Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

19.08.2017 г.

НУ ВОТ, А ЛИБЕРАЛЫ – ПАНИКОВАЛИ…

«Российский писатель» всегда уделял пристальное внимание нарастающим проблемам образования. Как говорил многолетний руководитель Союза писателей России Сергей Михалков: «Сегодня – дети, а завтра – народ». То же самое можно сказать не только про школьников, но и про нынешних студентов: с ужасом узнал, что среди моих первокурсников журфака несколько семнадцатилетних поступивших. Их ещё азам надо учить, первым опорам мировоззрения, а не для журналистики готовить!.. В пятницу 18 августа президент Путин и премьер Медведев посещали образовательный центр в Крыму. В стороне от камер, чтобы не заслонить главных действующих лиц, держалась крупная женщина - министр образования Васильева в тёмном платье, а утром в МК, держащем нос по ветру,  вышла статья «Министр с истёкшим сроком годности» – к годовщине, так сказать, прихода первой женщины-руководительницы больной сферы. Так что же принёс минувший год, какие потери и обретения для многострадального образования?

Ровно год назад я был один из первых, кто приветствовал замену 19 августа (в очередную годовщину ГКЧП) самого непопулярного министра Ливанова на первую женщину-руководительницу Ольгу Васильеву, написав статью с осторожным названием «Подарок или передышка?». Хотя в СМИ были и такие авансы: «Во власть приходят идеологически мотивированные люди, люди с отчетливо выраженными патриотическими взглядами – не конъюнктурные приспособленцы и не чиновники-технократы», - вот как писали некоторые  восторженные государственники.  Это, помню, отчаянно испугало либералов: они все – от Алексея Венедиктова до Сергея Пархоменко – принялись кликушествовать, обвинять Васильеву в симпатиях  к Сталину, в стремлении превозносить при обучении традиционные и православные ценности. Но волна критики улеглась, как только цепные псы либерализма и ельцинизма поняли, что никаких решительных изменений – нет, что паника была напрасной. Сама О.Ю. Васильева, подведя итоги годовщины на высоком посту, осторожно заявила, что образование – консервативная сфера и ей радикальные перемены – противопоказаны. Это даже умиляет: ломали через колено, крушили четверть века советскую систему образования ломом, а бороться с кризисными и губительными явлениями предлагают бережно и не спеша.  

Никаких кадровых скандалов и громких увольнений из ливановской команды не последовало – всё тихо, пристойно (или чиновники научились не возникать?), не внедрено никаких запомнившихся новшеств, кроме возврата к преподаванию астрономии в школе, хотя учителей по этому предмету перестали готовить. Главное зло ЕГЭ – осталось, но, вроде бы, совершенствуется, хотя по-прежнему остаётся фетишем, которому всё подчинено. Правда, чтобы не забывались другие предметы (ведь, по идее, лишних не должно быть!) внедряются проверочные  работы. На уровне декларации мне нравится предложение министра, чтобы в каждой школе было 5 бесплатных кружков: спортивный, литературный, шахматный (она особенно чтит это искусство), технический, научный. Дай-то Бог…

 
Её в интервью прямо спрашивают: «А вас устраивает нынешняя двухуровневая система подготовки в вузах, и педагогов в частности?». Она отвечает обтекаемо: «Если для европейских университетов потребовалось несколько столетий, чтобы построить систему подготовки высококвалифицированных специалистов в том виде, в каком это представлено сегодня, то мы осуществили переход на Болонскую систему образования фактически за одно десятилетие. Понятно, что ошибки при такой спешке будут неизбежны». Ну да, ошибки - провальные, а что дальше?  Именно сфере образования и религии сегодня уделяется ключевое внимание, это стало полем информационной войны, сферой противоборства. Первая задача – это интеграция в глобально-образовательное пространство, которая должна работать на транснациональный бизнес, а не на Россию, а вторая – это перевод людей на совершенно другую систему ценностей, перестройка или формирование мировоззрения. Отсюда –  федеральные стандарты, которые заменили знания компетенциями, упомянутый ЕГЭ, приватизация и перевод на платные услуги, Болонская система, от которой отказались в самом Болонском университете, и все остальные псевдоновации. Отсюда – падение качества знаний, утечка мозгов и неимоверная англомания в учебных процессах. В недавней программе Владимира Соловьёва поседевший, но не помудревший  Андрей Максимов принялся одёргивать тех, кто порицал пороки Болонской системы, направленной только на снижение уровня подготовки и провоцирование продолжать образование за рубежом: «Не надо преувеличивать! – какая утечка…». Да, можно абстрактно рассуждать или манипулировать цифрами уехавших, приводить примеры нобелевских лауреатов-бывших россиян, но журналист всегда должен искать убедительный, неоспоримый пример. Лично для меня таковым стал потрясающий  факт, недавно приведённый обозревателем Леонидом Радзиховским в правительственной «Российской газете». Убила его статья «Олимпийские цифры» - об итогах 58-ой Международной Математической Олимпиады (ММО), которая прошла в июле 2017 года в Рио-де-Жанейро.  Олимпиады вообще проводятся с 1959 г. (это, кстати, вклад социалистического лагеря в Цивилизацию - именно страны Варшавского договора начали ММО. В этих соревнованиях СССР практически всегда был на 1-2-м местах (было лишь 2 провала - на 9-е место в 1981 г. и на 6-е место в 1985-м). Ну, а в 1991-м советская команда последний раз блестяще выиграла 1-е место. Четыре из шести участников получили золотые медали, да какие! - 100-процентное попадание, решили 6 задач из 6 возможных. Михаил Темкин - ныне Иерусалимский университет, Александр Перлин - Массачусетский технологический, Андрис Амбайнис - Латвийский университет в Риге и Евгения Малинникова - Норвежский университет естественных и технических наук (Тронхейм)». Стоп! – меня как током ударило: выходит, что никто из победителей последней сборной СССР не остался работать и преподавать в России! А Радзиховский как либерал даже не останавливается на этом потрясающем факте и спокойно продолжает: «С 1992-го на сцену выходит Россия. Тут уж пошла музыка не та ... За 25 лет после "величайшей геополитической катастрофы" результаты, понятно, отличаются от СССР. Всего 2 раза - первое место, 6 раз - второе...». Поражаюсь хладнокровию наших западников… Но их мозги почему-то массово не утекают и самим Западом в таких масштабах - не востребованы.

Так что ждёт Россию? Об этом откровенно заявил профессор Московской школы управления "Сколково" Павел Лукша во время официального открытия форсайта (англ. «взгляд в будущее») – «Глобальное будущее образование»: «Классическое образование не удовлетворяет нуждам постиндустриального общества… растёт запрос на получение не набора общих знаний и умений, а строго определённых навыков». То есть всё, что не приносит реальной пользы, дохода, как наше филологическое, историческое образование,  - прагматически отвергается. Отсюда такое отношение к гуманитарным наукам, к русскому языку и литературе, например, когда на них сокращаются часы при увеличении часов на английский язык и введении второго языка, когда родным - школьники овладевать не успевают. Не нужны все гуманитарные предметы, которые учат думать, сострадать и формируют сознание человека, его национальное  мировоззрение. Вместо этого навязывают трансгуманизм, который нацелен на изменение человеческой природы, телесной и духовной, который формирует постчеловеков, киборгов. Недаром оболваненных бандеровской пропагандой защитников аэропорта в Донецке назвали этим словцом, возведя его в комплиментарный и чуть ли не героический ряд. Страшный и обнажающий пример! Кстати, и понятие форсайт, внедряемое МШУ «Сколково», родилось полвека назад в недрах американской корпорации RAND, которая решала задачи на выявление перспективных технологий в военной сфере. А Васильева в интервью заявляла: «По отношению к школе я консерватор, я за возврат к лучшим традициям советской школы…». Так разберитесь: что там у вас с традициями! 

 Ещё один девиз Васильевой: «Всё новое – хорошо забытое старое, но в современных технологических реалиях». Это похоже на наивное заблуждение: мол, надо изучать родную литературу и отечественную историю, а технические возможности того же Интернета просто расширяют информационную базу. Нет, технократические новшества позволяют вторгнуться в сознание, манипулировать им, спекулировать нужными знаниями. Кому нужными? Сегодня так называемая экономика Запада, пройдя несколько этапов – от парового и электрического до атомного и информационно-технологического подошла к так называемому шестому укладу. Если мы попытаемся понять его сущность, то всплывёт главный и страшный вывод: раньше развитие техники и экономики работало на то, чтобы создать человеку благоприятные условия жизни, то есть было направлено на внешнее изменение условий существования индивидуума. Нынешние же технологии направлены на изменение самого человека, его сущности. То есть речь идёт об изменении телесной и духовной природы индивидуума – именно в этих целях используются новейшие технологии – нано, био, информационные и когнитивные. Конечно, их внедрение создаёт более комфортные условия для жизни избранных, но для обычных смертных – это изменение человека как такового и превращение его в некий биообъект, основной источник манипулирования и прибыли. Об этом говорят хотя бы  такие новации: в рамках форсайт-проекта «Образование 2030» уже к 2020 году должны быть созданы новые профессии – энергоаудиторы, ГМО-агрономы, IT-генетики, биоэтики, дизайнеры виртуальных миров, архитекторы виртуальности, дизайнер интерфейсов, IT-проповедники, проектировщики мира интерфейсов, организаторы интернет-сообществ, эксперты образа будущего ребёнка, архитекторы трансмедийных продуктов. А в сфере образования - модератор, тьютор, игромастер, ментор стартапов, разработчик инструментов обучения состояниями сознания, координатор образовательных онлайн-платформ. Ясна тенденция? Конечно, традиционный доцент и профессор – в эту транснациональную программу шестого уклада – не укладывается. Создаётся некая глобальная образовательная бизнес-структура, которая превращается в канал по дальнейшей перекачке наших мозгов и наших технологий на Запад. Весь этот процесс курируют три структуры: ВШЭ, Сколково и Агентство стратегических инициатив (АСИ). Достаточно зайти на их сайты, чтобы увидеть, какие программы они уже реализуют. А как этому противостоит Министерство образования на реальном, а не декларативном уровне?

В интервью КП Ольга Васильева посетовала: «Если бы у меня сейчас была возможность, наверное, я бы сидела дома и писала книги на исторические темы. Но получилось так, как получилось». Вот и у меня не получилось только книги писать – я стал не только журналистом, но и профессором кафедры журналистики. К тому же, преподаю в вузе, который закончила в 1979 году (дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры) сама Васильева. Преподаватели её альма-матер опубликовали открытое письмо министру культуры Мединскому («Советская Россия» 18.07.2017) В статье «Лихорадит институт культуры» заслуженные ветераны, описав  творящееся в МГИКе на музыкальных кафедрах, особенно на той, что возглавила Лариса Долина, не имея высшего образования, взывали: «Уважаемый господин министр! Помогите стабилизировать ситуацию в подведомственном Вам институте. Помогите остановить планы нашего руководства о проведении оптимизации, которая на практике показала свою полную несостоятельность и чревата необратимыми разрушительными последствиями для МГИКа». Моей кафедры журналистики - капризы эстрадной дивы Долиной не коснулись: «Руководствуясь собственными идеологическими воззрениями, Долина против исполнения патриотических песен и отдает предпочтение англоязычному пению. Так новоявленный педагог прививает студентам любовь к Родине». Наши студенты пишут и мыслят по-русски, кафедра успешно развивается: конкурс и в этом году был огромный, третий год идёт приём по новой специализации – литературное творчество и художественный перевод, но, конечно, беспрерывная смена ректоров мешает нормальной работе. Открытое письмо кануло в пустоту, потому что после встречи с министром культуры Мединским ректор Московского государственного института культуры И.В. Лобанов, который не проработал  и двух лет, был срочно назначен   министром образования Васильевой 8 августа 2017 года – и.о. ректора Государственного университета управления. Какой-то кадровый голод или цирк!

Интернет переполнен рекламой одного вуза (не хочу прямо подставлять коллег), в названии которого тоже есть слово «культура». Основной упор такой: «Прием на платное до 24 августа 2017, по мини­мальным баллам ЕГЭ. Приходи!». Что ж это за отбор такой – по минимальным? Вот на что надо обращать внимание министерству прежде всего! Лично я преподаю на кафедре журналистики МГИК (недавно ещё – университета) десять лет, за это время сменилось 6 (!) ректоров. Что они могут успеть сделать принципиально нового и благотворного за мимолётный для культуры срок? Проявить свои амбиции, кадровые подходы, волюнтаристские задумки – можно, а руководящие и профессиональные способности – затруднительно. Потому растёт количество высокооплачиваемых проректоров, помощников, привилегированных преподавателей на персональных окладах, не отражающих их объективных заслуг и общевузовских достижений, но зато капитальный ремонт с закрытыми туалетами проводился не в каникулярное, а в учебное время, и это состояние непрерывной перекраски и перепланировки с нервотрёпкой – не отпускает. Накануне учебного года министр культуры представил врио ректора (значит, подыскивают 7-го?), хотя не были ещё толком подведены итоги приёма с подорожавшей платой за обучение по договору, не распределены часы и нагрузки, что в былые годы прорабатывалось перед отпусками преподавателей. Надеюсь, ко Дню знания многое наладится ценой неимоверных усилий, но это значит, что продуманной кадровой политики на перспективу в отношении ведущего вуза министерства – нет. И только преданность делу, огромный опыт выживания на культурной ниве, несгибаемость характера отечественного просветителя помогает преподавателям не сломаться, но с честью выполнять свой  долг.

Вверх

 

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную