Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

21.04.2018 г.

2018. БЕРЁЗКА И НАЦ. ВОПРОС

На государственном уровне, а значит, и в медийном пространстве,  за всеми выборами, санкциями, политическими метаниями и залпами информационной войны совсем заглохли и не поднимаются краеугольные мировоззренческие вопросы, насущные философские проблемы (осталась ли вообще наука философия, ау МГУ?!). Но от замалчивания они только набухают и грозят кроваво-гнойным прорывом. На этом фоне  и появилась статья Владислава Суркова, которая и всколыхнула идеологическое болото.


ОДИОЗНОСТЬ ПОЛУКРОВКИ

Опытный кремлёвский политолог (бывших, как и разведчиков – не бывает) Станислав Белковский разгадал главный посыл статьи в журнале на двух языках:

«Есть публичные выступления — устные и письменные, — над которыми многие мучительно ломают голову: что это было? о чём и почему? к чему бы это? А ответы на такие вопросы раздобыть очень легко, если спросить главное: кому предназначено выступление? Кто целевая аудитория?.. Вот скажем программная статья помощника президента РФ Владислава Суркова о грядущем многолетнем одиночестве России. Страны-полукровки (видимо, как сам г-н Сурков), не нашедшей себя ни на Востоке, ни на Западе. И потому обреченной на самоизоляцию, каковая может со временем обернуться триумфом. Доминантной позицией альфа-одиночества, как обозначил это президентский ассистент. 

Цель и предназначение этой статьи хорошо понятны, если увериться, что количество ее необходимых читателей состоит из 1 (одного) физического лица. Собственно президента Владимира Путина. Который транслирует своё человеческое одиночество на вверенную его попечению страну. И потому действительно думает так, как записал за его мыслями г-н Сурков. Это вообще весьма продуктивный аппаратный приём: узнать основные идеи начальника по тому или иному вопросу и изложить их от своего имени, своими словами. Начальник в минуту прочтения должен умилиться и сказать: вот, этот парень таки всё понимает правильно! Не увольнять его надо, а сохранять и повышать!».

Мотив - более чем весомый, но нельзя скидывать и то, что Сурков – типичный представитель современного правящего клана (даже не класса),  самоназванной элиты, а потому пытается формулировать его метания и формы самосохранения.

Писатели тоже ввязались в этот спор, но с мировоззренческих, а не политиканских позиций. В ЛГ появилось аж две малоинтересных статьи, где  даже лихость суждения и оригинальность автора признают, хотя об этом писано-переписано, начиная с мудрого Данилевского и гениального Достоевского. Те, правда, без матерка писали, но Сурков вступает с ними в спор и представляет Россию как Страну, которая нигде не может укорениться – перекати-поле. Сама она, выходит, не самодостаточна, не представляет собой самозначимый цивилизационный материк, и  полукровка - сын чеченца и русской – вещает, что «вряд ли мы третья цивилизация. Скорее сдвоенная и двойственная. Вместившая и Восток, и Запад. И европейская, и азиатская одновременно, а оттого не азиатская и не европейская вполне». Ну, понёс дичь… Но первым по горячим следам сказал своё слово в «Российском писателе» Николай Дорошенко, который отметил: «Но более всего любопытен введенный Сурковым в оборот впервые за всю историю России исторический термин "полукровка". Сурков вопреки российской имперской и нравственной традиции ищет в истории России европейство и азиатство на том основании, что кровь у россиян была и европейской, и азиатской». Да, вот это и есть самое примитивное, глупое и губительное: что-то решать и предсказывать на уровне украинских наионалистов, утверждающих, что русские – это не славяне, а татары и мордва. Чего там Сурков примешивает ещё – не ясно, но идейно льёт воду на мельницу Запада. Ведь принятая в Европе и нашими западниками концепция основана на гегелевской философии истории и гласит, что европейская цивилизация тождественна цивилизации общечеловеческой. Опираясь в своих рассуждениях на понятие "мировой дух", Гегель обосновывал связанность, единство и всемирность исторического развития человечества. По Гегелю, мировой дух воплощается не во всех народах, а только во всемирно-исторических. Носителем мирового духа в новое время, по мнению Гегеля, являлся германский мир. После крушения германского фашизма Запад стал отождествляться с англо-саксонским миром. Вот туда-то, по мнению Суркова, и толкалась веками Россия  со смешной фразой Бориса Немцова: «Мы будем жить по-европейски, а любить по-русски».  Не вышло…

С другой стороны, ещё Николай Данилевский в труде «Россия и Европа» доказывал, что славянские народы образуют особый культурно-исторический тип. Значительная часть славян (более двух третей) составляет политически независимое целое - Российское государство. "Славянство" есть термин одного порядка с "эллинизмом", "латинством", "европеизмом". Увы, мы это славянство, его дух предали по политиканским и коммерческим соображениям. «Они сами!», - лукаво кричат в Кремле и на трёп-шоу. «Да нет никакого братства!», - уверяют поляк Корейба и российский писатель Герман Садулаев. Да не совсем так. В программе «Право голоса» ведущий Роман Бабаян задал телезрителям простой, но больной  вопрос: «Существует ли славянское братство?». Зрители голосовали в течение всей программы, довольно-таки бледно представившей острые и нерешённые проблемы славянского мира, но конечный результат огорчил:

- Нет, уже не существует  - считают 59% проголосовавших;
- Да, по-прежнему существует – 41%.  

Не мудрено – это отражение и слабой государственной политики на славянском направлении, и пренебрежения к этой теме СМИ, особенно электронных, и пробелов в гуманитарном образовании. Статья Суркова, который отвечает за украинское направление политики, вообще не касается славянского вопроса. Дикость! Откликаясь на мой резкий отзыв, Светлана Селиванова написала:

«Саша, но это ведь хорошо, когда во власти есть люди, которые в свободное от государственных забот время занимаются самообразованием. Домашнее задание г-ну Суркову для следующего реферата:

- перечитать Пушкина, Тютчева и Достоевского,
- проштудировать работы русских религиозных философов,
- законспектировать книги Кожинова и Панарина. 
Ждём-с!».

Я, конечно, ценю иронию, но ожидания - напрасны. Сегодня вообще никто не понимает, что хотел сказать Достоевский, когда отчеканил: «У России есть две всемирно исторические задачи, это – Славянство и Православие». Начинают домысливать: он заблуждался, он идеализировал. Да он со своей польской кровью понимал этот переменчивый, по-детски капризный и склонный к предательству мир как никто! Но гений прозревал сквозь века, видел роль и силу самого большого племени Европы, если его объединить державной волей и православием, которое, кстати, и в Китае, и в Эфиопии есть. Но зачем нашей «элите» эти духовные сферы и долгие расклады, если все интересы на Западе – дети в США, счета в Швейцарии, квартиры и жёны в Лондоне. Смешно! Лучше, если чего-то там срывается, грозит финансовыми потерями, замкнуться временно на острове Полукровка, пересидеть санкции , а там посмотрим, куда надо качнуться вслед за Грозным с татарами у трона или Петром с любовью к Голландии, за славянофилом Александром-Освободителем  или графом Витте. Какая разница! Такие люди у власти, их трубадуры-авторы вообще не могут понять великих идей, которые объединяют, зовут к имперской самоотверженности.

Например, для меня есть грандиозное, загадочное явление: немцы-славянофилы. Конечно, все мы знаем о Владимире Дале, отказавшемся от большой германской премии, потому что надо было назвать себя немцем.  Кто занимается русским фольклором, тот понимает, кто такой Александр Гильфердинг, родившийся, кстати, в Варшаве. Но ведь и дух поморов да устюжан-первопроходцев подхватили немцы. В 1803—1806 гг. первую кругосветную экспедицию русского флота возглавил остзейский немец Иоганн фон Крузенштерн. Впоследствии он стал одним из основателей Русского географического общества, которое теперь возглавляет тувинец Шойгу. В этой экспедиции принимал участие еще один немец — Фаддей фон Беллинсгаузен. Строительство знаменитой железной дороги из Петербурга в Москву, «воспетое» Некрасовым, финансировалось берлинским банковским домом «Штеглиц». Таким примерам — несть числа. В русской армии перед Первой мировой войной существовали ограничения по количеству неправославных офицеров в одном полку. В процентном соотношении в полку могло быть не более 10% католиков и не более 25% протестантов. Например, в императорской свите царя Николая II было 53 генерал-адъютанта немца. Многие из них после начала Первой мировой войны из патриотизма даже отказывались от своих имён и фамилий и брали новые — нарочито русские.

Наталия Крандиевская вспоминала спор своего мужа Алексея Толстого с Михаилом (Мейлихом) Гершензоном. Дело было в июле 1917 года. Гершензон доказывал, что спасти гибнущую Россию могут только большевики, потому что они за немедленный сепаратный мир. Страна устала, воевать больше не может, на фронтах идёт братание, надо немедленно замиряться с немцами: другого выхода нет. Алексей Николаевич не соглашался: он был за войну до победного конца. Спорили долго, но каждый остался при своём. Гершензон ушел, а Алексей Николаевич долго ещё не мог успокоиться, мрачно ходил взад и вперёд по своему кабинету, что-то бормотал себе под нос. Наконец остановился посреди комнаты, помотал головой и громко сказал:

— Нет!.. Не может быть, чтобы он был прав.

И как бы окончательно утверждаясь в этом своём мнении, заключил:

— Не русский человек. Что ему Россия!

Не знаю, прав ли был писатель, в будущем – красный граф. Ведь на поприще культуры, искусства тоже творятся чудеса. Возьмём хоть прославленный ансамбль «Берёзка» - символ России, которую создала еврейка.

 

МЁРТВОЕ ДЕРЕВЦЕ

У песни всё дело в зачине,
Где встали слова на места,
И только по этой причине
Она открывает уста.
       Александр Прокофьев.

Начну с частности – с зачина телесериала «Берёзка», с песенной поделки, открывающей каждую серию, с саундтрека, выражаясь не по-русски, тем более, что и у авторов фамилии не русские: музыка – Дмитрий Мосс, стихи – Любовь Лерокс. Вот какой они предлагают рефрен, который сразу  оглушает банальностью слов и мелодии:

И без крыльев умеют летать…
Далеко.
Распускаются утром цветы,
И спешат исполняться мечты,
И до счастья рукою подать…
 

Эта красивость предваряет действие фильма о тех, кто жил искромётным фольклором, выразительной народной песней, образным словом.  Мой давний друг и соавтор – недавно ушедший выдающийся музыкант Виктор Темнов - композитор, музыкант-виртуоз, народный артист России, работал с 1959 по 1989 год в хореографическом ансамбле "Березка", начинал под руководством самой Н.С. Надеждиной. Был баянистом-танцором, хормейстером, дирижером, зав. музыкальной частью ансамбля. Автор знаменитых песен «Московская кадриль», «Кнопочки баяные», «Я деревенская» рассказывал на вечере памяти нашего общего старшего друга – самоцветного Виктора Бокова: «Виктор Фёдорович дружил с Надеждиной, очень много помогал ей во всём, на ходу сочинял для ансамбля. Балетные девчонки из ансамбля «Березка» не только танцевали, а ещё сами же и пели…

Сегодня у нас эстрадные певицы уже не поют, просто не умеют петь, а балетные девчонки из ансамбля «Березка» пели всю жизнь, пока работали там (причем пели они не под фонограмму, а живьём)… У них было несколько номеров, где надо было в легких платьях из кринолина танцевать вальс берёзок и петь песни - так, чтобы их было слышно в микрофоны, которые отстояли от них далеко, когда девочки танцевали и пели:

В серебряном платье 
Берёзка стоит…


Виктор Фёдорович писал тексты для них, которые должны были звучать на три голоса, чтобы было такое многоголосье и чтобы это было интонационно чисто. Например, он написал такие живые стихи: 

Зимушка холодная, двинскАя, 
Падают снежиночки, друг друга подгоняя…


Мой друг Саша Аверкин написал музыку к этому тексту»…

Боков, Аверкин,Темнов – хранители Русской песни, продолжатели её традиций, авторы полюбившихся народом шедевров! Где же их отзвук в фильме? Почему прямо не брать фрагменты, под которые и танцевала на сценах всего мира прославленная «Берёзка»? Нет, надо многозначительно накручивать в начале и по ходу какую-то смазь:

Собирает любовь волей случая
Половинки в единое целое,
Только пишется жизнь, как получится
Многоточьями черным по белому…


Как получится?! Да прототип главной героини Надеждина - пример устремлённости, творческой воли, строительства собственной судьбы! Настоящая фамилия Надежды, рождённой в Вильно — Бруштейн. Ее мать была известной писательницей. Когда еще школьницей дочь сказала Александре Яковлевне, что хочет танцевать, та приняла это известие без всякого энтузиазма. Но Надя настояла на своем, потому что с детства особенно удавались ей народные танцы. Ученица знаменитой Агриппины Вагановой, еще не закончив балетную школу в Петрограде, уже получила предложение работать в Большом – на первом же экзаменационном показе и в  1925 году она стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. Во время войны работала в составе фронтовых бригад, была балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, руководила балетным отделением Московской эстрады. После Победы ей предложили стать постановщиком танцев в народном хоре города Калинин (сегодня Тверь) – именно тогда, когда она моталась на работу из Москвы в Калинин, у было время обдумать заветную мечту - создать уникальный народный ансамбль. И она не ждала, когда мечта «сама исполнится», а упрямо воплощала её в жизнь. Ход хоровода по солнечному кругу, особый невидимый шаг,  драматургия в лирических отношениях – всё это её находки. А что на экране? Нескончаемые склоки, сведения счётов да бытовые любовные метания с изменами и пьянками. Из творческих находок и железных примет – памятная водочная этикетка тех лет…

Народная артистка СССР Надежда Надеждина получила все мыслимые звания, награды и регалии. Но вдруг в появившейся по горячим следам от премьеры «мыла» статейке читаю: «В конце жизни Надеждиной много доставалось за «нерусское происхождение», за еврейские корни. Звучали упреки, что созданный ею ансамбль, мол, никак нельзя назвать русским – дескать, посмотрите на его основательницу, даже внешность которой далека от славянской». С чего это авторша взяла? Герой Социалистического труда Надеждина руководила без упрёков и трудностей «Березкой» больше тридцати лет, практически до последних дней своей жизни. Затем, в 1979 году, новым руководителем ансамбля стала ее помощница, ведущая солистка «Березки» Мира Кольцова, настоящее имя которой Мириам Равичер. Корреспондентка еврейского онлайн-центра спросила Миру Кольцову:

- Не секрет, что основательница «Березки» Надежда Сергеевна Надеждина была дочерью известной писательницы Александры Бруштейн и внучкой Якова Выгодского — врача, идишеязычного литератора и министра по еврейским делам Литовской республики, погибшего в Виленском гетто. Как относились в то время к тому, что создательница народного ансамбля, ставшего визитной карточкой России, — еврейка по национальности?

— О том, что дедушка Надеждиной возглавлял еврейское ведомство в Литве, я узнала только после ее смерти. Об этом мне сообщили в Израиле. Ее мама, Александра Бруштейн, была потрясающей писательницей и просто чудесным человеком — я застала ее, когда она, к сожалению, уже почти ослепла. В их доме не было принято акцентировать внимание на национальности. Знаю, что отец Надеждиной был врачом. Какое-то время они жили на Волге — это определило любовь Надежды Сергеевны к русскому народному танцу. Она была очарована хороводами, которые на природе водили девушки. Буквально заболела этим русским народным танцем. Надеждина носила фамилию одного из своих супругов. Вопрос национальности мы с Надеждиной никогда не обсуждали».
Коротко, внятно, достойно. Эта женщина, посвятившая всю жизнь духовному детищу,  стала гордостью России, продолжением её родовой и художественной памяти. Где всё это в сценарии, в фильме, в глазах актёров? И это не просто художественный провал, который разозлил поэтессу Лидию Григорьеву: «Приболела, пришлось пялиться в телевизор. И вот... Какая фальшивая мерзость - финал пошлейшего сериала о якобы ансамбле "Березка"! За тридцать лет герои не только не состарились, но и не поумнели. И никакой истории знаменитого ансамбля... Простите, разозлилась...». Это - свидетельство того, что на ТВ загублена сама национальная культура, подлинность её убита на корню: всё, мелькающее на экране  - от вступительной песенки до банальных сцен измены и репетиций в соблазнительных трико  – могло происходить где угодно, где научились делать коммерческое кино и разводить домохозяек, хотя не уверен, что они этот фильм смотрели и сопереживали, как той же песни Виктора Темнова на стихи Петра Черняева «Я деревенская»:

И спеть смогу, и сплясать смогу
А полюблю кого, так навсегда!

Ничего-то делатели пластмассовой и мёртвой «Берёзки» не смогли, только испохабили нашу русско-советско-еврейскую гордость… Но положение дел куда глубже и трагичней: под все эти бесчисленные фанфары по поводу фестивалей, биенале, выигранных тусовочных конкурсов окончательно добивается народная культура и русская песня на ТВ. Ушла Людмила Зыкина, состарились Надежда Бабкина и Надежда Бабкина, выкрикивавшие хоть псевдо-русские попеки, престали петь в эфире русские песни даже сидящая в «Голосе» Пелагея и снова задвинутый Олег Погудин – и ВСЁ! Ни одной фольклорной приметы, ни единой русской мелодической краски. А ведь и на этом ромашковом поле проводятся конкурсы и смотры, готовятся песенные кадры. Даже лучшим из них ТВ упорно внушает: вы, служители народной песни – никто, у вас  не будет ни широкой аудитории, ни славы. Такого нет в эфире ни одной из хорошо знакомых мне стран. Чтобы в Венгрии или Германии не звучали народные песни, не транслировались фестивали с Балатона или из Баварии – нонсенс! А у нас запросто. Какие же тогда можно заводить разговоры о патриотизме как национальной идее, о суверенной демократии, о самобытности и собственной гордости России? Кремль, очнись! Включи величественную мелодию гениального Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой»!

Трудно спорить без поллитровки
Погружаясь во тьму веков….
«Одиночество полукровки»
Написал Владислав Сурков.

О себе, кардинале сером?
Нет, о нашей России, друг!
Где бесспорно поэтом первым
Признаётся арапа внук.

Где Словарь языка живого
Собирает датчанин Даль,
Где поляк Достоевский снова
Предсказал бесовскую шваль.

Где нельзя описать словами
Ожиданье бескрайних равнин,
Где уверено: «Мы – славяне!»
Говорил великий грузин.

Где бесспорным художником русским
Остаётся еврей Левитан…
С этим взглядом кремлёвско-узким
Трудно выдержать в битве стран,

В столкновенье миров и сутей!
Лишь всемирность спасала нас,
И не надо подобных судей,
Упускающих даже Донбасс.

Разве можно судить по крови,
Географии и себе? -
Лишь по вере и по любови,
Лишь по выбору и судьбе!

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную