Светлана Демченко 29.09.16 20:55
Уважаемый Юрий Владимирович!
Спасибо Вам на добром слове.
Я ведь о земле-кормилице и крестьянском труде пишу не в первый раз. Вспоминается статья "Владычествующая высота земли" ( по произведениям В.И.Герасина. Царствие ему небесное).
На протяжении всей истории русской литературы земля, как природная форма духовной культуры, органически входила в ткань многих художественных произведений.
В этом смысле творчество и В.Герасина, и Н.Олькова находится в русле имеющихся литературных традиций.
Земля - поэтически и содержательно многозначный образ.
Земное притяжение и влечение к земле - сильнейшее чувство крестьянина, родившееся вместе с человеком, образное представление о ее величии и мощи, источнике жизни, хранительнице времени и ушедших поколений.
Вполне понятно, что связанные с этим образом ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, об истинных духовных связях и переживаниях. Время, конечно, многое меняет, но только не эту цепочку.
Сегодня разговор о крестьянине, о деревне внешне иной, но суть-то - о "плодородии" духа, ими рождаемом.
С уважением, Светлана Демченко
Юрий Брыжашов 27.09.16 15:17
Уважаемая Светлана Андреевна, всегда с большим вниманием и интересом читаю статьи, принадлежащие Вам. Они всегда подкупают не только серьёзностью поставленных вопросов и стремлением рассматривать их целостно и объёмно, но и значимостью предлагаемых выводов и решений. Эта статья, написанная словно бы в продолжение памятного апрельского обсуждения - столь же интересна. То обсуждение, посвящённое центральной в литературе теме, теме "Человек и земля" ( скажем так)- было высокого уровня и получилось очень плодотворным. Ваши публикации притягивают и стремлением к концептуальности, что ныне встречается редко.
К большому сожалению, абсолютно не имею свободного времени для того, чтобы подробнее поговорить о содержании статьи и о вопросах, поднятых в комментариях уважаемой С.К. Вермишевой. Надеюсь всё же, что это не последний мой комментарий, касающийся того, над чем Вы работаете.
Новых творческих успехов Вам и Николаю Олькову!
Николай 27.08.16 18:51
Светлана, ещё раз благодарю вас за статью, спасибо всем, сказавшим доброе слово о статье и моих скромных работах.
Светлана Демченко 26.08.16 19:04
Дорогие Сэда Константиновна и Кнарик Саркисовна!
Спасибо Вам за внимание к столь сложной проблеме, связанной с судьбой русской деревни, за Ваши отклики и мнения. Особенно хочу Вас поблагодарить за труд прочтения предложенных редакцией материалов, за Ваше неравнодушие и заинтересованный разговор.
С глубоким уважением и поклоном,
Светлана Демченко
Кнарик Хартавакян 25.08.16 12:28
Хотя очень многие высказывания-комментарии Николая Олькова на этом сайте мне по сердцу, всех произведений его, к сожалению, не читала. Но лдя выводов общих вполне хватает впечатлений от того, что с одобрением или болью и тревогой говорит этот честный и талантливый автор после чужих чтения произведений, говорит, находя единодушие... И хватает впечатлений от характеристики, высказываний, уважаемой мной Светланы Демченко, человека с тонкой гуманной душой:

"Такая же тревога за народ и Отчизну, искренняя любовь к ним и родной земле сквозит в повестях и рассказах тюменского писателя, яркого публициста Николая Олькова" ; "Явственная заслуга Николая Олькова в том, что в его повестях и рассказах, независимо от формата, сильны, что характерно для «деревенской» прозы, именно мировоззренческие, нравственные аспекты."

Ёмко, вызывая всегда моё единомыслие , высказалась тут и почитаемая Сэда Константиновна Вермишева:

"Практически здесь говорится о главных определяющих чертах всей "деревенской прозы", о ее значении и роли как хранительнице традиции, веры, языка народа, его нравственных предпочтений и отторжений. Более того, показана не только деревенская проза, как художественное явление, но само крестьянство, как подлинное выражение души народа, его созидательного начала."

И вслед за Сэдой Константиновной хочется и мне сказать Николаю Олькову и Светлане: "Низкий поклон тем, кто стал на его (крестьянина - К.Х.) защиту от цивилизационных разрушительных веяний."

с уважением и признательностью ко всем
СэдаВермишева 25.08.16 11:17
Да, Светлана Андреевнв, я имею в виду не отдельные факты или случаи, а процессы, их тенденции развития или регресса. И писатель не может быть в стороне от них, не чувствовать, не угадывать.
Вот кто-нибудь обобщил бы поэзию на сайте. Это ведь слезы по деревне, по уходящему укладу и всему, что с ним связано . И никакая статистика тут не нужна. Все и так видно , все сказано без цифр.
А насчет - "вымрем - не вымрем" - 142 млн не вымрут. А как они будут жить - лично у меня нет на этот вопрос пока ответа.
С уважением с. Вермишева
Светлана Демченко 24.08.16 21:55
Сэда Константиновна!
Чувствуется, что Вы знаете об этих проблемах не понаслышке. Конечно, задача писателей не только вникать в явление, освещать его,но и докапываться до его сути теми средствами, которые ему доступны.
Ведь литература - это взгляд не только в прошлое, вопрошание ко дню сегодняшнему, но и проникновение в будущее.
Вымрем- не вымрем...
О прогностической функции литературы мы как-то мало говорим. Возможно, как раз потому, что она невозможна без знания конкретики, тех базисных основ бытия в том числе, о которых Вы говорите.
Спасибо Вам.
С уважением, Светлана Демченко
Сэда Вермишева 24.08.16 20:50
ДОБАВКА.
Если самим писателям трудно провести необходимые расчеты , для получения нужной информации всегда можно запросить Статистическое Управление РФ, или пригласить для . профильного специалиста. С. В.

Сэда Вермишева 24.08.16 20:45
Согласна, Светлана Андреевна. Писатели занимаются надстроечными категориями Я же в данном случае говорю о базисных. Смертность среди мусульманского населения ниже, а рождаемость выше, чем в других регионах. А если православные вымрут, а новые не родятся, то о надстроечных категориях - образовании, языке , литература говорить просто будет не кому и не с кем.
Согласна что рождаемость - не линейный процесс. Не значит, что чем выше благосостояние, тем выше рождаемость. Но мы еще до того момента, когда показатели рождаемости не коррелируются показателями достатка, благосостояния, еще не дошли, и . в деревнях
1. высокая смертность,
2. низкая рождаемость,
3. высокий процент оттока населения.
Для населения центральной России, ядра русской цивилизации, положение угрожающее. Проходить мимо этого писателям, ссылаясь на непрофильность для них подобных вопросов - нельзя считать верным.
Они, вопросы эти, должны стоять в повестки дня.
С уважением С. Вермишева

Светлана Демченко 24.08.16 17:26
Дорогая Сэда Константиновна!
О сложных вещах пишете.
С демографией у нас везде тревожно,- что в городе, что в сельской местности. Конечно, есть свои особенности. Если мы метафизически завяжем узел на негативных условиях социально-экономической жизни как абсолютной, главной причине падения рождаемости, то потерпим неудачу,- он развяжется. Полно примеров обратной обусловленности. Это сложная комплексная проблема. И Вы верно отмечаете, что её преодоление требует дифференцированного подхода.
У Н.Олькова разговор идёт о "вымирании" деревни не столько в физическом, биологическом плане, сколько о духовном вырождении, которое стало возможным в результате изменения уклада жизни на селе, способа производства, форм собственности, средств производства, самих производительных сил и других детерминирующих этот процесс обстоятельств.
Спасибо Вам. С уважением,
Светлана Демченко
Сэда Вермишева 24.08.16 12:59
СВетлана, раз Вы внутри проблемы, то хочу обратить ВАше внимание на демографический фактор . ОН,конечно, на этом совещании, о котором вы пишете, не мог быть в центре внимания, так как совещание писательское, литературное.
Но я в свое время, точнее в пик демографического кризиса в России, лет 12 назад, когда смертность в России превышала, по сообщениям прессы, рождаемость в 1, 8, раз, сделала дифференцированные расчеты, не в целом по России, а по отдельным регионам. СРедние цифры получались как результат более высоких показателей в мусульманских районах России ( Татарстан,, Башкортостан, Сев. КАвказ), при наихудших - показателях в центральных регионах, историческом ядре России. В частности - деревни. Поэтому выражение ""вымирание деревни" - не на пустом месте возникло. Следовательно и подход к преодолению этого явления должен быть дифференцированным.Там, где показатели демографии наихудшие - пособия и пр. должны быть наиболее высокими. Где ближе к норме - более низкими. НА деле же действуют единые нормы. Что неверно. С. В.
Сэда Вермишева 24.08.16 10:31
И Вам спасибо, Светлана, что прочитав Вашу статью я по другому взглянула на проблему деревни и города. Раньше, в советские годы, она ставилась, но мне она казалась надуманной. Ошибалась. А сейчас проблема разрослась до критического состояния. И ее, проблему, нужно ставить снова и решать с участием экономистов, социологов, демографов политиков.Потому что состояние деревни катастрофическое.
Светлана Демченко 24.08.16 09:48
Дорогая Сэда Константиновна!
Большое спасибо за Ваше неравнодушие и высказанное мнение. Вы правильно почувствовали настрой анализа, его дух и общую направленность.
В начале апреля 2016г. на страницах "РП" состоялся тематический обмен мнениями писательского сообщества "Деревенщики сегодня: за и против", инициируемый архангельскими мастерами слова, их корифеем М.Поповым.(См. http://www.rospisatel.ru/ds.htm).
Этот обзор рассказов и повестей Н.Олькова был написан в рамках этого обсуждения ещё в апреле текущего года. По крайней мере, именно эта дискуссия сподвигла меня написать эту статью.
Поэтому, конечно же, выводы,- на примере творчества Н.Олькова,- касаются "деревенской" литературы в целом.
Статья увидела свет в двух журналах и недавно вышедшей книге Н.Олькова "Земля и воля".
Я благодарна ему и Главному редактору "РП" Н.Дорошенко за её публикацию.
С уважением,
Светлана Демченко
Сэда Вермишева 24.08.16 07:13

ДОБАВКА
То есть деревня - донор города. Город паразитирует на ее ресурсе. При этом город демонстрирует по отношении к деревне спесь. И это, к сожалению, распространенное и устоявшееся явление. Статья С.Демченко заставляет задуматься над этим явлением и сделать определенные выводы.

С. Вермишева
Сэда Вермишева 24.08.16 02:52
Статья С. Демченко выходит за рамки прочтения прозы Николая Олькова. Практически здесь говорится о главных определяющих чертах всей "деревенской прозы", о ее значении и роли как хранительнице традиции, веры, языка народа, его нравственных предпочтений и отторжений. Более того, показана не только деревенская проза, как художественное явление, но само крестьянство, как подлинное выражение души народа, его созидательного начала. Прочтение параллельно со статьей С. Демченко главы прозы самого. Н. Олькова,наводит на мысль об историческом значении крестьянства,как класса, обеспечивающего и определяющего возможности общества, являющегося его основой, его опорой и оплотом, От крепостного крестьянина до крестьянина колхозного строя и крестьянина сегодняшних дней -эта история подчинения крестьянства интересам общества, это,. одновременно, его страдательная и созидательная роль в обществе которая еще требует новых осмыслений на государственном и общественном уровне .Глубокое неподдельное уважение к крестьянину и его труду возникает при прочтении статьи СВетланы Демченко и тревога за настоящее и будущее страны при том состоянии, в котором находится сегодня крестьянин, за то состояние человечества, в котором крестьянство в привычном понимании ,уходит со сцены.Низкий поклон тем, кто стал на его защиту от цивилизационных разрушительных веяний. с уважением С. Вермишева .
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА