Виталий Мухин | 25.06.17 17:29 |
К сожалению, поздно ознакомился с отповедью С. Доронина. Либо он слеп и глух, либо просто глуп. Ну нельзя столько казенным сухим языком писать о поэзии. Что касается философии и филологии, то г-н Доронин просто безграмотен - обычный грех образованщины: где-то что-то слышал, нахватался верхушек и пр., и пр. Словом, как у Высоцкого: папа, что сказали эти кандидаты в доктора?
|
Александр Кувакин | 15.02.17 03:32 |
"Как у шахматиста без перебора вариантов ходов не будет хорошей игры, так и у поэта без перебора вариантов строк не сложится стихотворения". Наконец-то! Евгений Иванович дал всеобъемлющую формулу поэзии, которая, по слову Пушкину, "должна быть глуповата". Ура! |
Сергей Доронин | 9.02.16 21:27 |
Статья Рачина написана грамотно и чувствуется, что автор хорошо знает тему. Ее отличает от других статей о Рубцове обращенность к чисто профессиональным и социальным сторонам его творчества, полнота охвата разных особенностей его поэтического мастерства, жизненного пути.
Вызывает удивление отзыв Виталия Мухина, который словно поставил себе задачу принизить написанное в статье. Тут и «трактовка конкретных стихов – караул», и «полнейшая глухота к поэтическому слову», и «дальше – больше…: не вызывает мотивов поведения у самого автора цитируемого разбора», и «…язык, действительно, есть дом бытия, все изрекаемое даже докторами философских наук неизбежно становится ложью». Виталий Мухин, или тот, кто скрывается под его именем, может быть и поэт? В любом случае, почему он считает для себя возможным столь агрессивно оценивать работу автора статьи? К сожалению, он не замечает того, что его критика бьёт и по Н.М. Рубцову. По существу же можно сказать Виталию Мухину, что он не прав по всем пунктам своей предвзятой и малограмотной критики. Во-первых, утверждение Е.И. Рачина о недостатках любовной лирики у Рубцова ни у кого не заимствовано. Во-вторых, у Есенина в его стихотворении «Выткался на озере…» речь идет не о принуждении девушки к любви через обиду или насилие, а о погружении обоими влюбленными в экстаз по добровольному согласию («Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты…»). В-третьих, любовная лирика Лермонтова в целом полна не эгоизма, а разочарования и печали. В-четвертых, в один ряд поставлены не только Андрей Дементьев и Юрий Кузнецов, но и другие поэты вместе с ними – и не по признаку поэтического стиля (он у них, конечно, разный), а по признаку пребывания в одно историческое время культуры (60-е – 70-е годы ХХ века). В-пятых, В. Мухин не понимает, что образ, знак и предмет взаимосвязаны, что знак (или слово), обозначающий предмет, нужен для того, чтобы пробудить в сознании человека мотив, то есть побуждение к действию. Об этом знает любой студент, изучавший филологию или лингвистику. Об этом же знал и Лев Толстой, афоризм которого иногда встречается в людных местах: «Слово – это поступок». Однако В. Мухин, к сожалению, этого не знает. Наконец, в-шестых, М. Хайдеггер в своем высказывании о языке как доме бытия использовал лишь образное выражение. Для него вся философия, да и вся духовная культура, сводилась к вопрошанию, к обнаружению смыслов вещей и явлений, к выявлению функций вещей, о которых спрашивают. Язык для него есть даже не дом бытия, а стены этого дома, а под бытием он понимает сущее. С помощью языка человек обнаруживает смыслы, значения бытия, а вещи этого бытия Хайдеггер понимает то как реальные вещи, то как слово-вещи. Понятые смыслы человек раздвигает в бытии с помощью слов подобно строителю дома. При таком подходе признается лишь инструменталистская роль языка в культуре. На практике же в таком доме из слов и их значений человек никогда не жил и не сможет жить. В таком доме живут творцы абстрактных понятий и пустомели, не озабоченные превращением слова в благое дело. Реальным домом бытия для людей всегда была цивилизация, в создании, строительстве которой человек использовал и язык как инструмент, как средство коммуникации и формирования духовных ценностей в культуре. Очень жаль, что В.Мухин не знает этого, но берется судить негативно о действительно капитально написанной статье, направленной в защиту творчества Н.М. Рубцова. Можно посоветовать автору критического отзыва поступить на философский факультет МГУ, проучиться там пять-шесть лет, после чего написать хотя бы одну приличную статью по философии литературы. Может быть тогда в его работах и отзывах и исчезнут выражения типа: «так называемый философский разбор», «всё изрекаемое даже докторами философских наук неизбежно становится ложью». Пожелаем ему в этом успеха. Но дело не только в Виталии Мухине, ничего не понявшем в статье Е.И. Рачина и желающем показать себя в роли знатока поэтического творчества. Обидно за то, что юбилей Н.М. Рубцова в Москве фактически прошел незамеченным. Собрание в Малом зале Центрального Дома Литераторов привлекло небольшое число участников, среди которых был только один известный поэт – Валентин Сорокин. 18 января 2016 года в конференц-зале Российской государственной библиотеки состоялся концерт, на котором самодеятельные артисты исполнили песни на стихи Рубцова под гитару и прочитали несколько его стихотворений. Народа в зале было явно недостаточно. Только две газеты («Комсомольская правда» и «Литературная газета» в № 1-2 от 21 января 2016 г.) опубликовали статьи о творчестве Н.М. Рубцова. Да и то первая из них была напечатана в развлекательно-информационном приложении www.kp.ru «Телепрограмма» в номере от 14-21 января и речь в ней шла в основном об обстоятельствах кончины поэта, а не о красоте его стихов. В то же время 125-летие Осипа Мандельштама приветствовало гораздо большее число газетных изданий. В общем, Рубцову и при жизни доставались в избытке невзгоды и лишения, и сейчас люди, контролирующие доступ к СМИ, продолжают игнорировать его, принимая его за рядового поэта. Сообществу писателей надо объединиться в деле защиты русской литературы и русской поэзии в особенности. Она и так практически забыта телевидением и радио, вытеснена детективами, развлекательными передачами и низко профессиональными песенками в исполнении надоевших всем завсегдатаев телеэкрана и радиоэфира. Юбилей Н.М. Рубцова даёт сообществу писателей шанс сделать воспитание молодых людей в России, воспитание всего народа действенным фактором улучшения нашей культуры. |
Игорь Черепанов | 8.02.16 20:12 |
Игорь Черепанов, философ, выпускник МГУ Е.И. Рачиным написана культурологическая статья к 80-летнему юбилею замечательного поэта России Николая Рубцова. В ней системно показаны особенности творчества поэта, основные черты его поэтического стиля, вехи его биографии и его место среди русских поэтов ХIX-ХХ веков. Важно, что Е.И. Рачин не просто показал значимость поэзии Рубцова для русской культуры, но и продемонстрировал преемственность его поэзии с поэзией русских поэтических классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина. В статье использованы авторские отступления о гармонии, лирике, таланте, гении, великом поэте. Они выполнены в нужных местах текста, написаны аналитически, со знанием дела, их отличает многообразие характерных черт выбранных понятий и поэтический образный язык. Отступления подготавливают читателя к основному тезису автора: Николай Михайлович Рубцов есть лучший русский поэт второй половины ХХ века, великий русский национальный поэт. Это – основная мысль статьи, которой подчинено все изложение. Предыдущие комментаторы словно и не заметили ее, а некоторые даже полагают, что Н.М. Рубцов не дотягивает до уровня Пушкина или Тютчева. Мне представляется, что именно Рубцов, в творчестве которого гармонически слиты русская природа, русский дух, характер русского человека и высокое поэтическое мастерство, может быть назван поэтом одного уровня с нашими классиками. И надо сказать автору большое спасибо за то, что он поднял важную и больную для нас тему о влиянии поэтического слова и вообще художественной литературы на сознание людей, об общественном признании выдающихся творцов культуры. Пора, наконец, говорить народу правду и называть гения – гением, классика – классиком, великого поэта – великим поэтом. Рубцов велик не только благодаря любви народа к его стихам и песням, но и своим поэтическим мастерством, обращенностью его творчества к вечным ценностям: любви к родине, ощущением божественной связи человека с природой, желанием найти высокий идеал, воспеть красоту в ее разнообразных проявлениях. Статья Е.И. Рачина написана убедительно, автор знает поэзию, дает в тексте анализ двух стихотворений Рубцова, показывает ряд поэтических приемов, характерных для творчества Рубцова и определяющих красоту его стихов. Статья Рачина наводит на многие высокие мысли о нашей культуре и пробуждает желание сохранить ее традиции, возрождать ее творческий дух. |
Жанна Сербинович | 3.02.16 22:05 |
Удивительное чувство, читая эту работу, понимаешь как здорово, узнать неизвестное об известном. Благодаря этому, открываешь вокруг себя новые миры. Большое спасибо автору. |
Игорь Островский | 15.01.16 12:34 |
Статья Е.И. Рачина наводит на размышления о путях русской литературы и о том, как менялся её характер после крутых поворотов исторических судеб, на которые так богата история России. Сразу ставить Рубцова в один ряд с Тютчевым, Фетом, Буниным? Это очень смело, но связь всё-таки есть! Профессор Рачин показывает, поэт описывает не только природу и пейзаж, но и воспаряется к высотам Бытия и Всевышнего.
У нас немало ярких писателей и поэтов "деревенщиков". Но те великие художники, мастера слова 18 - 19 веков, были ещё европейски образованныеми, культурными людьми, говорившими и писавшими на нескольких иностранных языках. Этим, увы, не грешит современная русская интеллигенция. Россия в целом вернулась во всемирную семью народов, вышла из-за железного занавеса, отказалась от некоего особого пути, отбросила единственно верное в мире учение. Писптельское сообщество должно заговорить, как раньше, на основных европейских языках и, будучи впереди общества, возглавить этот поворот. Вот на какие мысли наводит эссе профессора Рачина. |
Игорь Островский | 14.01.16 17:22 |
Обзор профессора Е.Рачина "Образы России в поэзии Николая Рубцова" представляет собой очень капитальное исследование. Автор даёт анализ не только содержания, но и формы поэтических отрывков, прослеживает технику стихосложения и периодику недолгого творческого пути вологодского стихотворца. Такой подход не только воспитывает вкус читателя, но и помогает постепенно, кирпич за кирпичиком, отстраивать здание русской литературы, избегать, чтобы в ней множились "запретные" или "забытые" писатели и поэты.
Лично я вспоминаю, как во время туристских или паломнических поездок в Берлин, Мюнхен, Баден-Баден, Дармштадт, Ниццу, Париж, Бари, Иерусалим посещал в первую очередь православные храмы. Это непередаваемое чувство - видеть уголок нетронутой с 18 века русской жизни; постоять, например, перед бюстом М.И.Глинки, нашедшего первое успокоение на русском кладбище в берлинском Тегеле. Чудесных хор Православного женского Горненского монастыря в Иерусалиме имел в своём обширном репертуаре три песни на слова Н.Рубцова: "Зелёные цветы", "Выпал снег", "Тихая моя Родина". И это наряду с такими шедеврами, как "На реках вавилонских" - слова библейские, музыка Верди! И в других православных храмах также звучат песнопения на его стихи! Это ли не высшее признание? Обширная статья профессора Е.И.Рачина, как бы это сказать, приводит в порядок сумятицу чувств от соприкосновения с поэзией Николая Руцова. Это необходимая составная часть на пути изучения многострадальной русской литературы. Кстати, в критической заметке г-на Виталия Мухина неточно приведён отрывок из Есенина; у поэта сказано: "Зацелую допьяна, изомну как цвет". |
Александр Иванов | 13.01.16 22:32 |
Какой-то рок давлеет над русским поэтом вообще - не миновала чаша сия и Николая Рубцова, который продолжает миссию певца России и российской природы, начиная может быть с Кольцова. Его время было другим, это типичное предвоенное и послевоенное детство - детдомовское (хорошо, что не блокадно-ленинградское), потеря родителей (хорошо, что не оказался ЧСИР (член семьи изменника Родины). Учеба по одному-два курса в различных техникумах, благо бесплатное советское образование, затем матросская служба на Балтфлоте и снова труд на рабочих должностях. И, наконец, поступление в Литературный институт им. Горького и окончание его с двух попыток. Свой первый поэтический сборник Н.Рубцов выпустил в 26 лет. И сразу стало ясно, что в литературу пришел оригинальный поэт, обладающий поэтическим взглядом на мир. А что это такое? Это или умение увидеть в обыденном мире то, что другие люди не видят. или описать видимое такими словами, какие других не находят. Итак, оригинальный поэт... Не будем размахиваться и проводить прямую линию от Пушкина, Лермонтова, Тютчева через Есенина прямо к Рубцову. Не тот творческий диапазон, как у этих поднебесных великанов. Впрочем, он таких попыток о самом себе не делал; современники вспоминают Рубцова как очень скромного человека, в том числе в поэтических самооценках, но его стилистическую самобытность отметили уже сокурсники по Литературке, которые похвалами не разбрасывались. Приходит на память воспоминания И.С.Тургенева, которому повезло быть на литературном вечере в частном доме, где присутствовали Пушкин и приехавший из Воронежа молодой Кольцов. Алексндр Сергеевич вскоре ушёл, на вечере продолжалось чтение стихов и прозаических отрывков, а Кольцов скромно просидел в углу весь вечер. Когда гости расходились, Тургенев предложил Кольцову довести его до гостиницы в своих санях. "Почему Вы,- спросил Тургенев - не стали читать свою "Думу"? Что Вы,- ответил Кольцов ,- тут Александр Сергеевич только что вышел, а я бы стал читать! Помилуйте!" Вот истинная скромность гения ! Далее у Рубцова всё пошло совсем неплохо. В 32 года он получил комнату в коммуналке, а в 33 года однокомнатную квартиру в Вологде. И это при тогдашней, впрочем и сегодняшней, российской действительности. Было выпущено несколько поэтичеких сборников. Но почти сразу же всё пошло как-то по-есененски... Говорят, случались и запои по три-четыре дня. Жениться пока не довелось, но где-то в деревне уже воспитывалась дочь. А потом наступила настоящая трагедия: после обильного застолья и бурной сцены ревности (не поймёшь, кого и к кому) постигла внезапная смерть от удушения от рук любимой женщины.Она отрицала злой умысел (ведь сама писательница и поэтесса), но шесть лет в тюрьме всё-таки отсидела за умышленное убийство в состоянии аффекта. Так оборвался жизненный путь яркого оригинального таланта, ненадолго пережившего Есенина. Ещё напрашивается сравнение с неповторимым шотландским бардом Робертом Бёрнсом. И природа Шотландии - точная копия северной России и Вологодчины. Сразу скажем, что сравнивать Рубцова с Тютчевым, как делают некоторые - очень большая натяжка, ведь даже Л.Толстой называл Тютчева "седовласым мудрецом", по-французски и по-немецки говорившем и писавшем легче,чем по-русски, но при этом необычайно тонко чувствовавшем русский дух. "Народность,- писал Гоголь, - состоит не в точном описании сарафана, а в передаче духа народного," Чувство природы и сопричастности с душой народной богато представлено в творческой натуре Рубцова, а у его великих предшественников в активе была ещё европейская культура. Такова тогдашняя эпоха, когда изумительная культура прежней России уничтожена или изгнана, а ей на смену пришла "образованщина". Но таланты продолжали нарождаться на Земле русской и ими оказался щедро наделён Николай Рубцов. Профессор Рачин Е.И своим вышеприведённым эссе внес весомый вклад в исследование творчества яркого самобытного таланта второй половины ХХ века. Новое открытие Рубцова и нескольких других, немногих, ему подобных, ещё ждёт своих исследователей, а начало уже положено, в том числе и этим трудом профессора Рачина. Я прочёл внимательно, с карандашом в руке , статью, а также последующие отзывы. Вызывает удивление комментарий господина Виталия Мухина, который судит о доле агрессивности в любви и не учитывает, что любовь по своей глубинной сущности эгоистична; индивид, если испытывает привязанность, то а-приори считает себя достойным самого высокого чувства... Перечисление в одном ряду самых различных поэтов? Белинский писал, что техника стихосложения в России достигла такого уровня, что многие гусары в состоянии написать барышне в альбом очень приличные стихи - отчего? Очень много поэтов! Но вернёмся к нашим баранам и баронессам. Современная российская публика очень любознательна и скептична, односторонние оценки её не удовлетворяют. Профессор Е.Рачин делает небезуспешные попытки проследить связь поэзии Рубцова не только с обстоятельствами биографии и даже эпохи, но и с эволюцией взглядов на природу и личность. Николай был некрещённым, но его мать пела в церковном хоре, не здесь ли кроется разгадка столь частого обращения к теме Всевышнего? |
Татьяна | 13.01.16 18:45 |
Много лет тому назад, совершая паломничество в г.Бари (Италия)
к Святым Мощам Святителя Николая Мир Ликийского, захотелось нам в пути после молитв послушать духовные песнопения, записанные на касетах, которые оказались у одной нашей паломницы с собой.Путь в автобусе от Берлина был долгим и вот зазвучали, наполнили собой пространство нашего автобуса родные голоса талантливых и широко известных православному певцов Александра и Елены Михайловых, в их исполнении духовные стихи и песни авторов самых разных лет : И.Аксакова, А.Толстого, Вл.Соловьева, С.Есенина о России, о правде, красоте и справедливости, приводящих к поискам Бога. Диски Тихая моя Родина, Душа грустит о небесах запомнились, на них были песни на стихи поэта Николая Рубцова:"Тихая моя Родина"," Выпал снег","Зелёные цветы"...Мы подпевали, неслись по дорогам Европы,что-то очень светлое переполняло и объединяло тогда нас. Может быть прошлое?- ведь Николай Рубцов и его творчество в прошлом... У прошлого есть неизменная особенность - оно никогда не возвращается. Но ведь оно и не ушло. Благодарим профессора Рачина Евгения Ивановича за объемную и великолепную статью о поэте Н.Рубцове, мы много нового узнали о нём, вспомнили свое святое паломничество. |
Филипп Литтау | 12.01.16 22:35 |
Евгений Иванович Рачин человек с большим жизненным опытом, от простого слесаря до доктора философских наук, вот его жизненный путь. Он сам увлекается поэзией, его стихи и песни очень лиричны, полны добротой и любовью к окружающему миру, и конечно он в своей статье смог дать обширную и положительную оценку такому замечательному русскому поэту как Николаю Рубцову. |
Валентина | 9.01.16 21:57 |
Статья интересная, поучительная, захватывающая, читателю есть о чем поразмыслить!!! Автор очень хорошо владеет темой, с любовью к Николаю Рубцову и другим поэтам и вообще к поэзии прекрасно излагает её. |
Виталий Мухин | 4.01.16 16:34 |
Единственное верное замечание - об объеме любовной лирики, но, увы, заимствованное, а трактовка конкретных стихов - караул: "Что же это за любовь, в которой молодой человек желает обидеть девушку до слёз?".
А как же тогда знаменитое есенинское "Зацелую допьяна, изомну во цвет"? Как быть с любовной лирикой Лермонтова в целом - там тоже один эгоизм? Полнейшая глухота к поэтическому слову. А вот ещё один перл так называемого философского разбора: "В одно время с Рубцовым жили многие замечательные поэты, в которых были искры гениальности или даже огни, ярко светившие: это и Р. Гамзатов, и Б. Ручьёв, и В. Фёдоров, и Вал. Сорокин, и Н. Старшинов, и А. Дементьев, и уже полузабытые В. Соколов, Е. Винокуров, Ю. Друнина, и почти не упоминаемые в критике В. Сикорский, Ю. Кузнецов и другие". Обратите внимание: в один поэтический ряд поставлены А. Дементьев... и Ю. Кузнецов! Дальше - больше: "Образы в поэзии Рубцова редко становятся и символами бытия. (…) Найдя образ в стихах, Рубцов останавливается на полдороге. Он не приводит читателя к мысли, не вызывает мотивов поведения". Вот так: не вызывает мотивов поведения. А может, "не вызывает мотивов поведения" у самого автора цитируемого разбора? Можно же, конечно, обосновывать подобные разборы ссылками на Хайдеггера и др. известных мыслителей, но без глубинного осмысления и соответственно понимания того, что язык, действительно, есть дом бытия, всё изрекаемое даже докторами философских наук неизбежно становится ложью. |
Анатолий Смышников | 4.01.16 09:50 |
Ваши слова о Николае Рубцове и о поэзии в целом, так- же величественно- просты и красивы, как и сами стихи Николая Рубцова. С благодарностью. |
Петр Бойченко | 3.01.16 21:39 |
Спасибо за "простой", человеческий, с точки зрения нашей русской народной цивилизации, взгляд на главного русского поэта второй половины ХХ века. |
Игорь Смирнов | 3.01.16 14:08 |
Добротная работа. Есть интересные мысли. Но объем для чтения с экрана великоват. |