Страница: 1 2  Все

Надежда 19.11.19 20:41
Василию Воронову и Владимиру Плотникову
Василий Афанасьевич, скромность, конечно, украшает человека, но при этом не должна страдать литература. И "Вольный Тит", и талантливейший отзыв Владимира Плотникова равны. Бог в помощь обоим! Надежда Мирошниченко
Василий Воронов 18.11.19 18:49
Дорогой Владимир! Это ровно тот случай, когда прочтение глубже написанного автором. Примеров тому немало. Кроме того, я в полной мере ощутил радость понимания всех, кто откликнулся. Каждый знает, как редко это бывает. С чувством родства -- Василий Воронов.
Владимир Плотников 18.11.19 14:03
Тит – имя императорское

С первого же абзаца автор оглушает смелым, увесистым, как кувалда, и многообещающим посылом: «Черный лакированный лимузин невесомо скользил по широкому шоссе, залитому желтыми полосами майского закатного солнца. Чуть сбавив ход, свернул на узкую брусчатку вдоль темного соснового бора. Притормозил на обочине. Сзади сидел человек в военной фуражке и в суконной блузе без знаков отличия. Это был Сталин».

И когда в следующих строчках Сталин интересуется вдруг простым рыжим котом, спутником «странствующего монаха» (тоже образ!), понимаешь: тривиального чтива не жди… А Василий Афанасьевич Воронов «надежд обманывать» не умеет…

Потрясающая история, которая больше, чем просто рассказ. Поелику, как оно и бывает у этого писателя, тут слишком много уживается и еще больше вживляется.

Малые строчно-страничные площади таЯт (за)пределы, превышающие трехмерность видения и линейность повествования. Смысловые ряды бело-черными клавишами танцуют, неуловимо переплетаясь, сливаясь и «выстукивая/вышивая» опять же странную и дивную музыкально-языковую палитру для то ли притче-философской миниатюры, то ли гомерически-могучей эпопеи о жизни вообще с надчеловеческим сознанием.

И все это, казалось бы, пунктирно, но очень плотно замечено в некоем месте средоточия и густо заселено несовместимыми существами: «От Загряжска вверх по Дону на десятки километров тянулась заросшая тернами, тальником и камышом пойма. Дикое непролазное болотное урочище. Там водились волки, дикие кабаны, камышовые коты и множество мелкой дичи. Скопление зверей и птиц на одном пятачке за многие столетия создали уникальный ареопаг, заповедное место, недоступное человеческому глазу. Там царил естественный отбор, выживали только сильные. Необъяснимая тайна урочища манила туда горлинку и коршуна, хорька и фазана, волка и зайца, домашнюю кошку и барсука. Никто еще не изучил и не объяснил это тесное соседство и общежитие».

Это и есть земной сколок мироздания, мини-вселенная жизненной – тварной и творительной – энергии, биохимии, психогенетики и типологической архитектуры, каждый кирпичик коей обязателен, ибо иначе вся молекулярная конструкция рухнет…

И все это настолько прекрасно подано (вкусней даже, чем кухня повара Спиридона), в том числе и потому что герой – он же символ – найден безукоризненно славный и милый. Могучий, мудрый и гордый Кот. Недаром же кто-то сказал, и совершенно справедливо: Бог создал кошку, чтобы человек мог наблюдать красоту в чистом виде.

Мастерство писателя выпукло, как скань под лупой, особенно, благодаря как бы «зооморфоному приему»: сквозь хронику недолгой, но яркой жизни кота Тита*, подчас посредством блеска его желтых глаз, острых когтей, его поз и жестов показана эпоха с ее горестями и радостями, утратами и улыбками, «штопорами» и взлётами, характерами и приметами.
Нет, зооморфный прием тут вовсе не постмодерновый лом. Василий Воронов не использует дешевые, набившие оскомину приманки «очеловЕчки животных», типа преломления окружающего космоса сквозь более чем разумный «интеллект кота», как это делается сейчас сплошь и рядом.

Кот – животное «в себе» и, как никто, «само по себе» - его мысли нам неведомы и неподконтрольны. Кот - в поступке! И поступок этот зачастую куда красноречивее, логичней и благородней, потому как бескорыстен, молниеносен и яр, как сам незвучный гром звериного инстинкта, призвание коего – самосохранение вида!

И когда Вольный Тит использует ярость инстинкта для спасения своего Друга (монаха Амвросия) – это сверх-действенно, потому что в такой миг маленький кот способен порвать шакала и спасти человека. Не всякому человеку такое по силам и по духу, не говоря про шакалов… о двух ногах.

А еще он проницателен и даже, иной раз, в интуиции посильнее Вождя будет. Так, пребывая уже на вершине власти, так сказать, у ложа Хозяина страны, пушистый Тит мгновенно вычисляет и карает ложь и выпендрёж (раздирает жирную плешину) яйцеруба Никитки, клинического своего антипода… Зато нейтрален к переходящему (от вождя к вождю) кремлевскому шеф-повару… И это тоже оценка.

Воронов верен себе. У него нет чистой сатиры – беспощадной и похоронной к злу, а оттого однобокой и прямолинейной. Он всегда оставляет шанс даже лысым и пафосным живодёрам-селекционерам-стерилизаторам: Никитке, Лаврентию (хотя это, особенно, по поводу второго, скорее, аллегория). Автор делает их смешными и растерянными, а значит, совсем не такими уж грозными и всесильными…

При этом иронический фокус ничуть не исключает истинного трагизма, равно как трагический фон лишь дополняющее оживотворяют зорко схваченные художником смешинки подлинного бытия. Именно так скрашивает верность и своеобразное служение самого своенравного существа планеты – Кота – одинокую планиду служителя-монаха Амвросия, мягкого и, в то же время, твердого – готового ценой жизни защитить любимого и верного мурлыку от МУРа, пардон, МВД.

Наверное, поэтому на ум приходят и булгаковские аллюзии (а Михаил Афанасьевич, опять Афанасьевич, был опять же не оголтелым сатириком-смехачом, - оба гораздо глубже, выше, шире, умнее). Во-первых, когда велением мстительного Лаврентия сразу после смерти Хозяина всех котов, похожих на Тита, ловят по всей стране (как «шайку Воланда» в «Мастере и Маргагрите», из членов коей особенно вызывающе насолил органам Кот Бегемот). Во-вторых: когда наследники литературного Полиграфа Шарикова («Собачье сердце»), в молодости набившие руку на «стерилизации свободолюбивых котов», реально становятся первыми секретарями ЦК КПСС…

И в который раз лукавый щукаревый прищур украшает неописуемую прозу крупнейшего мастера с Тихого Дона! И Слава Богу…

* Позволю еще один, «фамильно-этимологический», смысловой подтекст.
ТИТ – латинское имя, означающее «Почет, честь». Так звали гордого императора (из династии Флавиев, правил в 79-81), покорившего Иерусалим, разрушившего его Храм и решительно порвавшего дискредитировавший его роман с иудейской царицей Береникой.

Прославился, как идеальный правитель и один самых популярных персонажей живописи (Николя Пуссен и др.) литературы («Береника» Жана Расина, «Тит и Береника» Пьера Корнеля, «Иудейская война» Лиона Фейхтвангера) и музыки. Только по мотивам драмы «Милосердие Тита» Пьетро Метастазио написаны оперы более 50 композиторов, среди них Галуппи, Глюк, Моцарт, Портагалло...

Помимо душевных качеств и исключительной красоты, Титу в плюс ставились неподкупность; милосердие к политическим противникам (даже заговорщикам из Сената); редкая щедрость к жертвам природным катаклизмов (извержение Везувия, пожар в Риме): «На восстановление построек и храмов он отдал убранство своих пригородных усадеб и всё строительство финансировал из собственных средств, отказавшись от помощи частных лиц, городов и вассальных царей».

К его достоинствам относят также: масштабное строительство; снижение налогов, в том числе освобождение солдат от налогов на землю… и, одновременно, суровые санкции в отношении доносчиков и подстрекателей (читай террористов-экстремистов), плюс нетерпимость (вплоть до ссылки и опалы) к извращенцам-фаворитам, типа взлелеянных Нероном…

Тит Флавий Веспасиан скончался от лихорадки (по другой версии был отравлен братом-наследником Домицианом, который «приказал придворным оставить умирающего, как если бы тот уже скончался» - Светоний Транквилл) на 42-м году жизни.

Если бы столько же Коты наши жили...

Сергей Зубарев 6.11.19 00:02
Я в восторге! И тепло, и живо, завораживает и не отпускает...
Спасибо, Василий Афанасьевич!
Василий Воронов 1.11.19 20:35
Дорогая Сэда Константиновна! Ваше философское наблюдение показалось мне очень интересным, и я посмотрел на Тита другими глазами. Спасибо!
Сэда Вермишева 1.11.19 11:00
"Вольный Тит" Василия Воронова мне представляется олицетворением какого-то мистического высшего начала, которое нас ,охраняет и отстраняется одновременно, даруя каждому трагическую возможность самовыражения. Вольный Тит" прошел большую дорогу, прежде чем обрел это право - охранять и отстраняться....
С уважением С.Вермишева
Алексей Глазунов 31.10.19 10:56
Всегда читаю с наслаждением творения Василия Воронова. А вот и "Вольный Тит". В первую очередь захватывает художественность произведения, а потом уже сюжет, мысль. Описание происходящего так ясно видится, что окунаясь в изображаемую жизнь, тебя окутывает уют и тепло. И, как в ранние весенние дни, вместе с землёй оттаивает и твоя душа: "Юго-западный ветер принёс ливни, град и стремительные роскошные грозы. Ближе к маю, к Пасхе припарило, припекло. Кипенно-белым цветом окутались сады, загудели пчёлы. Древние деды в казачьих фуражках повылазили из куреней, курили самосад на завалинках и, глядя из-под ладоней на солнце, звонко чихали". А образ Авросия: "Монах скоренько подошёл, испуганно поклонился. Поправил пояс, потрогал бородёнку, опустил глаза". Здесь, в одном изображении, и портрет, и характер, и повадки, и вся сущность монаха.
Читаю: "Кот был смелее и счастливее Сталина" - краткая фраза, а как глубока по мысли, и, волей-неволей, задумываешься и размышляешь над ней вместе с автором. Далее: "кормить кота свежим кровавым мясом", я вижу в этом аллегорию прошлого жестокого времени. "Смерть была милосерднее медицины" - здесь поражает контраст словосочетаний, т. е. смерть не дала мучаться вождю. Верится в ностальгические воспоминания Сталина и в Хрущёвские познания кошачьих дел. Хотя это в действительности, наверняка, не так. Но писателю веришь.
Улыбаюсь во весь рот и явно вижу как: "Ветеринар Прошка прятался в огородах и огрызался из-за плетней: - Их (котов) кастрировать нужно!.." И уже смеюсь - нашёлся ещё один специалист-кошатник - какой дока этот скрипач! Прям виртуоз по кастрации котов: жертвует футляр скрипки для кошачьих экзекуций. Не могу без смеха читать: "Шекспировские страсти кипят в каждой подворотне", - и это о котах!
Рассказ навевает мысль такую, что так и хочется ответит коту на его укор "нельзя быть рядом с человеком" и даже крикнуть: "Нет-Нет! Будь рядом! Человек хороший! Будет хорошим! Обязательно будет хорошим!"
Всего доброго тебе, Василий Афанасьевич!
Василий Воронов 31.10.19 10:20
Спасибо, друзья! Низкий поклон всем. Без вас трудно дышать. Ваш Василий Воронов.
Вячеслав Зименко 29.10.19 12:39
Спасибо, Василий Афанасьевич! Проняло до комка в горле. Сочно и чувственно!
ИГОРЬ 29.10.19 12:09
Полез в интернет узнать о любимых животных И.В. Сталина и наткнулся на рассказ священника Александра Шумского "СТАЛИН И КОТ" от 22,08. 2014 года https://ruskline.ru/special_opinion/2014/08/stalin_i_kot/
Интересно было сравнить. Мне понравились оба варианта.Однако, "ничто не ново под луной" . Из книги Экклезиаста: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".
С уважением, Игорь Пряхин
Екатерина Пионт 28.10.19 15:48

Меня восхитил Тит в конце повествования, когда Амвросию грозила смертельная опасность, кот, рискуя жизнью, бросился на врагов, несмотря на то, что "кажется порвалась последняя ниточка, что удерживала его в монастыре возле человека".
Как я поняла, Амвросий не подошёл к нему даже, не приласкал
его вольного и гордого, а, послюнявив свои укусы, "побрёл к монастырю".
"Тит не провожал его. Он долго глядел вслед своему другу..."
Его укор не кажется мне странным...
Василий, то, что вы мастер, уже каждому понятно.
Новых Вам произведений! Но Тит не забудется...


Валерий Латынин 27.10.19 20:03
Писательская фантазия может творить чудеса. Василию Воронову удалось мастерски соединить фрагменты биографии И.В. Сталина с необычными возможностями кошачьей породы и создать интересную фантасмагорию с глубоким подтекстом. Молодчина, земляк! Дружески, Валерий Латынин.
Ирина Кучушева 27.10.19 17:16
Не выдержала и еще раз прочла ради удовольствия. К своим цитатам из ключевых мест в рассказе и Петра Бойченко дoбавлю еще одну:
"Сталин в этот момент был на стороне Тита и завидовал коту. Его смелому и откровенному отношению к окружающим, к любой житейской ситуации. Хозяину приходилось скрывать свои чувства даже среди близких, домашних. Он не мог сказать Валюше, что она ему нравится, что ему хорошо, когда она рядом. Даже когда обнимал ее ночью, не мог пересилить себя, прошептать хотя бы на ухо: люблю!.."
Андрей Попов 27.10.19 16:36
Глубокий рассказ. Человек человеку враг. Или как у апостола Павла "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" Рим. 7, 19.
По жизни надо идти, "материнской памятью нюхая воздух, вглядываясь в Млечный путь".
Александр Можаев 27.10.19 16:06
Сразу вспомнилась древняя мудрость: "Сказка ложь, да в ней намёк..." Иной раз без сказки и правды не сказать. Василий Воронов нашёл оригинальный ключ к раскрытию правды целой эпохи.
Владимир Королёв ( Смоленск ) 27.10.19 14:28

"Кот был смелее и счастливее Сталина. Тит любил кошек и и пел им комплименты тенором Козловского. И кокетливые молоденькие кошечки обожали талантливого друга. Он не только пел комплименты, но жестоко, смертельно дрался с матёрыми волынскими котами прямо за высоким забором дачи. Там по ночам собирались и буйно гуляли кошачьи свадьбы. Кровавые ристалища соперников оглашались воплями, криком и стонами. Тит попадал в самое пекло, самоё кубло страстей, добывая право на первую волынскую красавицу. Он нещадно драл конкурентов и сам был нещадно же бит ими. Толстая рыжая морда была исполосована свежими рубцами. уши на кончиках надорваны и покрыты струпьями. По спине светлели проплешины от выхваченной вражескими когтями шерсти."
Какой (попробуйте не согласиться!) замечательный по образности и языку абзац, определяющий всю художественную суть произведения и, разумеется, демонстрирующий мастеровитость и удивительное чувство слова Василия Воронова. чрезвычайно продуманные им сюжетные ходы и композиционную архитектонику !
А ведь столь мощных кусков в произведении не один, и не два ... и не десять!
Наталья Радостева 27.10.19 05:54
"Улыбнуло")) Раньше произведений автора читать не приходилось, хоть о самом слышала. Зря, надо "исправляться")
Надежда 27.10.19 02:58
Меня восхищает безграничность творческого потенциала Василия Воронова. "Вольный Тит" только подтверждает мое глубокое убеждение, что на наших глазах рождается Классик. Помимо всего, что я открыла в "Загряжцах", я считаю Воронова автором современного образа притчи. Бог в помощь, дорогой современник! Надежда Мирошниченко
Татьяна Грибанова 27.10.19 00:49
Браво, Василий Афанасьевич! Великолепно!
Григорий Блехман 26.10.19 22:25
Это написано о глубинах человеческой психологии.
Написано тонко и многослойно.
Впрочем, как умеет Василий Воронов.

Спасибо, Василий Афанасьевич, за то, что, читая историю Ваших героев, у каждого из нас есть возможность заглянуть и вглубь собственного "я".
На мой взгляд, в этом и состоит высокая миссия писателя.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА