Елена Арсеньева: "Нет предела совершенству "
Интервью известной писательницы Елены Арсеньевой авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга".

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". У нас в гостях известная писательница, руководитель студии "А-танго" Елена Арсеньева. Она родилась и выросла на Дальнем Востоке, но прославилась в Нижнем Новгороде. И пишет именно о нем.
Вы практически нижегородкой стали. Наверное, все равно скучаете об амурских пейзажах Дальнего Востока, или нет?


–Конечно, скучаю. Это лучшее место в мире для меня, честно говоря.

–Человек, который не видел Дальнего Востока - какой он, на ваш взгляд?

–Несчастный. Красоты такой, как там, я просто больше нигде не видела. И это воскресает во снах, воспоминаниях, в детективах, которые я щедро снабжаю этими реалиями. Это прекрасное место и я всех призываю его посетить.

–После четвертого курса филологического факультета вы устроились работать на телевидение в отдел детских программ, затем вдруг ушли в издательство. Вообще очень редкий случай, так как обычно выпускники филфака просто стремятся на телевидение, а вы ушли из него. Чем вас там так напугали?

–Совсем нет, не напугали, просто всегда хотелось писать, сочинять. А телевидение, да и вообще журналистика, предполагает 50% правды жизни. А я беспрестанно писала разные пьесы, постановки. Кстати, в одной из них играл знаменитый актер Юрий Кузнецов. Он тогда был молодой, и он играл Змея-Горыныча в одной из моих сказок. Мне хотелось сочинять, а телевидение этого простора мне не давало. Честно говоря, я ушла не столько в издательство, сколько в журнал "Дальний Восток", хотя мне там тоже предстояло заниматься журналистикой. А позвали меня из-за недостатка кадров, а не то, чтобы я взяла и ушла, просто так жизнь сложилась.

–Вашу первую новеллу "Не жена" в начале 80-х годов очень сильно раскритиковали. Скажите, с тех пор вы критиков и критику недолюбливаете?

–Я вообще не люблю, когда обо мне говорят. Не люблю, когда меня хвалят, я чувствую себя ужасно несчастной, и мне кажется, что меня авансируют незаслуженно. Но и когда меня ругают, я тоже не люблю. То есть я всякие разговоры терпеть не могу.

–Рубрика "Без купюр" – короткие вопросы, короткие ответы. Вы попробовали свои силы во многих жанрах: фэнтэзи, любовные романы, исторические миниатюры, детективы. А чаще всего вас называют автором русской "Анжелики". Вам не обидно?

–Нет, нисколько. Хотя, с этого все и началось. Моя дочь с таким упоением ее читала, и она меня спросила, почему нет ничего подобного у нас. Я взяла и написала.

–А был такой момент, когда вы вдруг проснулись и поняли: "Я знаменита, я могу, я молодец"?

–То, что я могу, я знала всегда. А знаменитой я себя совершенно не считаю, я не принадлежу к властителям умов – пишу, да и пишу. Читают люди – спасибо, если им нравится – так прекрасно.

–В своих книгах вы без прикрас описываете вполне реальных персонажей, например, Кириенко, Немцова. Скажите, к вам потом не обращались с просьбой переписать отдельные моменты?

–Я думаю, что они считают эти произведения настолько незначительными, что даже не знают о них, поэтому не обращались. Да я бы все равно не стала.

–Вернувшись из своей поездки во Францию, вы научились танцевать танго, и открыли первую в Нижнем Новгороде студию по обучению этом танцу. Скажите, вы верили в успех изначально?

–Да, потому что это не могло не случиться. Это настолько прекрасный танец, и от него просто "крышу сносит", это лучшее, что испытывает человек, танцуя.

–А часто ли вам удавалось в жизни чувствовать себя неловкой, в том числе в танцах?

–Я была уже очень взрослой женщиной, когда начала заниматься бальными танцами. Тогда я еще не знала об аргентинском танго. Я была настолько деревянная и неподвижная, у меня в школе были тройки по физкультуре. И преподаватели, которые меня обучали, иногда меня просто передвигали с места на место. Я до сих пор теряюсь, какая рука правая, а какая левая - различаю только по часам и браслету, - а тогда это была вообще клиника.

–Вообще у нас в России любят читать Толстого, Достоевского, Булгакова. И есть некое деление литературы на высокую и низкую. На самом же деле большинство читает детективы, любовные истории. А вы поддерживаете деление литературы на высокую и низкую?

–Если я скажу да, то я признаюсь, что я принадлежу к жанру низкой литературы. Хотя я совсем не понимаю, почему детективы – это низкий жанр. На мой взгляд, например, "Преступление и наказание" – это один из лучших в мире детективов. Мне кажется, что главное, чтобы было написано хорошо и хорошо читалось, а высоту для себя определить может каждый.

–Существуют различные премии. Вот я, например, посмотрел списки лауреатов Букеровской премии за последние несколько лет: Аравинд Адига, Хилари Мэнтл, Говард Джейкобсон. У вас нет ощущения, что такого рода премии присуждаются тем произведениям, у которых сложный, зубодробительный текст, скучнейший сюжет и вообще они читаются исключительно литературными критиками?

–Я бы сказала да, если бы один раз на Букеровскую премию не была номинирована одна моя подруга из Хабаровска, которая пишет отличную психологическую прозу. Я скажу, что да, но бывают, видимо, приятные исключения.

–А все-таки можно развлекать книгой и при этом воспитывать, как вам кажется?

–Александру Сергеевичу Пушкину это удавалось.

–Только ему?

–Еще Михаилу Булгакову.

–Некоторые говорят, что из-за влияния Интернета, социальных сетей текст становится все более емким и кратким. Не кажется ли вам, что эти новые веяния могут практически убить литературу?

–Я не вижу ничего плохого в том, что сегодня сюжет становится все более динамичным. Я спокойно переживу отсутствие километровых описаний природы или каких-нибудь туфелек, условно говоря. Пусть будет динамичный сюжет, я люблю даже музыку сюжетную.

–Рубрика "На острие" – самые острые вопросы нижегородцев. Михаил, менеджер по продажам. "Одна моя знакомая выбирает книги очень просто – делит ее цену на количество страниц. И, если стоимость одной страницы ее устраивает, то покупает эту книгу. А есть ли у вас рецепт, как выбрать хорошую книгу?"

–Все, что я могу сказать: я стараюсь писать хорошие книги.

–А что для вас хорошая книга? Книга, которая заставляет Вас?..

–Заставляет волноваться. Потому что, если книга заставляет уснуть, то лучше ее не читать.

–Варвара, студентка. Ваши книги не так-то легко купить в Нижнем Новгороде. Неужели нельзя договориться с издателем, чтобы Нижнему Новгороду делали дополнительные тиражи?

–Мне кажется, что сейчас их огромное количество. Сейчас просто активно они переиздаются. Я вхожу в магазин и вижу полку Арсеньевой, и страшно становится, что никто не покупает мои книги. Так что барышня немного ошибается.

–Николай Неледин, читатель газеты "Аргументы и факты Нижний Новгород". "Для борьбы с пиратством российское авторское общество предлагает ввести дополнительный авторский налог на технику, с помощью которой можно слушать, читать и смотреть. Вам не кажется, что писатели в погоне за длинным рублем заходят слишком далеко? Лучше б боролись с пиратами".

–Мне кажется, что это чересчур. Да более того, я к пиратству нормально отношусь: чем больше будут читать, тем лучше.

–Рубрика "Формула успеха". Солнце русской поэзии Александр Пушкин как-то сказал: "Вдохновение – это умение привести себя в рабочее состояние". А как вы приводите себя в рабочее состояние, и как часто оно у вас бывает рабочим?

–Оно вынуждено быть рабочим ежедневно. Деваться некуда, так как я связана договорами с издательством. Кстати, утром вдохновение самое лучшее, вечером мне гораздо труднее заставить себя работать. Я вообще жаворонок, я рано просыпаюсь и для меня до 11:00 – золотое время, и терпеть не могу, когда меня в это время отвлекают.

–А есть ли способы, чтобы создать рабочее состояние? Может, спорт, музыка, стихи, книги, или настраиваете себя сами изнутри?

–В принципе, конечно, изнутри. Например, музыка танго, которую я обожаю, выбивает меня напрочь. С другой стороны, я хорошо пишу, когда у меня включен телевизор и по нему бесконечно идет "Гарри Потер". Я не знаю почему, но видимо в этом фильме действительно есть какая-то магия. Я его не смотрю – он просто идет и мне лучше пишется.

–А какова ваша формула успеха?

–Нет предела совершенству.

Биография
Елена Арсеньевна Грушко родилась 17 сентября 1952 года в городе Хабаровске. Окончила филологический факультет Хабаровского пединститута и заочно сценарный факультет ВГИКа. Работала на Хабаровском телевидении редактором передач для детей и юношества, в литературно-художественном журнале "Дальний Восток", в Хабаровском книжном издательстве.
В конце 80-х Елена Грушко переехала из Хабаровска в Нижний Новгород, где живет до сих пор. Сочинять она научилась раньше, чем говорить, а первое большое произведение - роман из жизни моряков - написала, еще учась во втором классе.

Первый сборник рассказов Елены Грушко "Последний снег апреля" был опубликован в 1984 году.
В конце 90-х Елена Грушко обратилась к истории и детективам. Сменив жанр, она сменила и фамилию. Началась её жизнь под псевдонимом Елены Арсеньевой — в честь отца, преподавателя музыки Арсения Васильева. Сегодня на ее счету более семидесяти романов — детективных, исторических, любовных и сборников исторических новелл.
С 1989 года является членом союза писателей России.
Самое страстное увлечение Елены — танцы, особенно аргентинское танго: она руководит нижегородской школой "АТанго".
Ее девиз – "Быть, а не казаться" и еще - "Нет предела совершенству!"

Вернуться на главную