Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

03.05.2020 г.

КАДРЫ В ПРЕЗИДЕНТСКОМ ОКРУЖЕНИИ
или о странном чиновничьем ответе писателю

Публицист Анатолий Салуцкий вдруг вспомнил о заметке, которая впервые была опубликована в "Известиях" 21.11.1995 года. Процитировал этот либеральный бред: «Группа известных российских писателей, среди которых, в частности, В. Астафьев, А. Анфиногенов, Б. Васильев, Л. Жуховицкий, Ф. Искандер, Р. Казакова, Ю. Левитанский, А. Приставкин, Л. Разгон, Ю. Черниченко, обратилась с письмом к президенту РФ Б. Ельцину, в котором выразила тревогу за расстановку кадров в президентском окружении. Ведь курс на реформы, говорится в письме, может успешно продолжаться длишь при наличии в команде людей неординарных, интеллигентных, высокопрофессиональных, глубоко преданных идеалам новой России. Но отстранён от должности председатель Комитета РФ по печати С. Грызунов, закрывший продававшуюся на каждом углу крайне националистическую газету "Аль Кодс". На радость лжепатриотам превращён едва ли не в мальчика для битья министр иностранных дел А.Козырев... К сожалению, в преддверии президентских выборов всё чаще шельмуются те, кто способен противостоять натиску политической оппозиции, кабинетному приспособленчеству, коррупции».

Конечно, сегодня это просто дико читать… Например, мы с этим Сергеем Грызуновым учились в Академии общественных наук – только я на культуре, он на журналистике. Типичный кабинетный, лощёный приспособленец, сначала советский, потом антисоветский (как и нынешняя Роспечать), потом… пресс-секретарь какой-то американской фирмы, но его продолжали в редкие ток-шоу тащить. Цирк! Что, надо было армадой писателей защищать, среди которых были и настоящие? Но меня те жалкие кадровые игры четвертьвековой давности – не впечатляют. За это время развернулась яростная информационная война. Кто отвечает за противостояние в окружение президента сегодня? Кто окормляет СМИ? Неужели Сеславинский с Григорьевым лучшие бойцы?  Вы знаете кого-нибудь из департамента государственной политики в области средств массовой информации в министерстве цифрового развития. А я узнал!

 

НЕТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОГРАММЫ?

Написал ещё здоровому премьер министру Михаилу Мишустину письмо как телезритель и секретарь Союза писателей России по поводу провокационного сериала «Зулейха…» и того, что вскипело вокруг него, что вылилось на страницах «Российского писателя» с полной поддержкой моей позиции:  «Писательская общественность и я лично ждём от власти не эстетического и демагогического суждения, не неуклюжей отписки: это, мол, сложное произведение, есть разное восприятие, а - внятного ответа на повисающие в тревожном воздухе вопросы:

- Как осуществляется информационная политика, программная политика ТВ вообще и дирекцией Добродеева, в частности, если в ТАКОЙ период наносится удар по сознанию и нравственному состоянию общества?

- Следующий вопрос министерству культуры с новым министром Любимовой, отвечавшей за кино: в министерстве культуры не знали, что президентом объявлен Год памяти и славы? Где новые фильмы о Победе и подвиге народа?

- Политически и формально ТВ курирует не только АП, но и министерство цифрового развития, Роспечать, которые выделяют деньги на СМИ и телепрограммы. Какую яркую издательскую (литература – основа всего!) программу и серию телепрограмм создало агентство навстречу 75-летию Победы? Почему президентский грант получило, например, Псковское отделение Союза писателей России, которое ведёт замечательную видео-акцию «Бессмертный полк», а бессмертные стихи и песни поэтов фронтового поколения на федеральных каналах – почти не звучат?».

Мне сообщили в аппарате, что письмо переправлено в два министерства. Минкульт, который возглавила «энергичная», по словам президента на встрече в Крыму, Ольга Любимова – пока молчит, а вот министерство цифрового развития – оперативно откликнулось. Лучше бы мне не открывать глаза, как Зулейхе в глухой татарской деревне, и не испытывать очередного потрясения от информационно-культурной политики государства (если всё это безобразие можно так высоко назвать)…Ну, конечно, начинается всё с общечиновничьей мантры, которую и Владимир Путин любит повторять, когда его к стенке припирают, как женщины в Самаре: «Да как детей с таким телевидением воспитывать?». – «Мы в программную политику не вмешиваемся, но – надо противопоставить…». Вот и тут   заместитель директора Департамента государственной политики в области средств массовой информации Г.М. Трубицын начал привычно: «Средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» осуществляют свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Вопросы размещения передач в телеэфире, включая выбор тематики, жанра передач, авторов и ведущих, находятся исключительно в компетенции руководства конкретного средства массовой информации. Вмешательство в какой бы то ни было форме со стороны должностных лиц или государственных органов в редакционную и вещательную политику СМИ является нарушением профессиональной самостоятельности, что в соответствии с действующим законодательством недопустимо».

Я читал этот ответ аккурат в день, когда в ночное и предутреннее время 1 мая мелькнула острая программа Никиты Михалкова Бесогон. У кого государство в кармане», но была решительно снята из эфира, поскольку задела тех, кто оказался, по заявлению самого режиссёра, неприкасаемым. А кого достаточно мягко, с оговорками коснулся-то? Ну, мельком – спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, которая вопреки стонам всей образовательной общественности, её жертв, отброшенных назад, да измученных родителей сначала пропела осанну этому давно вынашиваемому ущербному методу и заявила, что «теперь это не только временная мера – дистанционное образование». Сразу 150 000 противников его безумного внедрения подписало петицию, и 27 апреля Валентина Ивановна пошла на попятный: «В России невозможна полная замена очного школьного образования на дистанционное. Хочу успокоить всех родителей, хочу вас заверить, что эта тема вообще не обсуждается». А Михалков спустя три дня вдруг опровергает: «Ещё как обсуждается!». Ведущий приводит давно известный афоризм Дмитрия Пескова (не пресс-секретаря президента, но советника по вопросам цифрового развития):  «Гугл должен сломать шпиль МГУ». Фразой давно возмущались и цитировали её как девиз губительной, двойной политики в образовании: быдлу – цифра, элите – живое общение. Ну, а скандальное высказывания господина Грефа на завтраке Петербургского экономического форума в День памяти и скорби – 22 июня 2012 года о губительности всеобщего образования для управления и манипулирования населением - вообще вошло в анналы, взорвало интернет и обсуждалось несколько лет в СМИ, хоть Греф и оправдывался, что утрировал, привлёк теории Дао и иудейскую каббалу, чтобы обострить дискуссию о кризисе управления…Но тут, а атмосфере самоизоляции, на фоне невиданных экспериментов всё аукнулось, обострилось и приобрело формы зловещего будущего…  

 

СПАСИБО ЗА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»!

Но я отвлёкся за этим примером беспардонного вмешательства в программную политику и прямого запрета вопреки закону аж 1991 года - от странного ответа департамента  государственной политики в сфере СМИ, который оставил меня в полном недоумении: то ли это издевательство над писателем и профессором, то ли полная чиновничья импотенция?  Высокое должностное лицо казённо пишет: «В текущем году особое значение придается тематике 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Указанная тематика в центре внимания теле- и радиоканалов. В ряде газет и журналов как федерального, так и регионального значения запланированы соответствующие серии исторических публикаций. Фильмы, сериалы, а также программы, посвященные исторической и военной тематике, регулярно транслируются на российском телевидении. Так, в эфир федеральных телеканалов в 2020 г. выходили, в частности, художественные и документальные фильмы «Горячий снег», «Генеральская сноха», «Небесный тихоход», «Офицеры», «Приступить к ликвидации», «Дорога на Берлин», «Солдат Иван Бровкин», «Секретно. Сталину. Главная загадка Великой Отечественной», «Иван Бровкин на целине», «Блокада. День 901-й», «Последний эшелон на Восток», «Две войны», «Последний бой», «Солнце светит всем», «Корабли штурмуют бастионы». Необходимо отметить, что в эфире «Первого канала», ТРК ВС «Звезда» и «Пятого канала» уже созданы и выходят в эфир отдельные рубрики, посвященные героям и участникам Великой Отечественной войны».

Как видим, «России-1» с Олегом Добродеевым во главе даже в этом жалком перечне «отдельных рубрик» и фильмов  - нет совсем. Но, впадая в некий ступор, особую благодарность хочу выразить правительству, Роспечати и минкульту за творческие свершения в Году памяти и славы: «Небесный тихоход» (1945), любимые с детства «Корабли штурмуют бастионы» (1953) и незабываемый «Горячий снег» (1972). Даже за непрерывно повторяемый фильм «Солдат Иван Бровкин» (1955), только скажу по секрету Трубицину, что он – не про войну… Ну, а дальше как в бреду читаешь пространное перечисление: «Подведомственное Минкомсвязи России Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) ежегодно на конкурсной основе выделяет субсидии за счет средств федерального бюджета на производство социально значимых проектов в сфере электронных  средств массовой информации – телевизионных и радиопрограмм, телевизионных документальных фильмов, роликов социальной рекламы, поддержку интернетсайтов, имеющих социальное и образовательное значение. Так, в 2019 году государственную поддержку получили многие проекты военно-патриотической направленности, посвященные 75-летию победы в Великой отечественной войне, такие как: циклы телевизионных документальных фильмов «Освобождение. 44-й», «Страницы истории», «Вечный архив. Память поколений», телепрограммы «Поколение, уходящее в вечность», «Олений батальон», «Мужеству забвение не дано…», «Горький вкус победы», проекты периодических печатных изданий «Великая Победа - пространство памяти», «75 лет Победе. Сохранение памяти о подвиге народа как сохранение национального единства», «Мы с тобой наследники Победы!» и другие». Где это всё? Ответьте, кто это видел? Кто участвовал, особенно из писателей военной тематики, фронтовых корреспондентов и публицистов-патриотов? Я, который по обязанности профессора кафедры журналистики следит за информационным полем – этого просто не знаю, не видел, не заметил даже в майских программах.

Мне стало даже интересно, кто же отвечает за телепространство, за его наполнение, за информационную войну в эфире, громко-то говоря. И ничего не нашёл про Геннадия Трубицина. Обнаружил только антикоррупционную декларацию: доход - 1 175 420 руб. (немного для чиновника такого ранга) и солидную недвижимость -  701 м2. (без уточнения, что имеется в виду, но скрупулёзный 1 м2 – умиляет!). Ни статьи за такой подписью, ни публичного выступления, ни личной программы или мысли главного куратора ТВ – не нашёл. Тогда посмотрел, а кто же у него начальник? Ба, Екатерина Ларина – с такой литературной фамилией. Она тоже давненько не выступала, не делилась соображениями, не давала публичных указаний. Ларина после окончания журфака МГУ в расстрельном 1993 году начала профессиональную деятельность в пресс-центре правительства РФ, с 1998 года— заместитель редактора отдела новостей русской версии журнала Paris Match, в 1999–2003 годах — заместитель главного редактора еженедельника The Russia Journal, еженедельной газеты на английском языке, издававшаяся в Москве и Вашингтоне с 1998 по 2005 год. На Западе издание, основанное предпринимателем индийского происхождения, считалось пророссийским, направленным на поддержку деятельности Владимира Путина и критику олигархов, ему противостоявших (прежде всего — Бориса Березовского и Михаила Ходорковского). Запомнилась тем, что стала одним из первых англоязычных изданий, опубликовавшим интервью с Путиным. Всё понятно? В 2005 году газета закрылась, но Екатерина Геннадиевна встала в ряды проверенных соратников, сделалась всего лишь руководителем дискуссионного клуба загубленной газеты «Гудок», но с 2008 года заняла ключевую должность директора департамента государственной политики в области средств массовой информации министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Беда лишь в том, что с этого времени в реальном и грозовом информационном пространстве развернулись такие битвы, что недостаточно только политику президента поддерживать – надо её формировать, творить и проводить  твёрдую линию в национальных интересах России, в условиях невиданной борьбы. Третья мировая война уже развернулась в глобальных масштабах. Это не только военные действия, но и диверсии, которые ведутся совсем другим образом. Это война когнитивная, которая отличается даже от привычной, от информационно-психологической тем, что в ней подавляется и подчиняется сознание противника, убиваются смыслы, национальные образы мира, как выражаются философы. Но философии, по-моему, как и национальной идеи - вообще не просматривается! Будущее определяют Грефы, Песковы, Громовы, Кириенки, ни разу невиданные чиновники. Вот что страшно!

С середины 90-х гг. XX века, когда тема «информационной войны» оказалась в фокусе внимания военных теоретиков и практических специалистов, в США появилось множество публикаций, авторы которых пытались подойти по-новому к оценке сущности войны будущего, в которой решающую роль будут играть информационные ресурсы. Среди тех, кто попытался подойти к этой проблеме с новых концептуальных позиций, был полковник ВВС США Ричард Шафрански из Колледжа ВВС (расистский когда-то штат Алабама) опубликовал статью «Теория информационной войны. Готовясь к 2020 г.». В своей работе 1995 года полковник, а не философ, предсказал ту войну,  разгар которой мы переживаем сегодня. Как в воду смотрел вояка! На Украине  когнитивная война - война на искривление и подавление знаний и смыслов – уже выиграна Западом, ей решил противостоять советский по духу Донбасс и был залит кровью - красной, а не голубой, информационной. Вот и для России настал 2020 год с разящим информационным оружием, предсказанным полковником ВВС. «Зулейха открывает глаза», как и многие деяния на ТВ-пространстве – из этого арсенала.  Страшно, что многие этого не воспринимают, а чиновники и деятели, отвечающие в окружении президента Путина за когнитивную войну, делают вид, что всё нормально, всё под контролем. Страшно, страшнее, чем от эпидемии коронавируса.

 

ПОЗОРНЫЙ ДЕБЮТ

Когда-то поэт фронтового поколения Борис Слуцкий с прямотою особиста написал: «Девки лучше поют, чем девы». Но если бы комиссар послушал, какие песни поют и сочиняют сегодня девы от пропаганды… Российское телевидение бездарно отметило Год памяти и славы, давно объявленный президентом. Не снято значительных кинолент, не проведено ни одного яркого песенного конкурса. Но вдруг в программе «60 минут» состоялось событие «общероссийского масштаба» – премьера… композиции (песни – язык не поворачивается сказать!), которой закончилось аналитическое трёп-шоу. Что ж это за шедевр Макса Фадеева, который после критического высказывания  о бездарном шоу-бизнесе, впал в немилость? Может, свежая задушевная песня о Победе, новые «Журавли», которые, помню, спел Марк Бернес в радиопередаче «С добрым утром», а вечером её уже пела вся страна – под гитару, баян, проголосно?  Нет, совершенно безликое сочинение в исполнении самого Фадеева и Валерии, но сляпано оно на текст 44-летней дебютантки Марии Захаровой, которая, как и её шеф Лавров, как и многие в МИДе, пишет вирши. Там есть литобъединение – «Отдушина» . Но хватит любительской графомании! - пора выходить на шоу-рынок. «Потрясающая композиция», - вынесла свой вердикт всезнающая Ольга Скобеева. Поскольку за скучной музыкой и стенаниями исполнителей - слов было не разобрать, я всё-таки нашёл текст. Да…

Я делаю всегда все поздно,
Теряю будто в первый раз
Свою любовь и вот бесслезно
Опять давлю из всех (?-А.Б.) на газ.

Мелькает длится и мгновение (?-А.Б.),
Но только где-то через век
Я понимаю с сожалением:
То был любимый человек.

[Припев]
Как, разогнавшись до предела,
Узнать секунду по примете,
Ту самую, когда задела,
Ту самую одну на свете?

Абракадабра, конечно, неуклюжая абстракция с одним честным признанием: «Я делаю всегда всё поздно», в которой, по уверению самой Захаровой, они с М. Фадеевым полтора месяца тасовали слова. Но поскольку припев с вопросом – как узнать ту секунду? - звучит раз шесть, хочется напомнить, что, начиная с Пушкина, русские  поэты трепетно, но внятно узнавали не секунду даже, а мгновенье: «Я помню чудное мгновенье…». Но нынешним – подобное прозренье не доступно. Главное, довольна сама Захарова: «Это – потрясающая композиция».  Какой беспардонный позор! Думаю, у продюсера дела снова пойдут на лад. А что с современной песней? – да хрен с ней. То Джохан Поллыева – спичрайтер Кремля под пенсию с песнями дебютировала, то вот Захарова в карантин блеснула. Как бы её самоизолировать вместе с друзьями – властителями эфира? Об этом ни в каком окружении президента Путина – не задумываются?

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную