Анатолий БАЙБОРОДИН (Иркутск)

РУССКОСТЬ ПО АКСАКОВУ

К 200-летию Константина Сергеевича Аксакова, вождя русских славянофилов

 

Аксаков Константин Сергеевич родился 10 апреля (29 марта по старому стилю)  1817 года в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии в семье писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, выходца из старинного дворянского рода. В пятнадцать лет поступил в Московский университет на словесный факультет, где и примкнул к славянофилам. Автор историко-филологических исследований «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «Еще несколько слов о русском воззрении», записка царю Александру II «О внутреннем состоянии России». Автор трудов по русской грамматике, статей о произведениях Николая Гоголь, Ивана Тургенева, Федора  Достоевского и художественных произведений. Ратовал за православную монархию и патриархально-общинный быт в России без европейского вмешательства. Осуждал крепостное право, коррупцию чиновников и земельную политику государства. Последний год жизни провел в путешествии по славянским землям вместе с младшим братом Иваном Сергеевичем. 7 декабря 1860 года скончался на острове Занте в Греции.

*     *     *

Вещие труды Константина Сергеевича Аксакова, проповедника славянофильства, созидали и поныне созидают в духе и разуме русских властителей дум, средь коих и писатели, русскость, – суть, идею народно-православной культурной самобытности русского народа в противостоянии западничеству, забугорному и доморощенному, уничижающему русских, уподобляя их варварам, раболепным, тупым, хмельным и ленивым. Если западники, брезгливо косясь на русский народ, в позапрошлом веке на девяносто процентов крестьянский, толковали о книжной образованности западных европейцев, то Аксаков, да и Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лесков, будучи по духу славянофилами, убеждали: грешно болтать о темноте и дикости русского крестья­нина, создателя сверхгениальной и необозримой обрядовой, прикладной и сказовой культуры, далеко превосходящую народные культуры европейских народов. А божественная древнерусская словесность!.. а иконопись Святой Руси!.. а храмы православные!..  

Константин Аксаков в статье «О русском воззрении»1 доказал, что «тогда только и является произведение литературы, или  другое какое, вполне общечеловеческим, когда она в то же время совершенно  народно. "Илиада" Гомера есть достояние всемирное и в то же время есть явление  чисто греческое. Шекспир есть поэт, принадлежащий всему человечеству, и  в  то  же время совершенно народный, английский (…) Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а  не чрез посредство и не с позволения Западной Европы». Говоря, что общечеловеческим литературное сочинение становится лишь в том случае, когда оно узко национально, народно, Аксаков предрек произведения Шолохова, Есенина, Рубцова, Клюева и всесветно славленных писателей-деревенщиков.

Русофилы – ярые проповедники славянофильства – были издревле, испокон русского века; русофильские идеи воплотились в шедеврах древнерусской и средневековой словесности, а потом и в творчестве Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Тютчева, Лескова, Шмелева, но лишь Аксаков и его соратники научно обосновали славянофильство, с надеждой, что оное станет русской национальной и государственной идеологией.

Глупая болтовня –   любовь к русскому народу без любовного знания народа… Константин Аксаков, а потом и писатели-народоведы, подобные Забылину Сахарову, Максимову, не токмо укрепили в моей душе народно-православные, русофильские воззрения на прошлое, текущее, грядущее России, но и подвигнули меня в младые лета к азартному и пристальному изучению обычаев, обрядов, поверий и примет русского народа, что воплотилось в составлении мною книги «Русский месяцеслов. Обычаи, обряды, поверия, приметы русского народа». Книга и удостоилась премии славянофилов братьев Киреевских «Отчий дом»,  а позже и губернской премии имени святителя Иннокентия Иркутского. Валерий Ганичев писал после выхода книги: «…Твой «Русский месяцеслов» прочитал и поизучал еще раньше, а вот очерк «Русский обычай», включенный в книгу, только в Иркутске. В Москве это еще раз соединил и выражаю тебе твое искреннее восхищение. (…) Твой «Русский месяцеслов» сродни этому подвижническому труду нашего патриарха крестьянской эстетики («Лад» Василия Белова). (…) Анатолий, радуюсь тому, что ты провел бережную и важную работу, соединив православную культуру, народный обычай и календарь хозяина.» Вдохновлённый русофильскими идеями Константина Аксакова и его единомышленников, в прошлом году завершил и долгий труд над книгой «Думы о русском с древнейших до нынешних времён»…

*    *     *

Благодаря и славянофилам истовые русофилы постигали язычество древних славян, древних русичей с пантеоном языческих болванов, с природоодухотвореннием и природообожествлением, с обычаями и обрядами; и слава Те Господи, души не осквернились бесовским идолопоклонством, не кинулись русофилы сломя голову по широкому и гладкому тракту, ведущему в погибель, но, падая и вздымась, побрели по тернистой, горной тропе ко Христу Богу.

Помнится, в иркутской пенсионной газете почитал речи, посвященные славянству, и поскорбел: коли балагуры ведали бы учение славянофилов, то не мололи бы чушь, когда речь зашла о язычестве и христианстве древних славян, и особо русичей. Профессор З. выразил чисто культурологический взгляд на историю славянства, не вдаваясь в религиозно-мистические мотивы, а посему от речи веяло пустотой; ученый П. твердил о космополитизме и безбожии восточных и западных славян, и от речи его исходил зловещий серный дух большевитского богоборчества; а белорусский этнограф Р. порадовал глубинным и любовным знанием языческих обычаев и обрядов белых русов, что, подобно малым или червонным русам, в большей степени сохранили древнерусскость, нежели великие русы. Но огорчило то, что белорусс, воспевая языческую обрядовость, – бесам жряху, как встарь говаривали святые отцы, – вольно ли, невольно уничижая православное христианство, а значит, подобно сектантам-неоязычникам, тоже страдал богоборчеством. Ярко и любомудро, с отзвуками былинной краснопевности, толковал о славянстве писатель С, – словно вещий боян на киевских горах, возложив персты на гусли, с любовию пел о славянском природолюбии и о Творце природы; но в былинном тумане было неясно, о каком Творце речь, ибо Иисус Христос не поминался. А коли говорится не о Христе, воплощенном в неразлитной Святой Троице – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, – то, выходит, говорится о князе мира сего, что святотатски поименован Творцом. Думаю, истинным было лишь слово Т., где оратор доказал приуготовленность славян, некогда поклонявшихся природе, ко святому крещение и облачению во Христа Бога. Славяноведы, преклоняясь перед язычеством или атеистически отрицая христианско-мистические основы мира, вольно ли, невольно вздымали пяту против Христа Бога, против православного христианства.  Господь им судия…

В былые лета постигал я языческие обычаи и обряды древних русов, созвучные восточно-славянским, и писал очерки, касаемые обрядовости старославян, но осмыслял и описывал славянство и природу с точки Святого Писания и Священного Предания, восхищаясь обрядовой, песенной поэзией древних славян, а языческую магию воспринимая, как бесовщину. Если Бог ведет грешные, но покаянные души к спасению для Вечного и Блаженного Царства Небесного, то языческие жрецы и нынешние воспеватели мистического язычества, как уже говорилось выше, сами бесам поклоняются и народ искушают бесовской прелестью, ибо языческие жрецы, языческие проповедники, яко слепцы, ведущие слепых в преисподнюю на вечные муки. Духовно воинственное отношение к язычеству выражено в Библии устами ветхозаветных пророков, потом устами Сына Божия и устами апостолов, а в Священном Предании и устами святых: «Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его» (Пс.9:37); «…Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. (1 Кор.10:20) 

Русскость по-Аксакову – православность, что Константин Сергеевич, возможно, усвоил от святых, в Землей Российской просиявших, что потом утверждали и другие славянофилы, а с ними и вдохновенный русофил Федор Достоевский.

А что касаемо взаимоотношений славянских держав с Царством Русским, то Константин Аксаков и прочие русские любомудры  и даже государевы мужи и, исповедующие славянофильство, ратовали о искреннем, любовном братстве славянских народов; и освободитель славян, русский полководец Михаил Скобелев писал: «Я рисую себе в будущем вольный союз славянских племен. Полнейшая автономия у каждого, одно только общее – войска, монета и таможенная система. В остальном – живи, как хочешь и управляйся внутри себя, как можешь…» 

Федор Достоевский, славянофил-почвенник, уповал лишь на духовное единение славян: «…Славянофильство означает стремление к освобождению и объединению всех славян под верховным началом России— началом, которое может быть даже и не строго политическим. И, наконец, (…) славянофильство, кроме этого объединения славян под началом России, означает и заключает в себе духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру европейскому человечеству и цивилизации его свое новое здоровое  и еще неслыханное миром слово».

Но и великий генерал, и великий писатель тут же скорбно погребли блажь славянского единения… Михаил Скобелев: «Племена и народы не знают платонической любви… Католичество широко разольется… Оно захватит все и всех, и в первом спорном вопросе славяне южные пойдут против северных, и будет эта братоубийственная война торжеством всякой немецкой челяди…»

А теперь уместно будет привести обширную выдержку из письма Федора Достоевского, ибо столь она верна и пророчески дальновидна:  «Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян…  Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.(Господи Милостивый, как это похоже на послевоенных и нынешних славян, кроме сербов и белорусов, – А.Б.) Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против неё».. Особенно приятно будет для освобожденных [русскими] славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации».России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство. России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае»2 .

Юбилей Константина Аксакова, великого русского мыслителя, вождя славянофилов, коего высоко чтил и Достоевский, проходит в России незамеченным; и это говорит лишь о том, что нынешние властители …или растлители?.. дум, хотя и треплют на языке патриотизм, по духу – либерально-космополитические западники, кои страшатся русскости, как черт ладана, и брезгуют народностью в культуре и искусстве.

_____________________________

1Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная  критика  /  Сост.,  вступит,статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка  "Любителямроссийской словесности".

2Ф.М.Достоевский, ПСС в 30-ти томах, Публицистика и письма: тома XVIII-XXX, Дневник писателя, ноябрь 1877, Том 26, глава II, параграф III, издательство «НАУКА» Ленинград 1984.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную