Первый раз я прочел рассказ Захара Прилепина "Письмо товарищу Сталину", как яркую
антилиберальную сатиру. Этакий русский Антишендерович. Так, забава для
мозгов. И не более.
Второй раз, кроме самого текста в меня влезал и
его подтекст. По сути, там языком гротеска и постмодернизма сказана
русская правда о русском народе. Думаю и эту хлесткую сатиру на
либеральное общество, какой бы беспощадной она ни была, не заметили
бы. Понимал это и сам Захар Прилепин.Как угодно ругай русский народ,
русские власти, русских миллионеров, - никому до этого дела нет.
И
вдруг полемика по всему мировому интернету. Пишут свои колонки
Шендерович и Иртеньев, Быков и Кох, Ольшанский и Долина. Что новое
нашли? В заезженной пластинке проклятия перестройки.
Третьим слоем в
этом сатирическом эссе идет очень себя уважающий еврейский
народ. Хочешь, чтобы тебя заметили, пиши о евреях. Весь протест
Тарантино и фон Триера, объявившего себя нацистом, заключался в том,
что им надоели занудные судьбы еврейских мальчиков из гетто. Нет
еврейских мальчиков, нет мирового кино. Холокостом перекормили всю
Европу. Возникла естественная биологическая отрыжка. Естественно, не
на весь еврейский народ , а на его вечно возбужденную часть.
Я
попробовал прочитать текст Прилепина без упоминаний о еврейском
народе. Пришлось бы убрать лишь одну пятую часть. Вы не поверите,
зашлите такой текст на любой сайт, его никто не заметит. Да и о самих
евреях Захар пишет то, что они и сами про себя пишут. Пишет даже
деликатнее. На этом он все равно погорел.
Помню я на одном лондонском
поэтическом фестивале, где был в жюри, как и положено, большинство
поэтов и критиков были евреи. Мы хорошо и весело вели фестиваль, и я
встроился в их игру и так же легко и юмористично стал говорить от тех
же еврейских проблемах. о которых только что они говорили куда хлеще.
Это встраивание в их мир аукается мне до сих пор.
То, что говорят они,
не смеем говорить мы. Парадокс заключался в том, что я лишь повторил
все высказанное евреем об евреях , но уже в другой соседней аудитории,
тоже соситоящей из евреев. И стал сразу же антисемитом.
Думаю, так же
заигрался и Захар, в своих поездках, в своих дружбах он говорит с
ними на равных, говорит о том же самом, и они умеют весело смеяться
над собой. Надо бы собрать сборник "еврем смеются", собрав самые
убийственные примеры их иронии из израильской прессы. Обществу
"Память" будет далеко до них. Но - в их кругу, и не более.
Захар решил
заговорить их языком о русском народе и о нашей стране. Он переступил
черту оседлости. Вся центровая наша интеллигенция - это же не русская
интеллигенция. Мы - на обочине, по касательной. Захар поначалу
вырвался вперед, вот сейчас ему и покажут его место. Или играй там с
ними, или мы тебя не пустим в нашу мировую обойму.
Я рад случившемуся. Если бы Захар не переступил нечаянно эту черту
оседлости, все пошло бы по другому. Прав Герман Садулаев, который
четко определил: вся полемика по этому "Письму Сталину" из-за
национального вопроса.
Захар дал свой четкий и нетрусливый ответ.
Хватит стесняться своих отцов. Или мы ничего не стоим. Наша патриотика
сейчас давно уже, кроме прохановского острия, не рвется на баррикады,
не рвется защищать культуру России. Да и просто не пишет ничего
интересного.
К тому же, многие официальные патриоты крайне
отрицательно относятся ко всей прилепинской банде. Также когда-то не
любили лермонтовскую банду, гумилевскую банду, куняевскую банду,
прохановскую банду. Ждали болотного покоя. И вдруг этот прилепинский
вызов.
Его проклинают все шендеровичи, хотят избить. Но до каких пор в
России русской культурой будут командовать шендеровичи? Мне кажется,
Захар начинал писать немного и из фронды, для пиара, но уже когда
писал, подключился к русскому национальному нерву. И так вот с
ухмылочкой со стороны посмотрел на все эти антисталинские либеральные
выпады. Глубоко сидит в Захаре эта нижегородская глубинка, не
выкорчевать. Да и мы в Москве поддержим.
Лютуй дальше, друг!
|