Владимир БОНДАРЕНКО
КОМУ ДАЮТ ГОСПРЕМИИ?

В Кремлевском дворце 12 июня президент лично вручал Государственные премии за 2015 год в области литературы и искусства. Лично поздравлял и жал каждому лауреату руку, благословляя его продолжать путь свой. Но какие же пути при этом благословлял с высоты Кремля наш президент?

Во-первых, несмотря на традиционное обозначение премий – в области литературы и искусства, уже не первый раз саму литературу обходят боком. То ли писатели на Руси перевелись, то ли идут все писатели не тем путем?

Во-вторых, крайне важно, какие же тенденции поддерживает в нашей культуре наше родное государство, какие направления?

Что касается всенародной любимицы, композитора Александры Пахмутовой, получившей премию «За выдающиеся достижения в гуманитарной области”, здесь спорить не о чем, это кумир многих поколений, ее музыка знакома всем, здесь скорее можно говорить не о Путинском выборе, а о продолжении наших давних традиций. То же самое можно сказать и о премии "За комплексное восстановление музея-заповедника "Тарханы", возрождение традиций усадебной культуры, популяризацию творческого наследия Михаила Лермонтова", которая была вручена президентом директору Государственного Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" Тамаре Михайловне Мельниковой.

Тем более, и премия Пахмутовой связана с юбилеем композитора, и премия Мельниковой ставит точку в праздновании 200-летия нашего великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Обратимся к современной культуре, что привлекло в ней наших государственных лидеров?

Может быть, за поддержку державных традиций в современном кино, театре и литературе премию присудили организатору “Золотого витязя” уже в трех ипостасях: театральной, кинематографической и литературной Николаю Бурляеву? Давно бы пора… Нет, державные усилия “Золотого витязя” не заинтересовали наших культурных властителей.

Может быть, государственная премия была, наконец, присуждена главному державнику нашей культуры Александру Проханову и за его романы, продолжающие героическую линию в русской прозе, и за его ведущую роль в современной патриотической журналистике? Нет, нашим культурным лидерам эта державность и эта боевая патриотика ни к чему. Не видать ни разу было Владимира Путина на съездах и выездных пленумах нашего патриотического Союза писателей, которые за эти годы проходили и в Чечне, и в Орле, и в Сибири. Зато на заседании либерального ПЕН-клуба Владимир Путин побывал, где его и заклеймили за излишнюю государственность.

Государственную премию за свою творческую и общественную деятельность получил "за вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа" известный либеральный режиссер Александр Сокуров. Режиссер талантливый, отрицать не будем. Но направленность его творчества явно либеральная, и оппозиционная по отношению к государству российскому. Что не побоялся подтвердить и сам режиссер в своем ответном слове, после того, как президент крепко пожал ему руку и вручил награду. Он решил продолжить традицию Юрия Шевчука и Леонида Парфенова, использовавших встречу с президентом для выражения своей “правды” о России. Все бы хорошо, можно восхититься смелостью режиссера, если бы это была общественная дискуссия, или какое-нибудь думское заседание. Но если тебе дают государственную премию, а ты не поддерживаешь эту государственную политику, то откажись от премии, это будет еще более смелый поступок. Александр Сокуров в своем ответном слове сказал :”Вроде бы сегодня праздник, а на душе тревожно. Отечество наше идет по тяжелому и трудному пути. Никто не знает, что нас ждет впереди. И я хотел бы попросить Бога, чтобы он нас уберег от ошибок, и попросить Бога, чтобы он уберег наших солдат и наших офицеров, чтобы жизнь их убереги и чтобы все у нас было по-человечески”.

Все понимают, чего так тревожится кинорежиссер за наших солдат и офицеров, и где они, в каком Донбассе или Дебальцево, могут не уберечь свои жизни.

Не люблю я эту нашу традиционную двойственность и двусмысленность и нашей власти, и наших придворных диссидентов. В советские времена так Государственными премиями ублажали и Вознесенского, и Евтушенко, отодвигая в сторону наших державных писателей, заодно ублажали и западное общественное мнение, нисколько не заботясь от мнении своих сограждан. Этакая витиеватая политическая игра шла, дали Государственную премию Андрею Вознесенскому, и его уже, как приласканного советской властью, отодвинули в Стокгольме от надвигавшегося в том году Нобеля. Иосиф Бродский за эту двойственность и недолюбливал наших либеральных и прогрессивных лауреатов. Или уж ты будь против, так и выступай, или уж не делай из себя подпольного оппозиционера. Думаю, ни Новодворская, ни Макаревич Государственную премию России из рук Путина брать бы не стали. К Сокурову смело можно отнести слова Бродского по поводу наших придворных оппозиционеров. И нашим, и вашим. И лауреат путинской премии, и противник путинской политики.

Но и власти наши, постоянно по-лакейски заигрывающие перед западом и отечественной либеральной общественностью, должны же в конце концов выработать русскую государственную культурную политику. И в театре, и в кино, и в литературе. Никакой цензуры, никаких притеснений, но кому давать из деятелей культуры государственные бюджетные (то есть народные) деньги, кому присуждать Государственные премии власть обязана определять, исходя из интересов народа и государства. В конце концов, берите пример с США. Там выходят и ультраправые антисемитские газетки, и троцкистские, и сталинистские, есть малюсенькие радиостанции самых радикальных направлений. Свобода слова. Но никогда государство и все, связанные с государством капиталы, не будут финансировать или рекламировать эти антигосударственные издания. Выступай против Донбасса, против Путина, против Дня Победы, против чего угодно, но не претендуй на государственные дотации, на поддержку государственных СМИ, на государственные премии. В конце концов, кто проплачивал все эти “Левиафаны”,”Тангейзеры”, поездки в составе делегаций на все мировые книжные фестивали Быковых и Шишкиных, наша родная российская власть. А державная культура по-прежнему загнана в угол. Ни одной телепередачи по литературе державного русского направления. Будто мы и не в России живем. Даже в ельцинские времена в Москве был “Русский мир” Александра Крутова, а в Питере победно гремели “600 секунд” тогда еще не скурвившегося и не продавшегося Невзорова.

Потому и вынуждена еще одна лауреатка Государственной премии актриса Чулпан Хаматова скрывать уже и от властей, и от либералов свои собственные взгляды. Выступая то за Путина, то против Путина. Боясь либеральной жандармерии.

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную