Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

06.11.2017 г.

ДЕМОНЫ И ДЕТИ РЕВОЛЮЦИИ…

Три выходных мрачноватых дня, которые язык не поворачивается назвать праздничными, в телеэфире, в новостных программах царила мешанина из советских фильмов и антисоветских передач, документальных кадров и придумок, взятых с потолка. Газеты почти не выходили, в отличие от революционного Петрограда.  Правда, многие из них отметили 100-летний юбилей заранее. Мне понравилась шапка-цитата над материалом Михаила Ростовского в МК: «Чувствительные люди, рыдающие над ужасами революции, уроните несколько слезинок и над ужасами, ее породившими». Это высказывание известного французского историка и публициста XIX века Жюль Мишле надо бы повесить в редакциях всех СМИ ХXI века! Редакция «Советской России» тоже прислала мне вопросы об Октябре. Как я понял – о его ЛИЧНОМ восприятии. И я честно ответил – по-писательски, очень лично,  как с сыном и старшими внучками говорил бы. Но материал члена редколлегии – не появился… Даже если я повторил, например, то, что писал о брате - что могло поменяться по сути? И новейших горьких заметок там было немало. Вот главные мысли:

 

МЫ - ДЕТИ ПОБЕДЫ!

Александр Блок - мой любимый поэт в пламенной статье "Интеллигенция и Революция", написанной вскоре после Октября, обратился с призывом к интеллигенции: «Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью...». Интеллигенция по большей части сегодня перестала быть русской – предала униженных и оскорблённых, скулит, а то и злорадствует: ну, не получилось устроить так, чтобы жизнь стала чистой и прекрасной. И что же - смириться с тем, что она стала ещё более грязной и безобразной, уповая на милость Бога и правящего класса, ненавидимого Блоком? Мне это не позволяет великая отечественная литература и семейные традиции.

1. В какой период или событие в Вашей жизни Вы явственно ощутили свою личную связь с социалистическим Октябрем?

Острее всего эту личную связь я ощутил, когда мама незадолго до смерти отдала мне все письма старшего брата – Героя Советского Союза Николая Боброва, погибшего под Ленинградом за два года до моего позднего рождения. Потому, наверное, и рождённого… Обстоятельствами жизни она была разлучена с отцом, двумя маленькими детьми, и письма молодого сталинского сокола, его посылки с книгами, денежные переводы с передовой (!) помогали ей выстоять. Прочитав, уже после армии, с горькими слезами, все эти письма, я до конца, до самого донышка понял не только то, что погиб в страшной битве со злом, как это и ведётся, самый лучший из Бобровых, но и осознал всё величие его поколения ровесников Октября. Ведь Коля родился в Пензе в тревожном 1921 году, рос и учился в 30-е годы, которые так сегодня демонизированы СМИ и антисоветской литературой - от Солженицына до Бродского (повторил те же мифические двадцать миллионов расстрелянных) и от Владимира Познера до митрополита Иллариона, что, казалось бы, должны вырасти истуканы тоталитаризма, сплошные предатели, а взросло и возмужало Великое поколение патриотов и гуманистов, которое победило фашизм, спасло и возродило страну. Вот тогда – через сокровенные письма любящего, образованного, чистого молодого человека - я лично и ощутил свою связь с социалистическим Октябрём, который дал им надежду, идеалы, горизонты и возможности, чего лишены нынешние молодые, даже дети состоятельных родителей. Я ведь преподаю в двух вузах, кое-что пытаюсь студентам рассказывать и открывать, кроме профессиональных секретов журналистского мастерства, но они многое – под влиянием лживой, грязной, безобразной, как характеризовал Блок, жизни – просто не в силах понять. Но есть один общепонятный довод: после разбора их курсовых работ с инфантилизмом и элементарными ошибками, я достаю письмо брата - карандашное, написанное второпях перед первым боевым вылетом, чуть ли не на крыле машины 22 июня 1941 года своей возлюбленной – все запятые на месте, грамматически и стилистически оно безупречно. А ведь это говорит не просто об образование – о сути натуры и образе мыслей.

По письмам я вижу, что, если бы Коля не погиб в Лемболово, не направил горящую машину на финские батареи, то в огне войны родился бы замечательный, правдивый писатель. Увы… В роду Бобровых было много солдат (отец и дядя Витя воевали ещё в Первую мировую), честных тружеников на разных поприщах. Но стать русским, советским литератором, написать о стране и семье - брат завещал мне. В этом я поклялся у памятника, под соснами Карельского перешейка, где поисковики отряда Безымянный нашли обломки рухнувшей машины и останки кого-то из экипажа (Министерство обороны никак не проведёт генетическую экспертизу – специальная лаборатория перегружена, за большие деньги всё проверяет ДНК телевизионных самозванцев и наследников миллионеров), так что мне предать и оболгать прошлое – всё равно что предать вечно старшего брата. Кстати, и членами партии в большой семье были только мы с братом.

2. Какие утраты советского прошлого более всего чувствительны для Вас в нынешней действительности?

Ужасающие утраты, социальные и нравственные, коротко не перечислишь и убедительно не опишешь. Ну, вот из последнего. Моя мама с маленькой пенсией за сына-Героя подрабатывала смотрительницей зала в Третьяковской галерее. Она дежурила в царстве Крамского, я прибегал к ней после уроков из школы или нашего полуподвального жилища по соседству. Шёл по великолепной анфиладе залов с шедеврами русской живописи и натыкался на завораживающий взгляд. На меня ещё издалека смотрел «Христос в пустыне». Усталый, всепонимающий и измученный людскими грехами человек. Мурашки по коже шли… И вот на днях узнал, что бывший мэр Архангельска - мой тёзка с многоговорящей русскому сердцу фамилией Донской устроил в храме искусства перформанс, который якобы должен привлечь внимание к современному искусству в Третьяковке. В акции бывшего чиновника приняли участие несколько молодых девушек, которые в грязных окровавленных трусах появились в том зале, где выставлена картина авангардиста Казимира Малевича "Чёрный квадрат". Свой перформанс Донской назвал "Манифест № 2". Я вообще не хочу это обсуждать, привязывать к скандальной картине - просто в мозгу вспыхивает цепочка: Архангельск, где жили первопроходцы и хранители Русского Севера, чиновник, недостойный такой фамилии, занимавший важную должность и на что-то выше претендовавший, а теперь - распустившийся донельзя. Ну и боготворимая с детства Третьяковка, где, оказывается, можно вполне легально снять зал хоть для съемок порнухи, хоть еще для какой утехи. Позорный устроитель этой акции рассказал, что выложил за зал современного искусства всего лишь 17 тысяч рублей. Плюс сколько-то за фото девушек в окровавленных белых трусиках от месячных. Вы представляете бездну падения и чудовищных метаморфоз? И так – во всех сферах. Поэтому главная утрата – попрание нравственности, отсутствие высокой идеи в обществе, в самоназванной элите, в самом воздухе Русской равнины, пронизанном ложью и духом торгашества.

3. Какие надежды на социалистическое будущее вселяет Ваш оптимизм, и ожидаете ли Вы возврата советских ценностей, либо Вам видится новый социалистический проект?

Во многих спорах о путях России, о её будущем и я, и мои единомышленники, и даже участники вечеров с Владимиром Соловьёвым (Александр Проханов или режиссёр Карен Шахназаров, например) утверждаем, что в России с её необозримыми суровыми просторами, огромными природными богатствами, прихваченными кучкой паразитов, не позволяющими вылезти народу из нищеты, с остатками православной нравственности, не скомпрометированной некоторыми официальными представителями церкви, служащей правящему классу – обновлённый социализм неизбежен. Или Россия станет на новом витке подлинно социальным государством, где превыше всего - человек восходящий, а не хапающий, или она в этом свихнувшемся и хищном окружении – обречена. Надо избавляться от позора и наследства контрреволюции! Сын фронтовика, автора книги «Брестская крепость», лауреата Ленинской премии Сергея Смирнова – режиссёр Андрей Смирнов – тесть непотопляемого Чубайса так отвечал на вопросы Александра Мельмана в МК, сказал: «Гайдар и Чубайс — два самых выдающихся мужика в новейшей истории». Дед Дуни Смирновой, как и мои наставники – писатели-фронтовики от Николая Старшинова до Егора Исаева, мой старший брат - были из другого полка, но он разбит в холодной войне и буржуазной контрреволюции, расстрелян из танков в 93-м, но наша задача – сохранить, вынести на окровавленном теле его знамя. И полк – не расформируют, как бы ни торжествовала та армия, которой упорно служит нынешняя власть, несмотря на патриотическую риторику…

Австрийский философ Карл Краус афористично выразился о капиталистической правящей верхушке так: «У них – пресса, у них – биржа, а теперь у них еще и наше подсознание». Но я не верю, что русское подсознание, впитавшее в себя духовный опыт веков, столь же управляемо, как австрийское или даже думское. Только на этом и основывается мой оптимизм как представителя поколения детей Победы. Николай Старшинов – мой земляк по Замоскворечью, старший товарищ по литературе открыл антологию «Лицом к Победе», вышедшую в «Молодой гвардии» тиражом 500000 (!) экземпляров, четырьмя стихотворениями, набранными курсивом – Алексея Недогонова, Александра Твардовского, Николая Тихонова и… Александра Боброва. Говорю это без всякого тщеславия, понимая, что Николаю Константиновичу надо было просто обозначить этапы и разделы книги – начало войны, благодарность павшим, торжество победителей и память тех, кто стал детьми Победы – потому он и взял мою песню со строками припева: «Товарищ ровесник, В огромной стране Мы – дети Победы, мы – вызов войне». И пока мои соратники поют пересохшими губами на ветру неласковой Родины, они остаются необоримым вызовом для глумящегося буржуазного, постмодернистского мирка.

Этот мирок продолжает шуметь, производить продукты своей культуры. Мы их с лихвой увидели в выходные дни.

 

ОН ВАМ НЕ ДЕМОН

Ленин (Е. Миронов):
- Вы меня искушаете, словно дьявол Христа в пустыне
Парвус (Ф. Бондарчук) - удивлённо:
- Вы считаете себя Христом?
- Да ведь и вы  - не демон…

Исчерпывающий диалог передаёт подлинное и мелкое содержание фильма «Демон революции», который прошёл в преддверие бывшего всенародного праздника 7 ноября. Заранее о нём упорно говорили, анонсировали, пресс-конференцию проводили, историю создания размазывали. По словам продюсера, идея создания фильма «о роли немецких денег в октябрьском перевороте» родилась у генерального директора телеканала «Россия» Антона Златопольского ещё10 лет назад, после оранжевого майдана, наверное. Первый вариант сценария был написан в 2009 годуЭдуардом Володарским, но потом много раз изменялся (Володарский умер в 2012 году). С тех пор присоединение Крыма в народном порыве, а не деньгами и автоматами, как любят утверждать «украинские гости» ток-шоу, гражданская война за Русский мир на Донбассе, агрессивность США многое изменили в медийном поле, в сознании россиян, в оценках былого. Но только не в головах А. Роднянского, А. Златопольского и С. Мелькумова. Они нашли деньги и успешного режиссёра В. Хотиненко, который признавался: «Мы хотели показать, что революционеры - это живые люди, а не злодеи, выращенные в пробирке, они тут рядом. У нас получились совершенно разные характеры - это как разные портреты одного и того же человека. Я бы ещё пожил в этом материале».

Материал этот старый, поверхностный, навязший в зубах. Ещё к 90-летие Великого Октября не раз показывали дамский фильм «Кто заплатил Ленину? Тайна века», в котором сценаристка Е. Чавчавадзе, какая-то немецкая исследовательница и тогда депутат Н. Нарочницкая наперебой доказывали, что революция свершилась исключительно на немецко-еврейские деньги через афериста Парвуса (Гельфельда), который «разрушил оборонное сознание». (интересно, кто разрушил наступательное сознание во время Брусиловского прорыва - сам Николай?). Основная идея фильма: массы можно подкупить и сбить с толку, история идет сама по себе или творится закулисно, от народа – ничего не зависит, великой и смиренной России мешают парвусы-березовские, никакой оппозиционной пропаганде верить не надо, апрельские тезисы придумывают те же евреи, а революционеры бегают, как и весь нынешний молодняк, за пивом «до которого Ленини и Зиновьев были большими охотниками» в Берне.

Мы увидели тот же сценарий, который, по словам Хотиненко, уточнялся: «Когда он попал ко мне в руки, я позвал молодых сценаристов Кирилла Журенкова с женой. Они посмотрели сценарий свежим взглядом». Журенков родился в 1982 году, учился в года перестройки и развенчания Ленина, а первый год президентства Путина окончил ВГИК им. С. А. Герасимова (сценарно-киноведческий факультет), дебют в театре – мини-пьеса «Мой папа - Кларк Гейбл». Что они с женой – без настоящего образования, без публикаций и книг могут «оценить свежим взглядом»? Бред какой-то! Но Хотиненко продолжает перечень «специалистов»: «Затем в картине появился Женя Миронов, он тоже оценил сценарий. (?- А.Б.) По мере поступления свежего материала в сценарий вносились дополнения, на 30% все поменялось. Мы шли по дороге, которая нам была интересна». Конечно, история грандиозного периода жизни России – захватывающе интересна. Но какова концепция, сверхзадача? Она выглядит по одесской поговорке про женщин с низкой социальной ответственностью: кто её ужинает – тот её и танцует. В данном случае так хотели подойти к неприступной даме – по имени Русская революция. Она ответила звонкой пощёчиной и окатила презрением. Почему? – рассказывает «соавтор» Миронов с мешаниной в голове: «Ленин - это человек незаурядных способностей, загадку которого я хотел разгадать. Когда, в какой момент мальчик, у которого случилась беда - казнили брата, мальчик из хорошей семьи, сын учителя, решил стать революционером. Что способствовало? Я думаю, это было всегда. Такими революционерами рождаются. Мне кажется, он по каким-то качествам похож на Навального. Эта зацикленность на идее, благородной изначально, что только революционным путем можно очистить человечество от ига капитала...». Навальный – дитя капитала и наживы, политических циничных технологий – благородный революционер и продолжатель дела Ленина? – это сильно…

А вот что добавляет исполнитель главной роли Фёдор Бондарчук: «Если Евгений Витальевич вспомнил Навального, то я вдохновлялся Березовским. Парвус - это, пожалуй, первый в истории политтехнолог, со всем инструментарием, который у него был в то время. Он использовал и синематограф, и музыку, и медиа-ресурсы, и осветительные приборы на Финляндском вокзале», - рассказал телеведущий многих программ. Вот всё на таком уровне – осветительные приборы, Березовский, Навальный. Ещё Собчак добавьте! С первых кадров фильма Парвус трясёт перед глазами двадцатью страничками текста, всячески пытаясь убедить, что это и есть «план» русской революции на «германские деньги». Наверное, простота хуже воровства и соблазняет сторонников теории заговора: можно в Берн съездить, в немецких архивах поработать. На канале «Спас» в программе А. Мамонтова жена князя Чавчавадзе трясла перед студентами томом на немецком языке: «Вот тут всё написано. Вы ведь по-немецки не читаете». Молодые патриоты пытались доказать, что нельзя всё сделать на немецкие деньги, что Ленин был не торговцем Революции, но творцом её. Куда там! – и княгиня, и историк Ю. Пивоваров, и сам новый ведущий гнули своё: «Вы почитайте, потом скажете». А они 55 томов Ленина не пробовали почитать? Это и есть план преобразования России, мира, гражданина. И не просто теория – осуществлённый план действия, в отличие от писульки Парвуса, немецких архивов и постов Навального.

Молодая журналистка после показа и пресс-конференции пишет: «Сюжет сериала развивается вокруг всем известной фигуры Ленина и менее известной, но не менее важной в подготовке революции персоны - Александра Парвуса, который стал для Ленина своего рода антрепренером. Это он брал деньги на русскую революцию у немецкого правительства и привел Ленина к власти. Судьба Российской империи решалась отнюдь не в петербургских кабинетах, а в швейцарских библиотеках и берлинских кинотеатрах». Цель – достигнута: представить поворотный момент истории на уровне михомайдана. Только в более красивых интерьерах. Первая же фраза «мемуариста» Мезенцева (А. Балуев) за кадром: «Я уверен, что революции могло и не быть. Мы недооценили двух человек….». Господи, слушать дико! А вот Керенский на вопрос американской журналистки вспоминает третьего: «Можно ли этого было избежать?» - ответил: «Можно, если бы расстреляли одного человека» - «Ленина?» - «Нет, Керенского…».

Дети Петлюры и Бандеры на Украине верят, что батальон Гиркина и какие-то агенты в спортивных костюмах, водружавшие флаги на админитрации, смогли на пустом месте развязать гражданскую войну на Донбассе, а наши детишки Парвуса в лице продюсеров и создателей фильма уверены, что на деньги можно совершить любую революцию, ну коль американцам, например, майдан за 5 миллиардов долларов удался (прайс-лист от Нуланд, которая печенье не подсчитала). Парвус пишет министру иностранных дел Германии нужную сумму, тот роняет: «Немало». – «Разумеется. Революция, как женщина, постоянно требует денег». Надо только уточнить, какая женщина. Русская самоотверженная женщина порой последнее для мужа и детей не пожалеет. Но подобные деятели к России как к родной семье и не относятся. Это Александр Блок, который первым написал словосочетание Великий Октябрь, называл в роковые дни Русь – женой, а Родину - родным существом. А для этих – с украинско-польскими фамилиями – она какая-то чужая, тупая, раз является игрушкой в руках авантюриста. Вот – самый горький осадок…

Из приятного: Евгений Миронов хорошо и достоверно играет Ленина – нечто среднее между его же Мышкиным и Достоевским у режиссёра Хотиненко, но только помудревшим и политически искушенным. Актёр ещё раз доказал, что его дело – играть, полностью растворяться в предложенной роли, а не ставить из себя либерального общественного деятеля и ходить с письмами в защиту Серебрянникова к президенту Путину. Хороши актрисы и костюмы, хоть играть в них особенно нечего. Очень привлекателен любимый образ Будапешта, где снимались сцены европейских городов – центр города, остров Маргит с его раскидистыми деревьями. Ну а так – клюква развесистая, конечно, и весьма кислая. Вредная даже, упрощающая и опошляющая историю, под которой струится не бутафорская, а живая народная кровь.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную