Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее

01.06.2017 г.

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА И ПРАВДЫ

Пишу эти заметки в День защиты детей, который широко и содержательно отмечался в СССР, где дети были единственным привилегированным классом, вспоминают  его и в капиталистической России, где привилегированный (без всякой образности)  класс олигархов и чиновников вдруг спохватывается, что подъярёмная территория – обезлюдевает, что скоро выжимать последние соки и деньги будет просто не из кого.    

В конце мая Владимир Путин подписал согласно которому в России с 2018 года объявляется Десятилетие детства. Президент Путин поручил правительству утвердить в течение трех месяцев план основных мероприятий до 2020 года, которые будут проводиться в рамках Десятилетия детства. Указ президента от 29 мая вступил в силу со дня подписания. Напомним, в прошлом месяце президент обсудил с министром труда и соцзащиты Максимом Топилиным проблему снижения рождаемости в стране. Эксперты прогнозируют спад рождаемости в связи с победившей контрреволюцией, ельцинщиной-гайдаровщиной и демографическим кризисом 1990-х годов. В связи с этим плачевно изменится структура населения: увеличится нагрузка на работающих людей, а число пожилых граждан увеличится. Но, как подчеркнул на встрече с министром глава государства, будут предприниматься попытки стимулировать рождаемость и «проводить политику материнства и детства». Топорная фраза! Ещё в феврале текущего года спикер Совфеда Валентина Матвиенко, которую СМИ стали прочить кандидатом в президенты,  попросила премьера Дмитрия Медведева утвердить проект Десятилетия детства. Как она поясняла, в рамках этого проекта правительство на каждые три бюджетных года будет разрабатывать конкретную программу мероприятий, посвященных детству.

Все упомянутые деятели начинали свою карьеру комсомольцами-коммунистами при Советской власти, получали бесплатное отличное образование, наверное, помнят, какая тогда работа велась с детьми и молодёжью от школьных производственных бригад до Всесоюзного похода по местам боевой славы. Поэтому я не про демографию  и  географию – про другое, крайне важное. Владимир Владимирович, надо, чтобы Вы  (или придуманный преемник)  объявили наконец Десятилетие Детства и Правды - без растления и лжи, без цинизма и социальной беспросветности. Без ЕГЭ, наконец, и либеральных штампов, пронизывающих не только СМИ, но и школу. С ужасом убеждаюсь, что каждое новое пополнение студентов всё более лишено аналитического, критического  и диалектического мышления, напичкано и искалечено безнравственно штампами и готовыми либеральными ответами. Я понимаю, что цель была такая, но  переборщили - наступает граница, когда антисоветизм, глумление над прошлым переходит в русофобию и пренебрежение к стране, сколько бы Путин и Матвиенко ни говорили о патриотизме.

УЙМИТЕ АНТИСОВЕТСКИЙ РАЖ!

Получил контрольную работу от студентки Юли по истории отечественной литературы ХХ века. Та, воспитанная ЕГЭ, сванидзами и пушковыми по ТВ, сразу начала со штампа: «Литература первая сразу после войны подверглась сокрушительному разгрому». Я опешил, но написал: «Сразу? Первая? Что, тут же и вровень с сокрушительным разгромом фашистской Германии?... Ну, ты, может, в школе слышала или читала про обострение идеологической борьбы, про речь Черчилля в Фултоне и железный занавес, про атомную бомбу в Хиросиме и угрозы США в наш адрес... Надо ж историчней подходить, с учетом времени! Я вам рассказывал, как Сталин поддерживал нужную стране литературу, лично читал будущих лауреатов, как поддерживал самих писателей – от гонораров до дачного поселка Переделкино, который у писателей на днях окончательно отобрали. И вдруг приказал бесжалостно громить… Что, прямо решил добить?»

Но что с девушки возьмешь, если государственные мужи, делавшие карьеру еще в СССР, говорят о том времени пренебрежительно, свысока. Они ж свою жизнь и уважение к себе перечеркивают! Теперь стало даже модным в пылу критики какого-нибудь чудовищного явления на Украине, например, или осуждения явного издевательства над здравым смыслом на толерантном Западе использовать в качестве риторического приема… сравнение с СССР: они, мол, прямо как тогда у нас, они даже хуже совка. Чуть заговорят об издевательстве над верующими на Украине – сразу высшие иерархи подчеркивают: «Такого даже в СССР не было!» Но  ведь тот же Патриарх Кирилл, например, чуть младше меня, а уже я вырастал в Замоскворечье среди действующих храмов и полной свободы вероисповедания, мой друг Боря Духон и в синагогу меня водил, да и будущий Святейший свободно получал духовное образование. Чего там было ужасного, сравнимого с вмешательством украинских нацистов в дела Православной церкви,  с их издевательствами над православными священниками? Близко не лежало, но надо попугать, капнуть грязью, кровавым ужастиком.

Министр Лавров, комментируя очередной американский скандал в СМИ, вспоминает антисоветский анекдот про «Правду» и «Известия»... Он ведь пожилой умный человек, получал отличное советское образование. Я не верю, что он не понимает разницу между блестящими аджубеевскими «Известиями» и приложением «Неделя» и нынешней газетой, меняющей редакторов, позицию и теряющей читателей. А былая «Правда», где выступали лучшие обозреватели, очеркисты, писатели от Юрия Бондарева до вернувшегося из Парижа Владимира Максимова, на десять голов была интересней и правдивей правительственной «Российской газеты». Разве не так, профессионалы? Мы с вами тоже учили, например, историю журналистики, но разве поносили Суворина и Лаврова, их авторов от Чехова до Гиляровского только за то, что они делали классные  газеты при «проклятом царизме»?  Даже пропагандисты вроде нынешних перекрасившихся либералов, такого себе не позволяли.

А следом и Мария Захарова не отстает от шефа и пишет очередной мнимо остроумный пост, давая отповедь хамоватой журналистке – порождению нынешней, а уж никак не советской системы, которая переврала ее слова, обманула доверчивую аудиторию. Мария Владимировна гвоздит: «...Такое впечатление, что это какой-то новый большевизм, который переиначил лозунг «грабь награбленное» во «ври, разоблачая»...» Совершенно неуместная лексическая параллель. Тогда уж так: перевирай навранное. Но она-то уверяет, что сама не врала! При чём тут ненавистное нынешними скорохватами «грабь награбленное»? И вообще, зачем вворачивать лозунг, который анархисты использовали раньше большевиков, чтя учение своего кумира Прудона: «Собственность есть воровство»? И это ведь правда – для России особенно!

Но меня потрясает страшная недальновидность: значит, выходит, что и депутаты Рады, и антисталинист - известный митрополит  стоят на общих идеологических позициях, коль принять проповедь, что Сталин даже хуже Гитлера? Или кто-то надеется, что такая чудовищная общность мировоззрения, солидарность в главных идеологических вопросах, согласованное поношение советского прошлого помогут прийти к компромиссу? Или вызовут понимание на Западе, у киевской хунты? Это наивность или полная глупость самооплевывания? Меня демагогически спрашивают: а что, не было идеологических штампов, лозунгов и расхожих клише тогда? Были, конечно! Но они были куда плодотворней и спасительней для страны, потому что не порочили и не проклинали ее, не унижали трудовой и доверчивый народ. Вы что, не понимаете разницу между гордостью за страну, пусть и несколько показной, и презрением к ней, модным издевательством над «этими вечными лохами»? Да, советское не было всегда отличным, и «у советских – собственная гордость» не  всегда срабатывало, но что же, «советское – всегда говённое» и «советский крепостной» - лучше?

Ну, прокляли  советское прошлое, сбросили путы – и что?

 

ЗАЖИМ С РАСТРАТОЙ

Вошёл в либеральную моду
Совсем не смешной анекдот:
Режим зажимает свободу,
Но деньги при этом даёт.

Лидия  Сычева в публицистической заметке оперировала впечатляющими цифрами: «Вот сведения от вычислительного центра Минкульта РФ — в цифрах 2015 года читаю: Театр им. Пушкина получает от государства 109 675 000 руб. (большой зал, большая труппа), и практически такое же финансирование у небольшого театра «Модерн» — 101 326 000 руб. Театр Луны — 137 934 000 руб., «Содружество актеров Таганки» — 125 558 000 руб., Театр Градского — 102 782 000 руб. Как так? А сколько получают от государства писательские организации в год?! (Я полагаю, что они получают очень мало.) И почему ТАК?». Вопрос только приобретает особую остроту, потому что государство валит всё больше денег неизвестно за что и неизвестно кому, как показал скандал вокруг выеденного подтухшего яйца, называемого  «скандалом вокруг допроса Серебрянникова».

Славянский мир раскалывается и тает на наших глазах. Вроде бы, мы боремся с бандеровским и англо-саксонским наступлением на Русский мир, мы вяло поддерживаем черногорский народ в борьбе против вступления в НАТО, мы вспоминаем о кровоточащем славянском мире во время очередной его трагедии. И вот – 24 мая, Праздник славянской письменности и культуры, Кремль, Екатерининский зал, награждение достойных людей и – ни словечка о Славянском празднике – ни со стороны спичрайтеров президента, ни со стороны награждённых, среди которых не только тракторист и директор театра, но и учёный-историк, который пишет учебники, и обласканные властью творцы, которые худо-бедно творят на славянском языке. И ни словечка, ни привета славянскому морю, воспетому Пушкиным и Гоголем!

Но был же какой-то у деятелей культуры объединительный момент, идейный порыв, так сказать? Да, события в пресловутом Гоголь-центре и допрос накануне режиссёра Кирилла Серебрянникова. Теленовости показали, как примчался к  бывшему театру в сланцах на босу ногу Фёдор Бондарчук и назвал постмодерниста-разрушителя традиций «гордостью России». Ещё ничего не ясно, дело только завели, а уже скандал докатился до самого верха!  Итак, 24 мая, когда  президент России Владимир Путин в Екатерининском зале Кремля удостоил 28 соотечественников государственными наградами, придворный журналист Андрей Колесников, специальный корреспондент “ с замиранием сердца ждал награждения актёра Евгения Миронова: «Но вслух, у микрофона, ничего не сказал. Между тем простоял, шепчась с Владимиром Путиным, не меньше минуты. На церемонии в Екатерининском зале это вызывающе много. В руках у Евгения Миронова была сиреневая бумажная папочка, из которой он достал листок бумаги и отдал президенту. А когда церемония закончилась и началось распитие шампанского (ну да, не распитие, а пригубление), Евгений Миронов снова подошел к Владимиру Путину и на этот раз стал говорить с ним жарко и даже громко.

— Вы знали? Знали об этом?!

— Да,— подтвердил президент.— Вчера узнал.

То есть, видимо, как обычно, из СМИ.

— Зачем? Ну, зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?!

— Да дураки,— неожиданно сказал Владимир Путин.

Он таким образом дал понять, что сам-то, конечно, ни при чем».

Всё в этом описание – замечательно и суперсовременно: использование торжества награждения в побочных целях, истерика «Вы знали, знали?!», упование на телефонное право, поспешные выводы и яростная борьба с законом до всякого расследования. Детская ссылка «А что подумает Франция?» - да той плевать! Наконец, мнение самого президента об органах, из которых он вышел и которые возглавляет. А дальше просто песня Колесникова: «Евгений Миронов не стал с этим спорить (с дураками! - А.Б.). Он просил об объективном расследовании, «без экстраординарных методов»… Он сильно переживал.

— Письмо только не забудьте! — воскликнул он.— Там все изложено!

Я следил: письмо лежало на пюпитре перед микрофоном. Туда его положил сам президент.

За происходящим наблюдал министр культуры Владимир Мединский. Я спросил его, что он обо всем этом думает.

На лице его отразились сложные переживания. У него чуть не вырвалось что-то (а жаль, что не вырвалось), он еще некоторое время боролся с собой — и победил, промолвив только в конце концов:

— На самом деле все гораздо сложнее…

Хотелось бы, конечно, понять, насколько».

Ну и понял бы сперва, прежде чем песни заступника и буревестника петь, вник бы, что случилось даже не театре, а в студии Серебрянникова!  Лично я просто уверен, что огромные бюджетные деньги (200 млн. рублей) разворованы.  Наши худруки хорошо устроились: они полюбили широко жить при капитализме, но  с гарантированным социальным пакетом социализма и господдержкой. Как положить этому маразму конец? Ещё в прошлом году «МК» беседовал с заместителем мэра Москвы по социальному блоку Леонидом Печатниковым.

— Мы в правительстве давно договорились (и многие могут это подтвердить), что чиновники не влезают в художественную политику учреждений культуры. Наши театры ставят пьесы, какие хотят, худсоветов нет, цензуры нет, во всяком случае, со стороны мэрии и Департамента культуры. Надо сказать, что Москва на культуру денег тратит больше, чем Министерство культуры Российской Федерации, — 50 миллиардов… Я собирал руководителей московских театров дважды и задал им, по сути, только один вопрос — по каким критериям город должен вас финансировать: сколько вы будете зарабатывать сами, а сколько нужно, чтобы мы доплачивали? Еще раз повторяю: у меня самого нет ответа на этот вопрос…Мне отвечают: количество премьер. Тогда вопрос — хорошо ли, когда в театре много премьер? Но что мы имеем — в одном театре 12 или около того премьер в год, и каждая, как правило, с элементами эпатажа. Первые два спектакля — действительно аншлаг, а через некоторое время (я же за этим всем наблюдаю) на него плохо или совсем не ходят, потому что эффект первых эпатажных спектаклей прошел… потом эти спектакли сходят с афиши, про них все забывают — а они профинансированы нами. И все это на фоне финансовой бесхозяйственности в театре, которая ни для кого секретом не является».

Речь шла о спектаклях с голыми мужиками и пьянством в зрительном зале Гоголь-центра Серебренникова, который получил карт-бланш и огромные авансы, щедро финансировался и набирал долги. Но это – отдельная песня. Дело-то заведено по так называемой «Седьмой судии», по финансовым хищениям 2011-2014 гг. Долго же собирались! Но мы ведь понимаем, что воруют везде, под любым предлогом, сигналов – масса, но до какого-то доходит очередь, скапливается особо вопиющий материл или капают «доброжелатели». Если у нас такая постмодернистская «гордость России», то и враги у него такого же пошиба, на любой «эксперимент» готовы. По делу о многомиллионных хищениях задержаны два человека: бывшие генеральный директор и главный бухгалтер «Седьмой студии», им вменяется мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК России). «В настоящее время по подозрению в совершении указанного преступления задержан бывший генеральный директор АНО «Седьмая студия» Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева», - сообщили правоохранительные органы и допросили художественного руководителя, который подписывал все бумаги и был обязан про всё знать, всего лишь как свидетеля. Зауряднейший, общемировой случай. Боже, что тут началось: петиции вместо репетиции, спекуляции вместо координации! Просто смех и дурость – но не следственных органов, а либеральных СМИ.

Наконец, на программе Владимира Соловьёва договорились до того, что «нация расколота по отношении к скандалу вокруг Серебренникова». Смех и грех! Если бы эта глупость была правдой – жить ещё  можно. Но нация расколота куда глубже и трагичней  по отношению к коренным вопросам народной памяти и исторического  бытия! По взгляду на будущее, даже на Десятилетие детства.

Вверх

 

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную