Ирина СМИРНОВА,старший научный сотрудник ГУК ГМЦ «Преодоление» им. Н.Островского
Бежит волна
В таких степных казацких краях родился поэт Анатолий Александрович Богданович. Родился через 5 дней после начала Великой Отечественной войны. Отца увидеть не довелось: погиб на фронте. Мальчишка рос шустрым и любознательным. С детства заслушивался рассказами деда о славном казачестве, гордясь родством с начальником штаба Кубанского казачьего войска Г.О.Богдановичем. Детство, несмотря на тяготы военной и послевоенной жизни, было счастливым. Запах жирной кубанской земли, легкая поступь статных казачек, крупные звезды летнего южного неба, вкус парного молока, немудреные игры с босоногими соседскими пацанами, - все это осталось с ним навсегда, к этим воспоминаниям он обращался в трудные минуты жизни. А потом появился отчим, кадровый офицер, и семью помотало по гарнизонам страны и Китая. Вернулись на родную Кубань лишь после отставки отчима в 1956г. Но Анатолий уже не мог усидеть на месте. Душа парня жаждала романтики, и на крыше поезда поехал поступать в Ленинградскую мореходку. Увы, подвело здоровье. Пошел шахтёрить, но долго не задержался: стало невмоготу без солнца, без птичьего щебета. Рванулся опять привычным путем на крыше поезда – на Волгу, в Камышин, к рыбакам. Потом новая идея: страна осваивала целину, и с эшелоном добровольцев махнул трактористом в Казахстан. Затем, как и у всех, - армия; служил в Подмосковье. Задержался здесь на 7 лет, ибо армия привела его в журналистику. Писал-то он с юности – не мог не писать, грудь распирало от эмоций, от счастья познания мира, от радости самого существования, - но только в армии подметили литературные способности солдата и направили его по верной стезе, определив корреспондентом в окружную газету. В один из декабрьских вечеров заглянул на огонек в Химкинское литобъединение, руководимое известным поэтом Яковом Шведовым, да так в нем и остался. Посещал семинары, начал печатать в журналах «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Смена», «Огонек» свои стихи. Здесь на одном из поэтических вечеров и жену нашел - красавицу Нину, дочь поэта Максима Виндряевского: Я ловлю себя на мысли,
Уйдя в запас, пошел редактором отдела поэзии издательства «Советская Россия»; параллельно учился в пединституте. Жизнь била ключом: любимая работа, многочисленные поездки с писательскими бригадами по стране, дружная семья, любимая дочка Лариса. Стихи слагались легко и много, набралось на книгу, и в 1972 году вышла первая – «Красная земля». Потом были и другие. Признание не заставило себя долго ждать: в конце 70-х А.Богданович был принят в Союз писателей СССР. Нашлись читатели и почитатели, были многочисленные выступления перед благодарной аудиторией, выступления на радио и центральном телевидении, песни на его стихи. И в этот момент – на творческом и человеческом взлете – А.Богдановича сразила тяжелая болезнь, довольно быстро приковавшая вольного казака к инвалидному креслу. Отказали не только ноги, но и руки. Другой, возможно, взвыл бы от тоски и безысходности, потянулся к рюмке, а он закусил удила и стал еще яростнее бороться за жизнь, за свое место под солнцем. «Сопротивляться недугу мы стали вместе с поэзией», - признается писатель-боец. Не уходи в запас досрочно, Да, тело немощно, но крепок дух, светел ум, и душа по-прежнему настроена «на лирический лад». Не сломленный духом А.Богданович продолжал писать стихи. И если до болезни им было издано 7 книг, то после он написал и издал 12! – рекорд, достойный Книги Гиннеса. Теперь его пути-дороги стали значительно короче, новые впечатления шли параллельно с колеей инвалидной коляски. И пришло время обратиться к «копилке», к неоценимому жизненному багажу. Время переосмысления… «И из собственной судьбы он выдергивал по нитке», если перефразировать Окуджаву. Жестоко думать, но, может быть, это страшное испытание – болезнь – была дана поэту, чтобы он остановился, задумался, чтобы из беззаботного соловья-лирика стал философом?.. Наружу выполз червь из-под земли, Конечно, ни о каких поэтических успехах не могло быть и речи без его любимой женщины, музы, верной жены, а потом и личного секретаря Нины Максимовны. Начиная с 1980-х годов, все стихи были записаны и напечатаны ее рукой. Настоящая русская женщина, она несет бремя ухода за тяжело больным человеком как совершенно естественное дело. Да и сам Анатолий Александрович, большой жизнелюб, не позволяет унывать ни себе, ни окружающим. Постоянные шутки хозяина и веселый смех настолько характерны для этого дома, что бывать в нем – одно удовольствие. А в доме бывали многие. Здесь ведется уникальная тетрадь, где желающие могут записать свои впечатления о творчестве и пожелания поэту-бойцу. Дорогого стоят автографы Беллы Ахмадулиной, Валентина Распутина, Клавдии Васильевны Чапаевой, Сергея Смирнова, Валерия Ганичева, космонавта Виктора Горбатко и многих других. Когда ты с хлебом – мир добрей, Нельзя умалить и значение друзей в жизни А.Богдановича. Эти строки не зря появились у поэта. Много лет ему верны и поддерживают люди, когда-то в молодости попавшие в поле притяжения этой мощной человеческой личности. И происходит простое и удивительное: здоровые друзья помогают организовать его быт, публикации, оказывают ему психологическую поддержку. А он платит им и всем нам новыми стихами, содержащими ответы на вопросы, которые задает жизнь.
Этот замечательный человек не обойден и регалиями. Среди наиболее значимых для него – премия Николая Островского, врученная Анатолию Александровичу в номинации «За мужество и творческие успехи». Автор этих строк, сотрудник Гуманитарного музея-центра «Преодоление» им. Н.Островского, пришла в теплый дом Богдановичей, чтобы, пользуясь музейной терминологией, «скомплектовать» фонд поэта, т.е. подобрать материалы для хранения и экспонирования в музее, прославляющем талант, силу духа, стойкость, сопротивление болезням, травмам и жизненным обстоятельствам. Анатолий Богданович оказался в хорошей компании нашего главного героя Николая Островского, который, будучи слепым и обездвиженным, написал мировой бестселлер – роман «Как закалялась сталь», ставший на долгие десятилетия манифестом и библией для молодых людей с горячим сердцем и желанием изменить мир к лучшему. А разве не почетно быть в одном ряду с конструктором оружия Михаилом Марголиным, основателем Института микрохирургии глаза Святославом Федоровым, летчиком Алексеем Маресьевым, писателем Николаем Зотовым, художником и директором Музея А.Чехова в Мелихове Юрием Авдеевым, певцом Борисом Зайцевым, профессором Александром Суворовым, Героем России Игорем Задорожным, спортсменами-паралимпийцами и многими другими, кто, презрев тяжелые недуги и увечья, реализовал свой талант и навсегда остался в анналах российской истории?
27 июня 2011 года Анатолию Александровичу Богдановичу исполняется 70 лет. Красивая дата! Давно бы мог почивать на лаврах, радуясь осенней любви Нины Максимовны, успехам дочери, верности друзей. Ведь даже по меркам здорового человека – давно пенсионер! Но как можно уйти в отставку от поэзии? Все равно, что отключить глаза, уши, сердце, разум. Обездвиженный, но умноживший талант поэт, подпитываемый яркими воспоминаниями и огромным жизненным опытом, много читающий, в том числе и специальную литературу, по-прежнему пишет. Среди любимых тем - воспевание природы, которая, по его разумению, является настолько органичной средой для человека, что каждое, казалось бы, «пейзажное» стихотворение непременно проецируется на человеческую жизнь и человеческие поступки: У тихой осени окраска лисья,
Любовная лирика Богдановича нежна и трогательна. По-ершовски занимательны и добры детские сказки Анатолия Александровича - их у него двадцать одна, и издана ярко иллюстрированная книга «Говорящее дупло». Волнующая с детства история казачества нашла свое яркое воплощение в поэме «Золотые цепи атамана», посвященной последнему кошевому атаману Запорожской сечи П.И.Кальнишевскому, закончившему свой земной путь 112 лет от роду на Соловках, чья яркая судьба, несомненно, повлияла на формирование А.Богдановича как поэта и стоика. И, возможно, вершиной творчества поэта являются философски наполненные афористически краткие четверостишия «Соты». Цветок спросил пчелу в рассветной мгле:
Эти четверостишия, по форме «ноу-хау» А.Богдановича, по смысловой емкости перекликаются с рубаи Омара Хайяма, отражая, как в капельке росы, огромный космос человеческого бытия. Болеешь ты или здоров –
«Дно» этого человека – его парадоксально сильная и романтическая натура, его честность и несгибаемость, его огромная любовь к людям и родной земле – поистине золотое. |