25 декабря 2014 года известному русскому писателю из Вологды Роберту БАЛАКШИНУ исполнилось 70 лет. Писатели-вологжане поздравляют Роберта Александровича с «круглой датой» и желают много сил и здоровья для осуществления новых творческих замыслов! Размышляя о творческом пути русского писателя Роберта Балакшина, необходимо вспомнить слова другого известнейшего в России литератора В.Н.Крупина: «В несомненной одарённости Роберта Балакшина особенно ценным является его способность соединять высокую художественность с серьёзностью научного исследования. И вместе с тем подчинённость того и другого служению Отечеству. Вот качества, позволяющие сказать: перед нами писатель, видящий в литературе не средство самоутверждения, но самоотдачу». Эти слова были произнесены в то время, когда Роберт Балакшин только-только прошёл стадию своего вхождения в русскую словесность. Но они оказались пророческими. И теперь примерно той же мыслью можно подводить основные итоги его творческой деятельности. И всё-таки, прежде всего, надо сообщить читателю, что Роберт Александрович Балакшин – это истинный вологжанин, один из наивернейших патриотов северного славного города Вологда и всей Вологодчины. Его приверженность древнему городу и вологжанам не показная, а действенная. Десятки (а может, и не одна сотня) публикаций Р.Балакшина – это яркое постижение своей «малой родины» не только для самого литератора, но и всех его читателей. Это касается не только публицистических статей и очерков, опубликованных в периодике, но и главного дела его жизни – писательства: «…проза моя целиком городская, действие большинства моих произведений разворачивается в Вологде. Быть может, несколько странной, но в ней». Диапазон творческих возможностей Роберта Балакшина поистине безграничен. Он – прозаик, поэт, переводчик, публицист, мемуарист, краевед, архивист, пропагандист русской истории и основ православия, полемист, эссеист, литературный критик… Бывает даже трудно представить: как это всё совмещается в его литературной практике! Но есть ведь и весомейший результат его работы – одних только книг различной тематики и содержания издано более тридцати, а ещё десятки рассказов и повестей в литературных журналах Москвы и других областей России, множество статей и очерков в краеведческих и православных изданиях, добрая сотня газетных публикаций… Творческий потенциал, впрочем, у Р.Балакшина всегда используется в сторону его главного призвания. Писатель в своих произведениях создаёт своеобычный, характерный только для него, художественный мир. Его объёмная панорама и действующие персонажи временами могут показаться «странными» (но можно сказать – и сюрреалистическими или фантастическими), в чём искренне и признаётся сам Роберт Балакшин. Можно не сомневаться, что нередко первым поводом к созданию литературного произведения служат для него вполне заурядные события вологодской действительности. Но вот тут и проявляется особенность писательского таланта Роберта Балакшина. Он настолько «препарирует» реальную сторону жизни, что за её явными приметами и обстоятельствами читатель погружается в атмосферу какого-то нового знания об этой самой реальности. Читатель вслед за Р.Балакшиным начинает видеть нашу жизнь добросердечной и устойчивой в своих традиционных ценностях. Это важнейшее свойство прозы писателя-вологжанина. Погружаться в художественный мир Роберта Балакшина бывает иной раз и затруднительно. Тут нужно не только желание это сделать, но и достаточно глубокие знания во многих отраслях различных наук. Прежде всего – русской истории. По-видимому, русская история –второе призвание данного писателя. Историзм его творческого мышления проявляется не только в краеведческих и исторических исследованиях, но и в самой структуре многих его литературных произведений. Он часто вводит пласты давно ушедших времёндаже в современные хроники, берёт в персонажи исторические личности. Это, конечно, не от желания блеснуть какими-то знаниями. Нет, тут забота иного плана. Она заключается в понимании писателем основы человеческого бытия: без прошлого – нет будущего! Как ни банален этот постулат в своей сути, но забвение его ведёт к разрушению не только государства, но и основ русского характера. Тут стоит вспомнить книгу «Светоч» (М., «Молодая гвардия»,1988 год), изданную тиражом 75 тысяч экземпляров, в которой Р.Балакшин настойчиво (и даже – настоятельно!) доводит эту мысль для русского читателя. Впрочем, эта же мысль является доминирующей и во многих других произведениях писателя. Из-под пера писателя вышло много добротных, зрелых произведений, которые будут востребованы многими поколениями читателей. А это и есть главное достижение любого художника слова! Андрей СМОЛИН, литературный критик (Вологда) |