Владимир БОНДАРЕНКО
Иван, крестьянский сын и Чудо-Юдо

На «Оскара» от России в этом году выдвинули фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» . Очень рад этому. Меня поразила уже первая версия «Белого тигра». Книжная версия прекрасного питерского писателя Ильи Бояшова. О супермощном мистическом немецком танке, который как бы живет сам по себе, без команды сверху, без горючего, боезапасов, всё идет из него самого. И этот «Белый тигр» вечно направлен на Россию. Уже и фашистов в конце книги, как положено, разбили, а «Белый тигр» затаился и готовится к новым боям. Готов на новую борьбу и русский танкист Иван Найденов, прозванный сослуживцами Ванька-Смерть.

Но и Россия не лыком шита, на вечный технический вызов Европы она отвечает русским человеческим вызовом. На западную техническую мистику направлена наша человеческая мистика. У нас , может, и не всегда есть супер-танки, но у нас всегда есть супер-люди. И тут дело уже не в конкретном Гитлере или конкретном Сталине, и «Белый тигр» не зависит от Гитлера, и наш танкист Иван Найденов не зависит от Сталина, он борется со злом, и не уступает.

На просмотр кинофильма я шел с опаской, кинокритика, в основном либеральная, уже изрядно поутюжила этот фильм, заверив, что кроме большого количества танков в фильме ничего и нет. Еще, мол, одна ненужная картина про войнушку, написанная и поставленная теми, кто ни воевал и ни стрелял.

Судя по всему, лихие киношные критики, все как один, книгу Ильи Бояшова не читали. Не про войну она. А про русских людей и западную механистическую модель сознания , про два несовместимых мира. Про нашу вечную войну друг с другом на всех уровнях.

Я побаивался того, что талантливый кинорежиссер Карен Шахназаров тоже как следует книгу не прочитает, и будет снимать очередное кино про войну. К счастью, этого не случилось. Книгу Карен Шахназаров очень даже внимательно прочитал, и магического реализма, мистики машины и мистики человека еще своей добавил . На мнение либеральных кинокритиков мне плевать, они давно уже о сути своей профессии забыли, им лишь бы Россию пополоскать погрязнее. По-моему, они даже и не поняли, о чем фильм Шахназарова.

Военная мистическая драма о вечном противостоянии западного технического могущества и русской непобедимости. Конечно, думаю я, «Оскара» такому фильму не дадут, но пусть американские киноакадемики посмотрят и еще раз подивятся внутренней русской духовной мощи. Финал их просто шокирует. И от страха перед русскими победу отдадут фильму о судьбе какого-нибудь несчастного гомика.

По большому счету фильм Шахназарова и страшный и даже какой-то пацифистский, как картина Верещагина из человеческих голов.

Если, к примеру, «Моби Дик» этот американский кит, символ природы, постоянно уходил от китобоя, то в «Белом тигре» всё наоборот, от уничтожения людьми всячески уходит техническая машина смерти. Танк «Белый тигр», скорее напоминает нынешние американские беспилотники, которые безжалостно уничтожают людей в азиатских пустынях, оставаясь безнаказанными.

Упреки уже наших патриотов, мол, почему в фильме наши танки не раздолбали эту немецкую машину, что за пропаганда фашистской техники? – я отвечу, что «Белый тигр» - это не фашистская техника, это страшнее и хуже, это какой-то западный механический демон, вечно направленный на восток. Скорее в этом фильме Гитлер с его истошным выступлением лишь переводит на язык слов вечное желание мистической машины.

Русский танкист Найденов выходит на борьбу со злом.

……………………………

Фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» о противостоянии духовных начал - нашего - и западного в целом. Герой фильма, русский танкист, младший лейтенант Иван Найденов , весь израненный, покалеченный, уже чуть ли не полный инвалид, он получил 90 процентов ожогов, он должен был умереть еще в сгоревшем танке своем, затем в госпитале, (на него даже врачи смотреть не хотят, надо выхаживать живых), без лица , в шрамах и ожогах, выйдя из госпиталя после первого неудачного поединка с «Белым тигром» вновь идет навстречу с ним. Схватка продолжается. Человека и машины. Русского человека и западной машины. Для нашего танкиста специально конструируют особый танк на базе Т-34-85. Этот проклятущий «Белый тигр» никак нельзя уничтожить, но и танкист наш выползает из всех передряг и вновь начинает охоту на тигра. Кто кого? За русским Иваном стоит не Сталин, не командование военное, стоит вся Россия, его вера, его национальная мистика. Хочу отметить и прекрасную актерскую работу. Играет Ивана Найденова , прозванного за свою борьбу и покалеченность Ванькой-Смертью , молодой актер Алексей Вертков. Играет очень убедительно. Алексей Вертков играет отрешенного, полумертвого, ушедшего в себя танкиста, который видит перед собой одну огромную цель. Впрочем и остальные актеры : Виталий Кищенко , Валерий Гришко , Александр Вахов , Виталий Дорджиев , Владимир Ильин , Карл Кранцковски , Кристиан Редль удачно вписываются в рисунок фильма. Ванька-Смерть , выжив после всех увечий и ожогов , начинает интуитивно чувствовать приближение «Белого тигра», начинает разговаривать с танками. Он сам становится частью своего танка.

Со своей мистикой Карен Шахназаров сделал реальный прорыв в нашем отечественном кино. Уйдя от всех , и наших, и западных шаблонов. Скорее, я бы его сравнил с китайцем Чжаном Имоу, тоже соединяющим смело китайскую историю и мистику души. Смешно, когда критики начинают высматривать, что у немцев таких танков не было, мол . был камуфляж, и как, мол, выжил человек с 90 процентами ожогов? Да, в жизни такого не бывает. . И у нашего танка какие-то детали не сходятся. Неужели не понять: «Белый тигр» - это зловещий символ войны с нами, и русский танкист Иван Найденов с его ожогами тоже символизирует нашу стойкость и непобедимость.

Я не знаю, надо ли было вводить в фильм о противостоянии человека и танка еще и эту речь Гитлера о «противостоянии оружия человеческому началу» и о необходимости вечной борьбы с «этой угрюмой страной на востоке»? Но, очевидно мистику книжного текста так прямо на экране не передашь, и это гитлеровское проклятие как бы символизирует нашу вечную борьбу. К тому же и напомнить про гитлеровские слова тоже нынче не мешает нашей молодежи.

Либералы заполошились, узнав, что на «Оскара» выдвинули шахназаровского «Белого тигра». Что это забыли про Сокурова, сделавшего фильм «Фауст» на немецком языке, надо было его выдвигать? Во-первых, все равно американцы ни за что не дали бы ни сокуровскому «Фаусту» своего «Оскара», ни звягинцевской «Елене». Во-вторых, этот яркий фильм «Белый тигр» без особых спецэффектов говорит о русском кино гораздо больше, чем немецкий «Фауст». Пусть немцы «Фауста» и выдвигают. Пора нам своей русской культурой всерьез заниматься.

«Белый тигр» - это убедительная русская победа в кино!

Другие мнения

Ирина Репьёва "НЕ УМЕЕШЬ – НЕ БЕРИСЬ!"

Алексей Шорохов "СЕДЫЕ ЛЬВЫ ПРОТИВ «БЕЛЫХ ТИГРОВ»"


Комментариев:

Вернуться на главную