Людмила Владимирова 18.09.17 18:18

Спасибо, укажаемый Олег Васильевич, за внимание, за, наверное, имеющие право на жизнь рассуждения. Но мне сейчас не до никаких!

Слишком, невыносимо, чудовищно БОЛЬНО!!

Сгорели, живьем сгорели 8-летняя Софийка и 9-летняя Настенька!!!

В «образцовом», «для одарённых детей, детей из многодетных семей», муниципальном спортивно-оздоровительном детском лагере «Виктория» на Даче Ковалевского в Одессе. Наверное, и 12-летняя Снежана. Её ищут в округе, на 411-й батарее десятки одесситов, откликнувшихся на мольбу родителей. Ведь невозможно поверить, что частички, обнаруженные при просеивании золы от полностью сгоревшего корпуса, – всё, что осталось от ребёнка!

В реанимации – с ожогом ног и верхних дыхательных путей лежит Катюша Ной. Она спасла от смерти 8 детей в возрасте от 8 до 10 лет, потеряв сознание лишь в больнице.
Ещё несколько пострадавших детей, в том числе один – с повреждением позвоночника: спасаясь от огня, выпрыгнул со второго этажа полыхавшего здания.

Вчера, 17 сентября, одесситы вновь собирались на Куликовом поле, чтобы почтить минутой молчания погибших в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года и – детей, сгоревших заживо в лагере «Виктория».

А родителей пострадавших детишек – их было 42 в полыхавшем корпусе – обозвали «сепаратистами»...

Нет, я не святая, совсем не святая, Олег Васильевич!.. И даже – плохая христианка, ибо МОЛЮ о В О З М Е З Д И И!!!

Дорогой Геннадий Иванович! Спасибо за отклик, за присланные Вами статьи. Да, мы, конечно же, выступим, и вспомним тех негодяев, которым было смешны наши усилия не допустить, предотвратить грозящие Одессе беды. Страшно и позорно, отвратительно, гнусно, что иные из них числят себя русскими писателями...

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Геннадий Дмитриев 17.09.17 23:11
Очень своевременная и нужная статья, особенно об отношении Волошина к гражданской войне. Сейчас на Украине тоже идет гражданская война, но различие между той и этой войной огромно, тогда, сто лет назад, и белые и красные воевали за Россию, но будущее России видели по-разному, сейчас идет война между фашистами и антифашистами, чтоит ли молиться за фашистов? Ответ не столь однозначен, как кажется. Дай Бог русскому народу не допустить в России повторения украинской глупости.
Олег Тарасов 24.08.17 08:46
Уважаемая Людмила Борисовна, куда же без честных и порядочных людей! На считанных праведниках МИР держится, но не общественно-экономические формации. А первое – куда важнее! Что касается немыслимых обогащений и всяких «одворяниваний», то это реалии, переходящие порой в невероятную фантастику – Создатель наш очень даже не без чувства юмора. Тут уж каждый сам по себе приспосабливается, как это воспринимать – ибо вопрос сложный. (Иосиф Виссарионович отстреливал, но помогло не надолго. Святые - прощают). К слову говоря, искусство и литература в частности, во все века отводили хватателям всяких громких титулов (и этим титулам не соответствующим) нишу порочного и сатирического героя.

Но жизнь неизбежно идёт своим чередом, допуская в свой список действующих лиц самые невероятные типажи - как и во все времена. И мы раз за разом, каждый новый день, часто - словно с белого листа, исследуем этот феномен, называемый жизнью. Углубляемся, спорим, открываем – что вокруг нас? Способ существования белковых тел? Или нечто тонкое, невидимо организованное?
Моё убеждение последних лет - мир устроен Богом по ЕГО законам, и любые философы, писатели, экономисты далеко не самые безупречные проводники человека в этом Мире. Они лишь показывают какие-то части айсберга, водят по определённому сектору, определённой плоскости жизни. Любая картина, построенная глазами философа, писателя, экономиста, рано или поздно выдаёт погрешность. Это как попытка сделать глобус плоским – в раскрой неизбежно вставляются искажения. Жизнь всегда масштабней, шире, непредсказуемей. Она вылезает из рамок, возведённых в голове человека. Полагаю, этим и прекрасна.

C глубоким уважением,
Олег Тарасов (г. Белгород).
Людмила Владимирова 23.08.17 01:18

Не знаю, не знаю, Олег Васильевич... Мы с Вами – люди разных поколений, мой сын лишь на три года моложе Вас.
И я не буду рассказывать Вам ни о родителях, ни о себе, имевших возможность, но в корне раз и навсегда уничтоживших даже мысль о предложении «благодарностей». Лишь позволю себе заметить, что не так давно на медобследовании, поинтересовавшись, сколько я должна, вызвала бурную реакцию врача: «Л.Б.! Как можно?! Мы ВСЕ помним, как Вы даже цветы на последнем занятии отказывались брать: "Ребята, ведь они же такие дорогие сейчас!"».

То же и – с дворянством. Мой отец – по материнской линии – древнего княжеского рода, по отцу – мелкопоместного, но потомственного дворянства, но когда ко мне подступались новоявленные с предложениями «порыться в гербовниках и пр.», я смеялась: «Дайте помереть в рабоче-крестьянском звании!»

Ведь не может же не вызывать отвращения эта вакханалия немыслимых обогащений и «одворянивания»! Совершенно несовместимые, кстати, по Луи Бональду!
Как-то уже вспоминала на сайте о Луи Бональде (1754-1840), французском философе, яром критике либеральных идей, дворянине, служившем в роте мушкетеров, мэре родного города (Ле Монна). Он считал, что «Звание дворянина обязывает к самоограничению», а «энергичный плебей» терзаем «жаждой к постоянному обогащению». Помнится, и английский дворянин полагал неприличным являться в обществе в новеньком, «с иголочки», костюме... М.б., – легенды?

Знаю лишь, что «собственность есть кража» (М. Волошин) и мне с богатенькими и нынешними дворянами, право же, не по пути.
Как оказалось, не по пути и с так называемами коммунистами 70-80-х. Наверное, просто не повезло... Есть у меня на этот счёт небольшая рифмованная реплика 1998-го, улыбнитесь:

* * *
Да, не мои, – ни те, ни эти.
Должно быть, не дождусь я третьих...
Расскажут дневники, стихи:
Жила-была на белом свете,
Как в сказках: третий сын – дурак.
Иванам всё ни так, ни сяк!
И платят крупно олухи
За несмирения грехи.

У Максимилиана Волошина, естественно, куда сильнее, интереснее:

...Гражданство было крепостью, мечом,
Законом и согласьем. Государство
Явилось средоточьем
Кустарного, рассеянного зла:
Огромным бронированным желудком,
В котором люди выполняют роль
Пищеварительных бактерий. Здесь
Всё строится на выгоде и пользе,
На выживанье приспособленных,
На силе.
Его мораль – здоровый эгоизм.
Цель бытия – процесс пищеваренья.
Мерило же культуры – чистота
Отхожих мест и ёмкость испражнений.(Путями Каина)

Ну как, скажите, читая эти, окрашенные острым сарказом строчки, не вспомнить великолепную работу нашего современника, В.С. Непомнящего «С веселым призраком свободы» (1993)? Там он, вспоминая «труды» «двух легких кавалеристов литературы» П. Вайля и А. Гениса, замечает, в частности, их определение культуры «по-американски»: «Цивилизация складывается из идей и убеждений. Культура суммирует приемы и навыки. Изобретение смывного бачка – знак цивилизации. То, что в каждом доме есть смывной бачок, – признак культуры». И пишет: «Да нет, я вовсе не собираюсь с ними спорить; если им так нравится – пусть. Дело в другом: ведь у нас, темных, совсем другие понятия! Для нас культура – штука в основе своей ИДЕАЛЬНАЯ, а цивилизация – в конечном счете МАТЕРИАЛЬНАЯ, включающая также и смывные бачки вместе с фактом их изобретения; по-нашему, культура (по латыни – «возделывание») есть возделывание человека, его души и духа, а цивилизация – возделывание лишь СРЕДЫ, УСЛОВИЙ обитания человека. Но мы же им не навязываем это устарелое понимание! То есть – если у них там и культура, и цивилизация общим знаменателем имеют смывной бачок, – пожалуйста; но нас-то зачем этой меркой мерить, мы до этого ещё не "дотянулись"».

Простите, увлеклась. Но надеюсь на понимание.

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Олег Тарасов 22.08.17 20:39
Писал, уважаемая Людмила Борисовна, о непомерных, бесстыжих «потребностях», только не про ныне «правящих бал», а в том плане, что потребности сидят в каждом из нас, в любом, и при первом же подходящем случае они вырастают до небес. («Сказка о рыбаке и рыбке» никогда не закончится.)

Это неискоренимо, это - природа человека, существующая вне зависимости от экономических категорий окружающего бытия. Вопрос только - когда подвернётся случай и подвернётся ли? Помните замечательное у драматурга Островского - Карандышев хвастается, что честен, что в отличие от всех взяток не берёт. А Харита Игнатьевна Огудалова его осаживает - "Никто не даёт - вот и не берёте!" У меня такое чувство, что большинством критиков «ворья наверху» погоняет тайное чувство зависти, ревности, что не подвернулся случай тоже быть при делах.

Если перейти на статью "Строем - во дворянство"
http://rospisatel.ru/novosti2017/110.htm
то можно разглядеть яркий пример, как управляет человеком своя рубашка, которая ближе к телу. Посмотрите, что там случилось с сознательными советскими людьми! Они не отклонились чуть-чуть от установок, заложенных в них всей воспитательной махиной СССР, они совершают вещи прямопротивоположные коммунистическому мировоззрению, они развернулись на 180 градусов! И в невероятном количестве. Что характерно, в рядах одворянившихся в силу возраста нет детей перестройки, и я думаю, там даже процентов 80 бывших членов КПСС. Вот такая реальная жизнь…
Людмила Владимирова 22.08.17 17:19

Вам спасибо, уважаемый Олег Васильевич!

Да, я предполагала более активный отклик на публикацию о М.А. Волошине, но, очевидно, Вы правы: «определённая часть посетителей сайта РП, считающая себя просвещённой и просветлённой», не приняла «всё здесь написанное». И объем, наверное, «виноват», хотя я и «резала по-живому».

Так, ждала отклика Вашего «оппонента» (в ленте после одной из публикаций), нашего философа-просветителя, которому, право же, нам стоит быть благодарными – Игоря Пряхина, припасла даже для него выдержку из письма Волошина А. Пешковскому (23.12.1923). Если верить И.Т. Куприянову (интересно, что узнала о его книге из личного письма после своей публикации! – Судьба поэта, К.: «Наукова думка», 1979, с. 203-204), Волошин писал другу-однокласснику: «Теперешнее мышление нисколько не изменилось, и его можно формулировать так: "Нет иных законов развития, кроме железных законов экономики, формулированных Карлом Марксом... Поэтому Россия должна стать во главе мировой социальной революции». Поэтому и мне "большевизм" особенно близок...» К сожалению, не смогла познакомиться с оригиналом письма.
И.Т. Куприянов приводит и выдержку из письма Волошина в Главискусство (ИМЛИ, ф.79, оп. 1, № 32, л. 1): «Что касается до моего отношения к Советской власти, то могу только указать, что имел много возможностей выехать в Париж – город мне близкий и знакомый, где для меня работа всегда обеспечена, я не только этого не сделал во времена белых на юге, но и при Советской власти в 1922 г., когда мне был предложен заграничный паспорт, – я от этого отказался категорически, сознательно предпочитая остаться в СССР...» (там же, с. 214-215).

Да, Волошин был убеждён «в преимуществе коммунистического способа производства (по потребностям)». Помнится, и Вы, Олег Васильевич, как-то писали с горечью о непомерных, бесстыжих «потребностях» иных, ныне «правящих бал»... Неискоренимо?..

Интересующиеся несомненно важным, но «вечным» вопросом, могли бы тоже откликнуться, поинтересовавшись, в частности, перепиской Максимилиана Александровича с А.М. Петровой. Помнится, ещё в 2002-м в одной из статей я приводила бесхитростное свидетельство М.С. Заболоцкой, жены М. Волошина, вместе с ним посетившей Москву 1924 года: «Одеты и лоснятся израильтяне, а наш брат тускл и потерт» (В. Купченко. Странствие Максимилиана Волошина. Подъем, 1992, 2, с. 98).

Сегодня иные «волошиноведы» опускают эти темы, тем обрезая уникальную личность Поэта и Художника, Гражданина России. «Присебякивая», как и многое, очень многое! А иные, из «наших», охотно поддаются, дурят и молодёжь всякой чушью, не зная – не желая знать! Чревато...

Так что, ещё раз: примите мою благодарность за Ваш отклик.

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Олег Тарасов 22.08.17 10:40
Спасибо, уважаемая Людмила Борисовна, за столь сочный, выпуклый, написанный с необыкновенной любовью потрет Максимилиана Волошина! Через Ваш труд перед читателем встал великий жизненный пример, читатель прикоснулся к удивительному творческому наследию поэта, созданному в один из труднейших периодов России.

P.S. Очень жаль, что определённая часть посетителей сайта РП, считающая себя просвещённой и просветлённой, не примет всё здесь написанное (я имею в виду хотя бы заголовок главы «Молюсь за тех и за других...») как объём персональной духовной работы, не развернётся собственными ногами на ориентир яркой фигуры М. Волошина - а так и останется при своей мещанской озлобленности к непростым реалиям сегодняшней России.
Людмила Владимирова 17.08.17 13:22

Уважаемый Владимир Иванович!

Позвольте мне заметить, подчеркнуть Ваши слова: «любовно сделанная работа», поблагодарить за них. И – поделиться, м.б., уязвимыми, но искренними соображениями.

Чем дальше – тем больше меня удивляют иные «литературоведческие» работы. С претензией на объективность, они буквально выворачивают наизнанку личность, произведения поэтов, писателей; копаются, грубо говоря, «в исподнем». Очевидно: подобное не есть свидетельство любви не только к «исследуемому», но и – ни к кому, ни к чему. Ни к читателю, т.о. «просвещаемому», ни, как ни странно на первый взгляд, к себе самому, «любимому». Т.к. не может не вызывать отторжения, неуважения такая «позиция». Ни – к литературе, её будущности, а значит, и будущности народа, Отечества.
Наверное, стоит писать лишь о том, тех, кто близок, кто затронул, м.б., «остро царапнул» (В. Розанов) твою собственную душу, вошёл в сердце. И – «Не по хорошему – мил, а по милу – хорош»! А возникающие споры, ссоры, порою – крайне ожесточенные, – от лукавого?

Огорчают и неуёмные славословия в адрес живых. В лучшем случае они – от равнодушия, ну а в худшем, особенно, если захваливают «власть имущих», – небезкорыстны, что, наверное, – постыдно?

На сайте ещё стоит работа Ю.П. Казакова, очень нужная! И там, в частности, о вреде... похвалы: «Похвала страшна, она приучает писателя думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. Тогда он начинает учить других, вместо того чтобы учиться самому. Как бы хорошо он ни писал свою очередную вещь, он может ещё лучше, надо только быть мужественным и учиться.»

Хотя, с другой стороны, так необходимо доброе слово понимания, поддержки! Пусть и чуточку – обманное! Помним, конечно, – «Ах, обмануть меня не трудно!.. / Я сам обманываться рад!»
Захотелось и напомнить стихи Максимилиана Александровича, в них мною подслушана мелодия, записана и доведена «до формата» одной из участниц Литгостиной ОДУ, Александрой Эфруси, исполнялась на наших вечерах. Жаль, что не могу воспроизвести на сайте ни её нотную запись, ни Сонета седьмого из Corona astralis. М.б., пришлись бы по сердцу кому-то и – жили бы, исполнялись вокалистами?

* * *
Обманите меня... но совсем, навсегда...
Чтоб не думать – зачем, чтоб не помнить – когда...
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум...
И не знать, кто пришел, кто глаза завязал,
Кто ведет лабиринтом неведомых зал,
Чье дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке...
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...
Обманите и сами поверьте в обман.

Конечно, интересно знать адресатов стихов и Пушкина (А.И. Осиповой), и Волошина (Встречной), и – «воопче», но главное всё-таки в том, что ОНИ – ЖИВУТ, будут жить! ДОЛЖНЫ ЖИТЬ! Чтобы мы, за нами идущие, стали лучше. Вот в этом и вижу смысл, цель литературоведения-просветительства. Оно без Любви – невозможно. А в ней мы – не властны. Как и в нелюбови: к чужому, разрушительному, лживому.

Дорогая Сэда Константиновна, хочу обратить внимание и на Вашу мысль, полностью её разделяя: сравнивая с предшественниками «по иному будет смотреться и оцениваться нынешняя литература и ее носители. Изменятся критерии. Поднимется планка.»
М.б., и поэтому неугодны иным «необъективные» работы, продиктованные «просто любовью»?.. Выгоднее выискивать якобы «роднящее»?..

С уважением, теплом, Л. Владимирова (Одесса).
Владимир Плотников 17.08.17 07:27
Спасибо еще раз, уважаемая Людмила Борисовна.
Вы правы. Действительно, в алуштинском музее Сергеева-Ценского масса биографических экспонатов, отзывов великих современников, кипы документов и сведений, знакомых узкой прослойке музейщиков и редких, ныне, посетителей усадьбы. Но все эти материалы достойны украсить новую книгу для приобщения нового поколения к творчеству "Богатыря нашей литературы".
Соседство на узеньком географическом пространстве таких редчайших Гор - Волошина и Ценского - глубоко символично, духоподъемно и оптимистично.
Более двух веков назад Крым даровали России военно-государственные исполины Потемкин и Суворов, "закрепили" бесстрашные морские "орлы" Нахимов и Корнилов. А в начале ХХ века его духовно, интеллектуально и культурно окормил теперь уже творческий дуэт властелинов слова: Волошин и Сергеев-Ценский.
Видимо, есть некий промысел в том, что даже в их судьбах и памятниках заметны параллели.
Представьте, в маленьких, глухих (на тот момент) татарских селеньях – Коктебеле и Алуште - проросли такие вершины.
И как Коктебель воздвиг Волошину два памятника (уже говорилось: один на набережной, другой - в музее), так и Алушта увековечила своего гиганта в монументе близ самой большой гостиницы (запамятовал: "Ялта" или "Алушта"), а также на территории музея-усадьбы, где и упокоился великий летописец "Преображения России".
Но главный постамент художнику - всё-таки такие вот исследования - первокирпичики в фундамент будущих книг, как Ваша любовно сделанная работа, уважаемая Людмила Борисовна. Так что смущаться совершенно не надо. Это труд!
Людмила Владимирова 16.08.17 18:34

Благодарю Вас, уважаемый Владимир Иванович, за внимание к моей публикации, но должна сказать, что я несколько смущена. Право же, она затрагивает лишь некоторые вопросы личности и творчества М.А. Волошина, поистине – глыбы, даже – Горы!

О Сергее Николаевиче Сергееве-Ценском – спасибо, что вспомнили о нём! – писать не берусь. Мало, плохо знаю, увы... Крымчан надо бы сагитировать, лауреатов премии его имени, работников его музея в Алуште. Недаром же Сергей Николаевич писал:

Вторая Родина моя –
Алушты край уединенный...
Полвека здесь я, в ширь влюбленный,
Читаю книгу бытия.

И – о Чатырдаге:

...Большим отрядам он давал
Укрытие не раз:
На нем Кутузов воевал
И потерял тут глаз.
Наверно, Чатыр-Даг хранит,
Что спрятал нам одним...
Увидим мы, чем одарит
Когда-нибудь он Крым!

Помнится, Максимилиан Александрович, назвав язык Сологуба (Мелкий бес) «змеино-соблазнительным», противоставил ему язык Сергеева-Ценского, сложенный из «честных и точных слов».
Помнится, в 1922 году Волошин и Сергеев-Ценский «встретились» на страницах сборника «Помощь», изданного в Симферополе в помощь голодаюшим Крыма.

Кстати, Максимилиан Александрович писал тогда матери, что люди сами «делают голод», запасаясь, жадничая, труся. Мечтал о «противоядии против эгоизма, жадности и торговли». Он был убежден, что полученное надо «отдавать другому, и другой монетой». В этом усматривал «основу социальной жизни, коммунизма» (10 февраля 1922).

А о Сергее Николаевиче Сергееве-Ценском верно сказано нашими великими:
«"Богатырь нашей литературы" – так Михаил Шолохов назвал выдающегося русского писателя, академика, лауреата Государственной премии СССР Сергея Сергеева-Ценского.
Максим Горький написал в предисловии к переводу на венгерский язык романа "Валя": "В лице Сергеева-Ценского русская литература имеет одного из блестящих продолжателей колоссальной работы её классиков – Толстого, Гоголя, Достоевского, Лескова."
В письме к Сергееву-Ценскому Максим Горький назвал его "властелином словесных тайн, проницательным духовидцем"» (Галина Путнина).

Да, мы очень богатый народ, и должны быть счастливыми!

С уважением, благодарностью, Л. Владимирова (Одесса).
СэдаВЕРМИШЕВА 16.08.17 10:41
Владимиру Плотникоау.

Спасибо и Вам за рассказ и память о С. Сергееве - Ценском. Оглядываясь на такие фигуры, вернее сказать - личности, как Волошин и Сергеев -Ценский, по иному будет смотреться и оцениваться нынешняя литература и ее носители.Изменятся критерии. Поднимется планка.

С уважением С. Вермишева
Владимир 16.08.17 10:25
Порпавочка в мой текст:
"И шли они нарасхват при всех строях и правителях (от Николая II до Никиты I), что имели честь застать художника за долгую (1892-1958) творческую жизнь".
Пожалуй, правильнее даже: "от Александра III"...
Владимир Плотников 16.08.17 10:19
Когда Людмила Борисовна щедро рассыпАла в прошлых комментариях мозаинки с анализом именно Волошинских мыслей и строк, то смутно брезжила догадка и надежда, что все это склеится в большое панно.
И вот оно! Пожалуйста, пользуйтесь, приобщайтесь!!!
Да в таком сверкающем великолепии, без коего и невозможно (нет смысла) приступить к рассмотрению уникальной Личности провидца, поэта, писателя, мыслителя, мудрейшего судьи-прокурора-адвоката Руси и Человечества – к этой Горе. Гора? О да! Недаром же справа от Коктебеля Волошин увидел не только вершину, близ которой Пушкин углядел свой профиль, - он обнаружил свой редкий бородатый профиль, который теперь видят и признают все туристы.
Эта Гора дважды претворена в рукотворных «глыбах» Коктебеля – сперва в памятнике на набережной, потом в статуе напротив музея-усадьбы, где нам посчастливилось недавно побывать. Оттого особенно приятно увидеть на сайте столь умное, глубокое и почтительное прочтение того, кого всегда уважал, к кому после музея проникся особым чувством, но о ком и процента не знал из того, что ведомо Людмиле Владимировой.
Ах, если бы все узнали это. Правда, прежде понадобится такая подготовка, для которой ни новорусская школа, ни «громкая донцовская» (взамен «Тихого Дона») литература не потянут.

Ваш материал, несмотря на некоторый «неформат» для портала (ленивы, увы, но это так, многие читатели даже серьезных текстов), на самом деле, предельно ёмок (при всей объемности/огромности), и это - талант литературоведа-прозаика-публициста. Именно ёмок на фоне грандиозности Горы по имени Волошин – вершины, которая была и осталась (что замечательно доказал автор исследования) СО ВСЕМИ и НАД ВСЕМИ – ДЛЯ ВСЕХ.
До нее теперь тянуться и тянуться, чтобы понять ту тупо высмеянную пигмеями мудрость наших матерей: «главное, чтобы не было войны». Главное-то, как оказалось, и было тогда, когда ее… не было! Это, к сожалению, не все поняли даже сейчас: видимо, «жареный петух» не шибко клюёт, а вот «красного петуха» могут и проворонить, как не успели заметить его сотни тысяч жителей Нагасаки и Хиросимы. Впрочем, оставим глобальное.

Повторюсь, эта статья (очерк, эссе, книга – да, всё в одном) горячими кирпичиками ложится на неровный фундамент моих недавних коктебельских впечатлений, слишком поверхностных и обрывочных (я о музее Волошина с не очень гостеприимными хозяевами) для понимания его хроники дерзаний – литературных, графических и гражданских…
Л.Б. Владимирова воистину просветила…

В этой связи возникает ещё один вопрос о еще одной таврической глыбе.
В Алуште мне посчастливилось побывать в почти забытом, но восхитительном (в том числе радушием хозяев-подвижников) музее полузабытого писателя-эпика и лирика – Сергея Николаевича Сергеева-Ценского (1875—1958). Создатель самой масштабной эпопеи о предфевральской империи «Преображение России» (творил ее почти полвека: двенадцать романов, три повести и два этюда), ничем не запятнавший себя честнейший художник, который в годы Гражданской также висел на волоске, будучи чужим среди своих и для красных, и для белых, и для крымских татар…
Между тем, задолго до революции перед мастером слова с тамбовской речки Цны (откуда и знаменитый псевдоним) благоговели Горький и выдающиеся европейские писатели. Среди них и недолгий (всего 2 года проживания) алуштинский сосед-товарищ Ценского Иван Шмелев, чей музей ныне там, разумеется, куда «круче раскручен» (пардон, за напрашивающуюся псевдо-тавтологию).

А ведь Ценский создал десятки книг (при царе к 40-летию вышло 7-томное издание малой прозы, при Советах – два собрания: в 10 и 12 томах). И шли они нарасхват при всех строях и правителях (от Николая II до Никиты I), что имели честь застать художника за долгую (1892-1958) творческую жизнь. В этом ряду дерзкие по подходу и видению работы о гениях словесности («Мишель Лермонтов», «Гоголь уходит в ночь», «Невеста Пушкина»), блистательные книги стихов и рассказов о природе, роман «Бабаев» и др.
Отдельным пиком высится великанская, равноценная крымской же панораме Рубо 3-томная «Севастопольская страда» (Сталинская премия 1 степени, 1941).

Бывший «учитель по всем предметам» заявил о себе ранней повестью «Печаль полей». Но ведь это уже компендиум стиля и образа, да такой концентрации, что его бы хватило на творческую «палитру и страду» нескольких хороших писателей (о плохих и речи не идет).
Великий труженик на ниве слова в неутомимости он не уступал Бальзаку. А по неистощимости метафор и символов, по исторической достоверности фактов, энциклопедичности знаний, не имеет равных. Именно как историк и филолог (доктор филол. наук) в разгар Великой Отечественной войны 67-летний Сергеев-Ценский был избран в Академию наук!
Его библиотека потрясает и будит белую зависть. А ведь все это - в захолустной Алуште, где он прожил 53 года с паузой по имени «фашистская оккупация».
Не правда ли, сильно напоминает соседнюю Гору – Волошина?!

Но забыт… За что? И кто воскресит?
По-моему, только человек с таким талантом проникновения в саму суть творчества и душу писателя, как Л.Б. Владимирова или Г.И. Блехман...
Следующий год, между прочим, совпадает с 60-летием ухода С. Сергеева-Ценского. Из жизни, не из литературы.
Вышедшая посмертно книга о нем была названа «Подвиг богатыря». Минуло 67 лет. Творчество писателя длилось столько же. Илья Муромец ровно дважды успел бы поваляться и на ноги встать.
Разбудим же богатыря!
СэдаВЕРМИШЕВА 15.08.17 20:59
Это Вам спасибо , дорогая Людмила Борисовна, что воскрешаете для нас атмосферу и высокие смыслы русской поэзии.
С глубоким уважением Сэда Вермишева
Людмила Владимирова 14.08.17 21:33

Спасибо, дорогие Сэда Константиновна, Оленька, за ваши отклики, добрые слова.

Надеюсь, будут и другие, кто ещё прочтёт моё повествование о моем Волошине (ведь у каждого он – свой: что-то близко, а что-то отвергается; это характерно для любого сколько-нибудь значимого...)

А сегодня, в День Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, Семи мучеников Маккавеев (Медовый Спас), захотелось поприветствовать всех откликнувшихся, пожелав всего самого доброго! Тем паче, что нам грозят (П. Глоба) особыми событиями в августе, в т.ч., в связи с солнечным затмением 21-го. Вспоминаются стихи Август Анны Ахматовой::

Он и праведный, и лукавый,
И всех месяцев он страшней:
В каждом августе, Боже правый,
Столько праздников и смертей.

…А теперь! Ты, новое горе,
Душишь грудь мою, как удав...
И грохочет Черное море,
Изголовье мое разыскав.

Утешает, что 23 августа – День воинской славы России...

Месяц август – истинно! – незаурядный, об этом приходилось и думать, в т.ч., пережив «августовский путч» 1991-го, и писать (см.: http://moloko.ruspole.info/node/6573). Кстати, на том же сайте, при желании, можно почитать в подборке моих «августовских стихов» и стихи, посвящённые Максимилиану Александровичу.

Осмелюсь, в оправдание своих «литературоведческих» публикаций, привести последние из подборки. Вообще-то, у них должны быть два эпиграфа, опустила из Ирины Снеговой: «Август, время моё, / Не спеши, подожди!»

PRO ME…

Да аще брашна ради телеснаго
зазор есть не подавшему,
кольми паче душевнаго брашна
лишив брата, сущаго в скорби.

Из Послания Ивана Грозного, 1573 г.

Не – Август!
Давно уж не Август…
Наверно, –
Ноябрь?..
Преставлюсь –
с чем Богу представлюсь? –
Подумать
пора бы.
А ты всё о Жизни! –
утешной –
хлопочешь,
смириться со Злом –
«нетутэшним» –
не хочешь.

«Нездешнее, –
яро твердишь, –
наносное!
Привозное!..»
В скобках:
«то бишь, –
привозное!»
– Эх-ма!
Дал побольше бы
сил,
да годочков…
Тогда бы
и строго спросил.
А – впрочем…

Немало отпущено было,
и – что ж?
Метанья, терзанья…
Спасибо, что не
измаралась
о ложь
в пылу притязанья.
Оно – лишь на знанья,
уменья.
Дались.
Пускай, и – немного.
Но что ж так горька,
незадачлива жизнь,
убога?

Убога?! О, нет!
Отрекись, не греши
сей мыслию зряшной,
и с ней распроститься –
навек! –
поспеши!
Душевного брашна
запас не иссяк, и –
щедры закрома.
Родимый мой, сябр*,
успеть поделиться
по-братски должна.
Длись,
Август-Ноябрь!

21 августа 2015
-----------------------------
сябр* – изначально член семейной общины, в Древней Руси – сосед, член одной общины.

Очень прошу: будьте, мои дорогие «сябры», поосторожнее, поберегите себя!..

Искренне, сердечно, Л. Владимирова (Одесса).
Ольга 14.08.17 17:55
Людмила Борисовна, огромное спасибо за глубокую, искреннюю и такую злободневную статью! Рада за Вас! О. Григорьева
СэдаВермишева 12.08.17 18:51
Такие публикации очень обогащают наши знания, представления о поэте и трагическом времени, в котором он жил, творил и нес в мир свою правду.
Людмила Владимирова 12.08.17 16:09

Спасибо, уважаемый Григорий Исаакович, за отклик!

Он особенно ценен и потому, что Вы нашли время, возможность поддержать автора, несмотря на свой особенный день – 11 августа, День рождения! Это дорогого стоит – прочесть некороткую работу в свой день или утром следующего!

И я, не откладывая, как привыкла, благодарю Вас и сердечно поздравляю с Днём рождения, желая всего-всего самого-самого доброго!!

Думаю, не ошибусь, если скажу, что Вы на сайте РП – основной Миротворец, и тем близки М.А. Волошину. Рождены Вы под знаком Льва, а Максимилиан Александрович – сущий Лев, и не только внешне... Много, очень много ещё можно бы сказать о нём, но и так объем слишком велик.

Очень люблю его венки сонетов, особенно Corona astralis (на 7 сонет «подслушала» мелодию, исполняли романс на программах Литгостиной, посвящённых Максимилиану Александровичу...), его киммерийские «полотна», переводы, многое...

Кстати, прошу простить за некоторые описки, да и ошибки! - в «бетонке», в несусветную жару, в стремлении успеть... Надеюсь, редакторы, которым очень благодарна за публикацию, исправят.

Очень тронута и Вашим откликом, милая Екатерина Лаврентьевна, Вашими чувствами, стихами. У меня есть немало и обращённых к М. Волошину, и – по мотивам. На днях «разродилась» сугубо публицистическими «стихами», «по мотивам» стройки «трёх клыков – высоток» и пр. в «Тихой бухте», у подножья горы Кучук-Енишар, где покоится Поэт. Не успели «укропы», основав «Коктебельскую сечь», так добивают «москали»... Драться надо за этот уголок земли!

С уважением, благодарностью, пожеланием здоровья и успехов, Л. Владимирова (Одесса).
Екатерина Пионт 12.08.17 15:16

Могущественный человек! Всё в нём крупно.
Такими представляются древние боги.
Никогда не была в Крыму. Он белым парусом вдали грезится мне.
А пока - всё мистика. И сам Макс Волошин, оставивший свой
отпечаток. Мало того, сама природа изваяла его профиль...
Когда-то написала под впечатлением от прочитанных воспоминаний Марины Цветаевой о нём, Коктебеле...

Я искала в Крыму Коктебель,
Как желанный, таинственный камень -
Голубой талисман, краем бел
Принесён был в тот раз мне волнами.

Коктебель, Коктебель, Коктебель...
Леденцом во рту медленно тает.
И татарское слово витает,
Словно эльф среди гор и людей.

Коктебель, Коктебель, Коктебель -
По тропинке навстречу - Волошин?!
С ним - Марина! Нет, просто похожи...
И звенящих браслетов капель...

"Коктебель, Коктебель, Коктебель..." -
Бесконечно бы я повторяла.
И читала стихи, и искала
Я тот дух.
И тот дом.
И ту дверь...

Вот читаю Сергея Пинаева. ЖЗЛ. ВОЛОШИН. Каждая страница
густо заселена именами, событиями...
"Орфеем, способным одушевить и камни", - назвал хозяина Коктебеля Андрей Белый.
Сам же Макс говорил: "В вашем мире я прохожий".

"Да, М. Волошин писал, что в мире нет истории страшней, / Безумней, чем история России". Это охотно повторяют нынешние "новые историки" Как и о безмерной вине / Всея Руси - пред всем и пред каждым", о "скаредной Москве". Но почему
я не принимаю их "откровений", А Волошина - принимаю?"
О, как я ждала этих слов от Вас в этом продуманном, замечательном эссе! Потому, что эти слова мне созвучны.
Я тоже его принимаю и понимаю... Может, потому что он - поэт!
Поэт - во всём! Про таких говорят: без кожи. Вспомнить только, как он прореагировал на поступок безумного Балашова.

"С горы Кучук - Енишар открывается удивительный вид на залив
и скалистый край гряды, очертания которого поражают своим сходством с профилем поэта... А может быть, это его сбывшиеся стихи?
Земли отверженной застывшие усилья.
Уста Праматери, которым слова нет!"

Людмила Борисовна, спасибо Вам за Ваши всегда одухотворённые статьи, комментарии. И за то! что сегодня мы вспоминаем одного из необыкновенных, талантливых сынов России.
СПАСИБО.


Григорий Блехман 12.08.17 11:43
Этот поэт, мыслитель, философ, конечно человек-глыба.
И давно уже очевидно, что он был задуман для того, чтобы нести на нашей земле дух гуманности, распространяя его везде, где мог.
Это была его миссия.
Сколько людей обязаны ему возрождением собственного духа и не счесть.

Спасибо, Людмила Борисовна, за память о нашем выдающемся соотечественнике.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА