Страница: 1 2 3 Все |
Константин Сперанский | 1.05.17 12:44 |
Просто, чётко, образно и выношено.
Чтобы к этому прийти, должны сойтись талант, ум и уже определённый возраст. У Григория Блехмана всё это сошлось, поэтому и действует интеллектуально и эстетически. Спасибо, Григорий Исаакович, за Ваши всегда неожиданные стихотворения, постоянная свежесть которых свидетельствует о том, что Вы постоянно в пути. Желаю Вам его бесконечности и поздравляю с Праздником Первомая. |
Владимир Плотников | 26.04.17 08:13 |
В суете дел и делишек постоянно опаздываешь. Но на сайте «Российский писатель» эти опоздания почему–то не обидны. Ибо опаздываешь к такому «шапочному разбору», который правильнее назвать «коронным». Все сказано, все оценено, все проверено алгеброй и даже инженерией (в т.ч. «генно-молекулярной»)…
Но есть же и у меня свой «пятак», а то и два... Кстати, Григорий Исаакович Блехман точно определил сегодняшнее положение современного русского поэта в многоплановом контексте - Поэта вообще, т.н. «поэта-гражданина» и не так называемого Поэта-Гражданина (о «гражданине поэте» не здесь), когда «больше, чем поэты», на поверку оказываются горланами-главарями и т.д. Сам он поэт не громкий, точнее: некрикливый и несуетливый. Но ведь не только это. Он ёмкий философ и честный гражданин… Впрочем, достаем «пятаки»: Он слышен тем, кто стал бедней, И с Музою, как прежде, дружен, Ведь выбрал жизнь среди людей, А люди Правде верно служат И Словом зло обезоружат… Когда подонки стали «пенкой», А вместо Слова – звон монет, – «Поэт не больше, чем поэт»… А звон?.. Нет больше Евтушенко. Монеты – там... А здесь – Поэт. Сил, вдохновения и еже-книжного прироста Слышащих и Понимающих! С уважением! |
Василий Плотников | 23.04.17 20:05 |
Не знаю, как Григорий Блехман отбирает свои стихи для публикаций на сайтах, в журналах, альманахах. газетах или в своих книгах, но из всего, что читал, ни разу не возникло чувства, что какое-то из стихотворений можно было и не печатать. Это очень редко бывает, даже, когда читаешь маститых поэтов. Хотя и он уже давно стал известным, любимым многими поэтом не только в России. То ли он прекрасный редактор своих стихов и даёт только то, что становится отдельным поэтическим произведением, которое запоминается, то ли его поэтическая культура вообще не позволяет ему писать что-то, мимо чего спокойно пройдёшь.
Вот и очередной новый его цикл является тому наглядным подтверждением. Каждое стихотворение здесь абсолютно авторское, с собственной душой, а все они вместе создают абсолютно ощутимый портрет этого сразу узнаваемого поэта. Узнаваемого своим задумчивым и грустным неравнодушием к тому, что происходит в мире и наших душах. У Григория Блехмана много написано замечательных очерков о поэтах разных времён, в том числе и о современных. Каждый его очерк тоже отдельное произведение литературы, без каких-то общих фраз, а только о том, что характерно именно для того поэта, о котором он пишет. И я надеюсь, что найдётся кто-нибудь, кто сумеет написать о его поэзии серьёзный очерк, потому что здесь есть, что писать. А пока поздравляю Вас, Григорий Исаакович, с очередным прекрасным циклом стихотворений. |
Сергей Колесников | 19.04.17 20:44 |
Как хорошо и точно сказано:
"....Поэзия всегда вносила В духовное пространство свет. И там, не,ведая пределов, Струится он из века в век, Чтоб никогда не оскудело Для нас понятье - "Человек". Когда читаю стихи Григория Блехмана, а читаю их уже много лет, чувствую его любовь к человеку и трепетное отношение к поэтическому слову, что позволяет его поэзии "вносить в духовное пространство свет". Даже очень резкий его цикл против негодяев у власти даёт ощущение этой любви к простому человеку, живущему по совести. Спасибо, Григорий Исаакович, за "духовное пространство" Вашей поэзии и любовь к ближнему. |
Надежда | 15.04.17 16:37 |
Дорогой Григорий, поздравляю с новой подборкой и Светлой Пасхой! Вдохновения и света! Бог в помощь! Надежда Мирошниченко |
СэдаВермишева | 15.04.17 13:07 |
ПРОПУЩЕНО.
" В его стихах не встретишь местоимения "Я". При этом оно везде присутствует" .Дальше по нижеприведенному тексту |
СэдаВермишева | 15.04.17 11:51 |
Мне все-таки не удалось понять, почему строка в стихотворении Григория Блехмана "Когда уходит время вспять" воспринята неоднозначно. Время - одно из основных понятий философии и физики, о нем можно сказать " время застыло"., "Время кончилось" ,"Время поползло""время двинулось", Значит уместно и уточнение, - куда двинулось; - вспять.
Интересным же мне кажется мнение, высказанное Вл. Гусятниковым (10. 04.17.), относительно местоимения "Я" в стихах Григория Блехмана. При этом, отмечает В. Гусятников, "оно везде присутствует".. Мне кажется - здесь открываются большие возможности при осмыслении этого очень интересного феномена. С уважением ко всем участникам обсуждения Сэда Вермишева |
СэдаВермишева | 14.04.17 22:31 |
Ой-Ой-Ой! Что они там затеяли! Диспут...
Утра вечера мудренее...На ночь глядя с такими философами мне не разобраться...Здесь немец нужен - перфектум,. еще какой-то плюс перфектум или что-то в этом роде, прочие перфектумы. Мой привет и почтение им... . Обнимаю и надеюсь на утреннее просветление в собственных мозгах. Сэда |
Григорий Блехман | 13.04.17 20:44 |
Не знал, что здесь идёт такая дискуссия.
Вопрос, который возник у Николая Денисова (Кстово) стал для меня неожиданным, потому что, когда писал стихотворение, воспринимал его именно так, как это восприятие прозвучало из комментариев Алексея Говорова, Игоря Смирнова и Юрия Брыжашова. Да и все, кто это стихотворение читал прежде, именно так его и ощутили. Но я благодарен Николаю Денисову (Кстово) за этот вопрос, который вызвал такой емкий разговор моих собратьев по перу. И ещё мне очень приятно отметить, что эта дискуссия шла в тональности взаимного уважения, которое является показателем высокой человеческой культуры её участников. Благодарю Вас, уважаемые коллеги, за такой важный для меня во всех отношениях разговор. |
Николай Денисов Кстово | 13.04.17 19:41 |
"Когда уходит время вспять,
Ему на смену входит память, И каждый в ней невольно занят, В надежде, что-нибудь понять". -У меня вопрос был только по одному слову "вспять", которое считаю в данном стихе неуместным. Заканчивая полемику, предлагаю оппонентам принять золотую середину: принять данный картен без слова "вспять". |
Юрий Брыжашов | 13.04.17 18:55 |
Всё можно представить более просто: в восприятии поэта время может быть материальным, "онтологическим"; оно, время, формуется при этом совершенно свободно, и совершенно свободно может быть явлено поэтом, дажеимея свою "физиологию", например, так : " Сонное, как скольжение рыбы в запаренной солнцем воде, движение времени всходило живым хаосом, его рыхлое дыхание.. " и т.д. Две строки прозаичны, но они дают возможность более выпукло всё представить. Наполненность смысловых и изобразительных метафор, остального поэтического набора в подобных вариантах не носит абсолютного и самодовлеющего характера, здесь многое зависит и от восприятия самого читателя, Можно приводить много строк из стихов разных поэтов, где прямой смысл вообще "затемнён", но, при этом, легко усваивается.
Хотелось написать более подробно, но уже, к сожалению, нет свободного времени. |
Игорь Смирнов | 12.04.17 23:35 |
Николаю Денисову
Не могу с Вами согласиться. Когда включаю память (уходя из настоящего), времени в состоянии движения, течения - для меня уже не существует. Память - это застывшие картинки. Даже если вы меня попросите рассказать мою биографию в её развитии - я буду вспоминать картинки учебы в школе, вузе, аспирантуру, первые дни работы в вузе и т.д. Поскольку мы живем не только в вечных и объективных времени пространстве, но и в субъективном пространстве своего "Я", то в строке "Когда уходит время вспять" речь идет уже о времени субъективном, это уже не научный факт, а поэтический образ. Меня царапнуло вот это "уходит вспять", вроде бы естественнее сказать "течет вспять". Но тут есть противопоставление "уходит-приходит". И тут есть логика метафорическая, а не научная и объективная (говорим же мы "диск солнца", хотя надо сказать "шар солнца". Кстати, Лев Толстой любил свою очень правильную и гладкую художественную речь в ключевых местах "взрыхлить", чтобы читателя царапнуть и чтобы читатель заострил свое внимание. Возможно, Вас царапнула непривычная логика художественного текста, а Вам показалось, что в тексте логика просто нарушена. Но, увы, Блехман точен. Хотя, как мне кажется, не специально, как Толстой в своих правках при переписывании "гладкого" своих текстов, Блехман свои тексты рыхлит. "Ну, память… – какую оставишь, Не изменишь, и не переставишь: Как ты жил, так тебе в ней идти". Да разве же можно идти в памяти как в пространстве? Можно, потому что жить и идти - в данном случае синонимы. Потому что сначала жизнь - это бег. А потом мы, условно говоря, становимся пенсионерами, и не бежим-живем уже, а идем-живем. Спасибо Вам, Николай, за то, что предоставили мне повод поразмышлять о том, о чем я до сих пор не задумывался. Как оказалось, у смысловых метафор другая, более емкая логика, чем у метафор изобразительных, хотя в большей своей части есть в них и много общего. |
Николай Денисов Кстово | 12.04.17 23:17 |
-Алексею Говорову: Игорь Смирнов сделал попытку привести логичное обоснование.
А вы, говоря о "языке анализа поэтической философии", на самом деле оправдываете абсурдную фразу стиха. Ваш первый ответ: "Всё это вместе создаёт образ взаимосвязи и неразрывности времён или времени как такового" - безосновательна (ни на чем не основана). Если вам не трудно, объясните, каким образом "язык анализа поэтической философии" оправдывает абсурдное утверждение, в котором перепутаны причина и следствие. |
Алексей Говоров | 12.04.17 22:51 |
Николаю Денисову. Кстов.
Мне очень жаль, что ни я, ни Игорь Смирнов, ни остальные, у кого не возникло вопросов к данной фразе, не сумели Вас убедить в её многомерности. Вижу, что это бесполезно. Поэтому прошу меня извинить за разговор на разных языках - языке инженерного анализа и языке анализа поэтической философии, которые в данном случае не состыковались. Не сомневаюсь, что Вы прекрасный инженер. Желаю Вам дальнейших успехов на инженерном поприще. |
Николай Денисов Кстово | 12.04.17 22:33 |
-Игорю Смирнову:
Вы были бы правы, если бы поменяли причину и следствие местами: Не так: "Когда уходит время вспять, Ему на смену входит память", а так: "Когда включаю память (уходя из настоящего), Время идет вспять". -В данном примере "смысловые метафоры" лишены смысла. |
Игорь Смирнов | 12.04.17 22:20 |
"Когда уходит время вспять,
Ему на смену входит память". Мне кажется, что помимо изящного созвучия - "вспять-память", - есть в этих словах и смысловая связь. Время не может уходить вспять во Вселенной, но в человеческом сознании - может. Ведь могу же я в настоящее время уйти в свое прошлое время, о нем вспоминая, живя своим прошлым. И в таком случае, действительно, на смену времени приходит память. Или, например, на самом деле я живу сегодня, но живу не в потоке нынешнего времени, а пространстве памяти о себе прошлом или вообще о прошлом времени, уже застывшем в образе неподвижном. Вообще Блехман предпочитает смысловые метафоры метафорам изобразительным. И они у него всегда точны и даже афористичны. |
Николай Денисов Кстово | 12.04.17 21:19 |
-Алексею Говорову: Я старый инженер, люблю логику, "вспять" - по бумажному словарю Ожегова "назад", и ваше объяснение: "вспять" здесь является условным обобщённым поэтическим образом" в данном случае неприемлемо.
Автор вложил в свои строки такой смысл: "Когда уходит время, Ему на смену входит память". А слово "вспять" притянуто за уши для рифмы. При всем уважении к высокой поэзии "вспять" здесь совершенно неуместно. |
Алексей Говоров | 12.04.17 18:15 |
Николаю Денисову. Кстово.
Вы сами это и объяснили. И даже не только "МОЕЙ ЖИЗНИ", но жизни любого человека - собственной, кого-то из близких или просто знакомых, оставивших какой-то след в твоей жизни. Ведь наша память - это кладовая, которая хранит уже ушедшее. А "вспять" здесь является условным обобщённым поэтическим образом для ушедшего времени, которое, действительно, было бы "физически" ушедшим, если бы не свойство нешей памяти. Мне очень понравился этот образ, как и стихотворение вцелом, да и вообще нетривиальная точность поэтических образов в стихотворениях Григория Блехмана. |
Николай Денисов Кстово | 12.04.17 15:15 |
Алексею Говорову:
-Спасибо за отклик. Я читал и вторую строку: "Когда уходит время ВСПЯТЬ, Ему на смену входит память." Я понимаю фразу: Когда уходит время МОЕЙ ЖИЗНИ, Ему на смену входит (приходит) память." Но я не понимаю смысл фразы "уходит время ВСПЯТЬ," Объясните ваше понимание этой фразы и уместность здесь слова "ВСПЯТЬ". Алексей:"Кто отозвался на данный поэтический цикл Григория Блехмана и на его поэзию вцелом.". -Понял вас: это были оценки в целом. Я ничем не хочу обидеть Григория Блехмана. Просто подумал, что анализ был бы уместнее. |
Алексей Говоров | 12.04.17 14:20 |
Николаю Денисову Кстово. Для того, чтобы понять фразу "Когда уходит время вспять", надо прочесть её в контексте с последующей: "Ему на смену входит память". Всё это вместе создаёт образ взаимосвязи и неразрывности времён или времени как такового. А для того, чтобы понять, насколько продолжение Вашего комментария несправедливо, достаточно познакомиться с литературными биографиями тех, кто отозвался на данный поэтический цикл Григория Блехмана и на его поэзию вцелом. |