Виталий Мухин 25.06.17 17:29
К сожалению, поздно ознакомился с отповедью С. Доронина. Либо он слеп и глух, либо просто глуп. Ну нельзя столько казенным сухим языком писать о поэзии. Что касается философии и филологии, то г-н Доронин просто безграмотен - обычный грех образованщины: где-то что-то слышал, нахватался верхушек и пр., и пр. Словом, как у Высоцкого: папа, что сказали эти кандидаты в доктора?
Александр Кувакин 15.02.17 03:32
"Как у шахматиста без перебора вариантов ходов не будет хорошей игры, так и у поэта без перебора вариантов строк не сложится стихотворения". Наконец-то! Евгений Иванович дал всеобъемлющую формулу поэзии, которая, по слову Пушкину, "должна быть глуповата". Ура!
Сергей Доронин 9.02.16 21:27
Статья Рачина написана грамотно и чувствуется, что автор хорошо знает тему. Ее отличает от других статей о Рубцове обращенность к чисто профессиональным и социальным сторонам его творчества, полнота охвата разных особенностей его поэтического мастерства, жизненного пути.
Вызывает удивление отзыв Виталия Мухина, который словно поставил себе задачу принизить написанное в статье. Тут и «трактовка конкретных стихов – караул», и «полнейшая глухота к поэтическому слову», и «дальше – больше…: не вызывает мотивов поведения у самого автора цитируемого разбора», и «…язык, действительно, есть дом бытия, все изрекаемое даже докторами философских наук неизбежно становится ложью». Виталий Мухин, или тот, кто скрывается под его именем, может быть и поэт? В любом случае, почему он считает для себя возможным столь агрессивно оценивать работу автора статьи? К сожалению, он не замечает того, что его критика бьёт и по Н.М. Рубцову.
По существу же можно сказать Виталию Мухину, что он не прав по всем пунктам своей предвзятой и малограмотной критики.
Во-первых, утверждение Е.И. Рачина о недостатках любовной лирики у Рубцова ни у кого не заимствовано. Во-вторых, у Есенина в его стихотворении «Выткался на озере…» речь идет не о принуждении девушки к любви через обиду или насилие, а о погружении обоими влюбленными в экстаз по добровольному согласию («Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты…»). В-третьих, любовная лирика Лермонтова в целом полна не эгоизма, а разочарования и печали. В-четвертых, в один ряд поставлены не только Андрей Дементьев и Юрий Кузнецов, но и другие поэты вместе с ними – и не по признаку поэтического стиля (он у них, конечно, разный), а по признаку пребывания в одно историческое время культуры (60-е – 70-е годы ХХ века). В-пятых, В. Мухин не понимает, что образ, знак и предмет взаимосвязаны, что знак (или слово), обозначающий предмет, нужен для того, чтобы пробудить в сознании человека мотив, то есть побуждение к действию. Об этом знает любой студент, изучавший филологию или лингвистику. Об этом же знал и Лев Толстой, афоризм которого иногда встречается в людных местах: «Слово – это поступок». Однако В. Мухин, к сожалению, этого не знает. Наконец, в-шестых, М. Хайдеггер в своем высказывании о языке как доме бытия использовал лишь образное выражение. Для него вся философия, да и вся духовная культура, сводилась к вопрошанию, к обнаружению смыслов вещей и явлений, к выявлению функций вещей, о которых спрашивают. Язык для него есть даже не дом бытия, а стены этого дома, а под бытием он понимает сущее. С помощью языка человек обнаруживает смыслы, значения бытия, а вещи этого бытия Хайдеггер понимает то как реальные вещи, то как слово-вещи. Понятые смыслы человек раздвигает в бытии с помощью слов подобно строителю дома. При таком подходе признается лишь инструменталистская роль языка в культуре. На практике же в таком доме из слов и их значений человек никогда не жил и не сможет жить. В таком доме живут творцы абстрактных понятий и пустомели, не озабоченные превращением слова в благое дело. Реальным домом бытия для людей всегда была цивилизация, в создании, строительстве которой человек использовал и язык как инструмент, как средство коммуникации и формирования духовных ценностей в культуре.
Очень жаль, что В.Мухин не знает этого, но берется судить негативно о действительно капитально написанной статье, направленной в защиту творчества Н.М. Рубцова. Можно посоветовать автору критического отзыва поступить на философский факультет МГУ, проучиться там пять-шесть лет, после чего написать хотя бы одну приличную статью по философии литературы. Может быть тогда в его работах и отзывах и исчезнут выражения типа: «так называемый философский разбор», «всё изрекаемое даже докторами философских наук неизбежно становится ложью». Пожелаем ему в этом успеха.
Но дело не только в Виталии Мухине, ничего не понявшем в статье Е.И. Рачина и желающем показать себя в роли знатока поэтического творчества. Обидно за то, что юбилей Н.М. Рубцова в Москве фактически прошел незамеченным. Собрание в Малом зале Центрального Дома Литераторов привлекло небольшое число участников, среди которых был только один известный поэт – Валентин Сорокин. 18 января 2016 года в конференц-зале Российской государственной библиотеки состоялся концерт, на котором самодеятельные артисты исполнили песни на стихи Рубцова под гитару и прочитали несколько его стихотворений. Народа в зале было явно недостаточно. Только две газеты («Комсомольская правда» и «Литературная газета» в № 1-2 от 21 января 2016 г.) опубликовали статьи о творчестве Н.М. Рубцова. Да и то первая из них была напечатана в развлекательно-информационном приложении www.kp.ru «Телепрограмма» в номере от 14-21 января и речь в ней шла в основном об обстоятельствах кончины поэта, а не о красоте его стихов. В то же время 125-летие Осипа Мандельштама приветствовало гораздо большее число газетных изданий. В общем, Рубцову и при жизни доставались в избытке невзгоды и лишения, и сейчас люди, контролирующие доступ к СМИ, продолжают игнорировать его, принимая его за рядового поэта.
Сообществу писателей надо объединиться в деле защиты русской литературы и русской поэзии в особенности. Она и так практически забыта телевидением и радио, вытеснена детективами, развлекательными передачами и низко профессиональными песенками в исполнении надоевших всем завсегдатаев телеэкрана и радиоэфира.
Юбилей Н.М. Рубцова даёт сообществу писателей шанс сделать воспитание молодых людей в России, воспитание всего народа действенным фактором улучшения нашей культуры.
Игорь Черепанов 8.02.16 20:12

Игорь Черепанов, философ, выпускник МГУ
Е.И. Рачиным написана культурологическая статья к 80-летнему юбилею замечательного поэта России Николая Рубцова. В ней системно показаны особенности творчества поэта, основные черты его поэтического стиля, вехи его биографии и его место среди русских поэтов ХIX-ХХ веков. Важно, что Е.И. Рачин не просто показал значимость поэзии Рубцова для русской культуры, но и продемонстрировал преемственность его поэзии с поэзией русских поэтических классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина. В статье использованы авторские отступления о гармонии, лирике, таланте, гении, великом поэте. Они выполнены в нужных местах текста, написаны аналитически, со знанием дела, их отличает многообразие характерных черт выбранных понятий и поэтический образный язык. Отступления подготавливают читателя к основному тезису автора: Николай Михайлович Рубцов есть лучший русский поэт второй половины ХХ века, великий русский национальный поэт. Это – основная мысль статьи, которой подчинено все изложение. Предыдущие комментаторы словно и не заметили ее, а некоторые даже полагают, что Н.М. Рубцов не дотягивает до уровня Пушкина или Тютчева.
Мне представляется, что именно Рубцов, в творчестве которого гармонически слиты русская природа, русский дух, характер русского человека и высокое поэтическое мастерство, может быть назван поэтом одного уровня с нашими классиками. И надо сказать автору большое спасибо за то, что он поднял важную и больную для нас тему о влиянии поэтического слова и вообще художественной литературы на сознание людей, об общественном признании выдающихся творцов культуры. Пора, наконец, говорить народу правду и называть гения – гением, классика – классиком, великого поэта – великим поэтом. Рубцов велик не только благодаря любви народа к его стихам и песням, но и своим поэтическим мастерством, обращенностью его творчества к вечным ценностям: любви к родине, ощущением божественной связи человека с природой, желанием найти высокий идеал, воспеть красоту в ее разнообразных проявлениях. Статья Е.И. Рачина написана убедительно, автор знает поэзию, дает в тексте анализ двух стихотворений Рубцова, показывает ряд поэтических приемов, характерных для творчества Рубцова и определяющих красоту его стихов.
Статья Рачина наводит на многие высокие мысли о нашей культуре и пробуждает желание сохранить ее традиции, возрождать ее творческий дух.
Жанна Сербинович 3.02.16 22:05
Удивительное чувство, читая эту работу, понимаешь как здорово, узнать неизвестное об известном. Благодаря этому, открываешь вокруг себя новые миры. Большое спасибо автору.
Игорь Островский 15.01.16 12:34
Статья Е.И. Рачина наводит на размышления о путях русской литературы и о том, как менялся её характер после крутых поворотов исторических судеб, на которые так богата история России. Сразу ставить Рубцова в один ряд с Тютчевым, Фетом, Буниным? Это очень смело, но связь всё-таки есть! Профессор Рачин показывает, поэт описывает не только природу и пейзаж, но и воспаряется к высотам Бытия и Всевышнего.
У нас немало ярких писателей и поэтов "деревенщиков". Но те великие художники, мастера слова 18 - 19 веков, были ещё европейски образованныеми, культурными людьми, говорившими и писавшими на нескольких иностранных языках. Этим, увы, не грешит современная русская интеллигенция. Россия в целом вернулась во всемирную семью народов, вышла из-за железного занавеса, отказалась от некоего особого пути, отбросила единственно верное в мире учение. Писптельское сообщество должно заговорить, как раньше, на основных европейских языках и, будучи впереди общества, возглавить этот поворот. Вот на какие мысли наводит эссе профессора Рачина.
Игорь Островский 14.01.16 17:22
Обзор профессора Е.Рачина "Образы России в поэзии Николая Рубцова" представляет собой очень капитальное исследование. Автор даёт анализ не только содержания, но и формы поэтических отрывков, прослеживает технику стихосложения и периодику недолгого творческого пути вологодского стихотворца. Такой подход не только воспитывает вкус читателя, но и помогает постепенно, кирпич за кирпичиком, отстраивать здание русской литературы, избегать, чтобы в ней множились "запретные" или "забытые" писатели и поэты.
Лично я вспоминаю, как во время туристских или паломнических поездок в Берлин, Мюнхен, Баден-Баден, Дармштадт, Ниццу, Париж, Бари, Иерусалим посещал в первую очередь православные храмы. Это непередаваемое чувство - видеть уголок нетронутой с 18 века русской жизни; постоять, например, перед бюстом М.И.Глинки, нашедшего первое успокоение на русском кладбище в берлинском Тегеле. Чудесных хор Православного женского Горненского монастыря в Иерусалиме имел в своём обширном репертуаре три песни на слова Н.Рубцова: "Зелёные цветы", "Выпал снег", "Тихая моя Родина". И это наряду с такими шедеврами, как "На реках вавилонских" - слова библейские, музыка Верди! И в других православных храмах также звучат песнопения на его стихи! Это ли не высшее признание?
Обширная статья профессора Е.И.Рачина, как бы это сказать, приводит в порядок сумятицу чувств от соприкосновения с поэзией Николая Руцова. Это необходимая составная часть на пути изучения многострадальной русской литературы.
Кстати, в критической заметке г-на Виталия Мухина неточно приведён отрывок из Есенина; у поэта сказано: "Зацелую допьяна, изомну как цвет".
Александр Иванов 13.01.16 22:32
Какой-то рок давлеет над русским поэтом вообще - не миновала чаша сия и Николая Рубцова, который продолжает миссию певца России и российской природы, начиная может быть с Кольцова. Его время было другим, это типичное предвоенное и послевоенное детство - детдомовское (хорошо, что не блокадно-ленинградское), потеря родителей (хорошо, что не оказался ЧСИР (член семьи изменника Родины). Учеба по одному-два курса в различных техникумах, благо бесплатное советское образование, затем матросская служба на Балтфлоте и снова труд на рабочих должностях. И, наконец, поступление в Литературный институт им. Горького и окончание его с двух попыток. Свой первый поэтический сборник Н.Рубцов выпустил в 26 лет. И сразу стало ясно, что в литературу пришел оригинальный поэт, обладающий поэтическим взглядом на мир. А что это такое? Это или умение увидеть в обыденном мире то, что другие люди не видят. или описать видимое такими словами, какие других не находят. Итак, оригинальный поэт... Не будем размахиваться и проводить прямую линию от Пушкина, Лермонтова, Тютчева через Есенина прямо к Рубцову. Не тот творческий диапазон, как у этих поднебесных великанов. Впрочем, он таких попыток о самом себе не делал; современники вспоминают Рубцова как очень скромного человека, в том числе в поэтических самооценках, но его стилистическую самобытность отметили уже сокурсники по Литературке, которые похвалами не разбрасывались. Приходит на память воспоминания И.С.Тургенева, которому повезло быть на литературном вечере в частном доме, где присутствовали Пушкин и приехавший из Воронежа молодой Кольцов. Алексндр Сергеевич вскоре ушёл, на вечере продолжалось чтение стихов и прозаических отрывков, а Кольцов скромно просидел в углу весь вечер. Когда гости расходились, Тургенев предложил Кольцову довести его до гостиницы в своих санях. "Почему Вы,- спросил Тургенев - не стали читать свою "Думу"? Что Вы,- ответил Кольцов ,- тут Александр Сергеевич только что вышел, а я бы стал читать! Помилуйте!" Вот истинная скромность гения ! Далее у Рубцова всё пошло совсем неплохо. В 32 года он получил комнату в коммуналке, а в 33 года однокомнатную квартиру в Вологде. И это при тогдашней, впрочем и сегодняшней, российской действительности. Было выпущено несколько поэтичеких сборников. Но почти сразу же всё пошло как-то по-есененски... Говорят, случались и запои по три-четыре дня. Жениться пока не довелось, но где-то в деревне уже воспитывалась дочь. А потом наступила настоящая трагедия: после обильного застолья и бурной сцены ревности (не поймёшь, кого и к кому) постигла внезапная смерть от удушения от рук любимой женщины.Она отрицала злой умысел (ведь сама писательница и поэтесса), но шесть лет в тюрьме всё-таки отсидела за умышленное убийство в состоянии аффекта. Так оборвался жизненный путь яркого оригинального таланта, ненадолго пережившего Есенина. Ещё напрашивается сравнение с неповторимым шотландским бардом Робертом Бёрнсом. И природа Шотландии - точная копия северной России и Вологодчины. Сразу скажем, что сравнивать Рубцова с Тютчевым, как делают некоторые - очень большая натяжка, ведь даже Л.Толстой называл Тютчева "седовласым мудрецом", по-французски и по-немецки говорившем и писавшем легче,чем по-русски, но при этом необычайно тонко чувствовавшем русский дух. "Народность,- писал Гоголь, - состоит не в точном описании сарафана, а в передаче духа народного," Чувство природы и сопричастности с душой народной богато представлено в творческой натуре Рубцова, а у его великих предшественников в активе была ещё европейская культура. Такова тогдашняя эпоха, когда изумительная культура прежней России уничтожена или изгнана, а ей на смену пришла "образованщина". Но таланты продолжали нарождаться на Земле русской и ими оказался щедро наделён Николай Рубцов. Профессор Рачин Е.И своим вышеприведённым эссе внес весомый вклад в исследование творчества яркого самобытного таланта второй половины ХХ века. Новое открытие Рубцова и нескольких других, немногих, ему подобных, ещё ждёт своих исследователей, а начало уже положено, в том числе и этим трудом профессора Рачина. Я прочёл внимательно, с карандашом в руке , статью, а также последующие отзывы. Вызывает удивление комментарий господина Виталия Мухина, который судит о доле агрессивности в любви и не учитывает, что любовь по своей глубинной сущности эгоистична; индивид, если испытывает привязанность, то а-приори считает себя достойным самого высокого чувства... Перечисление в одном ряду самых различных поэтов? Белинский писал, что техника стихосложения в России достигла такого уровня, что многие гусары в состоянии написать барышне в альбом очень приличные стихи - отчего? Очень много поэтов! Но вернёмся к нашим баранам и баронессам. Современная российская публика очень любознательна и скептична, односторонние оценки её не удовлетворяют. Профессор Е.Рачин делает небезуспешные попытки проследить связь поэзии Рубцова не только с обстоятельствами биографии и даже эпохи, но и с эволюцией взглядов на природу и личность. Николай был некрещённым, но его мать пела в церковном хоре, не здесь ли кроется разгадка столь частого обращения к теме Всевышнего?
Татьяна 13.01.16 18:45
Много лет тому назад, совершая паломничество в г.Бари (Италия)
к Святым Мощам Святителя Николая Мир Ликийского, захотелось нам в пути после молитв послушать духовные песнопения, записанные на касетах, которые оказались у одной нашей паломницы с собой.Путь в автобусе от Берлина был долгим и вот зазвучали, наполнили собой пространство нашего автобуса родные голоса талантливых и широко известных православному певцов Александра и Елены Михайловых, в их исполнении духовные стихи и песни авторов самых разных лет :
И.Аксакова, А.Толстого, Вл.Соловьева, С.Есенина о России, о правде, красоте и справедливости, приводящих к поискам Бога. Диски Тихая моя Родина, Душа грустит о небесах запомнились, на них были песни на стихи поэта Николая Рубцова:"Тихая моя Родина"," Выпал снег","Зелёные цветы"...Мы подпевали, неслись по дорогам Европы,что-то очень светлое переполняло и объединяло тогда нас. Может быть прошлое?- ведь Николай Рубцов и его творчество в прошлом...
У прошлого есть неизменная особенность -
оно никогда не возвращается. Но ведь оно и не ушло.

Благодарим профессора Рачина Евгения Ивановича за объемную и великолепную статью о поэте Н.Рубцове, мы много нового узнали о
нём, вспомнили свое святое паломничество.
Филипп Литтау 12.01.16 22:35
Евгений Иванович Рачин человек с большим жизненным опытом, от простого слесаря до доктора философских наук, вот его жизненный путь. Он сам увлекается поэзией, его стихи и песни очень лиричны, полны добротой и любовью к окружающему миру, и конечно он в своей статье смог дать обширную и положительную оценку такому замечательному русскому поэту как Николаю Рубцову.
Валентина 9.01.16 21:57
Статья интересная, поучительная, захватывающая, читателю есть о чем поразмыслить!!! Автор очень хорошо владеет темой, с любовью к Николаю Рубцову и другим поэтам и вообще к поэзии прекрасно излагает её.
Виталий Мухин 4.01.16 16:34
Единственное верное замечание - об объеме любовной лирики, но, увы, заимствованное, а трактовка конкретных стихов - караул: "Что же это за любовь, в которой молодой человек желает обидеть девушку до слёз?".
А как же тогда знаменитое есенинское "Зацелую допьяна, изомну во цвет"? Как быть с любовной лирикой Лермонтова в целом - там тоже один эгоизм?
Полнейшая глухота к поэтическому слову.

А вот ещё один перл так называемого философского разбора:
"В одно время с Рубцовым жили многие замечательные поэты, в которых были искры гениальности или даже огни, ярко светившие: это и Р. Гамзатов, и Б. Ручьёв, и В. Фёдоров, и Вал. Сорокин, и Н. Старшинов, и А. Дементьев, и уже полузабытые В. Соколов, Е. Винокуров, Ю. Друнина, и почти не упоминаемые в критике В. Сикорский, Ю. Кузнецов и другие".
Обратите внимание: в один поэтический ряд поставлены А. Дементьев... и Ю. Кузнецов!

Дальше - больше: "Образы в поэзии Рубцова редко становятся и символами бытия. (…) Найдя образ в стихах, Рубцов останавливается на полдороге. Он не приводит читателя к мысли, не вызывает мотивов поведения".
Вот так: не вызывает мотивов поведения. А может, "не вызывает
мотивов поведения" у самого автора цитируемого разбора?

Можно же, конечно, обосновывать подобные разборы ссылками на Хайдеггера и др. известных мыслителей, но без глубинного осмысления и соответственно понимания того, что язык, действительно, есть дом бытия, всё изрекаемое даже докторами философских наук неизбежно становится ложью.



Анатолий Смышников 4.01.16 09:50
Ваши слова о Николае Рубцове и о поэзии в целом, так- же величественно- просты и красивы, как и сами стихи Николая Рубцова. С благодарностью.
Петр Бойченко 3.01.16 21:39
Спасибо за "простой", человеческий, с точки зрения нашей русской народной цивилизации, взгляд на главного русского поэта второй половины ХХ века.
Игорь Смирнов 3.01.16 14:08
Добротная работа. Есть интересные мысли. Но объем для чтения с экрана великоват.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА