Александр БОБРОВ
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

26 февраля 2013 г.

ЛУЧИК В ЕВРЕЙСКОМ МУЗЕЕ

Глава государства Владимир Путин в полюбившемся Еврейском музее и центре толерантности провел важное февральское заседание Совета по межнациональным отношениям, и тут же блеснул хоть лучик надежды на здравый смыл, на трезвую культурную политику. Она не была, конечно, связана с местом проведения – там сверкало торжествующее сияние. Еврейский музей расположен в здании, где еще несколько месяцев назад был центр современного искусства "Гараж". Удивительно, что Роман Абрамович и его Дарья Жукова сдали помещение без боя, но, оказывается, это Федерация еврейских общин России сдавала его "Гаражу". При входе тут можно увидеть стену плача (прежде всего по добровольно вложенным в строительство музея деньгам). Золотыми буквами вписаны в эту стену и в историю государства Израиль жертвы, или, вернее, жертвователи: от Владимира Путина, который перечислил на строительство свою месячную зарплату, до Михаила Куснировича, который занимает 161 место в списке 200 самых богатых людей России. Под управлением Куснировича находятся более 200 бутиков и московский ГУМ .

История некоторых жертвователей просто вдохновляет. Так, один из топ-менеджеров музея рассказал, как спонсором стал Анатолий Чубайс — в то время глава РАО "ЕЭС России". Когда здание только начинали ремонтировать, Федерация еврейских общин обратилась к господину Чубайсу с просьбой взять на себя электросети в помещении. Анатолий Чубайс предложил другой вариант: оплатить капитальный ремонт этих сетей за его собственный счет. Федерация еврейских общин предложение приняла с благодарностью, но она была бы федерацией каких-нибудь других общин, если бы затем не договорилась с одной московской организацией о том, чтобы та сделала-таки ремонт сетей бесплатно. А благодаря деньгам, которые господин Чубайс уже выдал, он стал одним из серьезных спонсоров возведения Еврейского музея, о чем и узнал по завершении строительства, будучи увековеченным на все той же стене теми же золотыми буквами.

Так что все они могут гордиться и присоединиться к словам Виктора Вексельберга: «В мире нет ничего подобного!». Конечно, в какой стране мира столько евреев-миллиардеров и высокопоставленных богатых покровителей? Не в Израиле же... Стали рассказывать в выгородке анекдоты, Путин решил присоединиться: «А теперь я вам свой анекдот расскажу, - сказал он. - У человека умерла собака. Он пришел к православному батюшке и попросил отпеть ее. Тот категорически отказался: "Вы в своем уме?! Мы собак не отпеваем!" Тогда этот человек говорит: "Ну ладно, я тогда в синагогу пойду. Там за 500 евро обещали отпеть". "Да как вы можете?! Это же православная собака! Ладно, везите». Где смеяться? – непонятно. И о чём этот анекдот? – о силе падающего евро, о ревнивом соперничестве служителей культа? Но ведь собака у православных и живая - в храм не допускается.

Столь же невнятным, а порой и двусмысленным выдалось последующее совещание. И под этими сводами стало ясно, почему. Достаточно вспомнить знаменитую работу Карла Маркса «К еврейскому вопросу». Классик писал: «То, что в еврейской религии содержится в абстрактном виде - презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку, как самоцели, - это является действительной, сознательной точкой зрения денежного человека, его добродетелью. Даже отношения, связанные с продолжением рода, взаимоотношения мужчины и женщины и т, д. становятся предметом торговли! Женщина здесь - предмет купли-продажи. Химерическая национальность еврея есть национальность купца, вообще денежного человека». Поскольку в нынешней России все идеологические разговоры ведутся с позиций «денежного человека» - они обречены на пустое сотрясение воздуха.

Всплыл вопрос о разработке Декларации национального единства народа России. С предложением выступил депутат Госдумы от «Единой России» и член совета Алексей Журавлев. По его словам, декларация должна стать общественным договором и закрепить понятие «российская нация» и «многонациональное население». Едрос убежден, что народы России должны договориться (что за гешефт? – договориться) о том, что составляют одну нацию. «Именно в единственном числе. У нас много национальностей, но нация одна. Один народ», - вдохновенно изрёк Журавлев. При нынешнем страшном социальном расслоении и образе жизни по волчьим законам – это невыполнимо!

Но тут вдруг некоторые беспамятные люди стали писать в интернете: «Мы это уже проходили: единая общность - советский народ». Так может рассуждать только провокатор или недоумок, потому что была идеологическая и социальная база для создания такой общности: играла главную роль не национальность, не родословная, не религиозная принадлежность человека, не сумма наличными, а его личные качества, умение поставить себя на службу этой самой общности. Сегодня все спекулятивные рассуждения – рушатся! Деньги, по Марксу, подавили всякий интерес (у власти и так называемой элиты, особенно еврейской - в первую голову) к истории России, к высокому искусству, к человеку как носителю нравственных ценностей. Богатство стало главной «добродетельностью»! Это гибель и для исторической России, и для химерической общей нации. А вот советский народ продолжает населять пространства державы. Он вымирает, конечно, вытесняется диктатом денежного человека, приходом новых «поколений пепси» и продвинутых молодых мутантов вроде нижегородского убийцы Павла Бровкина, казнившего детского врача. Но эта советскость – последняя моральная скрепа в национально унижаемой России.

На этом заседании Путин высказал и справедливые пожелания, которые, промелькнут светом, но, наверное, останутся, как всегда, нереализованными: «Знать русский язык должен каждый на высоком уровне — он государственный, - напомнил президент. - На это профильная ФЦП предусматривает 2,5 млрд руб. до 2015 года». Ну, деньги, конечно, распилят, но где под них конкретная программа? «У общих учебников истории должна быть единая логика, — подчеркнул президент. — Судьбу России нужно показать через единение разных народов, традиций и культур. Они должны быть написаны хорошим русским языком, исключать двойные толкования». Граждане должны знать правду, а не ангажированные спекуляции, справедливо призвал Путин. Но ведь всё вещание федеральных каналов построено на спекуляциях, передёргиваниях, навязанных западных стандартах.

Президент посетовал, что не все россияне знают о том, что в день рождения Пушкина отмечается День русского языка.

— Нужно, чтобы правительство продумало предложения по проведению праздника в этом году, представило не формальные, а продуманные предложения, — поручил он. Напомню, что объединение «Русский лад» и МГК КПРФ проводили первый такой праздник прямо у памятника Пушкину, когда ни один федеральный телеканал даже не вспомнил о нём. Только почему-то эстрада была сделана сзади памятника, и мы стояли с Николаем Губенко спина к спине с Пушкиным, как будто отбивались от наседавших бандитов. А может, так оно и есть…

 

* * *

По словам организаторов, музей еврейской истории, где прошло заседание, не замалчивает тему антисемитизма в российской и советской жизни, однако также проливает свет на колоссальный вклад российских евреев в культурную и научную жизнь страны и на солидарность всех советских граждан при столкновении с кризисной ситуацией, вызванной нацистским вторжением 1941 года. «Это музей особого типа – скорее музей идей, чем вещей, - говорит г-н Аппельбаум. – Россия известна своими музеями, в огромных собраниях которых содержится множество прекрасно сохраняемых предметов. Это прекрасно, но наш музей посвящен историям человеческих жизней». Одно из ключевых отличий нынешней ситуации от прошлого состоит в том, считают попечители, что Кремль перестал быть непреодолимым препятствием для возрождения еврейской жизни в России, утверждают эксперты: «Это новая эпоха в жизни российского еврейства, - заявил главный раввин России Берл Лазар. – Многие годы были для евреев очень трудными и трагическими. Но сейчас произошли большие перемены».

О да, перемены – грандиозные. Мы это даже на примере конкретных еврейских творческих семей можем проследить. Два года назад за бутылкой водки и традиционным русским салатом друзья подняли тост и пожелали поэту Игорю Иртеньеву и его семье счастливого пути, повествовал корреспондент The Los Angeles Times Сергей Лойко. Иртеньев, его жена и дочь уверяют, что уезжают в Израиль всего на полгода, но глаза у них грустные, замечал автор. Иртеньев говорит, что больше не может свободно дышать на родине. «Просто не могу смириться с мыслью, что 12 лет каждый день буду видеть по телевизору Путина. Возможно, я столько лет не проживу. Я хочу вырваться отсюда немедленно», - сказал он в интервью.

Иртеньев и его семья влились в новую волну российской эмиграции, которую некоторые называют «исходом путинского десятилетия», говорится в статье. Как сообщил Сергей Степашин, глава Счетной палаты, в интервью на "Эхо Москвы", за последние 10 лет из России уехали около 1,25 млн граждан – «примерно столько же, сколько после 1917 года». Правда, в отличие от эмигрантов 1970-1980-х эти люди не продают свою недвижимость и автомобили - они просто потихоньку уезжают, зная, что если что – вернутся. Иртеньев открыто проклял Путина:

День отошел,
как предчувствие смутен,
Солнца луч
догорел в окне.
Двое в комнате –
я
и Путин.
И кто из нас кто –
непонятно мне…

Владимир Владимирыч,
обращаюсь к вам редко,
Ваше время
безмерно ценя,
Но есть такой овощ –
горькая редька,
Надеюсь,
поняли вы меня.

Товарищ Путин,
по фабрикам дымным,
По фермам бесчисленным
всех мастей,
Вашим,
когда-то любимым,
именем
Мамаши сегодня
пугают детей.

…Ночь за окном,
черный воздух мутен,
Милая Русь
по горло в говне.
Из телевизора
пялится
Путин…
Бл..дь,
лучше помер бы я
во сне!

В общем, Иртенев от такого страшилища, от «милой Руси по горло в говне» не помер, а подальше свалил, но долго не выдержал и объявился на экономической родине, и вот уже восторги в интернете: «Игорь Иртеньев, Рабинович по папе, как он сам себя охарактеризовал, покинул Израиль, где прожил последние два года, и вернулся в Россию. Вернее, в Москву.
Вернулся, не утратив ни грани своего искрометного таланта. Он снова служит поэтическим обозревателем в Газета. Ру . Это интернет-издание, если кто не в курсе, считается оппозиционным нынешней российской власти, там с удовольствием покусывают и Кремль, и Владимира Путина. Иртеньев вернулся красиво и творчески. Он опубликовал поэтический отчет о своем двухлетнем пребывании в Израиле. Принимать всерьез этот отчет не рекомендую, Иртеньев он такой, нельзя все написанное им воспринимать буквально. Но прочитать стоит».

Прочтём эти правдиво-мерзостные строки:

Привет, немытая Россия,
Я снова твой, я снова тут,
Кого, чего ни попроси я,
Мне все и всё как пить дадут.

Два года за хребтом Сиона
Кормил я по приютам вшей,
Пока меня народ Закона
Оттуда не попер взашей.

Не нужен нам поэт Иртеньев,
У нас своих тут пруд пруди,
По части этой херотени
Мы всей планеты впереди.

Хоть Рабинович ты по слухам,
Да и по паспорту еврей,
Но ты не наш ни сном, ни духом,
Чужой, как рылом, так и ухом,
Так что вали отсель быстрей.

Свалил и оттуда, попал в объятия московской тусовки. Тут же бывшая сотрудница «Московского литератора» Елена Черникова, преподавательница университета Н. Нестеровой пригласила его в СВОЮ, как написала с гордостью, мастерскую «Творчество» при магазине «Библио-Глобус», организовала трансляцию на улицу. На всех, в том числе и на меня, обрушились электронные письма: «Стихи читают Алла Боссарт и Игорь Иртеньев. Событие на Москве редчайшее. Просьба ко всем - быть вовремя. Видеозапись и прямая трансляция начинаются ровно в 19-00».

Но разве и его жена – поэт? Алла Боссарт говорит: «У нас с Игорем есть знакомый психиатр, довольно известный в Израиле специалист, и он сказал нам как-то, что счастье – это очень удачно подобранный антидепрессант. Это у меня теперь как девиз, потому что мы с депрессией на «ты»… Я неожиданно для себя проникла в систему телевизионных сериалов и стала писать сценарии, которые очень прилично оплачиваются: ментовские сериалы, теперь вот мелодрамы начались. С одной стороны, это достаточно интересная работа – есть какая-то драматургия, придумываешь диалоги, персонажей. Но, конечно, в большой степени это халтура, в которой чем хуже, тем лучше!».

Одна восторженная журналистка прокомментировала: «Так сказать могла только по рождению москвичка, по таланту и чувству юмора одесситка, по мужу и крови – еврейка». Да, это девиз современного маскульта: («чем хуже, тем лучше»), где евреи как денежные люди, если снова вспомнить Маркса, чувствуют себя вольготно и комфортно (любимое словечко Путина и Медведева!).

После выступления в «Библио-Глобусе» восторженные почитатели выложили зачем-то давнее стихотворение Иртеньева – программное, наверное:

В направленье к востоку от запада
Путешествуя с помощью ног,
Ощущаешь присутствие запаха,
Это родина пахнет, сынок.
Так не пахнет ни Польша, ни Дания,
Ни какой-нибудь там Камерун,
В этом запахе шелест предания,
Трепетанье Баяновых струн…
Смесь катарсиса с прелой овчиною,
Запредельный российский букет…
Тянет он, скажешь ты, мертвечиною,
Понимал бы ты что в этом, шкет.

О «букетах» и мертвечине. Многие заходили в порт Яффо – в многотысячелетний пригород Иерусалима: сегодня – это мертвое место. Грязь, заколоченные окна ресторанов и складов, ржавые поручни на разваливающихся причалах, ночная торговля наркотиками для приближенной шпаны и десятка полтора ненормальных, для которых яхты, оказавшиеся в этом Богом забытом месте, - единственный кров и дом. А какая там невероятная вонь стоит! – запах иртеньевской «родины» и моей России кажется «Шанелью» №5. Ну, а о самой вожделенной столице написал на респектабельном туристском сайте не один посетитель: «Тель-Авив оставляет ощущение "калеки на золотых ходулях",- тут тебе и стильные высотные билды торчат, и вонючая, вопиющая, лезущая наружу грязь, и вонь полураздолбанных и заброшенных кварталов». Но кто ж про «запредельный еврейский букет» напишет в стихах наваяет-навоняет? О, его ни в книжный магазин с разоблачением Израиля не пустят, ни в еврейский музей с такой-то правдой.

 

* * *

О правде. «Граждане должны знать правду, а не ангажированные спекуляции, - призвал Путин. - Идеи собирания земель резко повышают выживаемость наций. Надо этим дорожить и приумножать эту силу. Необходимо сформировать перечень дат, связанных с единением России, широко их освещать. Это должны быть не пустые агитки, а яркие, талантливые работы».

Эх, Владимир Владимирович! Ну что же больше объединяет нацию, чем язык, отечественная литература, понятные всем поэтические праздники? Великий русский писатель Ф.М. Достоевский утверждал: «У России есть две всемирно исторические задачи, это – Славянство и Православие». Все уже позабыли, что 2012 год был с запозданием объявлен президентом Медведевым Годом истории, Годом 1150-летия русской государственности. Он честно признался, что долго колебался: надо ли Русь-Россию выпячивать? Указ был подписан только после пьяных новогодних каникул, когда уже все бюджеты и сметы крупных мероприятий были сверстаны. Такое впредь нельзя повторять с датами и праздниками!

В 2013 году весь славянский мир и Россия как главная составляющая и опора этого мира будет отмечать несколько сияющих дат: в 863 году, 1150 лет назад, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали нашу письменность. О ней говорится в главной русской летописи – “Повести временных лет”: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке». В 1863 году , 150 лет назад, Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых равноапостольных братьев, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 по н.ст.). Напомним, что в Шумене (Болгария) такой праздник состоялся в 1803 году, 210 лет назад, а болгары утверждают, что празднуют его с незапамятных пор. И впрямь он там – общенациональный праздник. В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности». 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Вроде бы, единственный церковно-государственный праздник, казалось бы, надо объединять политически и духовно расколоты славянский мир, а бездарнее этого праздника на государственном уровне – нет ничего в России. Вот загадка! Или Кремль не считает Россию оплотом славянского мира? Странно…

В эфире – безверие и святотатство,
Но всё-таки древние корни крепки -
Москва остается столицей славянства
Незнамо зачем и всему вопреки.

Воссозданы храмы, разрушена память,
Расторгнута связь достославных времён.
Порой современнику трудно представить,
Что мы с ним - наследники гордых племён.

Руины – все в зарослях ежевики,
А в городе вновь ощутишь горячей:
В метро – молдаване, киргизы, таджики,
Их больше, чем вятичей и москвичей.

Но в пойме Москва-реки помнят курганы,
Но кровью
Окрашен державный гранит –
Мы ею не раз окропили Балканы,
И Вечный огонь не напрасно горит.

Сегодня расколото наше пространство,
Но пусть охладели признаний слова,
Москва остаётся столицей славянства,
Покуда сама остаётся Москва!


Комментариев:

Вернуться на главную