Александр | 2.12.17 09:58 |
НЕ БЛАГОРОДНЕЕ ЛЬ САМОМУ СОЧИНИТЬ НОВОЕ, СОВРЕМЕННОЕ?!.
(Из цикла "В душе взрасти цветочек аленький"). В одной музыкальной телевизионной передаче молодёжная вокальная группа по-своему интерпретировала патриотическую песню советских времён. Точнее сказать, представила её не по-своему, а в нынешней модной попсовой манере с явным шаржированием внешних атрибутов незабвенных лет. Тут же присутствовала и автор песни замечательный композитор Александра Пахмутова. Когда спросили об её отношении к такому «переосмыслению» произведения, она сдержанно охарактеризовала произошедшее как пародию. И задалась недоумённым вопросом: «Зачем же так-то передёргивать?!». И предложила юнцам: «Если хотите петь в такой манере, пожалуйста, сочиню для вас новое и в таком виде…». Оригинальнее и талантливее, как это может Пахмутова., я бы добавил. Замечено: сегодня молодые творцы переделывают всё подряд на иной лад. В том числе, и классику. В том числе, сказки. В частности, сказку «Аленький цветочек». Приведу лишь два примера из виденного мной ранее. В одном из областных драматических театров, носящем звание академического (не называю адреса, чтоб лишний раз не задираться), спектакль "Аленький цветочек" поставили по пьесе И.Карнауховой и Л. Браусевич И что же? В нём никак не угадывался смысловой стержень, заложенный в сказке, потому что никак не показывая доброты Алёнушки, увлеклись постановкой бармалейского балагана. Прежде всего, представление не имело никакого смыслового стержня: никак не показывалась доброта Алёнушки (так назвали главную героиню драматурги, хотя сам Аксаков совсем не случайно вслед за народом не дал сёстрам имён, ему важнее было показать возраст: две старших и младшая!) В спектакле благородное желание Младшенькой пойти к лесному Чудищу показано скороговоркой, как её очередной каприз, чудачество. Этих качеств у девушки в сказке Аксакова нет. Не было акцента на том, что старшие не идут к Чудищу потому, что они в принципе недобры, эгоистичны. Правда, в спектакле есть на это небольшой намёк, когда они, шаля, подставляют ножку работнику, и он падает с багажом Младшенькой, отправляющейся к Чудищу-принцу. Теперь смотрите, какова роль традиционных для других сказок персонажей – Лешего, Кикиморы, Бабы-Яги. Опять же, заметьте, в первоисточнике этих персонажей нет. Чтобы мой взгляд не показался совсем уж мрачным, скажу: декорации, костюмы, конечно же, были лучше, чем в провинциальном Бугуруслане. Еще бы - областной центр! Это не бугурусланский театр, не имеющий своего зала. Хотя в бутафории мне, пристрастному зрителю, тоже не всё показалось идеальным, К примеру, светящийся изнутри цветочек из плексигласа не впечатлял красотой. Да и территория вокруг дворца Чудища была устроена почему-то без единого зелёного кустика! Непонятно также было, для чего в спектакль были введены лешие. Их вмешательство в события на сцене всегда представлялись независимым от основного сюжета и действий, от истории с аленьким цветочком. Единственное, что они показывали, так это то, что всё, что происходит с купцом, няней, работником - это проказы нечистых. И это повторялось с таким назойливым однообразием, что казалось, что кто-то (режиссёр?) беспомощно тщится убедить публику, что они существуют в действительности. Поскольку нынешний юный зритель вряд ли в это поверит, то создавалось впечатление: нас развлекают и дурачат… В том числе и песенками, потому что пели их эти нечистые в стиле современного рока под электроаккомпанемент. В то же время спектакль начинался с балалаечного треньканья, обнадёживая в русскости. Позднее выходило - зрителя обманывают. На большой же сцене областного театра Купец выглядел таким вялым, что кажется, вчера пропьянствовал на ярмарке и не выспался. Или вот бедная Алёнушка споткнулась о ступеньки, упала и взвизгнула, как современная старшеклассница на большой перемене. Выход страшилища не был подготовлен ожиданием ужасного вида - леший и кикиморы выглядели страшнее. А Баба-яга почему-то осталась вовсе без грима. К тому же она слегка была похожа на Аллу Борисовну Пугачёву, и даже песни пела на манер примадонны – с криком и хрипотцой. В целом, получился очень скучный балаган. Прекрасный зал знаменитого театра был заполнен, но за всё время спектакля не раздалось ни одного хлопка в ладоши (увы, не потому, что дети не воспитаны!), не было ни одного «аха», ни одного смешка. Ну, право, зачем же переживать, если в спектакле Алёнушка сразу же полюбила Чудище и с приторной нежностью ласкалась к нему при первой же встрече? И даже тогда, когда он умер, она продолжала ласкаться, и никто подумать не мог, что он «ожил» благодаря постепенно возникающей любви Алёнушки И всё же хочу вернуться к ней, потому что именно всем уже известно было, что она так и так его сразу полюбила. То есть, в корне была перечеркнута сложность человеческих чувств, постепенно возникающая симпатия к человеку, несмотря на его внешние черты Народные же сказки от первой до последней строчки пронизаны тонкостью и силой чувств! Такова и сказка Аксакова. г. Оренбург. |
Владимир Плотников | 26.11.17 10:40 |
Замечательные мои друзья и товарищи, более всего радует именно реакция.
А еще более - искренность, неравнодушие и глубина понимания, что Аксаковы для нашего народа - это не меньше, чем самые великие военные герои и реформаторы. Чаще - всё-таки БОЛЬШЕ! Ничуть не слабее радуют отклики столь значительных (знаковых) художников слова, коими являются все без исключения рецензенты - ярчайшие личности и, главное, Граждане-Таланты, оркестрово-универсально совмещающие в себе все лит. жанры (да ещё и со всех концов континента по имени РОССИЯ). Это Николай Ольков, Екатерина Пионт, Людмила Владимирова, Кнарик Хартавакян, Григорий Блехман, Маргарита Каранова... Это современная когорта защитников Отечества в Слове и Деле. Наконец, это Сэда Вермишева (признанный поэт тех, непродажных, времен) и Василий Воронов (не просто выдающийся прозаик, а друг Шолохова, им рекомендованный в СП и шолоховед №1 по почве и сути)... А нынче порадовал и земляк Александр Степанов-Солянский. Конечно, Александр Дмитриевич, поделитесь своим видением как бы "аксаковщины" в иных интерпретациях. Про себя добавлю. Первая прозаическая вещь, которую я осилил, учась чтению (в поэзии это была пушкинская "Руслан и Людмила"), разумеется, стал "Аленький цветочек". И еще не на одну пятилетку (где-то с с 1966-го) -любимой грампластинкой (наряду с сотней диафильмов, сотни дисков Апрелевского завода "Мелодия" со сказками и шедеврами мировой детской классики служили мне ежедневным родничком) стал диск-двойник "Аленький цветочек".. Текст там сильно разнился с оригиналом от ключницы Пелагеи. Но все равно доныне помню многие "крылатые фразы" типа "Пищаль моя заговорённая"... Как и классическое чтиво, апрелевское "слушево" было совершенно завораживающим - русским по артикуляции в отличие от нонешнего "сортира", за что спасибо великой школе актеров - мастеров советской озвучки. Еще раз поклон всем! |
Александр | 25.11.17 16:47 |
Владимир! Восхищён широтой тематики исследований и глубиной внедрения в каждую! В том числе и этой статьёй. Сказка "Аленький цветочек" - сказка моего детства на всю жизнь! Одно беспокоило всегда: многое её уродское переложение на язык театральной сцены и кинематографа! Скопилось несколько рассмотрений этих эрзацев. Позволь поделиться хотя бы одним анализом. Твой С.А.Д. |
Маргарита Каранова | 24.11.17 19:37 |
Владимир Иванович! Спасибо Вам за такую праздничную информацию! В наше время не многое радует, - тем более дорого напоминание о том, что еще жива в народе тяга к родному, настоящему, прекрасному и поучительному, что народ не так уж и безмолвствует, не все в нем убито и отравлено, и он отведет от себя потоки заморской грязи и вновь возродится. |
Маргарита Каранова | 24.11.17 19:25 |
Иван Аксаков ввел в славянофильское учение наряду с понятиями «земля» и «государство» еще и третий элемент – «общество». Общество, по Аксакову, есть лучшая часть народа, разрабатывающая народное самосознание, и именно в этом заключается принципиальное отличие общества от т. н. «интеллигенции». Нигилизм был логичным концом, до которого могла дойти лишенная национальной почвы «интеллигенция».
Одну из своих статей Иван Аксаков заканчивал призывом: «Пора домой!», понимая под домом исконную Русь. Думается, что и русским людям XXI века следует помнить завет великого славянофила, что Россия может и должна занять подобающее ей первое место в мире, но только вернувшись домой, к национальным истокам. Иван Аксаков «Наше знамя – русская народность», 2008 г. М., Институт русской цивилизации. |
Сэда Вермишева | 20.11.17 22:41 |
Полностью разделяю мнения коллег относительно статьи . Кроме того. меня не оставляет мысль, что положения о видовых различиях и их определяющем влиянии на формирование личности опосредованно доказывает РОД Аксаковых. С уважением С. Вермишева |
Григорий Блехман | 20.11.17 19:47 |
С удовольствием присоединяюсь к словам уважаемых коллег.
И в очередной раз отмечу редкий дар Владимира Плотникова, настолько ощутить созвучие своей души с душой близкого ему по мировосприятию человека, что он невольно переносится своими ощущениями во времена, когда тот человек жил, и пишет будто изнутри того времени - со всей его спецификой, влияющей на мироощущение своего героя. Он умеет выбрать и сконцентрировать то наиболее значимое, что говорят и пишут сегодня о герое его размышлений. Я давно полюбил Аксакова. Ещё со школьной скамьи. И, наверное, читал о нём, если не всё, то почти всё, что писали современники и потомки. Вот почему, по моим ощущениям, эта небольшая статья той изюминкой, о которой сказал, занимает видное место среди всего многообразия воспоминаний и стаей о нашем знаковом славянофиле. И я полностью согласен с Василием Вороновым в том, что "Плотников тоже из семьи Аксаковых". Конечно, это чувствуется, потому что здесь нет ничего формального, а всё идёт от любви, породившей и знания. В очередной раз благодарю Вас, Владимир Иванович, за Ваше талантливое, самобытное и благородное служение русской литературе. |
Кнарик Хартавакян | 20.11.17 16:56 |
Большое-большое спасибо Вам за статью, уважаемый Владимир Иванович! За всю её информативность, познавательную ценность и вдохновенность повествования о том, как в Самаре пошёл "Первый межрегиональный аксаковский форум «Род Аксаковых – гордость Отечества». И "Аленький цветочек" - чудо, и всё аксаковское - так же! Когда в воскресные дни иногда показывают старый мультик по этой любимейшей сказке - оживаю духом!.. Впитываю мелодичный язык писателя, любуюсь красою, статью, душевной высотой русских людей! А после сказки всё остальное телемельтешение как жуткий кошмар представляется, пугающий, души корёжащий, чуждый.
И как славно на празднестве было в Самаре, под сенью Аксаковых: "...без всяких анонсов и реклам, неким духом или нюхом народ самарский прознал-проведал о готовящемся представлении и «штурмом оккупировал» – тысячный зал ОДО. И стар, и млад «с боем брали» места для вип-персон, а те скромно умащивались там, где повезёт… И вспыхнуло, полыхнуло, оглушило пассионарно-взрывное чудо - во многом стихийное, но в целом совершенно органичное по своей духоподъемности, искренности, сродности – в унисон с пульсацией каждого зрителя. Свершилось могучее художественное, а верней духовное таинство приобщения и сплочения! Удивительное по силе воздействия литературно-музыкальное диво вязало в русский узел таланты, фантазию и энергетику абсолютно разных поколений. В первую голову, молодёжи – той самой смены из «колена гаджетов», которое на 90 процентов и составило живую ткань семейной аксаковской хроники на сцене..." Слова и моей горячей признательности властям и всем устроителям межрегионального форума, всем аксаковедам и писателям! |
Василий Воронов | 20.11.17 10:45 |
После этой публикации утвердился в мысли: все талантливое в русской литературе вышло из семьи Аксаковых. Плотников тоже. |
Людмила Владимирова | 19.11.17 23:35 |
Спасибо, уважаемый Владимир Иванович, за весьма информативную публикацию. Род Аксаковых – с юношеских лет близок мне, уроженке Симбирской губернии. Конечно, прежде всего, – автобиографической прозой Сергея Тимофеевича, в частности, второй частью трилогии: «Детские годы Багрова-внука». А его «Аленький цветочек» (или – Оленькин?..) рассказывала малышке ещё в горькие сороковые, теплая, уютная, добрая бабушка – Агриппина Петровна Иванова... В зрелые годы – знакомство с Константином и Иваном Сергеевичами, благодаря Ф.И. Тютчеву и В.В. Розанову. Обострившийся интерес к славянофильству в 90-е, программы Литгостиной Дома ученых, посвящёные их юбилеям, юбилеям А.С. Хомякова, И.В. Киреевского... Строчки, коим в следующем году (28 ноября) – 20 лет: «Славянофильство!» – есть ли тяжче грех, Коль «мальчики чикагские» – на тронах? Одних – купить, других – убить! И всех – По конурам! Злачёным и зловонным... А сегодня, приближаясь к пятилетию моего дерзкого водворения на сайте РП (07. 12. 12), немало познав, почувствовав, передумав и... пережив, исполненная благодарности многим, хочу, воспользовавшись случаем, вспомнить строки стихов С.Т. Аксакова из его Послания к кн. Вяземскому (выделено автором – Л.В.) А ещё – предложить познакомиться (или вспомнить) хотя бы ещё три его стиха: Три канарейки, Роза и пчела, 8-я сатира Буало «На человека». Сергей Тимофеевич себя поэтом не считал, но, право же, и его переводы классики, и некоторые стихи достойны нашего внимания. ИЗ ПОСЛАНИЯ К КН. ВЯЗЕМСКОМУ ...Я чту в словесности, что мой рассудок чтит. Пускай меня Омар и рубит и казнит; Пускай он всем кричит, что «тот уж согрешает И окаянствует, кто смело рассуждает». ...И что за странна мысль не прикасаться ввек К тому, что написал и славный человек? И как же истины лучами озаримся, Когда поклонников хвалами ослепимся? Наш славный Дмитриев сказал, что «часто им Печатный каждый лист быть кажется святым!» Так неужели нам, их следуя примеру, К всему печатному иметь слепую веру?.. Ты скажешь, Вяземский, и соглашусь я в том: «Пристрастие, водя защитника пером, Наносит вред тому, кого он защищает, Что лавров красота от лести померкает!...» ...Легко быть славиму недельными листами, Быв ЗНАМЕНИТЫМИ издателей друзьями; Нетрудно, братскою толпой соединясь, Чрез РУКОПАШНЫЙ БОЙ взять приступом Парнас, Ввесть самовластие в республике словесной, Из видов лишь хвалить – хвалой для всех бесчестной, Друг друга заживо бессмертием дарить И, ах! недолго жив, бессмертье пережить; Но кратковременно сих хищников правленье! Исчезнет слепота – и кончится терпенье: Тогда восстанет все на дерзких храбрецов, И не помогут им запасы бранных слов; Им будут мстить за то, что долго их сносили И равнодушными к суду пристрастну были. Шумиху с золотом потомство различит И время слов набор, как звук пустой, промчит; Ни связи, ни родство, ни дружески обеды, Взаимною хвалой гремящие беседы Не могут проложить к бессмертию следа: Суд современных лжив; потомков – никогда! ТРИ КАНАРЕЙКИ Какой-то птицами купчишка торговал, Ловил их, продавал И от того барыш немалый получал. Различны у него сидели в клетках птички: Скворцы и соловьи, щеглята и синички. Меж множества других, Богатых и больших, Клетчонка старая висела И чуть-чуть клетки вид имела: Сидели хворые три канарейки в ней. Ну жалко посмотреть на сих бедняжек было; Сидели завсегда нахохлившись уныло: Быть может, что тоска по родине своей, Воспоминание о том прекрасном поле, Летали где они, резвились где по воле, Где знали лишь веселия одне (На родине житье и самое худое Приятней, чем в чужой, богатой стороне); Иль может что другое Причиною болезни было их, Но дело только в том, что трех бедняжек сих Хозяин бросил без призренья, Не думав, чтоб могли оправиться они; Едва кормили их, и то из сожаленья, И часто голодом сидели многи дни. Но нежно дружество, чертогов убегая, А чаще шалаши смиренны посещая, Пришло на помощь к ним И в тесной клетке их тесней соединило. Несчастье общее союз сей утвердило, Они отраду в нем нашли бедам своим! И самый малый корм, который получали, Промеж себя всегда охотно разделяли И были веселы, хотя и голодали! Но осень уж пришла; повеял зимний хлад, А птичкам нет отрад: Бедняжки крыльями друг дружку укрывали И дружбою себя едва обогревали. Недели две спустя охотник их купил, И, кажется, всего рублевик заплатил. Вот наших птичек взяли, В карете повезли домой, В просторной клетке им приют спокойный дали, И корму поскорей, и баночку с водой. Бедняжки наши удивились, Ну пить и есть, и есть и пить; Когда ж понасытились, То с жаром принялись судьбу благодарить. Сперва по-прежнему дни три-четыре жили, Согласно вместе пили, ели И уж поразжирели, Поправились они; Потом и ссориться уж стали понемножку, Там больше, и прощай, счастливы прежни дни! Одна другую клюнет в ножку, Уж корму не дает одна другой Иль с баночки долой толкает; Хоть баночка воды полна, Но им мала она. В просторе тесно стало, И прежня дружества как будто не бывало. И дружбы и любви раздор гонитель злой! Уж на ночь в кучку не теснятся, А врознь все по углам садятся! Проходит день, проходит и другой, Уж ссорятся сильнее И щиплются больнее – А от побой не станешь ведь жиреть; Они ж еще хворали, И так худеть, худеть, И в месяц померли, как будто не живали. Ах! лучше бы в нужде, но в дружбе, в мире жить, Чем в счастии раздор и после смерть найтить! Вот так-то завсегда и меж людей бывает; Несчастье их соединяет, А счастье разделяет. С уважением, добрыми пожеланиями, Л. Владимирова (Одесса). |
Екатерина Пионт | 19.11.17 22:37 |
"...Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?" И ведь нашёл! если уже почти два столетия дети и взрослые поражаются его красоте! Любимая сказка, волшебная сказка... Как же повезло Самаре с ключницей Пелагеей, с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым... как повезло нам всем, для кого с детства звучало и звучит, чуть нараспев, по-русски : "В некиим царстве, в некиим государстве..." Владимир, пусть расцветёт ваш Сад "Аленький цветочек"! Пусть поражает он всех, от мала до велика. А Вам спасибо за интересную статью, за такую приятную . новость. |
Николай Ольков | 19.11.17 18:09 |
Владимир, душевно благодарю за очередную крепкую поддержку в понимании феномена Аксаковых. Ваша работа достойна самых высоких слов, но едва ли не все их заменит полузабытый русский поясной поклон. |