Страница: 1 2  Все

Антонина Аленичева 8.02.20 19:25

Дорогой Саша, прочитала рассказ на одном дыхании, а в конце заплакала, так жалко было лошадей, очень трогательная история и образы узнаваемые, сколько было в геологии и рядом таких людей, полностью отдававших себя делу, зачастую в ущерб семье, вот и здесь Петрович просто не мог поступить иначе. Я сама участвовала в авиадесантной геологической съемке на Чукотке, весь сезон на вертолетах и знаю не понаслышке о мастерстве полярных летчиков. Спасибо!
Сергей Мурашев 30.01.20 21:50
Александр, спасибо за рассказ! Почитаю детям.
Петру Бойченко 27.01.20 21:39
Радостевой так много на сайте неслучайно. Чего хочет?

1) Быть замеченной.
2) Лестью подкупить голоса ("Кукушка хвалит Петуха?/За то, что хвалит он Кукушку".)

Уж не метит ли она в управдомы союза?
Марина Маслова 27.01.20 19:11
По поводу опрометчивого сближения двух персонажей получила я на днях резонный ответ. Думаю, уместно вставить его сюда в качестве отклика на мой комментарий, но автора указывать не буду, чтоб не обременять себя последующими извинениями за обнародование тезиса, показавшегося мне достаточно исчерпывающим и не терпящим дальнейших вольностей в толковании:

"...Что же касается реминисценций, неосознаваемых заимствований, это явление повсеместное, но не в укор. Петровичей много, бывают среди охотников, вертолётчиков и писателей. Если у Смышляева Петрович хозяйничает, это его Петрович. Не нужно его привязывать к Петровичу Агеева. Петровичи везде одинаковы, но у разных авторов они разные".

Удивительной ёмкости последний тезис. Долго ломала голову, но так и не смогла возразить...
Марина Маслова 24.01.20 13:02
Александр Александрович!
Спасибо за отклик на мой библиотечный экспромт в честь Бориса Агеева. Ответить Вам хочу именно здесь. Потому что Вы обратились ко мне, а не к Борису Петровичу (которого мы с вами вместе любим!).
И за "Камчатку" - 2019 тоже огромное спасибо, я дорожу этим сотрудничеством.
Потому озвучу здесь тот другой экспромт, что на книге (называю так короткие стихи по случаю, которые рождаются в тот момент, когда берёшь в руки книгу, собираясь её подарить, или когда хочешь быстро, без всяких раздумий выразить свою благодарность). Это будет моей публичной благодарностью Вам за внимательное, бережное отношение к тем моим сочинениям, которые я решалась показать не всякому. Вы оказались первым читателем моей дневниковой прозы, только сигнального её варианта, нехотя выпущенного мною из рук, и сразу же откликнулись. Спасибо Вам! И Ваше эссе в журнале "Родная Ладога" ("Два ярких костра") оказалось для меня первым печатным откровением о самой себе - это необыкновенные ощущения, не стану скрывать!
Отсюда родились и те восемь строк моего избытка чувств, которые присовокуплю к двум агеевским экспромтам, теперь уже по случаю нашего тройственного сотрудничества:

Два ярких костра камчатских
Горят для меня вдали...
Пусть искрами годы мчатся,
Скрипят снега-хрустали,

Пусть это только начало
Пути, - которому быть! -
Я буду верить Камчатке,
Она умеет любить!

А о рассказе "Кони" мы с вами много говорили ещё при его рождении. Смею думать, что я была первой его читательницей. И горжусь, что несколько пунктуационных знаков в Вашем тексте - мои! (Шучу)
Кстати, на днях читала повесть Бориса Агеева "Ребячье дело", об отлове лосей в Парапольском доле и перевозке их на вертолёте в долину Эстребокоса. Ваш Петрович и его Петрович показались мне одним человеком. Может, прототип общий? Агеев утверждает, что его прототип и ныне здравствует на Камчатке, продолжая своё "ребячье дело" - отлов лосей и маралов (на Алтае) для расселения животных по более благоприятным для их размножения ареалам.
Ситуация с перевозкой коней на вертолёте, общее место действия, созвучье имён персонажей, конечно, не может не сближать ваши произведения. И даже проблемы посадки машины в рыхлый снег описаны у вас с уже знакомыми мне подробностями. Правда, у Агеева лётчика звали иначе. Петрович у него только лосей ловил, был классным охотником. Но именно он - самый яркий персонаж повести, он сближается с Вашим Петровичем.
Удивительно тут другое... Вот же читала Ваш текст в черновом его варианте, а сходства не услышала, не вспомнила агеевское "Ребячье дело". И только когда на сайте снова прочла, тогда и всё увидела. Всё-таки одно дело черновик, и совсем другое - публикация! Поздравляю и Вас, и себя (с таким неожиданным откровением) (и снова улыбаюсь)!
Привет Тее Смоляниновой, пожелания крепости духа, мужества и нежного, бережного, трепетного отношения к жизни!
Александр Смышляев 24.01.20 00:53
Сводя здесь счёты, отпугнули читателя. И не только у меня. Такое впечатление, что проникли специальные диверсанты-таракашки, чтобы изгрызть сайт - единственный и неповторимый со своей свободой, профессионализмом и высоким патриотизмом.
Наталья Радостева 23.01.20 02:35
"А мы пойдём на Север, а мы пойдём на Север!"... - ДА?
Пётр Бойченко, надеюсь, у Вас всё-таки нет лицензии ни на прихватизацию права посещений сайта РП (куда при желании могут заглядывать даже далёкие от литературы люди), ни на запрет иным высказывать своё - противоположное Вашему (о ком в числе других россиян сроду не слышала, чьих работ не нашла, но кто пролез "сквозь игольное ушко" лизоблюдничать ) или даже Н. Мирошниченко - мнение.
В связи с хамским выпадом в свой адрес, уведомляю на будущее: Замучаетесь затравливать. Ни Ваше, ни иных истериков бабские взвизги не ограничат меня в посещении тем сайта РП и высказываниях на тех, что заинтересуют. А не угомонитесь - кликну на помощь специалистов общаться сродни Вам с Вами и Вам подобными (знаете, сколько любителей?) и буду "курить в сторонке"))
Я в Вашем взбрыке тоже много что увидела: примитивность в попытке разглядеть в последовательности приведённых мной фраз из рассказа - рецензию, откровенную и необоснованную агрессию, зависимость от чужих мнений, недалёкость, попытку расшаркаться в заступничестве (что вряд ли было нужно) перед Н.А. и запачкать в негодовании (будто автор виноват!) скандалом и умалением оценки работы Писателя ветку обсуждения его рассказа.

"написала Надежда Мирошниченко, ... И я ей ВЕРЮ..." - обосновали Вы своё "возмущение"!
Прекрасно! В мире полно людей, что готовы руководствоваться верой в того или иного лидера общественного мнения. Подавляющее большинство. Только Я не прихожанка "Вашего прихода" - и своё мнение составляю из собственного жизненного опыта, вкуса и предпочтений. Для чего даже взгляд на свой рассказ автора не является для меня определяющим. Продолжение хамства (как и его начало) будет на Вашей совести. Что, впрочем, вряд ли имеется.

Александру Смышляеву:
Уважаемый Александр, извините за то, в чём таки не виновата. За других извините. Писала Вам ранее, что намерена прочитать "Кони" - и прочитала, поделившись своим искренним о рассказе мнением. Что после прочтения комментариев дополнила, тактично не упомянув фамилию комментатора, с кем не согласна.
Увидела Ваш новый пост, и стало грустно от того, о чём не скажу, абы никого не обидеть...
Но хочу уточнить. - Мой (обоснованный) голос за неизменность рассказа - не в пику думающим по другому (в пику поленилась бы писать; тем более, что не факт, что кто-то бы углядел, сравнивая). В отличии от многих, я любительница читать пьесы и сценарии, но Ваш замечательный рассказ - близко не сценарий. Такое определение этого художественного произведения я вижу оскорбительным.
Конечно, Вы можете прислушаться к тем, кто, обладая меньшим воображением, любит большую "разжёванность" и столь же талантливо дописать характеры героев и побуждающие их к тем или иным действиям причины - Ваш рассказ, Ваше право (сравним), - но мне даже от представления об этом уже стало скучно. С моей точки зрения - это как суп водой долить. Или как картину - согласно видению пришедших на неё полюбоваться (помните?) - дорисовать чем каждым заказанным.
Впрочем, Вам повезло - замечания пока только по Юрию, и дай бог других не будет.
Моё мнение - не настояние. Может быть ошибочно. И если будете что дополнять - дай Бог, чтоб ошибочно)
С уважением к Вам, Наталья Радостева
Александр Смышляев 23.01.20 00:07
Петру Бойченко: Пётр, не надо, я ведь всё прекрасно понимаю, не мальчик, и не начинающий. Наталья всего лишь выражает себя, а отнюдь не меня. И Надю Мирошниченко понимаю, потому что мы с ней большие друзья, я знаю ее уровень, и если молчу, то не значит, что отрицаю. Вы, Пётр, правильно заметили кинематографичность моего текста. Я ведь по второму образованию и долгой работе режиссер телевидения, и от этого никуда не деться. Изживаю из себя, как и газетную журналистику, которая портит язык, но они сидят крепко, как пни больших деревьев, не сразу с ними справишься.
Александр Смышляев 22.01.20 23:51
Спасибо вам, мои друзья, мои коллеги по писательскому цеху! Конечно, каждому творческому человеку хочется услышать оценку его труда, ведь работаешь в одиночестве и тишине, живешь поступками героев, отрешаясь от всего наружного, и это не дает возможности самому до конца понять, получилось, или нет. Всякий сюжет требует персонального языкового подхода к нему, собственной схемы подачи. Я выбрал вот такой - больше диалоговый, нежели описательный. Теперь вижу, что почти не ошибся.
Спасибо Наталии Волковой, моей землячке, Владимиру, Ольге, конечно же - Григорию Блехману, Нине Бойко, Юрию Манакову, Валерию Латынину, Наталье Радостевой, Надежде Мирошниченко, Владимиру Корнилову, Геннадию Иванову - их профессиональный вкус и оценки дают повод особенно порадоваться, вдохновиться, настроиться на дальнейшую работу. Особая благодарность Владимиру Пронскому, предложившему мне место в печатном издании. Владимир, я по электронке выслал рассказ "Бухта Наталии". Спасибо! Будем жить и работать! Привет далёкой, любимой стране!
Петр Бойченко 22.01.20 23:45
До появления комментария Радостевой благодарно к автору смолчал бы.
Но Радостева попробовала сделать вид, что одаривает нас профессиональным разбором.
И тут я увидел её примитивность.
На самом деле рассказ великолепен, но - как художественный сценарий, где актеры своей игрой добавили бы психологическую, визуальную и всякую иную правду и достоверность. Ту правду, которая нами ожидаема, поскольку уже известна, и потому нас восхищает также и в рассказе. "Характерам твоих героев веришь. Но вот не объяснён психологически поворот в поведении Юрия", – написала Надежда Мирошниченко, у которой мастерство и искусство, как мне кажется, не приобретено, а получено от рождения. И я ей верю.
А Радостевой я бы посоветовал не ставить себе цель стать знаменитой на главном писательском сайте всеми способами частоты появления в комментариях. Это не честно по отношению к автору, который, если, как Мирошниченко, правдиво о нем говорить, заслуживает восхищения именно в своем жанре.
Получилось, что мы увидели не так уж умную, не так уж образованную, но очень навязчивую писательницу.
Радостева, не торопитесь пройти сквозь игольное ушко на виду у многих тысяч ежедневных и не случайных читателей этого единственного профессионального писательского сайта!
Наталья Радостева 22.01.20 22:45
Прочитала комментарии и хочу проголосовать за неизменность текста рассказа.
В нём нет ни одного лишнего слова (отметила необходимыми и "..., отставляя пустую чашку", что иной мог бы счесть лишним, и включение такой правды жизни, как достижение договорённости Петровича с Василием), - и не хотелось бы их появления.

Нескольких строк о Юрии абсолютно хватило для живописания его сомнений:
- Опасно, Петрович, - засомневался Юрка, заёрзав в кресле.
- Но, но! – тут же наигранно возмутился Юрка. – Ещё чего! У меня и своя жена красавица! А, потом, без штурмана вы и коней не найдёте.
Юрка молча дохлёбывал суп. Затем тихо сказал:
- И, всё таки, это авантюра с конями…
(- Юра, ты как всегда, - рассердился командир. – Уж определись, ...)
... Юрка резко отодвинул от себя пустую миску из-под супа. – Рискованно это, вот что. Считаю, что надо сообщить о незапланированной посадке диспетчеру.
- Хорошо, сообщим, - уже спокойней ответил Петрович. – Но ты-то знаешь, что получим отказ. А как же кони?
- Что кони! А если угробим и вертолёт, и себя!
Юрка молчал, сосредоточенно доедал гуляш. Молчал и Мамедыч. Петрович оделся, поблагодарил Нину за обед и вышел из столовой первым.
Юрка первым не выдержал, заговорил:
- Петрович, не обижайся, я с вами душой и телом.

Вы вот, Александр, попытались объяснить, что "Командир уговорил", и зря - пусть бы каждый думал по-своему.
Допустим, я вижу Юрия по другому. Ему и лишняя работа несколько в тягость (одно дело в вертолёте шутить, другое - расслабившись после перекуса, грядущие трудности осознать ), и - сторонник безоговорочного следования инструкциям, и действительно опасается неудачной посадки, - но и оторваться от коллектива принципиальности и характера не хватает.
Не впервые колеблясь (не даром же его упрекают: "ты как всегда"), и преодолевая дискомфорт от необходимости расставить всё по местам, она таки перестраховывается - заявив о необходимости доложить о незапланированной посадке диспетчеру, снимает с себя ответственность. Случись что - всегда сможет заявить, что был против. После чего (галочку поставил) успокаивается и принимает ситуацию такой, как та складывается - в единстве с коллективом.

Права я или нет - не важно! Я вижу так, другой увидит по другому. Что и должно быть. Оставлять читателю простор для раздумий, анализа и воображения - это нормально и даже здорово.
Будь это рассказ о Юрии, конечно, нужна бы была бОльшая прорисовка его характера и размышлений. Но рассказ не о нём и даже не о Петровиче. Он о событии и мужском подходе в ситуации принятия решения - во всех проявлениях размышлений, решимости или колебаний каждого из членов экипажа вертолёта.
БОльшая расшифровка характеров будет лишней, отвлечёт внимание и обесценит главное.
Извините, если сумбурно, но...
Так думаю.
С уважением, ...
Наталья Радостева 22.01.20 21:11
Просто чУдно написано! Зримо и убедительно. Ни лишнего слова, ни красивостей, ни выспренности. Абсолютная точность подачи происходящего и характеров. Ни разу ни на чём не споткнувшись, погрузилась в атмосферу сюжета - смотрела в иллюминатор, видела в тенях траншей коней, принимала решение, досадовала на Юрия, брала, отхлёбывая чай, оладушек, сооружала трап, расстилала брезент, слышала фырканье оттаявших лошадей, пела. - Да я просто БЫЛА там!!
Может, ещё и потому, что многое близко. С трудягами и механизаторами, познав многие характеры, работала, на вездеходе (со всеми вытекающими отсюда "прелестями") по тундре моталась, на вертолёте (жуть боящаяся высоты; даже в кабине) летала, не говоря уже о где только не расстилаемых брезентах и работе с лошадьми.
Этот рассказ что визитная карточка с кодом русского характера. И - сама жизнь, с одной из граней которой теперь могут ознакомиться живущие по иному.
Даже растрогалась...

КАУРЫЙ

Как обычно, к вечеру понуро
Сухо ткнёшься в ласковость руки…
Не печалься, славный мой каурый,
Через час мы будем у реки.

Смоем с пылью едкую усталость.
Не без нас закату догорать.
Мне проведать только и осталось
Плат земли, где кружат трактора.

Вот его измерю я шагами,
Заступая серость лебеды...
Круга два потом за рычагами
Примеряю пахарей труды.

Пласт к пласту рассыпались некрупно,
Повлажнел участочек земли,
И опять, потряхивая крупом,
Мчит каурый в бежевой пыли.

Тают в травах розовые тени
Отсветом закатного огня
И уже отжившие сомненья
В откровенье завтрашнего дня.

Не сдержусь и, спешившись за лугом,
Придержу солёную узду…
Лемеха, сияющие, плуга
Солнце запахали в борозду.

Александр, Вы - Писатель!
Вдохновения Вам, душевной приподнятости в процессе творения и широкого признания!
Валерий Латынин 22.01.20 21:07
Рассказ "Кони" Александра Смышляева порадовал узнаванием настоящих мужских характеров людей Севера и природы этого сурового края, вернул меня в начало 80-х в болота и лесотундру севера Тюменской области к строителям газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Всё близко к реальности, узнаваемо, трогает за душу. Не хватает сейчас таких мужиков России. Спасибо, Саша, за крепкий рассказ о настоящих героях нашего времени! Дружески, Валерий Латынин.
Владимир ПРОНСКИЙ 20.01.20 17:38
Мы - Люди!
Юрий Манаков 20.01.20 08:59
Рассказ пронзительный и зримый. Я никогда не бывал в тундре, но лошадей держал. Читая, я вживе увидел не только это белое безмолвие, когда, как пишет автор, от ослепляющего блеска снега не спасают и затемнённые очки, но и почувствовал,- да что там почувствовал! - меня просто ободрало до мурашек на коже состояние обречённых лошадей, настолько правдиво, скупым языком описана вся эта непростая ситуация. А образы коней вылеплены Александром Смышляевым так достоверно и убедительно, что в какой-то момент мне захотелось протянуть руку и погладить этих животных, а мохнатую голову едва не погибшей кобылицы так и прижать к себе, чтобы обогреть и вдохнуть в неё дополнительные жизненные силы. И люди в рассказе настоящие, как говорится, высшей пробы - таких, я знаю, и сегодня немало среди нас. И это радует. Золотая русская проза!
Нина Бойко 19.01.20 20:11
Очень глубокий рассказ -- оттого, что всё правда. Может, в реальности было не так, но читаешь и думаешь: ТАК, не иначе. Характеры выпуклы. Юрка показан прекрасно, не надо менять, довносить ничего. Парень боялся, понятно, дома жена, думы о ней... Но зажал свои нервы в кулак и не остался на буровой.
Читаешь и видишь красивых людей, душою красивых. Переживаешь за них. И за коней изведёшься, пока дочитаешь рассказ. И как хорошо, что пилоты запели! Это всегда так бывает, когда отпускают нервы.
И тундра, и буровики, и кони описаны превосходно. Всё живо, как будто бы ты с ними рядом. Вот уж спасибо Вам, Александр!

Григорий Блехман 19.01.20 20:07
Полностью согласен с Ольгой.
Это рассказ человека с тонким писательским слухом и умением через высказывания своих героев показать главное - душевную работу каждого их них.
От этого и легко домыслить их биографии.
В общем, видишь и слышишь живых людей.
И понимаешь каждого из них.

Александр Александрович, спасибо за такую высокую степень слияния Вашей литературной строки с жизнью человека.
Ольга 19.01.20 19:11
Может и ошибаюсь, но редкий ныне прием, где много человеческой, что ли, речи, не авторского текста, а прямой речи героев, диалоги, монологи. Автор не льет свою "литературность" , а как бы уступает место своим героям, наблюдая за ними, любуясь ими, уважая их. Очень не хватает таких произведений - о людях, с людьми, про людей.
владимир 19.01.20 18:26
Спасибо, читается легко и сюжет хороший, добрый.
Наталия Волкова 19.01.20 17:38
Саша, спасибо за рассказ, очень жизненный. Сразу вспомнила нашего местного вертолётчика Михаила Николаевича Селивёрстова- легенду Горной Шории, столько всего рассказывавшего о работе вертолётчиков. Кто с этим встречался, сразу понимает, что рассказ правдивый и честный.А главное красивый и человечный.давно такого не читала.А вот пожелание прочитать его детям, пожалуй попробую своим почитать.Удачи тебе Всего самого доброго.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА