Александр БОБРОВ
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

7 декабря 2009 г.

БРАТСТВО ПО ОРУЖИЮ И ДУХУ

В Харькове состоялись дружеские встречи украинских и российских писателей, прошла конференция, на которой были обсуждены наши вековые исторические и духовные родственные корни. Вот несколько мыслей о самом существенном, ряд злободневных тезисов, которые я использовал в своих выступлениях.

Мы – наследники Победы

Накануне дня воинской славы России – начала контрнаступления советских войск под Москвой – 4 декабря президент России Дмитрий Медведев встретился в Кремле с ветеранами. Выступая, как всегда правильно, на церемонии вручения первых сорока юбилейных медалей "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 годов", он заявил, что рассчитывает на помощь ветеранов в сохранении памяти о ней. "Нельзя забывать, каким образом интерпретируются события минувшей войны, но истина непреложна - ее выиграли советский народ и Красная Армия", - подчеркнул президент. В своей речи на церемонии награждения ветеранов Дмитрий Медведев отметил, что следующий год в СНГ объявлен Годом ветеранов. Он пройдёт под девизом «Мы победили вместе!». Всем бы правильным словам – да реальное воплощение в издательских программах, в электронных СМИ!

Медведев продолжил: «Вклад наших народов в Победу был общим, был нераздельным. И юбилейной медалью награждаются не только ветераны из нашей страны, из России, но и ветераны из стран Содружества, из других близких нам государств, а также граждане других государств, которые вместе с гражданами нашей страны боролись тогда с фашизмом. Новые поколения должны знать (и знать досконально) о подвиге нашей страны во Второй мировой войне. И ваши личные свидетельства, дорогие ветераны, в этом смысле – это самый ценный, самый важный объект исторической правды», - сказал Дмитрий Медведев в своей прочувствованной речи в адрес ветеранов. Мысль президента иллюстрирует, например, национальный состав Героев Советского Союза, получивших это звание – самую высокую и самую почетную награду советского периода – в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Цифры широко известны, но повторим. Всего за годы войны его присвоили более 11 тыс. человек. Это были представители различных народов: русские – 8160, украинцы – 2069, белорусы – 309, татары – 161, евреи – 108, казахи – 96, грузины – 90, армяне – 90, узбеки – 69, мордвины – 61, чуваши – 44, азербайджанцы – 43, башкиры – 39, осетины – 32, марийцы – 18, туркмены – 18, литовцы – 15, таджики – 14, латыши – 13, киргизы – 12, удмурты – 10, карелы – 9, эстонцы – 8, калмыки – 8, кабардинцы – 7, адыгейцы – 7, абхазцы – 5, якуты – 3, молдаване – 2. Странно, что нет чеченцев – известно, что среди них есть, например, героические защитники Брестской крепости.

 

Московская битва

Ярким примером интернационализма, воинской дружбы является Московская битва. Мы знаем, что Волоколамское шоссе защищала дивизия Ивана Панфилома. В ней были русские, украинцы, киргизы, казахи. Любимым командиром комдива был казах из рода воинов, потом писатель Момыш-Улы. Одним из самых драматических и запоминающихся событий Московского сражения стал подвиг воинов-панфиловцев. На подступе к Москве в смертельном бою у разъезда Дубосеково (Волоколамское направление) воины - панфиловцы отбили атаку 50 вражеских танков, уничтожив значительную часть из них, остановили продвижение противника. В критическую минуту боя тяжело раненый политрук В. Клочков-Диев первым бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб смертью героя. Остальные бойцы последовали его примеру. Большинство из них пало на поле битвы. За беспримерное мужество и отвагу, верность воинскому долгу, Президиум Верховного Совета СССР присвоил участникам этого легендарного боя звания Героев Советского Союза.

Среди 28 героев-панфиловцев были русские И. Шадрин и Н. Трофимов, украинцы Г. Петренко и Я. Бондаренко, казахи Н. Есибулатов и А. Косаев, киргиз Д. Шопоков и другие. Всего по итогам битвы под Москвой Героями стали более 100 человек разных национальностей.

Подобных примеров на всех фронтах и в ходе всех периодов войны можно привести множество. Среди наиболее прославленных подвиг героического авиаэкипажа, включавшего командира белоруса Н. Гастелло, штурмана-украинца Н. Бурденюка, стрелков-радистов – русского А. Калинина и ненца Г. Скоробогатого (26 июня 1941 г . у самолета во время нанесения удара по танковой колонне противника попаданием зенитного снаряда был пробит бензобак, возник пожар. Экипаж во главе с командиром, предпочтя плену смерть, не спасся на парашютах, а нанес удар горящим самолетом на скопление танков, бензоцистерн и автомашин врага). Героическим экипажем бомбардировщика, который повторил подвиг Гастелло на Лемболовских высотах под Ленинградом, был украинец Гончарук, а стрелком-радистом мой старший брат - Николай Бобров. Последние слова из горящего самолёта передал в эфир он: «За Родину!». Она ведь была у них - общей…

 

Расколы

Произошёл не только национальный раскол, но и поколенческий, нравственный, мировоззренческий. Например, я – член редколлегии журнала «Русский дом», он доходит и до Украины. Вдруг прочитал в своём же журнале убившую меня статью. Она особенно злободневна в связи с судом над Иваном Деменюком, всей политической свистопляски вокруг этого дела и на фоне заявлений депутатов Львововского совета, письма их к президенту Ющенко: «Защитить, оправдать, вывести Украину из-под удара». Ну, западенцев ещё можно понять, но что делать с русскими авторами? Вдруг появилась статья Олега Алексеева «Господи, прости!». В ней он отталкивается от заметки писателя из Вологды Роберта Балакшина - православного литератора и патриота, который, помню, поразил нас, участников Фатьяновского праздника, своей неистовой любовью к песне. Он знает наизусть и духовные песнопения, и северный фольклор, и песни советских лет. Прямо скажу: мне не нравится, когда начинают поучать писателей, авторов многих книг, снискавших благодарность читателей. Неведомый мне Алексеев берётся как бы перековывать мировоззрение Балакшина: «В замечательном, во многом очень верном письме Р. Балакшина наряду с признанием приоритета веры в формировании национального единства русского народа поётся гимн «героической советской эпохе». И это типично для постсоветского патриотизма. Но здесь, на мой взгляд, заложена принципиальная ошибка. Пока мы этого не поймём, будет продолжаться разруха в головах русских людей. А она-то и есть главная причина нестроений в нашем государстве». Ох, уж эти штампы запущенные – «разруха в головах»… А у самого-то профеесора Преображенского с его безбожными опытами не было этой разрухи?

Автор статьи берётся ликвидировать эту разруху довольно-таки странным образом: уничижая и перечеркивая огромный период истории России, приводя аргументы, вызывающие отторжение и приводящие к новой разрухе в головах: «То, что гражданская война у нас никогда не заканчивалась, очень ярко проявилось в первые годы Великой Отечественной войны. Ныне стало обязательной нормой указывать, что Сталин в 1941-1943 гг. для консолидации советского народа в борьбе с фашизмом обратился к памяти о наших исторических героях, вернул привычные для русского сознания воинские звания, атрибуты старой военной формы, дал послабления верующим и Церкви. Некоторые авторы захлёбываются от восторга, вспоминая об этом и игнорируя тот факт, что гитлеровцы открыли на оккупированных территориях в 3,5 раза больше церквей, чем Сталин. Но мало кто говорит о причине таких неожиданных в целом шагов коммунистической диктатуры: добровольная сдача в плен миллионов наших солдат и офицеров в 1941-1942 гг., массовые отступления, дезертирство означали лишь одно – значительная часть русских людей не хотела защищать советский строй. Этим же во многом объясняется большое количество – свыше миллиона – русских, пошедших на службу немцам на оккупированных территориях».

Мало кто говорит? Да этим переполнены либеральные, антиправославные СМИ! Наоборот, замалчивается, что добровольно сдались в плен сотни тысяч, но миллионы-то солдат защитили ценой жизни Родину и спасли христианскую Европу. В оккупации оказалось почти 100 миллионов советских людей, а пошли на службу к фашистам – меньше 1-го процента сознательных борцов с Советами, сломленных людей или откровенных подлецов и предателей. Их можно осуждать или оправдывать, проклинать или жалеть, но приводить в пример, избирать весомым аргументом… Это противоречит заветам наших святых – Александра Невского, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова. Насчёт пленных тоже не всё так просто. На пряжках немецких солдат была надпись «С нами Бог», но пленных немцев было не меньше, чем советских солдат – верующих или атеистов. Война – античеловеческая, неуправляемая стихия, но человека на вшивость и верность - проверяет. Изучая Московскую битву, я был поражён одним фактом и раздумьем. Начиная со Смоленского сражения, с битвы и окружения под Вязьмой, было очень много случаев, когда людей призывали и, поспешно обучив, тут же бросали в бой, то есть они воевали практически в своих родных краях. Немцы, особенно в «Вяземском котле» вели агитацию, рассчитывая именно на таких призывников, на колхозников: «Вы окружены, сдавайтесь, возвращайтесь домой, спокойно трудитесь на своей земле». Многие поддавались, но большинство – вступало в бой, прорывалось, чтобы выйти из окружения, из своих насиженных мест в огонь разворачивающейся битвы под Москвой. В Можайском районе я встречался с ветеранами, которые прямо из родного города были брошены в пекло боёв, в соседнюю Долину смерти, которую потом назвали Долиной славы. Снимал для «Русского Дома» одного из них, который дошёл до Венгрии и признавался, что, когда видел власовский флаг, ставший ныне государственным, шёл в атаку с утроенной силой.

Впрочем, не стану пытаться навязывать кому-то своё мировосприятие, но обращусь к любимейшему труду православного философа Алексея Лосева. За философскую вольность, за труд «Имясловие» А. Ф. Лосев получил 10 лет лагерей. После освобождения из лагеря Ло­севу официально запретили заниматься философией, и он оказался обреченным на двадцатилетнее молчание. Философ носил чёрную шапочку, но этот был не профессорский наряд, а скуфья тайного монаха. Так вот, в страшном 1941 году, когда кто-то, к доказательной радости Алексеева, сдавался в плен и предавал, Лосев пишет краткий, но сокровенный и пронзительный труд «Родина»: «То, что рождает человека, и то, что поглощает его после его смерти, есть единственная опора и смысл его существования. Было время, когда этого человека не было; и будет время, когда его не станет. Он про­мелькнул в жизни, и часто даже слишком незаметно. В чем же смысл его жизни и смерти? Только в том общем, в чем он был каким-то переходным пунктом. Если бессмысленно и это общее, бессмысленна и вся жизнь чело­века. И если осмысленно оно, это общее, осмысленна и жизнь человека. Но общее не может не быть для нас осмысленно. Оно — наша Родина».

 

Романтизм и достоинство эпохи

Ушёл из жизни Вячеслав Васильевич Тихонов. Даже президент Украины Виктор Ющенко, а днём раньше премьер Юлия Тимошенко выразили свои соболезнования и сказали слова признательности советскому актёру. Ведь это – наше общее прошлое, общее нравственное и духовное пространство. Ушёл из жизни не просто лауреат Ленинской премии СССР (1980), Герой Социалистического труда (1982), истинно Народный артист СССР (1974), а - последний великий актёр советской эпохи. Исполнитель многих ролей русских и советских солдат, он скончался в канун дня воинской славы России – начала контрнаступления под Москвой. В фильме «Битва за Москву» режиссеру Юрию Озерову понадобился неповторимый голос Тихонова, чтобы только он прочитал закадровый текст. Увы, этот самый уместный фильм в скорбные дни – не показали.

Когда уходит из жизни актёр такого масштаба, звучит много прощальных слов, повторяются фильмы с его участием, всплывают прежние интервью (тем более совсем недавно отмечали 80 лет со дня рождения Тихонова), быстро создаются новые телефильмы, обрушиваются личные воспоминания, хотя сам Тихонов был достаточно закрытым и немногословным человеком. А уж в частную жизнь старался никого со стороны не впускать: «Мужчина не должен говорить о двух вещах - о любви и о болезнях», - повторял он. Но за всей этой искренней или обывательской говорильней нельзя упустить главного – размыть тот высокий и цельный мир, который создал актёр.

Нынешний глава Союза кинематографистов Никита Михалков сказал: «Вячеслав Тихонов - олицетворение целой эпохи. Он сумел в застойные времена создать образ всенародно любимого, настоящего героя. Он сумел сочетать фактуру красавца героя с замечательной характерностью. Он как артист победил свою фактуру". Это звучит так, будто образ настоящего героя был создан вопреки лучшим годам советского кинематографа и творческому взлёту самого актёра, его внешности и характеру. Но все фильмы, показанные в скорбные дни, говорят о прямо противоположном: те «застойные годы» явили целую плеяду легендарных актёров, сохранивших романтизм и достоинство, но главное - высокие традиции, русские идеалы и лучшие черты народа. Ведь известно, что в России это наследие проносят сквозь века, как пронесли и через советскую эпоху - подлинные творцы, аристократы духа, учителя, крестьяне, военнослужащие, редко (и уж только не сегодня!) – государственные деятели. Всех их сыграл, органично воплотил на экране выходец из рабочей семьи Павловского Посада Московской области Вячеслав Тихонов. Не случайно поворотной ролью для него стала роль тракториста Матвея в картине "Дело было в Пенькове", который снимали под Москвой, в Клинском районе. Тихонова не хотели утверждать, но режиссёр Ростоцкий на свой страх и риск взял именно «слишком интеллигентного актёра». Это – любимая роль Тихонова, он играл в ней свою суть, свою русскую душу под телогрейкой, своё уличное детство. Под влиянием дворовой романтики он даже сделал себе наколку – "Слава". Так и сыграл с ней двух князей и старшего гестаповского офицера, пряча руку. Друзья детства вспоминали о Тихонове: обычный мальчишка-подросток, немного застенчивый. И вместе с тем романтик… После семилетки Вячеслав работал токарем. Чуть не потерял на работе зрение: металлическая стружка запорошила ему глаза. К счастью, местный врач смог помочь юноше. Он снова глядел на мир широко открытыми глазами и без памяти полюбил кино. Приехал в Москву и подал документы во ВГИК, чудом удалось поступить: помогли искренние слёзы в коридоре и нехватка юношей военного времени. А в нынешние, «незастойные времена», интересно, смог бы токарь из райцентра пробиться сквозь киношные кланы? Впрочем, теперь это – побочные вопросы.

С дебюта в классической "Молодой гвардии" Сергея Герасимова в 1948-м году и до последнего появления на экране - в 2006 году в неудачном фильме Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви", то есть за 58 лет творческой деятельности, Тихонов сыграл 57 ролей. Получается, по одной роли в год. Для нынешних раскрученных актёров – до смешного мало. Но, к счастью, Тихонов рано заслужил право играть то, что ему было близко и созвучно душевному строю. Поэтому он и мог с полным правом заявить, что такого Штирлица, как у него, больше не будет. Как в воду глядел: мы ведь недавно убедились в этом на телеэкранах. Помимо огромного дарования актёра и режиссёра фильма «Семнадцать мгновений весны», было крайне важно, что всем своим образом жизни, внутренней дисциплиной и непоказным достоинством он соответствовал духу самого знаменитого образа разведчика. Ну, можно ли себе представить, чтобы Исаева так сыграл актёр, пусть и талантливый, который сегодня - в ледовом шоу, завтра в юморине, а послезавтра – в жёлтой прессе с очередным дебошем или скандальным разводом? Впрочем, теперь это тоже побочные вопросы.

Говорят, что ясновидящая Ванга предсказала актёру: ты будешь играть военных. Но это уже и до неё заметили режиссёры: тут вся палитра русского офицерства - от мичмана Панина и разведчика Олега Безбородько в героической драме «Жажда» (действие разворачивается на Украине) до чекиста майора Млынского в кинотрилогии «Фронт без флангов»-«Фронт за линией фронта»-«Фронт в тылу врага» и князя Волконского в киноэпопее «Война и мир». Говорят, что его в качестве князя Андрея Сергею Бондарчуку настойчиво рекомендовала Екатерина Фурцева. Что ж, она угадала, хоть некоторые критики, не смея критиковать министра культуры или ведущего режиссёра, набросились на Тихонова. А он сыграл прекрасно, в точном соответствии со словами Льва Толстого, обращённого к офицерам: «Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение – начало гибели». Князь Андрей в исполнении Тихонова – ни на йоту не сомневался.

Его контуженный Николай Стрельцов в военной драме «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова радуется, как ребёнок, что догнал после ранения своих товарищей. Теперь он догнал их и в небесно-переносном смысле: великих русских актёров – Никулина, Лапикова, Буркова, Шукшина. Страшно озирать осиротевший, некрасивый в своих склоках и уж совсем неромантичный современный киношный мир. Вот заключительный жизненный эпизод, а может, и придуманный ход, весьма характерный для наших дней: Вячеслава Васильевича с инфарктом доставили в ближайший военный госпиталь. Дежурный врач, не обращая внимания на старого пациента, спросил: «Фамилия?» - «Тихонов» - «Звание?» - «Штандартенфюрер СС». И тут врач вгляделся: «Ой, простите. Вы – мой самый любимый актёр!».

Простите, Вячеслав Васильевич, мы все Вас любили, но, может быть, вглядимся теперь ещё пристальней… Такие фигуры – общие герои, любимые на всём постсоветском пространстве, а уж на славянском – особенно, духовно объединяют нас. Юрий Казаков писал в более благополучные времена Виктору Конецкому: «Времена нынче тяжёлые, и надо мы нам нравственно обняться». Золотые слова, обращённые и к нашим украинским собратьям по духу, по писательскому оружию – Слову.


Комментариев:

Вернуться на главную