Юрий Брыжашов 20.07.16 21:39
Времена...
Когда Горький издавал "Детство" и " Сказки об Италии", эти произведения единодушно были оценены, как литература очень высокого художественног достоинства. Отмечалось, что образ бабушки из " Детства" войдёт в сокровищницу русской литературы наряду с героями Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. Так считали и " вожди" противоположных горьковскому литературных направлений, почти враждебных. Литераторы могли быть объективны, могли переступить через самих себя. И это было при ЖИЗНИ Горького. Сейчас даже после смерти классика мировой литературы В. Распутина, после смерти классиков русской литературы о них, о В. Белове,
Ф. Абрамове, о других пишут лишь как о неких "почвенниках". Откуда эта нескрываемая желчь, прорывающаяся злобца у некоторых "критикесс", которые сами в творческом плане не в состоянии создать ничего ?
Но извлекать их на белый свет надо.
Поэтому материал, выполненный Виктором Бараковым, необходим.
Игорь Ваганов 19.07.16 22:51
Псевдоученую книгу этой дамы все мало-мальски адекватные русские люди сдадут в макулатуру. А книги Василия Белова можно читать многократно - и каждый раз открывать для себя что-нибудь новое, ценное!
Юрий 9.07.16 09:43
А вот, как пример "неравнодушного" отношения к деревенщикам со стороны либералов, критика на книгу Дмитрия Воронина. Тут тоже можно увидеть их бессильную ненависть к данному направлению русской литературы.

Елена Георгиевская - о книге Дмитрия Воронина «Душевные пляски».

Дмитрий Воронин (р. 1961, пос. Тишино Калининградской области) публиковался, в основном, в изданиях почвеннической направленности. Его книга «Душевные пляски», вышедшая в 2014 году в рамках издательского проекта правительства Калининградской области, воспроизводит консервативную, охранительскую тенденцию русской литературы, точнее, того её извода, который наиболее популярен на постсоветском пространстве.

Воронин стремится к гиперреализму - течению, которое уже не является актуальным.

Основная проблема Воронина - ровный, практически стёртый стиль, создающий впечатление нулевой авторской индивидуальности. Воронин совершенно не отличается от десятков провинциальных авторов, печатаемых в «Нашем современнике», - они пишут словно под копирку, заимствуя друг у друга всё, от тем и сюжетов до лексикона. Тем же недостатком страдает и проза более успешных «почвенных» прозаиков, например, Бориса Евсеева. Известно, что многие из них считают стилистическую изощрённость чем-то чуждым и враждебным, вредящим «искреннему корневому письму».

«Раненько и замуж пошла, думала освободиться малость от забот. Да и парень больно видный был, шутковать всё любил. Обещал на руках всю жизнь носить. А стала Степановой женой, так он всю жизнь прошутковал, непутёвым оказался. Молодым всё по девкам бегал, а позже запил горькую, да со скандалами. Уйти хотела, да куда там… А может, нашла б кого, да на чад своих молиться стала. Думала, хоть к старости подмога. Эх, кабы знать!» - эта вымученная имитация просторечия может принадлежать кому угодно: Василию Белову, Борису Евсееву, студентам одного из литинститутских семинаров.

Автор обладает определённой грамотностью - он всё же работает школьным учителем, - и хорошо знает материал, поэтому не идеализирует поселковых жителей. На страницах «Душевных плясок» мы не увидим неправдоподобных «тургеневских барышень», былинных богатырей и благородных фермеров, отдающих алкашам последнюю рубашку. Но подобный подход к материалу также не блещет новизной; литературные пуристы на моём месте апеллировали бы к «чернухе девяностых». В творчестве Виктора Астафьева, Людмилы Петрушевской, Сергея Каледина и даже Владимира Козлова (чьи тексты также отличает стилистический минимализм) тёмная сторона реальности выглядит более выпуклой и достоверной.


Ещё более странно выглядят сатирические рассказы. Действие разворачивается в девяностых и нулевых, но герои носят имена вроде Фока или Фрол, а обстановка выглядит сплошным анахронизмом. Только разговоры про МЧС и мобильники напоминают читателю, что автор пишет не о событиях 1950 года. Такие тексты похожи на фельетоны для юмористического раздела газеты «Сельская жизнь».

Иногда создаётся впечатление, что Воронин, осознавая свою стилистическую беспомощность, сознательно использует триггеры, чтобы давить на психику читателей. Алкоголизм, нищета, детская проституция, вымирание деревни - к этим темам он обращается с завидной частотой, но ничего нового читатель из этих произведений не узнает: с таким же успехом можно почитать криминальную хронику, которая, впрочем, лишена утомительных подробностей, наводнивших рассказы Воронина. Что характерно, выхода из сюжетных тупиков не наблюдается. Герои ведут себя тривиально и предсказуемо, они даже шаблон ломают по шаблону «псевдошукшинской» традиции - когда хочется повести себя оригинально, а получается как всегда.

«Рассказы Дмитрия Воронина о жизни русской деревни, о сельчанах - это не обессиленный край бездны, не об обессилевших в мысли россиянах, а о подспудном потенциале, о жажде колоссальной силы «прорыва вперёд», тот подводный Китеж, который звенит колоколами на рассвете, чтобы напомнить - жив, хоть и невидим», - пишет Лидия Довыденко. Звенит-то звенит, но эти колокола давно треснули и восстановлению не подлежат.


.


АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ 9.07.16 08:58
Ругань таких деятелей как Д. Быков, А.Разувалова и подобных им всегда принимаю, как похвалу. Значит верной дорогой идём!
Николай 9.07.16 04:45
Вообще странно - как появляются среди людей типы подобные этим Разуваемым? Разуваловым? Странней то, что являются в женском облике. (Мужики - ладно бы... Привычно на них собак вешать!) А это просто невообразимо чужое, античеловеческое. И живут ведь!
Кнарик Хартавакян 8.07.16 23:38
Спасибо большое за статью, уважаемый Виктор Николаевич! нужная, актуальная, честная!.. Скачала, перечитаю...

с уважением и признательностью
Геннадий САЗОНОВ 8.07.16 23:34
Замечательный анализ представил Виктор Николаевич, поздравляю его с этой удачей!
Добавлю, что сам Василий Иванович Белов относился с большой иронией к тому, что его "вписывали" в формат "деревенщика". От этого "термина" идёт изрядный запах русофобии - так оно и есть!
Григорий Блехман 8.07.16 21:34
Помню, как в одном из разговоров А.Т. Твардовский сказал, что проза не может быть деревенской или городской. Она может быть или глубиной, - назвав её прозой "долгого дыхания", - либо поверхностной и конъюнктурной, которая умирает даже раньше её автора. А ещё помню, как В.М. Шукшин назвал Юрия Трифонова, который считался писателем городских сюжетов, "почвенником", восхищаясь глубиной и точностью характеров его произведений.
Не знаю, знакома ли Анна Разувалова с точкой зрения выдающихся в литературе людей, но судя по статье Виктора Баракова, если и знакома, то её проигнорировала.
Но ведь истинную оценку может дать лишь время, которое либо оставляет человека в памяти людской, либо отправляет его в забвение.
На мой взгляд, об этом и статья известного литературоведа Виктора Баркова, за что ему и благодарен.
Николай Ольков 8.07.16 19:52
Остается только поблагодарить Виктора Николаевича за корректный и глубокий анализ все той грязи, которую свалила эта дама на лучших представителей русской литературы. Не молчать. Грамотно и больно бить наотмашь любителей поскалить зубы на наших бедах. Найдутся ребята и толковые, и смелые, чтобы продолжить этот многозначный разговор. А В.Н. Баракову низкий поклон от деревенщика.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА