Надежда 27.10.17 15:53
Дрогой Андрей, сегодня главное - глубокая, новая для большинства, Мысль о состоянии Родины. Низкий вам поклон за понимание Подвига Василия Ивановича Белова, за вашу собственную Глубину. Бог в помощь! Надежда Мирошниченко
Владимир Плотников 25.10.17 18:37
Статья щедра на много-векторные тезисы, умные и верные. Но выводы-то горьки. Потому что, когда свету явился Иван Африканович, деревня была довольно еще крепка и многолюдна. А на ту пору с Октября минуло уже аккурат полвека!

Теперь столько же кануло с явления «Привычного дела».

Но что же получается? За «мирные» эти последние полвека (еще верней, за самые крайние четверть века – 1992-2017) с селом нашим злоключились метаморфозы во сто раз более кошмарные, чем за первые полвека (1917-67), когда оно, многострадальное, но семижильное, перемогло, перемололо, перепахало: волны голода, эпидемий, Гражданскую войну, коллективизацию, раскулачивание, репрессии, Великую Отечественную, хрущевскую урбанизацию...

А после перестройки – раз – и загнулось. Безвозратно…

Не художник, хоть и великий, причем супер-уверенный во всем, Маркс, в отличие от во многом сомневающихся, но просто Художников - Тургенева, Лескова, Некрасова, Шолохова - заявил об «идиотизме деревенской жизни». Конечно, он не предполагал, что эти слова станут, как минимум, стократной Хиросимой, коей шарахнули в русский общинный мир.

"Идиотизм деревни" - одна из самых непростимых ленино-марксовых ошибок (если ошибкой можно назвать запрограммированную катастрофу).

Ведь, даже если Карл и Ильичом* имели в виду фигуральные частности, - посмертно-то вывод "классиков МЛ" распространили бойко и всеобъемлюще - то бишь тотально - на все русское крестьянство. И это - на извечную, беспрекословную кормилицу, защитницу и спасительницу не одной России, а и Европы. И тезис услужливо-восторженно подхватили миллионы «интеллигентов», прежде всего, на гуманитарных кафедрах советских вузов, формирующих мировоззрение будущих «строителей коммунизма».

Помню: на уроках истории КПСС (в летальные практически часы "окончательной победы социализма" - 1980-е) студенты прыскали в кулачок. Теперь из тех, кто сохранил мозги, могут только плакать над своей тупо-циничной комсомольской посмешкой.

Ибо в идиотах остался и сам изрекший фразеолог (или его переводчик), и все, кто ему верил. А тем более, - кто, не веря, подчинялся руководящей силе давно уже на тот момент ослепшей и оглохшей партии (он просто подлюга), которая вряд ли интересовалась провиденциализмом творчества Брейгеля-ст. ("Слепые")

Отложенной катастрофой явилось все вековое снисходительно-барское отношение верхов и как бы умов России к родной деревне.

На деле тот "идиотизм" дал едва не половину творцов до революции (ибо практически все великие художники даже из дворянства окормлялись, облаготворялись, благословлялись, как Пушкин Родионовной или Аксаков ключницей Пелагеей, - кудесниками русской крестьянской общины).

И абсолютное большинство творцов (не путать с твАрцами) - после. Нерусские урбанизированные беллетристы после 90-х ПЕлагею, поведашую об "Аленьком цветочке", попытались подменить ПелАгиями б. акунина или, еще циничней, Интердевочками просто Кунина.

И хрен бы! Ибо - некому же возразить: великой деревни русской нет. От Пугачева остался «Миллион алых роз», а от Разина – «Ласковый май».

Но если мы упорно твердим о своем, если Африканыч на этих страницах – всё, а Поттер - ничто, это уже повод для воскрешения героических мифов, хотя бы о Фениксе.

* «Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни (Idiotismus des Landlebens entrissen)» («Манифест коммунистической партии»). Впрочем, есть версии, что в первоисточнике («испорченном» переводчиками Бакуниным и Плехановым) Маркс имел в виду не идиотизм, а «самодостаточность». Ибо первоначальный смысл слова «идиот» - «человек, не принимающий участия в общественно-политических процессах». Но как бы там ни было, выражение, благодаря культу марксизма-ленинизма, напрочь приросло к Марксу, а еще сильнее к Ленину. И именно в этом звучании: «Идиотизм крестьянской жизни». Хотя Владимир Ильич его употребляет разово (в критике учеников Н.К. Михайловского), смолоду, в кавычках и, главное, стилистически размазано и не акцентировано даже для начинающего литератора (чего не скажешь о позднем вожде Октября):

«Далее г. Михайловский в выписанной тираде обвиняет Novus'a и его единомышленников в том, что они будто бы воспитывают современное поколение "на презрительном отношении к идиотизму деревенской жизни". Это неправда. "Ученики" заслуживали бы, конечно, порицания, если бы "презрительно" относились к задавленному нуждой и темнотой жителю деревни, но ни у одного из них г. Михайловский не мог бы доказать подобного отношения. Говоря об "идиотизме деревенской жизни", ученики в то же время показывают, какой выход из этого положения открывает развитие капитализма» (В.И. Ленин, ПСС, 2 том, с. 502; в принципе, Ильич стоит на стороне учеников).
Кнарик Хартавакян 25.10.17 11:52
Спасибо Вам, уважаемый Андрей, за статью. Не длинная, всё же вместила она основное, главное, что хотели сказать Вы о «Привычном деле» Василия Белова, свыше полувека назад вышедшем к читателю, но оставшемся веховым по своей тематике.

И, пожалуй, хочется согласиться с Вашим итоговым высказыванием: "первым, чётко и недвусмысленно, об «окончании» старого русского крестьянства сказал именно Василий Белов. В этом огромное мужество писателя, в этом его заслуга перед русской литературой. Ибо самая горькая правда целительней любой лжи. И кто, как не Василий Иванович Белов понимал это лучше многих своих современников…"

И с Вашей "ЛИНЕЙКОЙ" можно СОГЛАСИТЬСЯ: "вот «линейка» произведений, которые, на наш взгляд, являются основными в истории русской литературы по теме «народ и общество (либо государство)». «Капитанская дочка» – «Кому на Руси жить хорошо» – «Тихий Дон» – «Василий Тёркин» – «Привычное дело»… Многоточие надо понимать так, что ещё будут (!) произведения такого масштаба..."

Хочется думать, что таковыми произведениями станут те именно, что публиковались и будут ещё выставляться на патриотическом сайте "Российский писатель", чьи авторы смогли остаться верными принципу народности русской словесности, впитали русский дух и сбережённым золотом слов русских обогатили и обогащают души читателей своих! Имена этих творцов называть не станем, чтобы не сглазить...

С уважением и признательностью
Маргарита Каранова 24.10.17 23:01
Тоскливо жить, зная, что русской деревни уже нет... И какая же великая благодарность нашим писателям, сохранившим ее образ!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА