Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

28.12.2017 г.

ПИСАТЕЛИ НА КЛЯЗЬМЕ
Дела, проблемы и проблески

На Крещение, 19 января, губернатор Владимирской области будет вручать награду на торжественном губернаторском балу недавно избранному председателю Владимирского отделения Союза писателей России Николаю Лалакину. Мой давний друг и соратник, принявший сникшую организацию, но не растративший своей энергии,  возродил журнал «Клязьма».  Когда-то, а точнее в 1995 году, будучи директором и главным редактором областного книжного издательства "Золотые ворота", он в самые трудные годы возродил (через  37 лет!) выпуск литературного альманаха и, находясь  в хороших отношениях с главой администрации Владимирской области Юрием Васильевичем Власовым,  добился, чтобы внесли строку о финансировании литературно-художественного и краеведческого сборника "Владимир"  в областной бюджет... Да, мы были, конечно,  на много лет моложе, энергичней. Я начал тогда работать на телевидении «Московия», приезжал со съёмочной группой, мы проводили совещания молодых с приглашением известных писателей,  литературные вечера и конференции. Даже Фатьяновский праздник сверкал ярче, душевней, хоть и без приглашения попсовых «звёзд» за огромные гонорары. Повторяю, времена-то были трудные, но жизнь литературная ещё по инерции теплилась. И вот через 22 года среди её оскудения под бравурные рапорты о стабильности и каких-то мифических культурных успехах, Николай добился выпуска журнала «Клязьма», который признан лучшим культурным проектом уходящего года! Но на лаврах Лалакин почивать не собирается.

Написал мне: «Хочу дополнить, что на издания альманаха  «Владимир» нам выделяют 150 тысяч рублей ежегодно. Кроме этого, нам (на два союза) выделяют почти ежегодно  в среднем 300  тысяч  рублей на  издание книг, ну а 600 тысяч рублей выделили на следующий год - видимо, выборы играют свою роль. В программу на конкурсной основе могут пройти и не члены профессиональных союзов. Но главное, что снова выпускаем альманах (так мы его именуем) для библиотек на бесплатной основе, если так можно горько выразиться.  Не платим авторам! Когда я был главным редактором «Владимира» (с 1995 по 2000 годы),  выпустил семь номеров и платил гонорары, а вот уже без меня, распоряжением руководителя департамента культуры В.И. Балахтина перестали сосем платить. Стали требовать у каждого  автора  подписаться на бумажке, что он согласен публиковаться без гонорара. Унизили писателей, опустили ниже плинтуса».

Да, вот так Россия «вставала с колен» - с погублением отечественной литературы! Власти допустили такую дикость, что во Владимирской области, например, существует аж три профессиональных союза. Снова слово Лалакину: «Два союза имеют помещения и субсидии. Причём нашему отделению платят "за оказание услуг" 140 тысяч на 38 членов, а Союзу российских писателей на 15 человек - 130 тысяч. Правда у нас помещение 71 кв.м ,  у них - 14 кв. м. У Российского союза писателей нет помещения, нет субсидий».

Сам чёрт ногу сломит. Зачем всё это дробление с фикцией?  Давно уже никто не вспоминает «Апрель» -  политиканское образование карьеристов в «защиту гласности и перестройки», на базе которого произошло дробление по непонятному принципу – честолюбивому или науциональному. Ушёл из жизни в октябре этого года главный владимирский раскольник – уроженец Одесской области Владимир Красовский - председатель Владимирского отделения Союза российских писателей  с 1993 чёрного года. Через несколько дней после смерти Владимира Лазаревича выбрали стихотворца Дмитрия Кантова, который тут же принял в члены СРП свою жену с двумя  книжонками... Ну, объясните, сколько это всё может продолжаться? Тем не менее, журнал «Клязьма» должен стать центром объединения здоровых писательских сил древнего края. В вышедшем номере  из 21 автора - 18 из Союза писателей России, а трое из  Союза российских писателей. Российский союз писателей (коммерческий) – решено не пускать  на страницы журнала "Клязьма" и ежегодного альманаха "Владимир". Перечисляешь, как бред какой-то…

Сам Бог велел делать издание просветительским, ибо Владимир - один из духовных, культурных и туристских центров России. Журнал  должен стать  ежеквартальным. И в нем могут печататься, так сказать, «приклязьминские» писатели: ведь река течёт по Московской, Владимирской, Нижегородской, Ивановской областям. Но это, видимо, произойдёт не сразу. Надо же договориться с департаментами культуры соседних областей. Тираж должен достичь 3000 экземпляров, увеличиться до 160 страниц, из них 8 – цветных: для работ художников, рестораторов и фотомастеров. Дал прочитать журнал своей студентке-второкурснице МГИК (направление литературного творчества)  Олесе Жаровой. Был потрясён её  отзывом:
«На семинаре по современной русской литературе наш мастер, Александр Александрович Бобров представил моему вниманию новый культурно-просветительский литературно-художественный журнал «Клязьма».  Честно, как бы смешно это ни звучало, но в этот день впервые в моих руках оказался литературный журнал. До этого я никогда не интересовалась подобным.  «Жарова, жду от тебя отзыв», - цитирую наказ в своей адрес, сказанные Александром Александровичем. «Ну, надо же когда-то начать. Наверное, издателям будет интересно мнение представителя молодого поколения», - подумала я. Поэтому хотелось бы высказать своё честное мнение… Итак, чтобы немного разбираться в данном материале, а именно, литературных журналах, пришлось изучить «внутренность» других. Прочитав статью «Литературные журналы переживают не лучшие времена» в газете «Литературная Россия», я поняла, что ситуация с литературными журналами критическая, «На современном книжном «рынке» литературные журналы – ничто и звать их никак»,- гласит источник. Но журнал «Клязьма» – в руках. 

- Цвет и рисунок на обложке – конечно, глубоко синий - прекрасный цвет,  и он имеет право быть, но это же ЖУРНАЛ, поэтому можно было бы, так сказать, заморочиться  и сделать яркую, красочную обложку.

- Далее: на страницах нет ни одного молодого/начинающего поэта/прозаика. С самых первых страниц и до самого конца не видно ни одной публикации представителей молодого поколения. (Проглядела – А.Б.)

- Проза. Из всего, что было представлено, мне понравилось произведение Татьяны Завориной «День святого Александра». Описание Москвы, семьи и чувств  главного героя - потрясающие. Такое ощущение, что я вместе с автором гуляю по городу и слышу, как «У газетного киоска бородачи играли классический блюз». Читается легко и остается грустное и хорошее послевкусие после прочитанного. Всё остальное не произвело никакого впечатления, приходилось заставлять себя дочитывать. Возможно, я чего-то не понимаю, но мне совершенно не понравился подбор прозы.

- Фотографии и иллюстрации. Очень понравились цветные фотографии и иллюстрации, они словно луч света в «Клязьме».

- Известные земляки. Для чего этот раздел? Как мне кажется, это не для литературного журнала, а - статьи для газеты. Хорошо, если в каждом номере мы будем видеть разных известных личностей, интересно представленных, а если нет, то зачем такая статья? Я уверена, что во Владимире было и есть много выдающихся людей.

Вывод: наверное, я не ценитель подобных журналов, но если создатели хотели заинтересовать молодёжь, то это - провал. Но, как известно, на каждый товар свой купец, поэтому кто-нибудь по достоинству оценит журнал..».

Вот такой категоричный и поверхностный вывод молодой читательницы без журнального опыта. Кстати, она на дух не принимает и не понимает поэзии. Не отметила даже из вежливости моих стихов, посвящённых Фатьянову. Раздел к 100-летию мастера русской советской песни – очень удачный. «Клязьма» широко представило поэтов разных поколений – от подборок признанных мастеров Юрия Павлова и Лады Постоевой до неровной подборки молодых участников фестиваля поэзии на Спасской горке - от удачных строк Натальи Сеньковой о воспитательном процессе по воле  Господа до корявых строк Екатерины Беловой: «Как ветки лезут из земли – так вылезаю я из сердца…». Есть и раздел иронической поэзии с миниатюрами давнего знакомого по фестивалю «Русский смех» Вадима Забабашкина, и детские стихи Натальи Зинцовой.

Но, конечно, в отличие от второкурсницы, мне больше всего глянулись просветительские материалы – от интересного опыта пушкиноведения Валерия Скорбилина до очерков самого главного редактора. Николай Лалакин проводит 29 декабря итоговое годовое собрание с обсуждением журнала и выборов делегата на 15-й Съезд Союза писателей России и рассуждает о наболевшем: «У нас 38 членов, некоторые уже более 10 лет не появляются на собраниях и не участвуют в мероприятиях. Нужно ставить вопрос об их регистрации при обмене билетов. Возраст средний, по моим прикидкам,  где-то под 70. Молодых профессионалов по пальцам можно сосчитать. Самым молодым  Александре Улитиной и Александру Пасхину - по 38 лет. Во Владимире есть Университет им братьев Столетовых. Буду вести переговоры с департаментом образования, чтобы создать студию и выпускать ежегодную "Владимирскую тетрадь" для учащихся и студентов. Нужен резерв! К сожалению, мои сотоварищи инертны. Выбранные члены правления работают в других местах, хотя есть очень опытные… От съезда в Москве я жду, чтобы он и выбранное правление Союза писателей России поставили вопрос и добились возвращения профессии "писатель". Она должна быть узаконена...».

Типичные проблемы, знакомые ожидания. Но видите, ведь можно что-то сдвинуть и вернуть даже в умиравшей писательской организации!

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную