Поэтическое творчество Валентины Беляевой достаточно полно представлено на сайте “Российский писатель”.  По стихам поэтессы можно предположить, что она обладает чутким зрением сердца, видящего и границы, и безграничные пространства женского мира, что она имеет душу, стремящуюся к искренности и непримиримую к фальши. О том, что проза поэтессы тоже заслуживает внимания, мне подсказали почитатели таланта этого автора. Скажу откровенно, не с первого прочтения я вошла в мир рассказа “Чаевые”, произведения  композиционно напряженного,   стилистически порывистого.  В повествовании  варьируются языковые тональности,  автор использует трудные сравнения, безличные предложения, внутренние монологи.  По мере постижения идеи,  эти художественные приемы оправдываются пониманием того, что невозможно привычными, легкими красками создавать образы человеческих грехов и душевной ущербности. Несмотря на то, что произведение пронизано мелодией любви, она звучит как бы за сценой, эта мелодия лишь недостижимая мечта,  фон, на котором разворачивается драма отношений мужчины и женщины. Не давая имен своим героям, автор подчеркивает типичность конфликта, усиливая его второстепенными драматичными сюжетными линиями, которые как глубокие овраги, разграничивают, отдаляют друг от друга горизонты женского и мужского миров, в идеале стремящихся к  соприкосновению. О том, что  мешает их слиянию, – рассказ Валентины Беляевой

Главных героев – двое, оба они одиноки, оба ищут тепла и понимания. Но если бытие незамужней женщины пронизано упорной мечтой об ответной любви, то в мире главного героя – это чувство не предполагается. Он человек – удовольствия, человек близкого зрения, не распространяющегося дальше его тучного тела. Автор рассказа создает образ ущербного современного человека, озабоченного своими гедонистическими переживаниями. Хотя,  если судить по анкете, этот мужчина достоин уважения и внимания, его можно даже назвать положительным героем: он и талантливый ученый, и герой “горячих точек”.  Но в рассказе его героические качества не выявляются, наоборот, своим сластолюбием, душевным нечувствием он унижает и себя, и свою спутницу. Писательница не ставит задачу осудить весь мужской род, но предполагая индивидуальные свойства характера героя  сделать типичными, усиливая, акцентируя их отрицательную энергетику, надеется привлечь внимание к распространенной в современном обществе нравственной “болезни” во имя ее излечения. Образ героя – обладает объемными, скульптурными характеристиками. Образ героини – тонкий, акварельный, именно тонким чувствованием женщина может оценить отношения и принять трудные решения.  Даже в невыносимо унизительной ситуации ей присуща элегантная чувственность. Благородство поступков усилены и оттенены присутствием  в повествовании  обаятельной эпизодической личности: интеллигентный бомж, которого автор наделяет добрыми качествами характера, показывает, что не материальное или бытовое положение человека является условием красоты личности…

Рассказ Валентины Беляевой продолжает извечный нравственный поиск, свойственный русской классической литературе.

Валентина ЕФИМОВСКАЯ (Санкт-Петербург)

Валентина БЕЛЯЕВА (Воронеж)

ЧАЕВЫЕ

(Рассказ)

 

1

По снежной улице большого города прогуливалась хрупкая женщина неопределённых лет. Мужчина, с которым она познакомилась сегодня в местном университете на конференции по теме русской словесности, запаздывал, но женщину это особо не огорчало: она с удовольствием разглядывала незнакомый город. По окончанию докладов женщина как-то очень уж легко согласилась на предложение  коллеги по совещанию вместе пообедать, а потом он, к тому же, ещё и пообещал ей показать его родной город, а затем и проводить до гостиницы. Место встречи – кафе с несколько банальным, хотя и романтичным названием «Колокольчик» – находилось в нескольких шагах.

Неподалёку, завернувшись в замызганную каракулевую женскую шубу, в изодранной шапке-ушанке, да и давно не бритый, в мусорном баке копошился немолодой местный бомж.

«Вот они – лики времени», – грустно подумалось женщине.

Картина была более чем безотрадной. Тяжёлый целлофановый пакет  в руках уличного жителя казался ему подарком неожиданным и щедрым, впрочем, как, наверное, и каждый день. Нередко обращаясь к находке как к живому существу, бомж предавался картинам фантазий, наделял их одушевлёнными образами, облекал в поэтические сюжеты и таким безобидным способом убивал изнуряющий тело и душу  избыток свободного времени.

Присев на бордюр тротуара, бездомный выложил содержимое пакета, затем сложил всё обратно, бросил в ящик и начал мыть руки снегом.

Женщине стало не по себе: окружающее пространство стремительно меркло.

«Я не могу этого видеть. Он голоден. Куплю для него пирожные. И именно «Наполеон». Мне никто этого не запретит».

- Здравствуйте.

Женщина впервые в жизни заговорила с человеком, домом которого была земная твердь под распахнутым небом. Бедолага, не в силах скрыть смущения, с достоинством поднялся.

- Здравствуйте.

- Я хочу угостить вас пирожными.

- Честно сказать, я не знаю, что вам ответить… Пожалуй, такое со мной впервые и, поверьте, мне очень неловко, и как быть в такой ситуации…

К немалому удивлению женщины у бомжа оказалась  поставленная грамотная речь. Это было настолько ошеломляюще, что она даже расстроилась: ничего подобного не ожидала.

Протянув уличному скитальцу пакет с пирожными, женщина увидела вспыхнувшие неподдельной радостью его ясные глаза.

- Откуда вы знаете?!

- Что – откуда знаю?

- Ну, что у меня день рождения! Мне сегодня 54 года. И теперь я, обыкновенный русский бомж, отмечу его как все нормальные люди – с любимым тортом. Искренне благодарен вам, сударыня, я тронут. Сегодня мне что-то совсем не везёт, никакой пищи ни уму, ни плоти.

- Мне странно слышать вашу речь.

- О Господи, что же мне с ней делать, горемычной, но другой не обучен, вот и вынужден позориться.

Лёгкая улыбка на лице бездомного была располагающей, глаза – настолько осмысленными, что женщине  тут же захотелось узнать: что могло заставить этого определённо хорошо образованного человека, несомненно, личность, опуститься до такой жизни.

- Я знаю, что вы хотите спросить. «Почему я здесь». Это сложный вопрос, почти диалектический, но и стереотипный  до отвращения. 90-е годы – этим всё сказано. Квартиру вынудили продать за бесценок, дом снесли, на его месте теперь нелепая стеклянная громадина.

- Вы что-нибудь знаете о теперешних событиях в стране?

- Представьте, подозреваю, что побольше вас, хотя бы потому, что располагаю временем неограниченным до безобразия. Если хотите, могу изложить свои соображения по поводу возрождения идей национализма на Украине.

«Вот это сюжет. Кому расскажи…»

Недоумение на лице женщины было столь явным, что бомж поспешил впечатление сгладить.

- А вы думаете, в мусорке – одни объедки? Там столько прессы. А если посетить свалку за городом! О-о-о, это же кладезь!

- А вы пытались построить свою жизнь по-иному?

- Докторскую защитить просто не успел. Да это и не имело значения. НИИ ядерной физики распустили в четыре недели. Работу ни каменщика, ни охранника не осилил: оказалось, ну, совсем не моё. Конечно, можно спросить: «А эта помойка – твоё?» Отвечу: «После всего, что случилось со страной – моё». В моём образе – теперешний и, увы, состоявшийся во всём его многообразии – облик огромной страны. Ей нечего меня стыдиться, я – это она и есть. Так что Фемида тут стыдливо умолчит.

Завершив таким оригинальным поворотом свой коротенький монолог, человек улыбнулся и стал разворачивать пакет с пирожными.

Это была жизнь…

 

2

Мужчина, плотного телосложения верзила с раскрасневшимся лицом, без шапки, в куртке-пуховике, видавших виды джинсах стоял рядом и презрительным взглядом попеременно смотрел на странных собеседников.

 «О-о-о! Какой пикантный факт! Поэтесса прониклась сочувствием к соотечественнику, для которого адаптироваться в социуме оказалось не под силу».

- Интересно, где он взял торт. Не в мусорке же.

Женщине стало неловко: бомж всё слышал.

«Что за бестактность, неужели не понимает. И, похоже, заложил за воротник. Поздравляю! Я – и рядом нетрезвый мужлан. Почему мужлан? Потому что…»

- Ну, что, обедаем?

Мужчина и женщина зашли в кафе, оба продрогшие и проголодавшиеся. Уже за столиком женщине вдруг вспомнилось, что мужчина, как только поздоровался, сразу же объявил, что не женат, другими словами – разведён и потому интерес к слабому полу возобновил с новой силой. Затем не стесняясь взял её правую руку, словно хотел ей самой напомнить, что обручального кольца на пальце нет, поднёс к губам, поцеловал и улыбаясь произнёс: «Ну, вот, что и требовалось. Я рад».

- А здесь ничего. Тепло, уютно. Можем обсудить моё предложение. Я вполне успел его обдумать.

«Да-а. На «ты» договорились ещё утром, но теперь это мне слышится неестественно и странно. А признака хорошего тона – извиниться за опоздание, открыть дверь перед женщиной, пропустить вперёд, помочь снять верхнюю одежду и повесить на вешалку – усвоить за жизнь так и не удосужился. Почему он так смотрит? Но самое возмутительное, что это взгляд победителя, этакого властелина-воителя с жезлом в руке».

Какое-то неосознанное тупое безразличие вперемешку с неприятным чувством сожаления о потерянном времени вползало в душу женщины.

 

3

Мужчина оглядел хозяйку заведения – молодую дородную официантку бесстрастно-оценивающим взглядом, интереса не выказал и погрузился в предчувствия приближающегося удовольствия.

- О-о, хочу мяса, жирного и много, а ещё картошку, тоже много. И водку. Девушка, триста водки.

Не прошло и минуты, как в изящном графинчике на столике покачивалась вожделенная влага в паре со стеклянным бокалом.

- Во! То, что нужно. А ещё я хочу мяса с картошкой и много.

- И какой-нибудь салатик с колбаской, огурчиком солёненьким и прочим, в общем, не вам объяснять. И укропчиком свеженьким посыпьте. И уж не сэкономьте, пожалуйста, майонез. В общем, типа «оливье», не вам объяснять.

Снисходительно улыбаясь, мужчина смотрит на официантку, но та, тоже улыбаясь и ничему не удивляясь, всё понимает.

Женщине всё больше становится неуютно. Она рассеянно делает заказ первого попавшегося на глаза блюда в меню. Вспомнив, что надо бы согреться, добавляет:

- Да, и ещё чай, пожалуйста, сейчас, зелёный, если есть.

- Есть, не беспокойтесь.

 «Разочарована? А что, ждала чего-то иного? Нет, не ждала. Так в чём дело? Неосмотрительно согласилась на это приглашение? Ну и терпи теперь. Впредь наука. Фу, какая пошлость. И это – я?!»

Женщина вдруг облегчённо вспомнила, что ничто не вечно, пройдёт и это, просто надо набраться терпения.

«Когда же он успел? Графин пустой…»

- Ты  знаешь, я воевал в Афгане. Однажды вожака духов выследил. Свалил его, попытался ступить на горло, но тому удалось завязать рукопашную. Схватка была звериной, но не такой уж долгой. В итоге душман хрипел с распластанной мордой в раскалённом щебне между моими берцами. Получил от командования благодарственную грамоту. Жаль, потерялась при переезде на новое место.

 «Странное безразличие. Не ожидал. Скорее всего – защитная реакция. Надо было бы прибраться в комнате… Не могу понять, сколько ей лет. В ней определённо есть что-то, чему и названия-то нет, этакий сексуально-штучный шарм. Может, наконец, и пристанище замаячило. Почему нет? Что шляться, уж сколько лет… А может, прямым текстом и без затей? Чего корячиться. Девочка, что ли».

 

4

- А ты знаешь, мои возможности те же, что и тридцать лет назад. Минуту помолчав, добавляет:

- Близится вечер.

Мужчина внимательно смотрит на женщину и силится понять – доходит ли до неё смысл его речей. Но водка своё дело делает, и язык начинает свободную жизнь. В воздухе зависает совершенно невероятное изречение.

 «Этого не может быть... Потому что никогда... Какая гениальная фраза… Да и вообще Чехов… Но при чём тут… Вот он, перед тобой – Чехов! Посмотри на него, этого урода! Но я не могу не ощущать своего унижения...  Это – мне??? По какому праву… Неотёсанный мужлан, недоумок, отброс... Какое простейшее бревно… До какой степени извращённое самосознание… Но… Как могло случиться, что всё это со мной… Как легко оказывается себя казнить! Могла ли знать! Может, всё-таки послышалось? Нет. Зачем себе лгать. Не послышалось».

Мужчина пытается разгадать, что же спутница думает о том, что он только что сказал. Та словно окаменела.

Через какое-то время без всяких изысков и предисловий воздух рассекает новая фраза, немыслимая как первобытным бесстыдством, так и гадостной простотой.  

«Этого не может быть!! Какой разложившийся тип… выродок… идиот… до чего мерзкая образина… до какой степени нравственная  ущербность… до какой стадии инфантильная психика...  откуда могло взяться это безмозглое чудовище… А может, и психбольной. И я сижу рядом… Неужели это возможно…»

Чувства ужаса и брезгливости, отвращения и отчаяния вползали в душу женщины, теснили разум и становились полноправными властителями всего её существа. Она начинала ощущать себя  жалким ничтожеством – каким-то мнимым существом, безнадёжно заблудшим где-то среди неправдоподобных жизненных перипетий…

 

5

«Но ведь ей и не нужно ничего говорить. Это должен делать я», –молниеносно увязло где-то в мозговых извилинах захмелевшего мужчины. Откинувшись на спинку диванчика, прищурив глазки, практически полулёжа, он услаждался, казалось, не только разгорячённой кровью, а ещё и предчувствием приближающегося события, которое просто обязано было стать ступенью к его новой жизни – лёгкой, беззаботной и красивой.

- Ну, значит, и решили, я рад.

Женщина вздрогнула. Она вспоминает, что должна быть сильной, хотя прекрасно знает, насколько слаба и ранима. В этом одновременно и вина, и заслуга человека, с которым прожила немалую жизнь и который не так давно оставил этот мир.

«Никогда. Никогда больше это человекообразное не окажется на моих глазах… Не может быть, что всё это – со мной…»

Мужчина по-прежнему недвижно полулежал, словно ничего и не произошло.  

«Да-а. Какие порой неожиданные повороты преподносит жизнь… И вот, это явление из Воронежа. В ней есть что-то дикое, непокорённое. Потому и влечёт похлеще изощрённой стервы».

Оживившись, мужчина взмахивает рукой, подзывая официантку.

- Пива мне, пожалуйста, и побольше.

«Да-а. Но и со дня сотворения бела света женщина зависит от мужчины. Да и какой интерес её преследовать, если она с растопыренными пальчиками ласково заглядывает тебе в глаза. Что ещё так зажигает, как азарт охотника!»

- Почему ты всё время молчишь? Я слышал тебя, говорить ты умеешь. Я думаю, мы встретились не случайно. Мне одному уже надоело. В двухкомнатной хрущёвке осталась бывшая жена. Хорошо, комнатку в университетском  общежитии друг помог выбить. Я хочу жениться на тебе. Более того, не против штампа в паспорте. Готов переехать к тебе. Почему нет? Меня ничто не удерживает. Я впервые встречаю такую как ты. Ну, скажи же что-нибудь, наконец.

«Что за бред… Какая обезоруживающая наивность… Смешно? Да куда уж больше… Этот урод делает мне «предложение руки и сердца»??? Какая достойная партия! Какая потрясающая перспектива!

Но… неужели во мне есть что-то такое, от чего всё это возможно?.. За кого же он принимает меня…»

Тем временем заказанный обед на столе. В глазах мужчины – это не только еда, это возвышающий человека символ.

 

6

Внезапно «Колокольчик» овеяло холодом: в дверь с большим букетом белых роз вваливается шумная компания из трёх пар мужчин и женщин в возрасте «за», вознамерившихся, по всей видимости, отметить день рождения кого-то из них. Оказавшись джентльменом, один из новых гостей попридержал дверь, чтоб пропустить следом женщину средних лет, а также её немного отставшую подругу с тяжёлой сумкой в руке и отчётливо просматриваемой фиолетовой отметиной на лбу, свидетельствующей о неутешительных обстоятельствах в семейной жизни.

Официантка, несмотря на мощное параболоидное тело и тяжёлый поднос в руках, движется легко и непринуждённо. Ловко расставляет тарелки с заказанными блюдами.

- О-о, отбивная! Хорошая! А из какой части свиньи? Узнайте, пожалуйста, мне это важно. А вы её отбили молоточком  как положено? Перчиком посыпали, не сэкономили?

- И отбили, и посыпали, не беспокойтесь.

- Вы поучитесь у меня готовить отбивную, её надо обвалять в смеси разных специй и выдержать. Так, как я готовлю, никто не умеет.

Затем он с жадностью набрасывается на еду и едва членораздельно произносит:

- А ведь масла нет в картошке, сэкономить решили, но этот номер не пройдёт. Мясо вкусное, но я готовлю лучше, надо их поучить. И пиво ничего.

- Девушка, где вы там, ещё пива!

Официантка, едва сдерживая улыбку, приносит второй бокал.

- Девушка! А ещё принесите масла, в вашей картошке его нет.

Но девушка не лыком шита: не таких видала. Оборачиваясь кидает:

- Есть. Пюре с маслом.

- Это вам так хотелось бы думать, но меня не проведёте, я масло чую за версту. Так что несите кусок масла.

 «Как же избавиться от этого так называемого коллеги. Сказать, что неважно себя чувствую и хочу быть уж как-нибудь сама. На улице заметно темнеет, надо что-то решать».

В углу кафе, весело и церемонно перецеловавшись друг с другом, с шутливыми возгласами и смехом успев изложить безотлагательную информацию, возбуждённые люди рассаживались парами. Немного успокоившись и разглядывая картинки меню, погрузились в недолгую тишину, чтоб вновь радостно возвестить окружающий мир о том, что несуществующего счастья – не бывает, что – вот оно, тут, рядом, живое и дышит.

Женщина впервые за этот день непроизвольно улыбнулась. Какая-то тоненькая ниточка тепла снова сладко затрепетала где-то в груди. Она была слишком хрупкой. Но цены её мгновеньям не было…

«Как всё многогранно и неоднозначно…»

В другом углу что-то горячо обсуждали две только что вошедшие посетительницы, очевидно, давние подруги, обе в вязаных свитерах. Похоже, они оказались здесь случайно.

Женщина невольно переводит взгляд на соседнее общество.

- Дорогой мой, хоть у тебя и праздник, а я всё равно ребятам сейчас тако-о-ое про тебя расскажу!

Взорвавшийся хохот потряс стены «Колокольчика».

Это была жизнь…

Женщина снова невольно улыбнулась, глядя как компания дружно, словно по команде, принялась за шипящие сковородочки на деревянных подставках.

Тем временем в противоположном углу кафе тоже волновалась жизнь. Её не особо тревожила её распахнувшаяся тайна, она перешла те границы, где уже смысла в ней не было, где отчаянно и больно сбрасывала свой покров, как дерево обессилевшую от холода, дождя и ветра листву, и не боялась быть голой, как оно же.

- Нет, ты только вдумайся! Это же уму непостижимо! Какая башка в состоянии такое переварить? Ты можешь представить, что я пережила? Это невыносимо. Что б ты сделала? Разве не швыранула бы по лестнице поганой метлой вместе со шмотками?

- Ты так рассказываешь, будто память твою отшибло, первый раз, что ли. Ну, не подарок, с самого начала было ясно. Надо было ещё тогда.

- Представь, такое – первый. А 20 лет куда деть? Нет, что б ты сделала?

- Что б я сделала? Да просто сказала бы: не хочу больше тебя видеть, уходи куда хочешь. Какой толк воздух сотрясать, всё равно, что костёр керосином.

- Да! Позабавила бы душу благородством? А кому из них оно нужно, твоё благородство? Ты приличного за жизнь хоть раз где видала? Твой-то намного лучше? Ты хоть раз уговорила его галстук надеть? Думаешь, не помню, как ты купила дорогущий итальянский галстук и жаждала видеть его в нём? Думаешь, не помню, как он сказал тебе: окстись, тётя, я что – мудило – с удавкой на шее?

- Ты так говоришь, будто твой носит галстук.  Мой-то тут при чём? Мы же о твоём. А моего пьянка губит, а так… Страшнее, что и сын… И получается, ты на больной мозоль. А галстук для меня предмет особый. Он воспитывает. Галстук мужскую особь делает мужчиной.

- Что, по-твоему, сунь мужик голову в петлю из красивой тряпки, и уже интеллигент? Не смеши.

- Ну, что ж так примитивно, ты не понимаешь, галстук – мужика ко многому обязывает. И, если нормальный, он это чувствует. Ну, и что ты решила?

- Что решила? А что можно решить. Да разве – не идиотка?! Сама себя ненавижу. Возьмись за сумку. Вот тебе и решение. Подними, подними, попробуй! И всё для этого козломордого скота!

Женщина вздрогнула и начала уговаривать себя, что ослышалась.

7

Тем временем небольшой блокнотный переплётик с длинной узкой полоской бумаги  на столе.

 «Я справлюсь с этим. Я не позволю себе превратиться в пустую оболочку. Просто случай. О Господи, что это такое, что он делает…».

Женщина вдруг явственно почувствовала себя в первом ряду театрального партера.

Мужчина долго шарит по карманам пиджака. Спохватившись, кидается к сумке и тоже что-то ищет. Словно опомнившись, встаёт, проверяет карманы куртки и возвращается за столик. Тут его осеняет:

- Девушка! Девушка! Принесите ещё пива!

Официантка со снисходительной улыбкой приносит пиво и дополнительный счёт.

Мужчина долго и с удовольствием пьёт. Через какое-то время, презирая не столько своего случайного знакомого сколько себя, женщина, взглянув на сумму в счёте, достаёт деньги и кладёт на стол с учётом чаевых для официантки.

Мужчина мгновенно застывает от увиденного: свершившийся факт приглашал его задержаться на пиру, как ему чудилось, преподнесённом самой судьбой.

- ОООО!!!

Он судорожно хватает деньги, словно боясь что кто-то отнимет, и, не в силах сдержать чувств, размахивает ими как флагом. «Колокольчик» сотрясается от неслыханного доселе вопля:

- Девушка!!! Девушка!!! Возьмите!!! И тут ещё на одно пиво!!!

Женщина, уже ничему не удивляясь, не спеша оделась и невольно взглянула в окно.

Знакомый бомж под тусклым фонарём, присев на корточки, старательно обмазывал остатками крема на картонке от пирожных голодный рот – такой же, как и сам, обшарпанной  бездомной собачонки…

Женщина была уже не в силах сдерживать себя: из глаз, миг за мигом всё чаще, прозрачными капельками падали сомнение и обида,  горечь и смятение, тревога и бесприютность. Они были такими измученными, они пытались освободиться, они рвались на волю, на воздух, чтоб раствориться в нём и навсегда исчезнуть… А следом, не мешая друг другу, сплошными солёными ручейками катились унижение и жалость, тоска и страдание, отчаяние и надежда…

Всё то, о чём так ёмко, безжалостно и жестоко расскажет человеческая БОЛЬ…

Валентина Ивановна Беляева родилась в 1951г. в г. Бурыни Сумской области Украины. Окончила факультет прикладной математики  Воронежского государственного университета. Работала инженером-программистом.
Автор книг публицистики, пяти поэтических сборников, а также книги для детей «Лики радужных дождей». Печаталась в Антологии сетевой поэзии, в газете «День литературы», в литературно-художественных журналах «Новый енисейский литератор», «Дальний восток», «Невский альманах», «Новая Немига литературная» (Беларусь), «Подъём», «Родная Ладога», «Берега», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век», альманахе «Словенское поле-16», альманахе «Академия поэзии». Лауреат газеты «Российский писатель» 2015 г. и 2016 г., а также литературного конкурса «Кольцовский край» 2016 г.
Член СПР. Живёт в Воронеже.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную