Александр 2.12.17 09:58
НЕ БЛАГОРОДНЕЕ ЛЬ САМОМУ СОЧИНИТЬ НОВОЕ, СОВРЕМЕННОЕ?!.
(Из цикла "В душе взрасти цветочек аленький").
В одной музыкальной телевизионной передаче молодёжная вокальная группа по-своему интерпретировала патриотическую песню советских времён. Точнее сказать, представила её не по-своему, а в нынешней модной попсовой манере с явным шаржированием внешних атрибутов незабвенных лет.
Тут же присутствовала и автор песни замечательный композитор Александра Пахмутова. Когда спросили об её отношении к такому «переосмыслению» произведения, она сдержанно охарактеризовала произошедшее как пародию. И задалась недоумённым вопросом: «Зачем же так-то передёргивать?!». И предложила юнцам: «Если хотите петь в такой манере, пожалуйста, сочиню для вас новое и в таком виде…». Оригинальнее и талантливее, как это может Пахмутова., я бы добавил.
Замечено: сегодня молодые творцы переделывают всё подряд на иной лад. В том числе, и классику. В том числе, сказки. В частности, сказку «Аленький цветочек».
Приведу лишь два примера из виденного мной ранее.
В одном из областных драматических театров, носящем звание академического (не называю адреса, чтоб лишний раз не задираться), спектакль "Аленький цветочек" поставили по пьесе И.Карнауховой и Л. Браусевич И что же? В нём никак не угадывался смысловой стержень, заложенный в сказке, потому что никак не показывая доброты Алёнушки, увлеклись постановкой бармалейского балагана.
Прежде всего, представление не имело никакого смыслового стержня: никак не показывалась доброта Алёнушки (так назвали главную героиню драматурги, хотя сам Аксаков совсем не случайно вслед за народом не дал сёстрам имён, ему важнее было показать возраст: две старших и младшая!)
В спектакле благородное желание Младшенькой пойти к лесному Чудищу показано скороговоркой, как её очередной каприз, чудачество. Этих качеств у девушки в сказке Аксакова нет. Не было акцента на том, что старшие не идут к Чудищу потому, что они в принципе недобры, эгоистичны. Правда, в спектакле есть на это небольшой намёк, когда они, шаля, подставляют ножку работнику, и он падает с багажом Младшенькой, отправляющейся к Чудищу-принцу.
Теперь смотрите, какова роль традиционных для других сказок персонажей – Лешего, Кикиморы, Бабы-Яги. Опять же, заметьте, в первоисточнике этих персонажей нет.
Чтобы мой взгляд не показался совсем уж мрачным, скажу: декорации, костюмы, конечно же, были лучше, чем в провинциальном Бугуруслане. Еще бы - областной центр! Это не бугурусланский театр, не имеющий своего зала. Хотя в бутафории мне, пристрастному зрителю, тоже не всё показалось идеальным, К примеру, светящийся изнутри цветочек из плексигласа не впечатлял красотой. Да и территория вокруг дворца Чудища была устроена почему-то без единого зелёного кустика!
Непонятно также было, для чего в спектакль были введены лешие. Их вмешательство в события на сцене всегда представлялись независимым от основного сюжета и действий, от истории с аленьким цветочком. Единственное, что они показывали, так это то, что всё, что происходит с купцом, няней, работником - это проказы нечистых. И это повторялось с таким назойливым однообразием, что казалось, что кто-то (режиссёр?) беспомощно тщится убедить публику, что они существуют в действительности.
Поскольку нынешний юный зритель вряд ли в это поверит, то создавалось впечатление: нас развлекают и дурачат… В том числе и песенками, потому что пели их эти нечистые в стиле современного рока под электроаккомпанемент.
В то же время спектакль начинался с балалаечного треньканья, обнадёживая в русскости. Позднее выходило - зрителя обманывают.
На большой же сцене областного театра Купец выглядел таким вялым, что кажется, вчера пропьянствовал на ярмарке и не выспался.
Или вот бедная Алёнушка споткнулась о ступеньки, упала и взвизгнула, как современная старшеклассница на большой перемене. Выход страшилища не был подготовлен ожиданием ужасного вида - леший и кикиморы выглядели страшнее. А Баба-яга почему-то осталась вовсе без грима. К тому же она слегка была похожа на Аллу Борисовну Пугачёву, и даже песни пела на манер примадонны – с криком и хрипотцой.
В целом, получился очень скучный балаган. Прекрасный зал знаменитого театра был заполнен, но за всё время спектакля не раздалось ни одного хлопка в ладоши (увы, не потому, что дети не воспитаны!), не было ни одного «аха», ни одного смешка.
Ну, право, зачем же переживать, если в спектакле Алёнушка сразу же полюбила Чудище и с приторной нежностью ласкалась к нему при первой же встрече? И даже тогда, когда он умер, она продолжала ласкаться, и никто подумать не мог, что он «ожил» благодаря постепенно возникающей любви Алёнушки И всё же хочу вернуться к ней, потому что именно всем уже известно было, что она так и так его сразу полюбила.
То есть, в корне была перечеркнута сложность человеческих чувств, постепенно возникающая симпатия к человеку, несмотря на его внешние черты
Народные же сказки от первой до последней строчки пронизаны тонкостью и силой чувств! Такова и сказка Аксакова.
г. Оренбург.
Владимир Плотников 26.11.17 10:40
Замечательные мои друзья и товарищи, более всего радует именно реакция.

А еще более - искренность, неравнодушие и глубина понимания, что Аксаковы для нашего народа - это не меньше, чем самые великие военные герои и реформаторы. Чаще - всё-таки БОЛЬШЕ!

Ничуть не слабее радуют отклики столь значительных (знаковых) художников слова, коими являются все без исключения рецензенты - ярчайшие личности и, главное, Граждане-Таланты, оркестрово-универсально совмещающие в себе все лит. жанры (да ещё и со всех концов континента по имени РОССИЯ). Это Николай Ольков, Екатерина Пионт, Людмила Владимирова, Кнарик Хартавакян, Григорий Блехман, Маргарита Каранова... Это современная когорта защитников Отечества в Слове и Деле.

Наконец, это Сэда Вермишева (признанный поэт тех, непродажных, времен) и Василий Воронов (не просто выдающийся прозаик, а друг Шолохова, им рекомендованный в СП и шолоховед №1 по почве и сути)...

А нынче порадовал и земляк Александр Степанов-Солянский.

Конечно, Александр Дмитриевич, поделитесь своим видением как бы "аксаковщины" в иных интерпретациях.

Про себя добавлю. Первая прозаическая вещь, которую я осилил, учась чтению (в поэзии это была пушкинская "Руслан и Людмила"), разумеется, стал "Аленький цветочек". И еще не на одну пятилетку (где-то с с 1966-го) -любимой грампластинкой (наряду с сотней диафильмов, сотни дисков Апрелевского завода "Мелодия" со сказками и шедеврами мировой детской классики служили мне ежедневным родничком) стал диск-двойник "Аленький цветочек".. Текст там сильно разнился с оригиналом от ключницы Пелагеи. Но все равно доныне помню многие "крылатые фразы" типа "Пищаль моя заговорённая"... Как и классическое чтиво, апрелевское "слушево" было совершенно завораживающим - русским по артикуляции в отличие от нонешнего "сортира", за что спасибо великой школе актеров - мастеров советской озвучки.

Еще раз поклон всем!
Александр 25.11.17 16:47
Владимир! Восхищён широтой тематики исследований и глубиной внедрения в каждую! В том числе и этой статьёй. Сказка "Аленький цветочек" - сказка моего детства на всю жизнь! Одно беспокоило всегда: многое её уродское переложение на язык театральной сцены и кинематографа! Скопилось несколько рассмотрений этих эрзацев. Позволь поделиться хотя бы одним анализом. Твой С.А.Д.
Маргарита Каранова 24.11.17 19:37
Владимир Иванович! Спасибо Вам за такую праздничную информацию! В наше время не многое радует, - тем более дорого напоминание о том, что еще жива в народе тяга к родному, настоящему, прекрасному и поучительному, что народ не так уж и безмолвствует, не все в нем убито и отравлено, и он отведет от себя потоки заморской грязи и вновь возродится.
Маргарита Каранова 24.11.17 19:25
Иван Аксаков ввел в славянофильское учение наряду с понятиями «земля» и «государство» еще и третий элемент – «общество». Общество, по Аксакову, есть лучшая часть народа, разрабатывающая народное самосознание, и именно в этом заключается принципиальное отличие общества от т. н. «интеллигенции». Нигилизм был логичным концом, до которого могла дойти лишенная национальной почвы «интеллигенция».
Одну из своих статей Иван Аксаков заканчивал призывом: «Пора домой!», понимая под домом исконную Русь. Думается, что и русским людям XXI века следует помнить завет великого славянофила, что Россия может и должна занять подобающее ей первое место в мире, но только вернувшись домой, к национальным истокам.
Иван Аксаков «Наше знамя – русская народность», 2008 г. М., Институт русской цивилизации.
Сэда Вермишева 20.11.17 22:41
Полностью разделяю мнения коллег относительно статьи . Кроме того. меня не оставляет мысль, что положения о видовых различиях и их определяющем влиянии на формирование личности опосредованно доказывает РОД Аксаковых.
С уважением С. Вермишева
Григорий Блехман 20.11.17 19:47
С удовольствием присоединяюсь к словам уважаемых коллег.
И в очередной раз отмечу редкий дар Владимира Плотникова, настолько ощутить созвучие своей души с душой близкого ему по мировосприятию человека, что он невольно переносится своими ощущениями во времена, когда тот человек жил, и пишет будто изнутри того времени - со всей его спецификой, влияющей на мироощущение своего героя.
Он умеет выбрать и сконцентрировать то наиболее значимое, что говорят и пишут сегодня о герое его размышлений.

Я давно полюбил Аксакова. Ещё со школьной скамьи.
И, наверное, читал о нём, если не всё, то почти всё, что писали современники и потомки.
Вот почему, по моим ощущениям, эта небольшая статья той изюминкой, о которой сказал, занимает видное место среди всего многообразия воспоминаний и стаей о нашем знаковом славянофиле.
И я полностью согласен с Василием Вороновым в том, что "Плотников тоже из семьи Аксаковых". Конечно, это чувствуется, потому что здесь нет ничего формального, а всё идёт от любви, породившей и знания.

В очередной раз благодарю Вас, Владимир Иванович, за Ваше талантливое, самобытное и благородное служение русской литературе.
Кнарик Хартавакян 20.11.17 16:56
Большое-большое спасибо Вам за статью, уважаемый Владимир Иванович! За всю её информативность, познавательную ценность и вдохновенность повествования о том, как в Самаре пошёл "Первый межрегиональный аксаковский форум «Род Аксаковых – гордость Отечества». И "Аленький цветочек" - чудо, и всё аксаковское - так же! Когда в воскресные дни иногда показывают старый мультик по этой любимейшей сказке - оживаю духом!.. Впитываю мелодичный язык писателя, любуюсь красою, статью, душевной высотой русских людей! А после сказки всё остальное телемельтешение как жуткий кошмар представляется, пугающий, души корёжащий, чуждый.

И как славно на празднестве было в Самаре, под сенью Аксаковых:
"...без всяких анонсов и реклам, неким духом или нюхом народ самарский прознал-проведал о готовящемся представлении и «штурмом оккупировал» – тысячный зал ОДО. И стар, и млад «с боем брали» места для вип-персон, а те скромно умащивались там, где повезёт…
И вспыхнуло, полыхнуло, оглушило пассионарно-взрывное чудо - во многом стихийное, но в целом совершенно органичное по своей духоподъемности, искренности, сродности – в унисон с пульсацией каждого зрителя.

Свершилось могучее художественное, а верней духовное таинство приобщения и сплочения! Удивительное по силе воздействия литературно-музыкальное диво вязало в русский узел таланты, фантазию и энергетику абсолютно разных поколений. В первую голову, молодёжи – той самой смены из «колена гаджетов», которое на 90 процентов и составило живую ткань семейной аксаковской хроники на сцене..."

Слова и моей горячей признательности властям и всем устроителям межрегионального форума, всем аксаковедам и писателям!
Василий Воронов 20.11.17 10:45
После этой публикации утвердился в мысли: все талантливое в русской литературе вышло из семьи Аксаковых. Плотников тоже.
Людмила Владимирова 19.11.17 23:35

Спасибо, уважаемый Владимир Иванович, за весьма информативную публикацию.

Род Аксаковых – с юношеских лет близок мне, уроженке Симбирской губернии. Конечно, прежде всего, – автобиографической прозой Сергея Тимофеевича, в частности, второй частью трилогии: «Детские годы Багрова-внука». А его «Аленький цветочек» (или – Оленькин?..) рассказывала малышке ещё в горькие сороковые, теплая, уютная, добрая бабушка – Агриппина Петровна Иванова...

В зрелые годы – знакомство с Константином и Иваном Сергеевичами, благодаря Ф.И. Тютчеву и В.В. Розанову.

Обострившийся интерес к славянофильству в 90-е, программы Литгостиной Дома ученых, посвящёные их юбилеям, юбилеям А.С. Хомякова, И.В. Киреевского... Строчки, коим в следующем году (28 ноября) – 20 лет:

«Славянофильство!» – есть ли тяжче грех,
Коль «мальчики чикагские» – на тронах?
Одних – купить, других – убить! И всех –
По конурам! Злачёным и зловонным...

А сегодня, приближаясь к пятилетию моего дерзкого водворения на сайте РП (07. 12. 12), немало познав, почувствовав, передумав и... пережив, исполненная благодарности многим, хочу, воспользовавшись случаем, вспомнить строки стихов С.Т. Аксакова из его Послания к кн. Вяземскому (выделено автором – Л.В.) А ещё – предложить познакомиться (или вспомнить) хотя бы ещё три его стиха: Три канарейки, Роза и пчела, 8-я сатира Буало «На человека». Сергей Тимофеевич себя поэтом не считал, но, право же, и его переводы классики, и некоторые стихи достойны нашего внимания.

ИЗ ПОСЛАНИЯ К КН. ВЯЗЕМСКОМУ

...Я чту в словесности, что мой рассудок чтит.
Пускай меня Омар и рубит и казнит;
Пускай он всем кричит, что «тот уж согрешает
И окаянствует, кто смело рассуждает».

...И что за странна мысль не прикасаться ввек
К тому, что написал и славный человек?
И как же истины лучами озаримся,
Когда поклонников хвалами ослепимся?
Наш славный Дмитриев сказал, что «часто им
Печатный каждый лист быть кажется святым!»
Так неужели нам, их следуя примеру,
К всему печатному иметь слепую веру?..
Ты скажешь, Вяземский, и соглашусь я в том:
«Пристрастие, водя защитника пером,
Наносит вред тому, кого он защищает,
Что лавров красота от лести померкает!...»

...Легко быть славиму недельными листами,
Быв ЗНАМЕНИТЫМИ издателей друзьями;
Нетрудно, братскою толпой соединясь,
Чрез РУКОПАШНЫЙ БОЙ взять приступом Парнас,
Ввесть самовластие в республике словесной,
Из видов лишь хвалить – хвалой для всех бесчестной,
Друг друга заживо бессмертием дарить
И, ах! недолго жив, бессмертье пережить;
Но кратковременно сих хищников правленье!
Исчезнет слепота – и кончится терпенье:
Тогда восстанет все на дерзких храбрецов,
И не помогут им запасы бранных слов;
Им будут мстить за то, что долго их сносили
И равнодушными к суду пристрастну были.
Шумиху с золотом потомство различит
И время слов набор, как звук пустой, промчит;
Ни связи, ни родство, ни дружески обеды,
Взаимною хвалой гремящие беседы
Не могут проложить к бессмертию следа:
Суд современных лжив; потомков – никогда!

ТРИ КАНАРЕЙКИ

Какой-то птицами купчишка торговал,
Ловил их, продавал
И от того барыш немалый получал.
Различны у него сидели в клетках птички:
Скворцы и соловьи, щеглята и синички.
Меж множества других,
Богатых и больших,
Клетчонка старая висела
И чуть-чуть клетки вид имела:
Сидели хворые три канарейки в ней.
Ну жалко посмотреть на сих бедняжек было;
Сидели завсегда нахохлившись уныло:
Быть может, что тоска по родине своей,
Воспоминание о том прекрасном поле,
Летали где они, резвились где по воле,
Где знали лишь веселия одне
(На родине житье и самое худое
Приятней, чем в чужой, богатой стороне);
Иль может что другое
Причиною болезни было их,
Но дело только в том, что трех бедняжек сих
Хозяин бросил без призренья,
Не думав, чтоб могли оправиться они;
Едва кормили их, и то из сожаленья,
И часто голодом сидели многи дни.
Но нежно дружество, чертогов убегая,
А чаще шалаши смиренны посещая,
Пришло на помощь к ним
И в тесной клетке их тесней соединило.
Несчастье общее союз сей утвердило,
Они отраду в нем нашли бедам своим!
И самый малый корм, который получали,
Промеж себя всегда охотно разделяли
И были веселы, хотя и голодали!
Но осень уж пришла; повеял зимний хлад,
А птичкам нет отрад:
Бедняжки крыльями друг дружку укрывали
И дружбою себя едва обогревали.
Недели две спустя охотник их купил,
И, кажется, всего рублевик заплатил.
Вот наших птичек взяли,
В карете повезли домой,
В просторной клетке им приют спокойный дали,
И корму поскорей, и баночку с водой.
Бедняжки наши удивились,
Ну пить и есть, и есть и пить;
Когда ж понасытились,
То с жаром принялись судьбу благодарить.
Сперва по-прежнему дни три-четыре жили,
Согласно вместе пили, ели
И уж поразжирели,
Поправились они;
Потом и ссориться уж стали понемножку,
Там больше, и прощай, счастливы прежни дни!
Одна другую клюнет в ножку,
Уж корму не дает одна другой
Иль с баночки долой толкает;
Хоть баночка воды полна,
Но им мала она.
В просторе тесно стало,
И прежня дружества как будто не бывало.
И дружбы и любви раздор гонитель злой!
Уж на ночь в кучку не теснятся,
А врознь все по углам садятся!
Проходит день, проходит и другой,
Уж ссорятся сильнее
И щиплются больнее –
А от побой не станешь ведь жиреть;
Они ж еще хворали,
И так худеть, худеть,
И в месяц померли, как будто не живали.

Ах! лучше бы в нужде, но в дружбе, в мире жить,
Чем в счастии раздор и после смерть найтить!
Вот так-то завсегда и меж людей бывает;
Несчастье их соединяет,
А счастье разделяет.

С уважением, добрыми пожеланиями, Л. Владимирова (Одесса).
Екатерина Пионт 19.11.17 22:37

"...Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?"
И ведь нашёл! если уже почти два столетия дети и взрослые поражаются его красоте!

Любимая сказка, волшебная сказка...
Как же повезло Самаре с ключницей Пелагеей, с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым... как повезло нам всем, для кого с детства звучало и звучит, чуть нараспев, по-русски : "В некиим царстве, в некиим государстве..."

Владимир, пусть расцветёт ваш Сад "Аленький цветочек"!
Пусть поражает он всех, от мала до велика.

А Вам спасибо за интересную статью, за такую приятную .
новость.
Николай Ольков 19.11.17 18:09
Владимир, душевно благодарю за очередную крепкую поддержку в понимании феномена Аксаковых. Ваша работа достойна самых высоких слов, но едва ли не все их заменит полузабытый русский поясной поклон.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА