Юрий Брыжашов 12.11.15 22:50
Игорю Смирнову
Уважаемый Игорь, не имел никакой возможности ответить сразу.
У меня речь идёт, конечно же, о ЛИТЕРАТУРНОМ идеальном образе, образе, замечательно отразившем своё время, но и заключившем в себе многие лучшие женские качества вообще. Пушкинская Татьяна в преломлении эпохи подвигла русскую литературу к созданию других изумительных женских образов. В ней, по словам Достоевского, " воплощено соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею ("Татьяна, русская душою"). И это-главное, потому что тут целое основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое". Это незыблемое для Пушкина-в "народе русском", в народности. Для Достоевского онегинский тип- тип человека, который "зародился... после великой петровской реформы, в нашем интеллигентном обществе, оторванном от народа".
Известно, что Пушкин любил образ своей героини. Она предстает удивительно цельной личностью, что совершенно естественно для Пушкина, ибо мировосприятие самого поэта таково, каковы были и основы народного мировосприятия и мироотношения, которые по совокупности причин (по большей части социально- исторического характера) в целом НИКОГДА не были ни рационалистическими, ни индивидуалистическими. Вспомним ещё, что для Достоевского онегинский тип-тип эгоцентрика с сознанием западнического толка. Русская литература 19-го века-это полнейшее отрицание подобного сознания и утверждение народности, в том числе народности и как формы "народного гуманизма"(скажем так), включающей в себя и сферу высокой христианской духовности. Одоление индивидуалистического западнического эгоцентризма народностью как типом русского самосознания составляет едва ли не то главное, что есть в русской литературе 19-го века, наследующей пушкинский путь, пушкинские начала. Пушкин же-это ещё и невиданная дотоле мощь созидательности, созидательная сила, которую он придал русской литературе именно для выработки общенационального человеческого идеала. Реализация пушкинского наследия и сделала русскую литературу 19-го века мировой.
В обновлённой Пушкиным поэтике слово "милая" было наполнено совсем иным смыслом, который мы придаём ему сейчас. Оно включало в себя и такие значения, как "верная", "дорогая" и даже "родная", то есть-было не просто очень устойчивым, но одним из определяющих, необходимых, ключевых, и самим поэтом в его произведениях употреблялось очень часто, как и "любовь"- 700 раз. И никогда у него это слово не имело налёта сентиментальности или слащавости.
Ваши мысли, Игорь, тоже дали мне повод для размышления.
С уважением.
Виктор Герасин 12.11.15 13:37
Если бы ставили памятник русской женщине, идеалу этой женщины, то для меня вопрос выбора не существует, он созрел давно и вне всяких сомнений --- это образ Настены из ЖИВИ И ПОМНИ В. Распутина
Игорь Смирнов 11.11.15 22:29
Во всем согласен с Юрием Брыжашовым, но только не в том, что Татьяна Ларина - идеальный характер русской женщины. Типичный для поколения женщин, мечтательно выросших в барских усадьбах в обнимку с французскими романами - да. Заслуживающий уважения и сочувствия - да. И пушкинское признание: "Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою" - нельзя не разделить.
Но идеал женщины - это не то же самое, что и "милый идеал".
До сих пор и я по школьной привычке считал, что Пушкин создавал именно идеал русской женщины. Но вот Вы, уважаемый Юрий, вдруг заставили меня задуматься. И я предположил, что у Пушкина не зря Татьяна является идеалом "милым", а не каким-то иным.
Юрий Брыжашов 11.11.15 21:54
Вячеслав Лютый способен в пятидесяти строках определить и выделить главное в творчестве Натальи Моловцевой, и охарактеризовать образы её героинь, и сказать о самой важной задаче для нынешней прозы-изображении национального характера, в том числе-женского национального характера, который веками заключал в себе"свет и непостижимое тепло любви".Великая русская литература 19-20-го веков блестяще справлялась с этой задачей. Здесь нельзя уже обойтись без упоминания об идеальном женском характере, созданном Пушкиным в образе Татьяны Лариной. И ведь это же Пушкин явил невиданную силу и красоту ЧИСТЫХ, не смешанных ни с чем слов, слов, употреблённых в своих главных значениях, определяющих смысл воспринимаемого поэтом мира. Слово"любовь" встречается у него 630 раз,
"любить"-614-ть раз, "человек-700 раз, "добро", "жизнь"- сотни раз. Это любимые пушкинские слова. И в них заключено всё то, что составляло характер русской женщины столетиями.
Усвоение удивительных по своей глубине, неисчерпаемых традиций русской классической литературы и может дать тот результат, к которому должен стремиться и любой современный литератор.
На эти мысли навёл написанный словно бы на одном дыхании образцовый материал Вячеслава Лютого.
Спасибо, Вячеслав.
С уважением.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА