Страница: 1 2  Все

Людмила Владимирова 21.10.19 03:45

С удовольствием прочитала очерк Ирины Семеновны. Восхищаюсь её интересом к историческим темам, предоставлением материала в поэтической форме. Кое-какие неточности не снижают ценности.

…Конечно же, на фото – Регистан Самарканда в Узбекистане.

Посчастливилось побывать в 1980 году в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, в селе Афшана – родине Авиценны - в составе делегатов II Всесоюзного съезда историков медицины, посвященного его 1000-летию.
Помню потрясающее впечатление от свето-музыкального представления на пл. Регистан. Родились тогда у меня и стихи, кстати, – первые опубликованные (строгой к своим «опусам» была). Уступила настоянию коллег: де. – «воспитательные». Газета ОМИ им. Н.И. Пирогова «Трибуна студента» выдержала.

Может быть, и вы выдержите? -

РЕГИСТАН

Нарастает подземный гул…
Стихли смех и говор трибун,
Напряженно внемля ему.
Дух тревоги заполнил тьму.

Топот ближе… То – стук копыт,
Или сердца тревожный стук?
Бег веков, звон оков иль битв,
Ропот опыта горьких мук?

Твердь – разверзлась! Зева язык -
Пламя – ринулось к небесам,
В содроганье рождая миг
Встречи с Голосом: «Я – Регистан!

Много видел я, ведал… Сабль,
Притупившихся в сече, – не счесть.
Нет, не просто прекрасный ансамбль,
Я – о прошлом живая весть!

Слышу ваши восторги: «Ах!»
Прах веков – это судеб прах,
Помнишь ли? Регистон –
Моё имя. Ты слышишь стон?

Распростерты ладони – кров
Минаретов, молящих высь…
Чуешь боль, видишь кровь,
Слышишь крик: «Покорись,
покорись,
покорись!»?

– О, Аллах!
– Покорись судьбе!
Толку что – в бессильной борьбе?
Кто силен – тот прав! Скор и лют
Победителя грозный суд…

Метит пламени быстрый бег
Купола медресе. Улугбек -
Тилла-Кари – Шердор – Улугбек -
Тилла-Кари – Шердор – Улугбек…

Алым пламенем то одно,
То другое освещено
Медресе. Панжара окна –
Золотясь. А в глубинах – тьма!

Тени мечутся, будто их
Из веков пожаров и битв
Ты воззвал, Регистан седой,
Нет покоя, есть вечный бой!

Напряженье снимая, синь
Разлилась – Улугбека мир.
Тимурид он? – Разума сын!
Просвещенья, науки эмир!

И впервые звучит Добра
Голос: «Распри забыть пора.
Надо строить, не жечь. Учить,
Семя Разума прорастить.

Разгадать бы Вселенной смысл.
Путь познания – вечен. Мысль
Тленья времени устоит.
Бой с невежеством предстоит…»

В том бою до тебя и поздней
Пали многие, но светлей
От сгоревшей Звезды твоей
Стало в мире. Не сожалей.

Голос смолк. Не странно ль, тогда
Над мечетью взошла звезда
Рукотворная – ТУ, АНТЕЙ?
О, знамение нынешних дней!

Да, в сценарии этого нет.
Только – было! И этот свет
Вдруг слился с Улугбека звездой…
Неразрывна знания нить,
Красоте и мудрости – жить!

Только вновь отринут покой…

Словно тигра с портала – ор
Двойника Улугбека – Шердор
Говорит. И арочный вход –
Как разинутый в крике рот!

Вновь огонь бушует и гарь,
Будто нынче горит, не встарь!
Зависть – дочь исконная Зла -
Рождена им, его несла.

Злом душа опустошена.
Нагота владыки видна.
А роскошная вязь дворца –
Безымянной душой творца.

Впрочем, имя одно – Народ,
Он в твореньях своих живет.
Пой же славу ему, Регистан,
Славься, древний Узбекистан!

15 сентября 1980

Простите, с уважением, Л. Владимирова (Одесса).

P.S. Игорю Пряхину: радуюсь совпадению наших чувств, мыслей, хотя и не целиком.
Екатерина Пионт 20.10.19 15:18

Ирина, прочла Вашу статью, во многом с Вами согласна, а также
с Игорем Пряхиным и Сэдой Вермишевой.
У меня была школьная подружка, красавица, но она стеснялась того, что она калмычка, как ей хотелось быть русской! У золотой рыбки она бы попросила только одно - быть русской. Нам даже в голову не приходило, что из-за этого можно страдать так, значит,
мы в чём-то вели себя неправильно.
Недавно подвозил меня таксист-киргиз, я спросила его, не жаль ему, что распался СССР, он показал с горечью на грудь: "Он у меня здесь". Это, наверное, восточные дети таких уступают место в метро и электричках старикам и инвалидам, что не раз приходилось наблюдать мне, подумала я...

Владимир 19.10.19 21:23
Ирина! Спасибо вам за отличную статью. За пафос и объективность. Однако, должен с огорчением констатировать, что помимо всяческих политических и идеологических баталий, в мире идет скрытая этническая война, биологическая и беспощадная. Вы наверняка видите это на улицах Москвы. Развал СССР был объективно необходим, другое дело, как им воспользовались. Не мне вам это объяснять. Цивилизованный развод России с почти десятков стран-республик был необходим не только по экономическим причинам- вы знаете, они были на дотациях. И не потому, что их власть воспроизводила средневековые отношения,- а потому, что в силу высокой рождаемости, а они мусульмане, что ни говори, наша империя постепенно становилась мусульманской страной, теряя свою христианскую идентичность. Даже недавно, муфтии наших волго-камских республик объявили о великом будущем мусульманской Российской Федерации. Как вам это нравится?! Это означает только одно,- что силы унижавшие и уничтожавшие русский народ и ныне влиятельны. Точно также, как и ранее, преференции и развитие прежде всего для них. Наверное, не стоит, но напомню, что власть корпораций уничтожает любой народ, если его собственная буржуазия его не защищает. Это еще М. Горький отмечал.
Пусть это будет с чье-то точки зрения некорректно, но я бы предоставляя гражданство требовал от них непременного обращения в христианство. Иначе, только гастарбайтер. Вы же понимаете, что перевороты совершаются руками молодёжи, не знающей истории и её подоплёки. Разве нам нужно, что новые граждане нашей страны, породив потомков, считающих Россию своей родиной, во имя Аллаха резали христиан. Сербы это уже прошли. Западные "демократии" припомнили им, ослабевшим, поражение во 2-й мировой войне. Погодите, они еще и нам отомстят, и думаю, что мусульманскими руками, чтобы не говорили их аксакалы сейчас. Власть, это власть,- не капусту выращивать. Голубушка, их сейчас, на наших глазах, учат такой истории, в Татарстане например, что недалек час ИКС. Всего Вам доброго. Ваш
литинститутовец, бросивший писать с 90-го года. Мы, не уважаемые люди в стране. Время Львов Толстых кануло в лету, ныне в почете его правнуки на ТВ.
Гуманоид 9.10.19 15:23
Уважаемая автор!
Очень разочарован! Вы приписываете мне то, что я НЕ ГОВОРИЛ, НЕ ПИСАЛ, и даже НЕ ДУМАЛ!
Разжигайте дальше! И не забудьте почитать Квачкова. Жаль, Вы не знаете таджикского. Дал бы Вам ссылку на большое интервью первого президента Таджикистана Махкамова. Поверьте, об этой войне и его истинных организаторах мы знаем гораздо больше, чем Вы можете себе представить.
ШАМ 30.09.19 16:08
Спасибо автору за огромную, творческую работу. Приятно, что в России много людей ценящие историю и культуру народов мира, в частности Таджикистан. Не секрет, что в Х веке наши земляки Саманиды давали науку, поэзию, культуру, прогресс миру (а до этого священный Чор-Китоб). Всегда находились агрессоры, завистники (душманы), которые подлыми политическими, военными путями уничтожали все это: свет, добро, развитие. Спасибо и тем лицам, которые в 1929 вернули государственность Таджикистану (хотя без Самарканда и Бухары отнесенные братскому Узбекскому народу, без нашей древнейшей письменности форси-дары). Желаю океан творческих, жизненных благ автору ИРИНЫ СЕМЁНОВОЙ и приглашаю в гости в древнейшую страну Саманидов-Таджикистан... с уважением ШАМ...
Гульшан 30.09.19 11:23
Ничего там не восстанавливается. Никакая промышленность и сх. Отстраивается только центр Душанбе и то для коммерции. А люди живут в нищете. Что бы прокормить семью мужчины едут в Россию и отсюда посылают деньги на прокорм.
Отвечу Артему. Историю знать надо. До получения статуса союзной республики Таджикистаном эти города были исконно таджикскими. Если бы они остались как были, то у Узбекистана не было бы границы с другим государством (это основной критерий для статуса). Все сделали за одну ночь: несговорчивых вывозили в Таджикистан на грузовиках, кто согласился - меняли паспорта на узбекские фамилии, чтобы не было предъявы - зачем отдавать города узбекам, если там живут таджики.
Гость 29.09.19 14:25
Хикмат, это вы фашисты. Это вы изгнали русских. Это из-за вас численность русских в республике уменьшилась в десятки, сотни раз. А численность таджиков в России увеличилась в сто раз. Это вы фашисты, это вы пытаетесь сурыиь свою мерзость.
О притеснениях русских тогда говорили и писали. Прочтите Красную Звезду тех лет.
Хикмат 24.09.19 13:39
Лия,здоровые силы к 201 дивизии не имеют и не имели никакого отношения,и хватит уже указывать в тот выдуманный бред о ни много ни мало 100 тыс уничтоженных именно русскоязычных.Всем бредящим этой темой,вдумайтесь в свой изрядно надоевший бред сивой кобылы,кто то сказал,соседа знакомый ,родственник знакомого и тому подобную чушь.Эта некоторая оценка придумана специально для таких не далеких умом как вы, диванных защитников народа.
Где вы были в то время,почему тогда не орали о геноциде?И чем на самом деле занималась ваша пресловутая дивизия хоть знаете? Это ОНИ изначально вооружили обе стороны конфликта,откуда в одночасье у простого народа оказалось столько оружия?Посмотрите откровения полковника 1 управления ГРУ Квачкова о том как они устраивали всю эту кровавую бойню,того кто позже устроил неудачное покушение на чубайса и попал за решетку.После отсидки у него прорвало и на ютубе есть все по этой теме для вашего успокоения.Обвиняйте своего любимого первого алкаша президента ельцина и президента узбекистана каримова ,по их приказам все это устроили и фамилии этих нелюдей я написал с маленькой буквы специально.А простой народ тут вовсе не причем,так как пострадали именно сами таджики больше всего и по той же некоторой оценке погибло до 300000 мирного коренного населения,1500000 стали вынужденными беженцами.В отличии от вас таких звонкоголосых я жил и живу там,был мобилизован и защищали всех не деля по национальностям,ну а такие как вы сидели где то теплом местечке засунув голову в одно свое место а теперь пытаетесь кукарекать громче всех? .Убогие нацисты и уроды моральные, злости на вас не хватает и это потомки тех кто боролся с этим явлением!?.Пожалуй лучше что такие как вы сбежали от туда как крысы,воздух не будете портить своей вонью как здесь портите.
кГуманоиду 2.09.19 08:00
Поспорю с вами. О резне знаю от своих родственников и многочисленных знакомых вынужденных бежать из Таджикистана. Версия о том, что никто русскоязычных не обижал сейчас очень популярна у таджиков. Увы, но это далеко от исторической истины. Было всё. В том числе и убийства и изгнание, а не только "несколько случайных жертв".
Численность русскоязычных в Таджикистане уменьшилась в десять раз!!!!
Как Вы пошло и бессовестно рассуждаете - в духе современной руссофобии. Убийства таджиков в гражданской войне это трагедия народа, а убийства на этой же войне русских - это "несколько случайных жертв". Бессовестный вы.
Сергей 19.08.19 08:36
Благостная чушь-ностальгия дилетанта, застрявшего сознанием в советском времени. Не пишите о том, в чем ничего не понимаете.
EVA 15.08.19 20:33
В стихотворении о Таджикистане Регистан это центральная историческая площадь не Бухары, а Самарканда!
Луарвик 12.08.19 04:56
У нас тоже полно таких "сажательниц", не цветов и овощей, а мужей и зятей. Тоже небось "поэтессы с васильковыми глазами" (и гадючьим сердцем).
Гуманоид 11.08.19 20:44
Уважаемая автор! Спасибо за интересную статью! Не хотелось бы Вас обидеть, но все же выскажусь. Ну откуда Вы берете этот бред о "резне и радикально-жестоком изгнании русских из Таджикистана!" ??? От войны бежали все, и больше всех сбежало таджиков. Из среди русских и русскоязычных было несколько случайных жертв. Потому как, мало кто из них участвовал в войне на той или другой сторону. Таджиков погибло десятки тысяч. Никакой "резни и радикально-жестокого изгнания русских из Таджикистана!" не было и в помине! Я не знаю, кто и зачем распространяет эту эту ложь.
Ольга 10.08.19 14:15
Что опять русские виноваты? Сначала были виноваты что для Романовых русскими костями устлали всю евразию, потом для большевиков мировую гегемонию своей кровушкой поливали, Потом советскую Киевсконерусь обеспечивали сверхэксплуатацией русских регионов. Благоглупостный "патриотизм" советской псевдоинтеллигенции (не путать с истинной интеллигенцией) ничуть не смущало, то что в республиках процветал национализм и каждый уважающий себя -ака- и батый имел свечной заводик, только русские должны были быть вечными комсомольцами бессеребренниками - интернационалистами. Вот пример: партноменклатура у грузинских джигитов, которые отродясь не работали на государство, покупали мандарины по рублю за килограмм, у русского и белорусского колхозника картошку покупали по 7-9 копеек за килограмм, при том, что по трудозатратам мандарины и картошка были равны. Другое дело, что развалив СССР, русские красные директора пали смертью жадных в борьбе против очередного нашествия необольшевиков, они же либерал - фашисты, после расстрела Белого дома в 93-м. Ну и, видимо, слишком долго отучали русских от своей субъектности, чтобы вот так быстро русские состоялись как народ. Но дело времени.
Да и Киевская Русь в виде какой - то историческо - политической скрепы - пропагандистское навязывание. Да, это был какой-то отрезок времени в истории России, но тыкать Киевом как "матерью", да еще навязывать как историческую вину - это подло.
При том, что социализм как политическо - экономический строй считаю самым удачным в истории России. Вот такая вот загогулина.
ИГОРЬ 10.08.19 12:14
Что такое Рокковеро? Этому "что" - человек начинается с Имени. Разговаривать с неодушевленным предметом нет сегодня желания; дождь на дворе и только Рокковера здесь не хватало.
Неизвестно чему от Пряхина Игоря.
Рокковеро 10.08.19 09:07
Господин Пряхин, Россия начинается с Имени! И без своего "свечного заводика" 150 миллионов русских станут просто НИКЕМ (чего очень хотят наши заклятые "партнеры") - и мы это понимаем, не вбрасывайте, не пройдет! Трагическая ошибка большевиков (и, особенно их позднесоветских наследников) - в недооценке государственнообразующей роли русского этноса, горькие плоды которой нам еще долго придется пожинать. Вы жалеете утраченные территории, активы, союзников - но без Русской истории, без Имени России их не объединяло и не объединяет ничего! "Освободившимся" окраинам теперь можно важно надувать щеки, собачиться с соседями за монополию на наследие древних Урарту, Согдианы и прочей Золотой Орды и ехидно хихикать, что Россия "теряет свое влияние", мелко торгуясь с новыми спонсорами своего величия, Но при этом ездить "выживать" к бывшим "оккупантам", нимало не стыдясь ни своего перестроечного и послеперестроечного антирусского мародерства (увы, гражданская война в Таджикистане - в основе которой лежала местническо-кумовская грызня за власть и собственность - до сих пор самими таджиками литературно не осмыслена), ни своего лизоблюдства перед вскормленным Западом "радикальным исламизмом" (наследникам Согдианы следовало бы почаще вспоминать КАК арабское завоевание насаждало ПРИНЕСЕННЫЙ из Аравии ислам, выкорчевывая исконный зороастризм). И надо быть скромнее - арийцы (индоиранцы) являются предками БОЛЬШИНСТВА евразийских этносов, так что научитесь сначала не делиться по внутритаджикским уделам и вспомните великое учение Зороастра!
Владимир Бурликов 6.08.19 19:43
Спасибо автору за интересную статью , за прекрасные, красивые стихи. Корни мои оттуда , из тридцатых годов прошлого века , когда мои дед и бабушка со своими земляками приехали осваивать Вахшскую долину. Строили оросительный канал Кум-санг-гир (Песок-камень-бери) , первый колхоз , который так и назывался: "Первая пятилетка". Все остались там в таджикской земле. Люблю этот край , эту красивую землю и ее народ. Это моя РОДИНА моей когда - то БОЛЬШОЙ РОДИНЫ. Восток! Восток! Все слилось в этом звуке: шум переполненных базаром площадей и с минарета муэдзина крики сквозь звон копыт подкованных коней. Восток! Восток! В полуденной жаре журчит арык и гулки сердца стуки. Бача - мальчишка , проезжая на арбе "Оби - хунук" протягивает в руки. Восток! Восток! Райхон и мята , курага ,душистый перец с пряною зирою , букеты алых роз , тюльпаны и айва , и чикура с зеленою листвою.... Боярки бисер ниткою пронзен , небрежно брошен кем - то на прилавок . Восток! Восток! И снова снится сон , где я спешу на пыльный полустанок.
Владимир 6.08.19 18:55
Мои корни оттуда , из тридцатых годов прошлого века , когда мои дед и бабушка приехали со своими земляками в Вахшскую долину. Строили оросительный канал-Кум-снг- гир (Песок-камень-бери) , строили первый колхоз - "Первая пятилетка", давали отпор басмачам, приходившим из -за Пянджа (Панч - Пять) . Все остались там , в той земле. Люблю этот край , его народ. Красивая земля , красивые люди. Это моя Родина , моей когда -то БОЛЬШОЙ СТРАНЫ. Лучшие годы прошли там , с 1950 по 1989 г.г. Спасибо автору за интересную статью.
Ирина Семёнова 6.08.19 11:24
Дорогие читатели сайта!
Хочу поблагодарить Вас за внимание к моей статье о Таджикистане. Многие замечания уместны, и я их принимаю. Регистан в Бухаре это описка, я сама хотела её исправить, но было уже поздно. Согласна и с тем, что надо было подробнее сказать о том, кто погасил очаг войны, т.е о советских военных частях.
А культуры мигрантов я лишь слегка касаюсь, а не воспеваю. Но, может быть, нам отказаться от персидских мотивов Есенина, песен западных славян Пушкина, его обращения к гафизу и т.д.? Кто вообще сказал, что русский поэт должен быть одноклеточным и не обращаться к другим культурам? Другой вопрос, что таджики вынуждены разжигать свой очаг в снегах России, и кто в этом виноват.
В стихотворении «Дарийский слог – тысячелетний дар» было изначально «тысячелетий дар», вычитывая, я пропустила этот эпитет по рассеянности.
И ещё одно! Разве моя статья призывает покупать «свечной заводик» за кордоном? Я подумаю об этом, когда перестану быть одним из самых патриотичных поэтов России, за спиной которого прячутся многие.
Ещё раз спасибо за критику – она даёт новый импульс и освежает литературный процесс.
Член Союза писателей России Ирина Семёнова.
ИГОРЬ 5.08.19 14:32
Спасибо, уважаемая Сэда Константиновна за неоднократную уже поддержку! Для меня это много значит. Еще раз, спасибо!
С уважением, Пряхин Игорь Иванович.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА