Владимир БОНДАРЕНКО
Лютуй дальше, друг!

Первый раз я прочел рассказ Захара Прилепина "Письмо товарищу Сталину", как яркую антилиберальную сатиру. Этакий русский Антишендерович. Так, забава для мозгов. И не более.

Второй раз, кроме самого текста в меня влезал и его подтекст. По сути, там языком гротеска и постмодернизма сказана русская правда о русском народе. Думаю и эту хлесткую сатиру на либеральное общество, какой бы беспощадной она ни была, не заметили бы. Понимал это и сам Захар Прилепин.Как угодно ругай русский народ, русские власти, русских миллионеров, - никому до этого дела нет.

И вдруг полемика по всему мировому интернету. Пишут свои колонки Шендерович и Иртеньев, Быков и Кох, Ольшанский и Долина. Что новое нашли? В заезженной пластинке проклятия перестройки.

Третьим слоем в этом сатирическом эссе идет очень себя уважающий еврейский народ. Хочешь, чтобы тебя заметили, пиши о евреях. Весь протест Тарантино и фон Триера, объявившего себя нацистом, заключался в том, что им надоели занудные судьбы еврейских мальчиков из гетто. Нет еврейских мальчиков, нет мирового кино. Холокостом перекормили всю Европу. Возникла естественная биологическая отрыжка. Естественно, не на весь еврейский народ , а на его вечно возбужденную часть.

Я попробовал прочитать текст Прилепина без упоминаний о еврейском народе. Пришлось бы убрать лишь одну пятую часть. Вы не поверите, зашлите такой текст на любой сайт, его никто не заметит. Да и о самих евреях Захар пишет то, что они и сами про себя пишут. Пишет даже деликатнее. На этом он все равно погорел.

Помню я на одном лондонском поэтическом фестивале, где был в жюри, как и положено, большинство поэтов и критиков были евреи. Мы хорошо и весело вели фестиваль, и я встроился в их игру и так же легко и юмористично стал говорить от тех же еврейских проблемах. о которых только что они говорили куда хлеще. Это встраивание в их мир аукается мне до сих пор.

То, что говорят они, не смеем говорить мы. Парадокс заключался в том, что я лишь повторил все высказанное евреем об евреях , но уже в другой соседней аудитории, тоже соситоящей из евреев. И стал сразу же антисемитом.

Думаю, так же заигрался и Захар, в своих поездках, в своих дружбах он говорит с ними на равных, говорит о том же самом, и они умеют весело смеяться над собой. Надо бы собрать сборник "еврем смеются", собрав самые убийственные примеры их иронии из израильской прессы. Обществу "Память" будет далеко до них. Но - в их кругу, и не более.

Захар решил заговорить их языком о русском народе и о нашей стране. Он переступил черту оседлости. Вся центровая наша интеллигенция - это же не русская интеллигенция. Мы - на обочине, по касательной. Захар поначалу вырвался вперед, вот сейчас ему и покажут его место. Или играй там с ними, или мы тебя не пустим в нашу мировую обойму.

Я рад случившемуся. Если бы Захар не переступил нечаянно эту черту оседлости, все пошло бы по другому. Прав Герман Садулаев, который четко определил: вся полемика по этому "Письму Сталину" из-за национального вопроса.

Захар дал свой четкий и нетрусливый ответ. Хватит стесняться своих отцов. Или мы ничего не стоим. Наша патриотика сейчас давно уже, кроме прохановского острия, не рвется на баррикады, не рвется защищать культуру России. Да и просто не пишет ничего интересного.

К тому же, многие официальные патриоты крайне отрицательно относятся ко всей прилепинской банде. Также когда-то не любили лермонтовскую банду, гумилевскую банду, куняевскую банду, прохановскую банду. Ждали болотного покоя. И вдруг этот прилепинский вызов.

Его проклинают все шендеровичи, хотят избить. Но до каких пор в России русской культурой будут командовать шендеровичи? Мне кажется, Захар начинал писать немного и из фронды, для пиара, но уже когда писал, подключился к русскому национальному нерву. И так вот с ухмылочкой со стороны посмотрел на все эти антисталинские либеральные выпады. Глубоко сидит в Захаре эта нижегородская глубинка, не выкорчевать. Да и мы в Москве поддержим.

Лютуй дальше, друг!


Комментариев:

Вернуться на главную