Страница: 1 2 Все |
Нина Бойко | 14.12.19 18:59 |
Замечательный цикл Эль Греко, -- свежо, интересно. И по Шекспиру тоже.
Где солнца нет – там плесень, миражи. Где жертвы нет – там солнце, как в тумане. Сведи к необходимостям всю жизнь, И жизнь такая скотской жизнью станет. |
Валентина Ефимовская | 28.11.19 20:00 |
Спасибо авторам комментариев, все они для меня ценны. Я очень внимательно их читаю, прислушиваюсь к советам, пытаюсь посмотреть на творчество вообще и свое, в частности, вашими глазами, замечаю свои неточности. Очень мне понравилась маленькая антология латиноамериканской поэзии Юрия Брыжашова. Я беседую не со всеми разом, а вступаю в диалог с каждым из вас в отдельности. Низки поклон каждому. |
Юрий Брыжашов | 28.11.19 19:15 |
Собрался написать комментарий к прекрасной поэтической подборке
В.В. Ефимовской, а приходиться писать о другом. Обильное цитирование , которое приходится представить, объясняется тем, что конкретно иллюстрирует ограниченность поэтического восприятия , общего поэтического кругозора Л. Владимировой и наглядно показывает мелочность её придирок к очередному поэту. Кроме того, в литературном пространстве она не одна такая. Необходимо сказать о том, что строки из стихов замечательных латиноамериканских поэтов, которые я привожу, были написаны ещё 75-90 лет назад, с тех пор разнообразие латиноамериканской поэтики умножилось во много раз. Итак: Висенте Уидобро ( у него многое взял великий Пабло Неруда) То было когда распахнул я бескрылые веки и впервые запел разрывая силки расстояний из гнёзд вылетали трескучие флаги и люди границы искали в бурьяне,,, ( пунктуация сохранена.-примечание) Хувенсио Валье Я воду пью, и запах воды, и тень её, ту светлую воду, что вверх бессонною ниточкой тянется, словно растение. Воду пью, гимн глубине её вырос, из тёмных моих глубин, которыми я предчувствую воду-небо, воду-бокал, воду -ирис... Меня венчает солнце тёплой дланью, пронизывая радостным стеклом.. Внутри меня земля. А я-пастух деревьев и животных.Навожу я порядок в красках дня и ароматах и, вдохновенный, воду поднимаю, как радуге достойный монумент... Никанор Парра И светильник тумана рассеянно светит, только время вторглось и всё захлестнуло поблекшим плащом своего унынья.. Дорогой мой отец, когда он был счастлив, он был лучше окна, открытого настежь. Хорхе Тейльер ( ему принадлежат и переводы Есенина на исп. язык) Знаю:руки твои-это ключ, отмыкающий лето в старой мельнице той, где душа моя долго спала, где невнятные тени бормочут в пыли полусвета, где разбойничьим посвистом чёрные всадники ветра свищут, плещут плащами, над ветхою крышею рея..... Хорхе Каррера Андраде Время, когда сердце хотело б скакать разутым, как у девочки, грудь вырастает у дерева, а нас охватывает страсть писать наши вещи ласточкиными перьями.. Вода с удовольствием сандальями шлёпает, москиты просеивают молчание природы, и воробьи подбирают клювом жемчужину хорошей погоды. В моём районе с лошадьми соседи говорят, подковы подражают голосу колоколов, предупредают жабы, стоя на часах, когда бегом проходит на ходулях дождь. С шести утра просыпается дым и без перерыва показывает рукой направление ветра. Скамейки консервируют замороженный сон бродяг, витрины магазинов берут улицу в плен и продают её вместе с фруктами, бутылками и морскими ракушками. Дети делают сложение из хлебов и звёзд на своих аспидных досках... Там отбросы изображают сад и консервные банки высовывают язык. Их тени растут выше черепичных островерхних крыш... Адальберто Ортис Пыль отрезает дольку солнца и сквозь решётку в чёрные комнаты входит, свет на себе неся.. Хорхе Энрике Адоум Родина, истерзанная Родина, вставшая у океана, я люблю твои неизменные формы: бродячую статую облака пыли, чашу твоей руки... ...как не вернуться к лохмотьям твоего побережья, к переплетенью каналов, прозрачных от соли и солнца,- если август бьёт мне в лицо ветром отчизны - то справа, то слева,-если я иду , целуя песчаную рубаху родины, целую сквозь дыры... Это- крохотная часть громадной по объему латиноамериканской поэзии, идущей своим путём, поэзии, представленной лишь несколькими её поэтами, творившими многие десятилетия назад. С тех пор поэтика по своему великолепию разнообразия , непрерывно развиваясь, многократно расширила свои границы. Не всё в разнообразии этом для нас , конечно , приемлемо. А для тех, кто застыл в рамках крайне ограниченных своих представлений о поэзии и ими, как линейкой, вымеряет строки поэтов, часто вырывая их из контекста, приведённые стихотворения покажутся и вовсе чем-то чудовищным. Надеюсь, что В. В . Ефимовская простит меня , если я попутно выскажу некоторые мысли. В. Лютый в своей статье " Пространство мира и провалы сна" пишет: " Интеллектуализм, изнутри поедающий ткань стиха и практически отрицающий жувую связь двух миров-реальность и человеческую душу, рано или поздно уйдёт из круга чтения, станет своего рода литературным дневником, интересным лишь немногим. В противоположность ему, в поэзии обретёт чувство меры и и ощущение постоянной новизны предметный мир: с одной стороны, ярко живописный, а с другой - показанный в тончайших нюансах изменяющейся природы". Всё совершенно правильно до очевидности. Я привёл образцы латиноамериканской поэзии ещё и потому, что всё, относящееся к последним двум фразам, высказанным В. Лютым ( и не только к этим фразам, поправлюсь), развивалось в этой поэзии гораздо быстрее и насыщеннее, чем у нас , особенно в последние три десятилетия. Главное объяснение этому - условия, в которые была поставлена вся русская литература, а не только поэзия. Поэтому совсем неудивительно, что наблюдается, на мой чисто субъективный взгляд, некоторая "подзасушенность" и определённая блеклость современной поэтики. Выход же по-прежнему один: работать лучше , лучше и лучше. В этой работе поэтам просто некогда обращать внимание на людей с линейным восприятием поэзии, хотя последние, случается, очень сильно мешают . Подборка Валентины Ефимовской, представленная здесь- самого высокого художественного достоинства. Желаю Вам, уважаемая Валентина , всего самого доброго! |
Василий Ревзин | 28.11.19 07:48 |
Людмила Владимирова доказала-таки, что грамматическая правильность - не главное в поэзии. Тогда зачем все ее комменты? По-моему, это чистой воды флуд, этакое ковыряние в носу на глазах удивленной публики. Надо удалять, да и все. Не думаю, что авторам и читателям интересны такие ковыряльщики |
Петр Бойченко | 27.11.19 23:00 |
Людмиле Владимировой
Да просто у вас высокое самомнение и личная неприязнь к автору этой публикации. Поэтому и превратили публикацию крупнейшей современной поэтессы в собственный бенефис. Уверяю вас, со стороны это выглядит не очень. |
Людмила Владимирова | 27.11.19 22:05 |
АЛАВЕРДЫ: «Василий Ревзин, остановитесь. Вы переходите все границы…» Мира не хотите? Войной не ублажу, НО! - Маленечко скажу: См. стихи лауреата Всероссийской литературной премии имени М.Ю. Лермонтова Михаила Евсеевича Вишнякова (1945-2008). Кстати, мы с ним родились в один день, правда, я на 4 года раньше: …Не прохладу лесную И не золото ржи. Расскажу, как беснуют Над заводом стрижи. Где в спецовках ребята Строят новый корабль, Замелькали стрижата, Словно лезвия САБЛЬ. См. у Н. Гумилева об архаичных формах (числ, а не чисел, сабль, а не сабель) -http://old.kpfu.ru/f10/bibl/resource/articles.php?id=7&num=6000000 И, в частности: Сегодня у берега нашего бросил Свой якорь досель незнакомый корабль, Мы видели отблески пурпурных весел. Мы слышали смех и бряцание САБЛЬ. Наконец, см. у С. Есенина в поэме «Пугачев»: … Кто же скажет, что это свирепствуют Бродяги и отщепенцы? Это буйствуют россияне! Я ж хочу научить их под хохот САБЛЬ Обтянуть тот зловещий скелет парусами И пустить его по безводным степям, Как корабль. А за ним По курганам синим Мы живых голов двинем бурливый флот. -------------- Стыдитесь, Сергей, Николай, Михаил! Как смели без санкций Василия Писать «сабль», не «саблей»? (Во, уморил!.. Буйствуют от бессилия?..) 27.11.19, Одесса Ариведерчи! |
Людмила Яцкевич | 27.11.19 19:50 |
Рада была снова встретиться с прекрасными стихами Валентины Ефимовской. Словопрения между Людмилой Владимировой и Василием Ревзиным свидетельствуют, как трепетно нужно относиться к оценке поэтического слова, чтобы не сфальшивить, как при пении или при игре на музыкальном инструменте.
Выскажу свои размышления по поводу поэтических строк Валентины Ефимовской, которые вызвали разную оценку: Дуэльных пистолетов едкий дым Витает над Кавказскими горами. Как часто бывает в поэзии, слово становится многозначным, ёмким и может включать в себя разные значения, что и произошло со словом "витает" в этом тексте: 1) обитать, жить, пребывать где-либо.; 2) метафорически: парить, носиться в воздухе над кем-, чем-либо. Ведь первая строка "Дуэльных пистолетов едкий дым" - обозначает память о случившейся трагедии - дуэли и убийстве Лермонтова. Память о поэте священна, поэтому стилистически высокое слово "витает" вполне подходит. Но Людмила Владимирова обрезала этот текст и оставила только "едкий дым Витает над Кавказскими горами", а потом сделал, на мой взгляд, неверный вывод о неуместности слова "витает". |
Василий Ревзин | 27.11.19 12:04 |
Людмила, жаль, что "последнее предложение своего скромного, уважительного отклика" вы не увидели как приговор на судилище, которое устроили своему товарищу. Помните, в советские времена были такие "товарищеские суды"?
А стихов ваших я не читал, просто погуглил через "поиск на сайте" и нашел ваши коменты и публикацию, чтобы разобраться, почему вы так обстоятельно и менторски выговариваете поэтам за их "провинности". Ну просто, как училка с розгой))) |
Василий Воронов | 27.11.19 11:17 |
Любовь. Смятение. Слово, как спасение. Так мне видится суть поэзии Валентины Ефимовской. |
Людмила Владимирова | 27.11.19 10:41 |
Ах, как замечательно!! Клянусь, - без иронии, ИСКРЕННЕ! Обрадована и словом Василия Ревзина, и Валентины Ефимовской! Последней - особенно! Хотя и Василию очень благодарна: ведь читал он мои стишата, захотел отозваться! Я ведь не избалована ни публикацией стихов, ни их критикой на этом сайте! Правда-правда, спасибо Вам, Василий! Но осмелюсь заметить, что не стала бы "мелочиться" (хотя ведь, все-таки, - не мелочь, а просто желание поделиться тем, как отозвались во мне отдельные строки, стихи? Без претензий на "абсолютный слух", с правом на ошибки. Его и у Вас, и у любого - не оспариваю). Но не стала бы, и не собиралась, но "завелась" от поступка администрации. И от того, что, право же, надоело наблюдать как "кукушка хвалит петуха и т.д." А - главное! - см. выше. В 3-ий раз повторять последнее предложение своего скромного, уважительного отклика не стоит, наверное? С уважением, благодарностью, Л. Владимирова (Одесса). |
Валентина Ефимовская | 27.11.19 09:16 |
Не предполагала, что мои стихи вызовут такие полярные оценки. По своему опыту литературного критика могу дать совет словами знаменитого русского адвоката Федора Никифоровича Плевако «Не с ненавистью судите, а с любовью», тогда многое в творчестве исследуемого писателя проясняется. А в целом, очень благодарна всем, прочитавшим мои стихи – и защитникам, и критикам. И доброе слово, и злое – полезны для личного самосознания. И еще цитата древнегреческой просветительницы, математика Гепатии Александрийской: «…у нас больше сходств, чем различий, и что бы ни произошло…, мы останемся братьями и сестрами. Мы братья и сестры. Запомните, что ссоры – удел простолюдинов и рабов». |
Василий Ревзин | 27.11.19 05:49 |
Людмила Владимирова, при всем уважении - придираетесь. Не скажу, что стихи Валентины Ефимовской мне близки, но ваши придирки все-таки мелочны и в памяти всплывает: не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Сами же упрекали Вадима Квашнина: "Почему знамя, стяги русских – чёрные? Мне помнится – черМные, т.е. – багровые, тёмно-красные, испокон веков – красные!" А тут вдруг опять недовольны: "Рассвет «чермный» покоробил. Хотя слово – симпатичное, конечно, и – в рифму! " Ах как уели! А сами-то: Много видел я, ведал… Сабль, Притупившихся в сече, – не счесть. Нет, не просто прекрасный ансамбль, Я – о прошлом живая весть! Сабель, саблей - да. Но "сабль"?! Не в скороспелую ли рифму к слову "ансамбль"? Или вот: Я – Мира гражданин. Любви, добра. А чернь – лишь тень сияющего Света... Слово "гражданин" употреблено, мягко говоря, в переносном смысле (а надо ли? - Тем более про саму себя: нескромно как-то, знаете ли...) А уж "тень света" - это, прямо скажем... Понимаю, в запале - чего не скажешь. Даже: "Но чтоб начало Конца единственнейшей Страны?!..." Сам Маяковский себе такого не позволял. Людмила Владимирова, остановитесь. Вы переходите все границы из какой-то личной неприязни и... теряете лицо((( |
Людмила Владимирова | 27.11.19 03:49 |
Конечно, - "славянке"! Описка, простите. |
Людмила Владимирова | 27.11.19 00:35 |
Очень, очень жаль! Не уверена, что администрация поступила правильно. Но, как говорится, «Хозяин – барин» (вообще-то, бар не люблю…) Примеры неудач? Трёх – достаточно? 1. …И чтобы в Украине жизнь не вмерла, На берегу Днепра, в рассвете чермном Взывает Князь Святой к единоверным – Христу не делать нового Креста. Допускаю «внедрение» иноязычных слов в русский текст, но вот рассвет «чермный» покоробил. Хотя слово – симпатичное, конечно, и – в рифму! Но известно: – Чермный – «устар. поэт. червлёный, багровый, тёмно-красный, мутного красного цвета, грязно-рыжий». Такой рассвет – к непогоде, к беде, зов Князя – логичен, но вот «Христу не делать нового Креста», «НЕ ДЕЛАТЬ»! – не приняла душенька. М.б., – «Спасти (сберечь) Христа от нового Креста»? Или как-то иначе, но не «не делать»! 2. В стихах «Лермонтов» споткнулась о строчку «Лишь весело сраженье диалога.» Как это? А ещё о – «едком дыме», что «Витает над Кавказскими горами». – Витать – «распространяться, носиться в воздухе, вокруг кого-либо или чего-либо, в пространстве и т.п.»; «незримо присутствовать, быть ощутимым где-либо»; «забывая об окружающей действительности, предаваться мечтаниям, мысленно уноситься куда-либо, быть где-либо»; «обитать, пребывать где-либо (постоянно или временно), находить приют, проживать». Вроде бы – приемлемо, но мешает принять всё-таки какая-то положительная окраска слова «витает». Интересно: «Происходит от ст.-слав. витати «жить,пребывать», далее из праслав. vitati, от кот. в числе прочего произошли: укр. витати «пребывать, приветствовать», белор. вітаць «приветствовать, поздравлять», словацк. vitat «приветствовать», чешск. vitati «приветствовать», польск. vitaс «приветствовать,встречать». Вот и прояснилось…– словянке, русской… Так, м.б., «едкий дым» крутится, вертится, таится и пр., но не витает? 3. Совсем негоже звучит (для меня!) последняя строфа стихов о берлинской стене. И герб нечего трогать, и «точнО» – о копье Георгия резануло слух. Вот такой он у меня странный, необразованно-независимо-дикарский. …Нарываюсь на забанивание, понимаю. И всё-таки повторю: «В предложенной нам подборке есть, на мой взгляд, удачные строки, строфы, стихи. Но есть и весьма неудачные, увы… Хотелось бы ошибиться, но, боюсь, – автор неохотно воспринимает критику, не верит доброжелательности. А вот безудержные восхваления вряд ли полезны и автору, и читателям, особенно молодым, «рвущимся» в поэты. Не стоит ли помнить о своей ОТВЕТСТВЕННОСТИ перед будущим?.. С уважением, надеждою на понимание, Л. Владимирова (Одесса).» |
От администрации | 26.11.19 21:58 |
Коллеги и читатели! Мы были вынуждены удалить комментарий "Елины", поступивший с ip-адреса Елены Родченковой, и комментарий Людмилы Владимировой. Они указали автору на "весьма неудачные, увы" строки, но не посмели эти "весьма неудачные, увы" строки процитировать, и точно так же безапелляционно, без ссылок на тексты автора, рассудили даже и о том, чем отличаются "книжники и фарисеи - от апостолов". Не сомневаемся, что каждый автор мечтает в комментариях к его публикации увидеть себя, как в зеркале, - чтобы не только в себя поверить, а и, что более важно, обнаружить какую-то важную подсказку. Но, к сожалению, всякая голословность - это не подсказка, а, если речь идет о подростках, простительное преодоление своих комплексов и самоутверждение, или, если это исходит от взрослых, намеренное оскорбление. |
Петр Бойченко | 25.11.19 10:59 |
Права Надежда Мирошниченко, это поэзия для высоколобых. А значит и не для молодых писателей, кторые где-то в сети среди себе подобных тусуются. И тут дело даже не только в уровне культуры и образования. Молодежь идет туда, где крутятся деньги. Поэтому у молодых уже в подавляющем большинстве другая, не творческая и не волитературенная ментальность.И молодых даже не покупают. Они сами мечтают продаться. Поэтому, меня восхищает мужество таких блистательных поэтов, как Валентина Ефимовская. |
Валентина Ефимовская | 25.11.19 10:43 |
Надежде Мирошниченко. Дорогая Надежда, удивляюсь твоему всеохватному таланту. Твое участие в работе нашего любимого сайта, не только по основной, поэтической специальности, но по участию в обсуждениях, должно быть отмечено наравне с лучшими критическими работами. Твои комментарии – новая, современная форма критики-литературоведения, краткая, глубокая, поэтичная, очень сложна. Это огромный неравнодушный труд. Ты отслеживаешь почти все публикации и даешь точную оценку творчества многих авторов. Если издать отдельной небольшой книжкой все твои отзывы, опубликованные на сайте, составится интереснейший сборник, показывающий срез современной русской литературы в целостности. Характеристика моей публикации меня взволновала, обрадовала, смутила завышенной оценкой. Хотя принимаю ее как маяк, как ориентир. Что касается Кифареда, то предполагаю, когда будешь в Петербурге, мы с тобой поедем в Павловск и полюбуемся этим прекрасным представителем сильного пола. Этот Кифаред (исполнитель песнопений под аккомпанемент кифары – древнегреческой лиры) или Муссагет (водитель муз), или языческий бог Аполлон (все его названия равноценны), действительно, прекрасен в своей обнаженной мужественной красоте. Ведь сама Ахматова любовалась им в Павловске
И исполненный жгучего бреда, Милый голос, как песня, звучит, И на медном плече Кифареда Красногрудая птичка сидит. Птичку не спугнем, а достоинствами Кифареда вдохновимся… |
Валентина Ефимовская | 25.11.19 10:06 |
Екатерине Пионт. Уважаемая Екатерина, спасибо за то, что Вы осмысливаете подборку не только саму по себе, но и в контексте откликов. Знание об авторе много добавляет к пониманию его творчества. Ваш отзыв метафоричен, искренен. Наталье Егоровой. Дорогая Наталья, извините за дружеское обращение, но Ваше творчество, с его высокой духовной реальностью, мне по душе. Понимаю Вас причастной к любимому моему городу, поэтому называю дорогой, вспоминая, как Вам вручали в Александро-Невской Лавре награду имени Святого князя. Этой премии уже нет, а лауреаты служат России и русской культуре. Интересно, что уже не помню никого, кто награждался в тот день вместе с Вами, а Ваши стихи и образ помню. Спасибо за добрый отзыв. Уважаемая Екатерина Козырева, читала Ваши проникновенные слова и вспомнила фразу философа Александра Казина, который говорил – женщина сердцем видит. Именно это видение отражает и Ваше поэтическое творчество, и Ваша оценка моей публикации, которую Вы рассматриваете в целостности. Спасибо. Дорогие поэты, присылайте свои произведения в «Родную Ладогу», прилагая фото и биографическую справку. Эл. адрес tradicia-mag@mail.ru |
Екатерина Козырева | 25.11.19 02:20 |
Прочитала несколько раз, пока и ко мне не пришло прозрение - это же все о любви! И сложно, и просто Валентина Ефимовская от эпохи Возрождения и до космической эры объемлет все любовью своей поэтической душой и высоким разумом. От простого созерцания листопада до осеннего прозрения, к свету молитвенного очищения.Слава Богу за все!
Ангела Хранителя, Валентина! |
Надежда | 25.11.19 00:54 |
Не удержалась. К выделенному Григорием Блехманом:
"Читайте русские стихи. И выучите русский!" не могу не добавить четверостишье из части 2 "Короля Лира": "Слаб человек -- неправдою гоним, Он, неотмирный, в рубище убогом Идёт волчцами вспоротой дорогой, И небо расстилается пред ним..."Бог в помощь, дорогая Валентина! Надежда Мирошниченко |