новой русской аристократии.
Если, конечно, под аристократией подразумевать, как в республиканском Риме, людей долга и чести.
Игорь 15.07.15 10:20
Статья представляет из себя уже готовую смысловую основу для книги о Кожинове.
Андрей Расторгуев 15.07.15 08:32
Спасибо, Николай Иванович!
Беляева Лилия 15.07.15 08:29
Не очень в тему,благоухающую ароматом чисто литературных деяний. Но спешу.Такая давняя привычка.Еще с газетных моих, юностью овеянных, упований, что надо успеть поведать о "людях, хороших и разных".Чтоб другие, прочитавши, моментом облагородились.Так вот, если бы я писала о Николае Дорошенко,то всенепременно во первых строках помянула его редкостную отзывчивость на любое значимое дуновение как превратностей жизни, так и ее одухотворяющей красоты. Недаром его последние живописания деревенского детства так обаятельны, так полны любовью родных душ..Но как и каждому русскому мужику, ему, поначалу наивно-доверчивому, пришлось хлебнуть всякого, пройти дорогой разочарований, попадать в ловушки "всенепременных", "ритуальных" соблазнов и ускользать от них. И не предавать главное - свою истовую готовность служить русской литературе. Минуточку, господа, лихо вписавшие свою "принципиальность" в лабиринты "свободного" рынка! Нету у данного сайта средств! По сути Н. Дорошенко "порочно" содержит его на свои пенсионные "накопления". Взывает: "Помогите!" Помогите бедствующим, но доподлинно народным писателям-поэтам из той же глубины России обрести читателей-слушателей! Облегчить душу, общаясь с Друзьями-товарищами. Само- собой насильно мил не будешь. И если тебе, к примеру, люб тот же И. Бродский - люби на здоровье. И даже считай его великим, пуще того - русским поэтом. И лей слезы на галстук, вспоминая, как он жутко претерпел от советской власти. Но ставший лауреатом Нобелевской премии. Как? Как, выясняется, и Б.Пастернак, и А.Солженицин. Директива ЦРУ США, "увидевшая свет в 1957 году и рассекреченная спустя пятьдесят семь лет": "Доктор Живаго" должен быть опубликован максимальным тиражом в максимальном количестве редакций для последующего обсуждения мировой общественностью, а также представлен к Нобелевской премии.. .Авторы с активной творческой позицией, подобно Борису Пастернаку, будут способствовать разрушению железного занавеса.("Загадки истории"№8 2015 ). Автор С.Уранов, застенчиво предположим, не без оснований утверждает: "Также ЦРУ активно способствовало присуждению Нобелевской премии Александру Солженицину... В общем-то, скорее всего, не видать бы премии и Иосифу Бродскому, причем благодаря КГБ. "Но..."судебный процесс"за тунеядство" над не имеющим постоянной работы Бродским еще больше подогрел к нему интерес на Западе...А в 1987 году на свет появился новоиспеченный лауреат, получивший премию за"всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью ума и страстностью поэзии."И "русскость" его при деле. К примеру: с какой сладенькой злобешкой высказался:
"Холуй трясется.Раб хохочет.Палач свою секиру точет. Тиран кромсает каплуна,Сверкает зимняя луна. Се вид Отечества,гравюра.На лежаке - Солдат и Дура,Старуха чешет мертвый бок, Се вид Отечества, лубок .Собака лает ветер носит. Борис у Глеба в морду просит. Кружатся пары на балу. В прихожей-куча на полу". Ну а теперь поспешу поведать о том, за что, не сомневаюсь , мне попадет от крайне щепетильного Е.Н. Ельшова. Но рискну! Чтоб не кануло в бездну.. .Посмеиваясь, рассказала ему, как"по сердечному делу" приехала ко мне "скорая". И объявила, что таких, как я, им в больницу забирать не велено, что приказ есть даже инсульты-инфаркты лечить на дому - "коек в больницах нынче не хватает". И вдруг Евгений Николаевич говорит мне: "Лилия Ивановна, давайте я схожу в магазин и принесу вам что нужно". Я обомлела. Он: "Мне, пехотинцу..." Ему, пехотинцу из Великой Отечественной... девяносто... Я родилась на "целых" десять лет позже. Одна его биография многолетнего тассовца в зарубежье чего стоит. А его провидческие стихотворения и статьи из неиссякаемой глубинной жажды объяснять-прояснять? А... Я,конечно, поблагодарила и уверила, что уже сама"бегу". Но долго еще не знала смеяться или плакать над такой вот фантасмагорией момента.
Александр 15.07.15 04:20
Гениально! Но дело не в тоталитарности общества (скорее, власти), а в полнейшем и пошлейном его равнодушии к русскому духовному богатству. В этом смысле давайте отыщем в себе мужество признать его русским исключительно по названию. Кожинов и его московские единомышленники-книжники пытались разорвать эту плотную облачную завесу. И им это удалось. В теории. А за теорией, как известно, следует практика. Поэтому мы и оказались во временах ПРАКТИЧЕСКИХ. Марксистская эпоха в России и заканчивается по Марксу: "Критерий истины есть практика". Вот на практике и проверится ВСЁ.


Наталья ЕГОРОВА 15.07.15 00:14
Уважаемый Николай Иванович!
Спасибо за очень важную и нужную статью о В.В. Кожинове - гениальном русском мыслителе и критике, на многие годы определившем и основное течение русской мысли, и основное русло русской литературы. В нашем безвременье и такие фигуры, как Кожинов, стали уходить куда-то в небытие. Многое основополагающее в отношении к литературе, выработанное и Кожиновым, и другими прекрасными критиками того времени, современной, с трудом нарождающейся, выживающей и существующей вопреки всему критикой порою забывается, а порою и просто подменяется чем-то другим, куда менее значимым и верным. И откатывается русская литература с ТЕХ действительно героических, кровью завоеванных высот. Очень верный разговор завели Вы и о тоталитарной зомбированности сегодняшнего сознания - в противовес не абсолютной, но все же огромной свободе внутреннего развития, которой обладал человек еще недавно в тоталитарном и, казалось бы, жестко идеологизированном обществе. И, конечно же, насущно важен разговор о подвиге. Вы пишете о пустынном стоянии художника перед Богом, о том, что " в обществе, уже лишенном собственной нравственной воли, подвиг утрачивает публичное значение. Он становится фактом частной жизни. И только если Бог есть, то неизвестная большинству соотечественников чья-то личная духовная сосредоточенность остается не бессмысленной". Все это - абсолютно точный портрет нашего времени. И все же нам остается надежда. Ведь судьба каждого человека - это сокровенный разговор с Богом и сокровенный, никому не известный подвиг собственного жития. И из таких вот безвестных житий безвестных людей складывается вселенское человечество. Безвестный монах, закрывшийся в земляной пещере, не произносит публично ни одного слова, но своим пустынным стоянием перед Богом влияет на мир куда больше всех звучащих в эфире речей. Все это так. И все же художник, которого не слышат - огромная беда. Русская литература при всей своей внешней светскости дала такие примеры нравственности и высоты духа, что приходится говорить о словесном, в глубинном своем смысле безусловно христианском окормлении русскими классиками целого народа, да и всего мира. За последние столетия русская литература стала одной из самых важных составляющих русской цивилизации, она не может, да и не должна заменять собой церковь, но все же ее место в мире таково, что и сама ВЕРА, сам разговор с БОГОМ становятся без нее неполными - такова природа русского человека, и наша христианская цивилизация без нее уже невозможна, а поэтому удар по русской литературе - это удар в самое сердце России.
Валерий Яковлев 15.07.15 00:00
Благодаря Кожинову русская интеллигенция получила доступ к творчеству М.М.Бахтина. Он же помог Галковскому ознакомить читателей с "Бесконечным тупиком".
Георгий 14.07.15 21:52
Спасибо, Николай Иванович!
А Бог конечно есть, и Ваша статья - богоугодна.
Людмила Владимирова 14.07.15 17:48

Дорогой Николай Иванович!

Спасибо за Ваши заметки. Не довелось лично знать Вадима Валериановича, а он предстает живым и близким, поистине – не исчезнувшим и не могущим исчезнуть.
Позвольте сказать немного о роли его работ для меня.

Это и, конечно же, непровзойденная книга в серии ЖЗЛ «Тютчев», подвигнувшая на более глубокое осмысление бесценного наследства великого Русского Поэта, свои наработки. И –

Особое внимание в свое время привлекла опубликованная в юбилейном пушкинском номере журнала «Москва» (1999, 6) статья Вадима Валериановича «О тайне гибели поэта». В ней, в частности, он привел версию наркома иностранных дел Г.В. Чичерина о причастности к написанию «диплома рогоносца» «ближайшего сподвижника» К. Нессельроде, «чиновника министерства иностранных дел Ф.И. Брунова». Так часто именуют его, но правильно – «Бруннов».
Нельзя было не согласиться с В. Кожиновым, что «по меньшей мере странно, что в течение долгого времени никто не занялся» выяснением вопроса о роли Бруннова в «национальной трагедии России».
Воодушевленная статьей В.В. Кожинова, я подняла ряд работ, кое-что мое опубликовали. В Одессе в крайне сокращенном виде… А ведь знакомство А.С. Пушкина с Брунновым, первое «столкновение», произошли здесь, где Бруннов, в чине коллежского асессора, подвизался «при дворе князя Воронцова», в течение трех лет быв «чиновником особых поручений».
Головокружительной была карьера Бруннова (1797-1875). Этот «выскочка», «любитель шалостей и скабрезностей», «алчный земляк» начинал «актуариусом при Стурдзе». Князь В.П. Мещерский скажет: «...карьерой своею в начале он был обязан своему красивому почерку, а затем своему французскому стилю». Закончил «русским посланником в Лондоне», «действительным тайным советником».
Для меня совершенно очевидно противостояние, уже тогда, Поэта, «числящегося по России», и «сына немецкого пастора, сделавшегося бароном и графом» (Г.В. Чичерин), которому чужды интересы России, но чрезвычайно близки страсть к карьере, власти, деньгам. Кстати, графом Бруннов стал только в 1871, за три года до отставки. Баронство же его весьма сомнительно по происхождению. Как и «диплом доктора наук из Иенского университета». Н.Н. Мурзакевич свидетельствовал: «Всем известна легкость получения докторских дипломов в заграничных университетах; ценность их простирается от 50 до 100 талеров».
В.П. Мещерский о Бруннове: «Что он сделал для России полезного, я никогда не мог узнать»; «Вообще такого оригинального и самобытного цинизма, в своем презрении к каким бы то ни было нравственным обязанностям по должности и в своем куртизанстве, я никогда не встречал»; «Какой нации он был, какой веры, так я никогда не мог узнать; но одно было всем известно, это удивление каждого, что столько лет мог быть русским послом в Лондоне человек, который ничего не признавал, кроме заботы о своем здоровье, и столько же любил Россию, как любил ее любой англичанин».
П.А. Вяземский: «Бруннов… не может иметь чувства народного достоинства. Он, как всякий выскочка, должен был изгибаться перед лордами и трусить перед ними, потому что он изгибается перед всеми высшими. Я видел его в Ораниенбауме: он был пластроном великих княгинь и фрейлин. Сказывают, что эту же роль играл он в Одессе, при дворе князя Воронцова и у князя Орлова».

«Боже, как грустна наша Россия!» – только и остается повторять вслед за Пушкиным, наблюдая и нынешнее…

…Остановлю себя. Желающие узнать больше могут прочесть: http://izvestiya.odessa.ua/ru/2012/02/11/iz-chey-ruki ; «Солнечное сплетение» русской культуры, Нива, 2007, 5, 185-195; http://niva-kz.narod.ru/Jurnals/05-2007.pdf

Хочу лишь добавить, что «пластрон» – это и «брюшной (плоский) щит панциря черепах»; и «Туго накрахмаленная грудь мужской верхней сорочки (под открытым жилетом при фраке или смокинге)», и – просто «галстук», правда, особый… А еще – устаревшее (?) – «Человек, который является предметом общих насмешек, шуток» (другими словами – ШУТ).

В.В. Кожинов определил причиной гибели А.С. Пушкина заговор, «организованный космополитической кликой». Совершенно с ним согласна.
И с Вами, Николай Иванович, определившим жизнь Вадима Валериановича как Подвиг. Спасибо Вам.
Сегодня, в связи с 85-ти летием В.В. Кожинова, низко кланяюсь ему. Светлая, верная Память!

С уважением, Л. Владимирова (Одесса)
СэдаВермишева 14.07.15 17:32
Главные строки очерка,: "но в обществе,уже лишенном собственной нравственной воли, подвиг утрачивает публичное значение.Он становится фактом частной жизни.И если только Бог есть,то неизвестная большинству соотечественников чья-то личная духовная сосредоточенность остается не бессмысленной."Блестящая формулировка. Сэда Вермишева
Екатерина Козырева 14.07.15 12:01
Николай Иванович, прочитала - и как будто с живым Кожиновым встретилась. "Он общался со мною не как мэтр, но как крестьянка, торопящаяся подать на стол, всё, что у неё имеется". Именно так он читал стихи, говорил со студийцами, читал лекции в Литинституте, на которые приглашал нас, слушателей ВЛК и говорил, что его "понизили", что он очень любил беседовать со студентами Курсов.
И всё-таки в нём оставалась какая-то тайна, например, он обижался и протестовал, когда его называли критиком. "Я не критик, я литератор" -говорил он. В этом слове заключается не только литература, но и история, и увлекательное дело первооткрывателя, каким он и был
Но вам,Николай Иванович, удалось написать такой очерк о Кожинове, в котором впервые открываются всем "родственные черты"
Нина ВОЛЧЕНКОВА 14.07.15 10:47
Дорогой Николай Иванович! Спасибо за сердечный разговор, за великое желание высказаться душой. Получилось!!! Такого повествования не хватает сегодняшнему читателю. Такие судьбоносные встречи и рассказы о них - живой родник, наполненный искрами блистательного света, коим живёт человек. Счастлива начинать свой день с доброго чтения. Низкий Вам поклон!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА