Совет молодых литераторов постепенно становится большим коллективом, объединяющим единомышленников из разных регионов страны. Но чем больше молодых людей начинают принимать активное участие в делах нашего писательского Союза, тем сильнее я начинаю ценить не столько наше общее: ценности, виденье литературного процесса, взаимное уважение – сколько наши различия. Кто-то способен даже в начинающем тексте увидеть проблески таланта, а кто-то не пропустит ни одного слабого места в стихотворении. Первый – педагог, второй – эксперт. Кто-то обладает качествами организатора и может найти ресурсы для проведения мероприятий, а кто-то знает всех ребят своего региона и живо интересуется их творчеством. Один может вдохновенно зажечь, а другой последовательно выполнять определённый набор задач. Ценность личности не в отсутствии слабых сторон, а в отчётливости сильных. Когда каждый занимается той частью дела, к которой у него есть предрасположенность и желание, появляется возможность даже в ситуации отсутствия ресурсов создать эффективный рабочий коллектив, способный решать большие задачи. Андрей ТИМОФЕЕВ
Влада БАРОНЕЦ (Санкт-Петербург) ОТНОШЕНИЕ К ТЕКСТУ В июле этого года Союз писателей России провёл в Ярославле Межрегиональное совещание молодых литераторов. На сайте «Российский писатель» и в социальных сетях уже появлялись отзывы участников и мастеров об этом событии и некрасовском празднике в «Карабихе», поэтому здесь я не буду писать о том, какие мы все молодцы, как красив Ярославль и как вкусны пирожки в усадьбе. Вместо этого хочется поговорить о главной составляющей – творческих семинарах.
Проблема точности Необычайная емкость поэтического текста достигается точным выбором слов и их сочетаний. Новые, не присущие разговорному языку смыслы возникают именно так, однако авторы часто пытаются достичь оригинальности и глубины, ударяясь в абстракции, нагромождения слов, семантически или стилистически конфликтующих друг с другом: Миp личных чувcтв бaнaльнo мнoгoлик. «Мир личных чувств» - тяжелая и безжизненная конструкция, поскольку соединение слов «мир» и «чувств» порождает весьма абстрактный образ, а определение «личных» лишь создает иллюзию конкретизации, при этом внося в этот образ канцелярский оттенок, будто печать поставили. Затем этот бюрократический мир чувств становится «банально многолик» - такое определение конфликтует с образом: если мир еще может быть многолик, то мир чувств вряд ли. Мало того, «банально» категорически не склеивается с «многолик», поскольку значение последнего никак не пересекается с банальностью. Возникает парадокс – стих воспринимается как тяжелый, громоздкий, однако с точки зрения смысла он пуст. То же происходит и во втором стихе – абстрактная «блажь» почему-то объявляется чреватой (кстати, чем она чревата-то?), а определения «незрелая, поспешная» вызывают у читателя размышления о том, снизится ли чреватость блажи, если она будет зрелой и неспешной. Причина получившейся смысловой нелепости в том, что значение слова «блажь» уже вмещает в себя необдуманность. Иногда авторы любят изрекать абстрактные сентенции от имени коллективного «мы» - им хочется сказать что-то значительное, открыть некую истину, но отвлеченность используемых понятий в сочетании с неопределенностью субъекта (объекта) действия в лучшем случае приводит к затемнению смысла, а в худшем – к его отсутствию: Слова свои как зёрна сеем - Мы сеем слова, не прорастающие в нас. Но почему то, что мы сеем, должно прорасти в нас самих? Дальше по тексту это никак не объясняется. Слишком много дарили благ, Кто дарили? Кому дарили? Зачем дарили слишком много, да еще и тем, кому блага не нужны? А в центре всех этих загадочных намеков – никак не конкретизированные «блага» (о том, куда ставить ударение в слове «блага», здесь не будем). Точность нужна не только в выборе нужного слова или сочетания слов. Вот пример неточности психологической: Что-то подсказывает мне, что перегруженная эпитетами-штампами «легкая нежная печаль» - не совсем то чувство, которое должна испытывать женщина, если ее мужчина не вернулся из боя. «Не стану молчать» тоже вызывает вопрос: что все-таки будет делать лирическая героиня, если молчать она не согласна? И снова в остальном тексте об этом ни слова.
Проблема избыточности Эта проблема зачастую связана с предыдущей: автор не пытается или не умеет найти подходящее слово и компенсирует это многочисленными эпитетами, ненужными деталями, разжевыванием смыслов: Если песок белел, то ясно, что он переставал быть золотистым. Первый стих тоже неоправданно многословен: ведь можно просто сказать, что солнце выжигало песок – но нет, автор решает, что здесь необходима зависть, причем непременно нежная. Эти два стиха стоят в начале стихотворения и описывают пейзаж, никак не связанный с дальнейшими событиями. Так зачем солнце здесь вступает в какие-то отношения с песком? Как это работает на художественный текст? Никак. Это просто красивости ради красивостей. Божьим быть нельзя вполовину или на треть В первой части стиха уже все сказано, но ненужное «или на треть» провоцирует размышления на тему «Можно ли быть божьим на четверть или иное дробное число». ты кажешься мне придуманным, ненастоящим Придуманный и ненастоящий – это одно и то же. Зачем их здесь двое? Бесконечно курить в проходных, но пустых коридорах. Здесь налицо избыточность образная: «проходные» семантически ничего не добавляют к «пустым», а «цепкие лапы» спорят с глухотой постовых – цепкость и глухоту очень сложно воспринять как части одного образа. Да и зачем вообще автор пытается изобразить глухих постовых с цепкими лапами? Отдельный случай избыточности – заполнение стиха всевозможными вводными и уточняющими словами: А смысл, если, в сущности, стоит искать его, он — в обретении черт Автору всего-то нужно было сказать «смысл в обретении черт» - а здесь и «а», и «в сущности», и местоимение «он», которого вообще не должно здесь быть, раз уже есть подлежащее «смысл». Лирический герой будто бы не только не уверен в смысле поисков смысла, но еще и косноязычен.
Проблема грамматической нормы Известно, что поэзия отступает от языковых норм: как отдаленные по значению слова в поэтическом тексте становятся синонимами, так и синтаксические связи могут изменяться или нарушаться. Однако необходимо помнить, что грамматические нормы языка продолжают существовать, и чтобы их нарушение не воспринималось как простая неграмотность или неудачный эксперимент, оно должно быть нарочитым, оправданным. Возьмем, например, грамматическое нарушение в тексте стихотворения Константина Большакова: «И медлит меч по циферблату» Использование предлога «по» после глагола «медлить» противоречит языковой норме, но его использование в стихотворении дает этому глаголу новое значение «медленно двигаться». А вот случайное вольное обращение с грамматикой ни к чему хорошему не приводит: «Превозмочь» значит пересилить, поэтому груз нельзя превозмочь, как и соль на коже. Новых возможностей и смыслов это сочетание не дает, поэтому воспринимается как ошибка. Выплетания мусора из клубка памяти по совместному договору Слово «клубок» семантически связано с глаголом «разматывать». Выплетать – это либо плести, либо расплетать и вынимать откуда-то. В результате перед нами клубок, который кто-то смотал, вплетя при этом в него мусор, как в косу. Громоздкий образ не визуализируется, а совместный договор, по которому мусор выплетается из клубка, окончательно запутывает читателя. Грамматическая небрежность часто порождает двусмысленность: На ментальном зачете для умника ты нарви Четыре существительных подряд в родительном падеже обрамлены двумя прилагательными в нем же. Это чрезвычайно затрудняет восприятие стиха, а сочетание «нарви вопросов» выглядит искусственным, поскольку совершенно не оправдано: глагол «нарвать» тянет за собой ассоциации с цветами и плодами, но остальная лексика этого двустишия суха и формальна («ментальный зачет», «различные сферы»), поэтому «нарванные вопросы» не работают. Сзади летит стрела, Слово «сзади» не вносит ясности в траекторию полета стрелы, а лишь вызывает недоумение: ведь сзади – это с задней стороны. Так с задней стороны чего летит стрела? Образ стрелы, летящей для того, чтобы никто не помог, еще более туманен.
Проблема вторичности Авторы, желающие следовать той или иной поэтической традиции, часто заходят в этом желании слишком далеко, и тогда их стихи превращаются в копилку языковых или художественных штампов. Как уже говорилось, поэтический текст стремится создавать новые смыслы, поэтому сопротивляется присутствию застывших языковых конструкций, а уж тем более образов, уже созданных другими авторами. Исключением могут быть только случаи, когда эти конструкции или образы использованы намеренно и в такой ситуации, где они несут новое значение, а не просто указывают на отсутствие у автора собственного голоса и инструментов для его выражения. Вот несколько примеров употребления лексических штампов в подборках: «кaк в мope кopaбли», «тугие косы», «жемчужные облака», «кружит вороньё». Иногда целый кусок текста становится перепевом сказанного кем-то еще: А Россия - вот она: три берёзки белые, «Березки» и «церквушка» - образы, бесчисленное число раз использованные в стихах на тему России. Если уж так хочется рискнуть и обратиться к этим образам, необходимо их переосмыслить и создать такой текст, который сломал бы привычные читательские ассоциации и дал им новые, живые значения. В противном случае, зачем читателю еще больше березок и церквушек? Что нового они откроют ему, чего не открыли все предыдущие?
Все эти проблемы во многом являются следствием нетребовательного отношения авторов к собственным произведениям. При всей «волшебности» поэзии, она подчиняется определенным правилам, и даже нарушение правил здесь становится правилом, которым нельзя пользоваться как душе угодно. Стихотворение состоится, только если оно обладает художественном единством на синтаксическом, лексическом и других уровнях – то есть когда в нём нет ничего случайного.
Влада Баронец – родилась в 1981 году. Публиковалась в журналах «Звезда», «Север», газете «День литературы» и др. Лауреат поэтических конкурсов. Член Союза писателей России. Живёт и Санкт-Петербурге.
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||