24.05.2018 г.
ГДЕ НОВЫЕ СЛАВЯНОФИЛЫ?
Сегодня совершенно ясно, что настроения элиты и народа, реальная политика и духовные заветы – не совпадают, противоречия славянского мира - ширятся. Горькие плоды государственной и информационной политики – налицо. В программе «Право голоса» ведущий Роман Бабаян задал телезрителям простой, но больной вопрос: «Существует ли славянское братство?». Зрители голосовали в течение всей программы, довольно-таки бледно представившей острые и нерешённые проблемы славянского мира, но конечный результат огорчил: В газете «Книжная лавка писателей», вышедшей к 13-му МКС, сразу два знаковых материала были поставлены на развороте. Они посвящены взаимоотношениям Сталина с Михаилом Булгаковым и вождя с Демьяном Бедным. Показательные статьи, особенно - «Бедный, мужик вредный». В ней повествуется, как Иосиф Виссарионович резко одёрнул уроженца Украины, когда тот ударился в огульное критиканство: «В чём существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлёкши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее… Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из "Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную "Перерву", что "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и - русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими». То есть Сталин защищал и великое прошлое, и сам русский народ, непокорный и созидающий – вне зависимости от революции. А вот ныне советское прошлое, где русский народ совершал великие подвиги - оклеветано антисоветчками-либералами, но его не могут (или не хотят) защитить ни на самом верху, ни в эфире. Влияние нынешних электронных СМИ огромно, по сравнению с ними даже тираж и авторитет тогдашней «Правды» - тьфу. Но эту преемственность рвут, ставят революционность и желание построить справедливое общество в вину русскому народу! Более того, Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России провело круглый стол со странным названием: «Без царя в голове. Триумф и трагедия русского народа», на открытие которого прозаик Николай Коняев всё сетовал, что русские живут уже 100 лет без царя и не могут его обрести ни в голове, ни в душе. Да, в городе на Неве убивали и свергали царей, но великий русский народ жил, творил и побеждал и после них. Во всём мире признано: более всего ярких побед русский народ одержал в ХХ веке без царя на троне. Можно ли их триумфально одержать без царя в голове? А ещё эти две статьи косвенно говорят о том, что литераторы ностальгируют по мудрому руководству литературой, которая была прежде таким государственным делом, что первые лица государства читали новые произведения писателей, звонили им и даже писали пространные письма. А времена-то потревожней нынешних были. Сегодня руководство литературным делом в РФ походит на анекдот!
КУДА ДЕНУТ ЛИТЕРАТУРУ? Этим вопросом многие задаются не только в литературно-издательском, но и в журналистском сообществе. Структура «прорывного» правительства осталась практически без изменений: в ней появилось только одно новое министерство науки и одно - поменяло название. Дмитрий Медведев, докладывая президенту Путину, дважды ошибся в названиях подконтрольных ему ведомств. Или волновался, или ему эти тонкости – по фене…Так вот, нынешнее Министерство связи и массовых коммуникаций, которое премьер почему-то назвал Министерством связи и информационных технологий, ДАМ предложил преобразовать в Министерство цифрового развития, чтобы реализовать «цифровую повестку, которой занимается весь мир». Прогрессивно! Но мне интересно: куда денут не цифру, а традиционное книгоиздание и печатные СМИ? Формально прежде всеми СМИ и даже книгоиздательским процессом (а значит, в какой-то мере и всеми писательскими делами) занималось министерство связи – цирк, который позволял Роспечати бесконтрольно творить что угодно! - а теперь, при новом распределении обязанностей, не пора ли вернуть писателей, книги и традиционные СМИ под опеку министерства культуры?! Конечно, вечно недовольное, неулыбчивое лицо куратора – вице-премьера Ольги Голодец - не вдохновляет славянского лирика, но пора возвращаться к логике, к традициям, к международному опыту. Во Франции существует министерство культуры и коммуникаций. Там министерство культуры и коммуникаций, когда я вникал в этот вопрос, имело в 2004 году бюджет 2,55 млрд. евро, из которых 1,44 млрд. были прямо направлены на финансирование творческой деятельности. Но зато региональные и муниципальные власти в 2004 году тратили на культуру аж 11 млрд. евро. Вместе: 13,5 миллиардов или по сегодняшнему курсу 100 миллиардов рублей! В огромной России бюджетные расходы на культуру составили в 2017 году меньше - 93 миллиарда рублей или всего 0,56% бюджета. Когда-то в Академии общественных наук на кафедре культуры, где я защищал диссертацию по современной поэзии, её руководители любили сокрушённо повторять: «Всего 3% бюджета на культуру в СССР, всего 3%!». Потом они стали рьяными антисоветчиками и демократами, а сегодняшнее снижение доли бюджетных расходов в 6 раз (!) – никого из них, похоже, вовсе не волнует. Так что и на щедрость министерства культуры рассчитывать не приходится, но должен быть хотя бы здравый смысл! Возьмёт ли писатель Мединский под свою опеку печатное слово. Ведь нельзя, чтобы «цифровики» в условиях усложняющегося мира и информационной войны отвечали, по сути, за идеологию, за то Слово, которое не вырубишь топором, по народной поговорке. Или оно никому не нужно? – вот главный вопрос, который всплывал среди павильонов и шатров на Манежной площади и при писательском общении. За это – главное спасибо организаторам от всех литераторов-гостей. И моё личное, поскольку было о чём поговорить-подумать.
КАК СПАСТИ ПЕСНЮ? «В последний раз на братский пир…», - Мы любим всё: и маршей медь, Мы – русские, мы – широки: Как у нас всегда считалось: авторская песня – в отличие от попсы - хранит традиции русской поэтической песни, даже если многие барды – евреи. Но теперь и она являет странные примеры и выкрутасы. Увидел в программе выступление в том же шатре Ши Ленского с представлением книги «Песенки о Родине». Пошёл послушать: это – ужас! Голос у автора небольшой, но противный, стихи – ещё противнее. В шатре были только три устроительницы (см. фото), посетители просто отшатывались от действа. Я тоже бежал в смятении. С удивлением прочитал на обложке книги, куда вошло аж сто семьдесят пять песенок, слова Марии Арбатовой: «На мой взгляд, Владимир Шиленский сегодня один из самых ярких, обаятельных, тонких и интеллигентных исполнителей авторской песни. Он уникально одарен и как поэт, и как исполнитель. Каждая его вещь — проникновенная маленькая пьеса. Для меня загадка, почему его нет на радио, тиви и в кино, до краёв забитых песенной похабщиной…». Да, похабщины в избытке, но для меня, много лет снимавшего телепрограмму «Русские струны» - никакой загадки нет! Это в принципе – та же маскультура, но в другой упаковке. Ну, вот о Москве: Да-а… Просто – в ступор впадаешь…
САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕ На Санкт-Петербургском международном книжном салоне прошла ещё одна торжественная церемония для своих - вручение профессиональной книгоиздательской премии «Книжный Червь». Премия, инициаторами которой является Издательство «Вита Нова», Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук, Всемирный клуб петербуржцев и Государственный литературный музей, была учреждена пять лет назад. В жюри премии вошли директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор Пушкинского дома Всеволод Багно, главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, директор Государственного музея изобразительных искусств Марина Лошак, литературовед Жорж Нива, художник Юрий Норштейн, Президент Всемирного клуба петербуржцев, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, издатель Ирина Прохорова, кинорежиссер Александр Сокуров. Ну, состав ясен? – главная либеральная гвардия, завсегдатаи Совета по культуре при президенте России, герои нескончаемых телепрограмм. Вот напряглись они, провели очередной междусобойчик – и наградили… Премию получили Давид Плаксин (художник издательства "Вита-Нова" – оно в инициаторах), Майя Пешкова (литературный критик "Эха Москвы" – в жюри ж начальник Венедиктов), Исаак Кушнир (кака сказано: «издатель, хороший человек» - ну, с такой-то фамилией) и… (внимание!) Михаил Сеславинский - руководитель Роспечати. Как говорится, сами учредили, сами себя наградили, но при этом не забыли главного чиновника, который гранты от Роспечати раздаёт, но впрямь: похож на книжного червя. В «Российской газете» вышел репортаж под странным названием: «Сговор читающих людей». Что за оказия? Оказывается, это цитата из интервью главной писательской «Звезды» - Вениамина Смехова: «Как мне приятно выразить благодарность питерцам - и за этот фестиваль, и за приглашение, и за то, что столько гостей здесь сегодня! Это просто какой-то сговор лучших людей России - читающих людей…». Тоже как-то саморазоблачительно звучит. Кого превозносят, о ком говорят СМИ? Перечислю, чтобы литераторы России знали флагманов книжного мира. Из анонса: «Впереди у гостей фестиваля более 200 мероприятий. В том числе презентация нового романа Гузель Яхиной - самая яркая дебютантка в истории российской литературы новейшего времени расскажет о книге "Дети мои". Свои новые творения представят также обладатель Нацбеста Сергей Носов (сборник прозы "Построение квадрата на шестом уроке"), Ксения Букша (роман "Рамка" и сборник короткой прозы "Открывается внутрь"), Сергей Шаргунов ("Свои"), Дмитрий Воденников ("Воденников в прозе"), Алексей Сальников ("Петровы в гриппе и вокруг него"), Эдуард Лимонов ("Мои живописцы") и многие другие». Жидковато для радужной картины современной литературы. В Манеже был оборудован целый шикарный стенд, посвящённый 100-летию Даниила Гранина. Но когда я к нему подошёл 18 мая, мне девушки назвали ближайшее выступление какого-то незнакомого автора, а мероприятия, посвященного Гранину, его книгам, войне и блокаде – назвать не смогли. А я не зря интересовался: на открытии МКС президент Российского книжного союза Сергей Степашин напомнил, что одним из инициаторов и вдохновителей книжного салона в Петербурге был Даниил Гранин, и эта ярмарка - первая, которая пройдет без его участия. Но именно она станет началом празднования 100-летия писателя, которое указом президента продлится весь 2019 год. Раз вышел такой указ в преддверие 75-летия Победы, надо наполнить юбилейные мероприятия достойным литературным и патриотическим содержанием!
Конечно, на МКС было немало проектов, посвященных самой Северной столице. Один из самых интересных - "История Петербурга в стихах" - 16 знаменитостей (по петербургским меркам) прочитали 16 стихотворений о городе, написанных от времени его возведения до сегодняшних дней. Жаль, что не вошло всё более актуальное стихотворение Фёдора Тютчева «К славянам»! Он словно из наших дней обращается к «западным партнёрам: | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||