Владимир БОНДАРЕНКО

Палёная литература
О встрече Путина с российскими литераторами


Встреча Владимира Путина с российскими писателями
Сначала я просто хотел отмахнуться от этой встречи, встретились коммерческие авторы в рамках книгоиздательского съезда с премьер-министром, ну и ладно. Мне звонит Александр Проханов из Пскова: «Володя, будем отмечать эту встречу? Всё-таки, литературное событие». Но что там отмечать? Миллионные гонорары королей бульварного рынка? Они к литературе никакого отношения не имеют. Затесался в толпу бульварных авторов один серьезный писатель Захар Прилепин, но и тот свои острые вопросы задавал не на литературные темы. Очаровательная Алиса Ганиева как бы дополняла и кавказский колорит встречи, и скорее всего представляла журналистов, пишущих на литературную тему. Очень уж она не вписывалась в коммерческий ряд успешных беллетристов.

Думаю, в список королей книжного рынка Захар Прилепин попал не случайно. Его тиражи сейчас и на самом деле близки к тиражам Лукьяненко или Минаева. Вполне допускаю, тот , кто отбирал участников встречи, учитывал прежде всего тиражи печатаемых книг автора. И тогда талант как бы и не при чем, приглашены тиражные, рыночные писатели: Захар Прилепин, Сергей Минаев, Михаил Веллер, Сергей Лукьяненко, Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Александра Маринина, Павел Санаев… Не понимаю, что там делал архимандрит Тихон, может, обсуждал с Лукьяненко его «Ночные дозоры» и нечистую силу? Или у него под рясой всегда найдутся карманные детективы Устиновой или Донцовой? Ни слов осуждения, ни слов восторга от него не прозвучало. Но свою печать православности на всю эту бульварщину архимандрит своим присутствием поставил.

Размах встречи , и её резонанс оказался такой, что отмахнуться уже нельзя, да и оставить без внимания эту операцию подмены реальной литературы – литературой палёной невозможно. То внимание, которое было придано встрече всеми средствами массовой информации, мгновенное переименование всех её участников в «ведущих писателей России» на меня произвело самое шоковое впечатление. Верх и низ перевернули. Черное стало белым. Бахтинский карнавал.

Одно дело, если бы на встрече присутствовали тот же Захар Прилепин и Дмитрий Быков, Сергей Гандлевский и Евгений Семичев, Владимир Маканин и Владимир Личутин, Алексей Иванов и Сергей Чупринин, Марина Струкова и Юрий Поляков, Александр Илличевский и Михаил Шишкин, Александр Проханов и Анатолий Ким, Глеб Горбовский и Александр Кушнер, в конце концов, Виктор Пелевин и Владимир Сорокин, писатели самых разных взглядов и направлений, определяющие состояние всей современной русской литературы. Тогда можно было бы говорить о повороте в культурной политике страны, о каком-то начинающемся духовном подъеме государства.

Когда писателями всея Руси нам нагло называют пошляков и борзописцев, успешных авторов фэнтези и уличных карманных детективов, типа Устиновой или Минаева, меня от такой подмены начинает тошнить. Уже на следующий день Татьяна Устинова и Дарья Донцова не слезают с экрана. Вот они – наши Белинские и Гоголи, вот кого несут сегодня с базара прямо в приемную Владимира Путина.

Я смотрю, как не спеша, под себя, под собственный низкий вкус подстраивает наш будущий президент критерии русской литературы. Вначале рядом с ним присутствовали Валентин Распутин, Даниил Гранин. Потом начинают где-то мелькать та же Татьяна Устинова и Михаил Веллер. И вот , наконец, наш лидер показал ту литературу, которая ему близка. На которую он и будет равняться. Дарья Донцова тут же упрекнула премьер-министра, что он на съезде книгоиздателей высказался о «легком чтиве». «За нами миллионы читателей», - сказала Донцова, уточнив, что тиражи каждого из этих авторов ежемесячно составляют 1,2 млн экземпляров.
«Если так прозвучало, приношу свои извинения», - сказал Путин. И добавил - «Александра Дюма тоже считали автором, который производит "легкое чтиво", и говорили, что его завтра забудут. Но мы все читаем, я сам зачитывался этой книжкой ("Три мушкетера" - ред.) до безумия», - добавил премьер.

Вообще-то, миллионы читателей есть и у любой порнухи, у дешевых комиксов, миллионы зрителей есть и у педофильских роликов, как , Владимир Владимирович, - будем на них равняться? Более, чем сомнительные аргументы. Пушкину было далеко до тиражей Булгарина. Тиражи Жарова и Безыменского превышали тиражи всех гениев Серебряного века. Бродскому было далеко до тиражей Дементьева.

Далее осознанную линию на отказ писателей от любой государственной поддержки продолжил, пожалуй, самый легковесный и пошловатый автор Сергей Минаев. Он уже как бы и от имени всего государства, и от всех писателей, заявил о прекращении любой государственной поддержки литературы. Зачем нам убыточные Мандельштамы и Леониды Леоновы? «Ребята, вы напишите такие книги, чтобы они были проданы тиражом не менее 200 тыс. И вам не нужны будут ни премьер-министры, ни Союз писателей, потому что завтра, Владимир Владимирович (если мы сейчас в этом русле будем говорить), хитроумные чиновники протащат через кучу посредников на Ваш стол нацпроект «Малая земля-2» с грантом в 1 млн долларов… Мы хотим жить в России, и поэтому, как только начинаются заказы на патриотизм, я просто… Мой роман «Духлесс» был продан тиражом в 700 тыс. копий в первый год, у Захара тоже был очень большой тираж. На самом деле у писателя с властью взаимоотношения никакого быть не может, не надо писателя кормить: мы это проходили уже, надо защищать наших издателей, которые дают нам зарабатывать».

Вот это уже , мне кажется, начинается тотальное уничтожение всей русской литературы, как таковой. Везде, во все времена, во всем мире, все ПЕН-центры, все объединения писателей существовали с царских времен для того, чтобы поддерживать писателя. Увы, настоящая литература, как правило, убыточна. Убыточны и левые, и правые, убыточен и Иосиф Бродский, и Юрий Кузнецов, и Юрий Домбровский, и Варлам Шаламов. И мне кажется, что эта встреча Путина с писателями состоялась именно в таком формате, чтобы можно было убедительно потом сказать: сами писатели отказываются от помощи государства. Литературе не нужна государственная поддержка.

В поддержку Сергея Минаева сразу же выступила еще одна бульварная королева Дарья Донцова: « Минаев абсолютно правильно сказал. Нас не надо кормить, мы сами себя прокормим».

Сергей Минаев: «Абсолютно правильно, нас прокормят наши издатели».

Дарья Донцова: «Вы помогите нашим издателям, вот это действительно абсолютную правду он сказал. А Союз писателей, простите, пожалуйста, был создан Горьким специально по заказу Сталина, чтобы управлять этими писателями».

Какая же литература нужна нашему премьер-министру? Исключительно рыночная, никаких тебе Достоевских и Гоголей, никаких Распутиных и Битовых.

Как-то в былые времена наши фантасты и детективщики, наши беллетристы при всех своих миллионных тиражах знали своё место, не подменяли собой всю литературу.

Путин даже ужесточил требование Минаева и Донцовой. Дарья Донцова посоветовала ему хоть раз сфотографироваться на фоне книжного магазина с книжкой в руках :

«Я Вас ни разу не видела на открытии книжного магазина, никогда. Я просто не видела. Я специально просмотрела интернет. Я нашла одно маленькое интервью, где Вы говорили, что любите Тургенева и Хемингуэя, если не ошибаюсь, и всё. Вы были на Московской книжной ярмарке один раз. Мне кажется, что если наше высшее чиновничество возьмет с Вас пример, а они возьмут с Вас пример (хотя бы из подхалимства), и возьмут в руки, так и быть, книгу…Нельзя заставить читать, но если читает начальство, может быть, будут читать книги. Причём неважно, чтобы это были обязательно советские, русские писатели, читайте любую книгу, возьмите в руки любую книгу и читайте».

Я понимаю, что Донцова хотела бы увидеть Путина прежде всего с её книжкой в руках. Но в целом, я с этим предложением Донцовой более, чем согласен. В советские времена в докладах Брежнева или Хрущева были цитаты из русских классиков. И так по команде шло до самого низа. Если бы Путин хоть раз процитировал Чухонцева или Рубцова, хоть раз показал на экране, какие книги он читает, мгновенно вплоть до мелкого городка чиновники начали бы цитировать стихи местных поэтов и заходить в книжные магазины.

Меня абсолютно убил ответ Владимира Путина. Думаю, он сам не понимает, до какой пошлости он докатился. Вот его ответ: «Уверяю вас, те, кто производит молоко, просят меня почаще появляться со стаканом молока. Те, кто производит мясо, хотят, чтобы чаще видели, как я ем отечественное мясо, и так далее. Вы зря смеетесь, честное слово, так и говорят об этом, так и просят…»

Для него, что великая поэзия, что кусок колбасы – одно и то же. Литературу наш лидер приравнял к мясомолочным продуктам, чего еще русским писателям от него ждать?

У Донцовой, Минаева, Устиновой и иже с ними, и на самом деле миллионные тиражи. Бульварной литературе помощь не нужна. Рыночное искусство проживет и само.

У книжек про Гарри Поттера тиражи еще больше, но значит ли это, что США или Германия не оказывают своей национальной литературе весомую поддержку? Оказывают, и еще какую. Наших же рыночных литераторов , получается , волнует только проблема полной свободы. Ах, как переживала за свою полную свободу Татьяна Устинова, чуть самого Путина в объятьях не раздавила, выдавливая из него эту желанную свободу.

Татьяна Устинова: «Я про свободу два слова хотела сказать, очень уж интересно. На самом деле 20 лет с небольшим, что существует новая Россия, новая российская литература была абсолютно свободной, то есть мы писали и пишем, собственно говоря, абсолютно всё, что хотим, у нас нет никой цензуры, ну, по крайней мере, у меня, я не знаю, как у остальных. Минаев (обращаясь к С.С.Минаеву), у тебя есть?»

Сергей Минаев: «У меня никогда в жизни её не было».

Дарья Донцова: «У меня тоже нет» . ( Какие у нас, однако, свободные писатели завелись, только для чего им в их бульварной литературе нужна свобода? Разве что для полноты сексуальных сцен, больше у них никаких проблем в их книгах нет, ни социальных, ни политических. Вот бы когда Прилепину добавить пару слов про лимоновцев).

Татьяна Устинова: «Нас никто как-то не проверяет и не контролирует, вот эта страшная вся история цензурная как-то обходит нас стороной. И мне, как пишущему человеку, и мы действительно все рефлексирующие, мы действительно все сумасшедшие, и мы действительно такие все немножко с содранной кожей, какие бы мы ни были коммерчески успешные… Мне бы очень хотелось, чтобы так оставалось и дальше, и всегда, чтобы мы были свободны в том, что мы делаем. Это очень важно, это гораздо важнее, чем любые творческие союзы и возможность в них получить мандат МАССОЛИТа, понимаете? Это гораздо важнее, и я надеюсь, что как-то так оно и будет в этой стране…»

Интересно, почему у всех коммерческих дельцов не «наша страна», а «эта страна»? Само собой выскакивает. Меня поражает еще их общая наглость, кто им дал право говорить от имени всей русской литературы, кучка коммерческих рыночных дельцов вдруг решает, у кого была свобода, у кого – нет. У кого большие тиражи и большие деньги, тот и писатель. Всё, что надо, они заработают . Когда подряд четвертый рыночник из них тоже заговорил о том, что они сами сколько надо заработают, мне даже смешно стало. Неужели Путин не понимает, что это – не литература. И рыночный язык этот, о том, сколько каждый из них заработает, не для серьезного разговора о реальной литературе.

Смысл этой рыночной встречи с рыночными писателями и был лишь один : отказать отечественной русской литературе в любой поддержке. И на самом деле, прав Минаев. Если ты такой талантливый, что же не пишешь книжки , которые будут выходить тиражом 200 тысяч экземпляров? Тиражи у нашей бульварной литературы выше, чем у всей русской классики, вместе взятой. Марине Цветаевой бы сказать в эмиграции, или Андрею Платонову: чего они не пишут книжки под 200 тысяч тираж? Пусть и вешаются себе на здоровье. У нас ведь, рынок, нам всё равно, колбаса ли дешевая, молоко из порошка или книжки Устиновой и Марининой . Нам в России , согласно заверениям Владимира Путина, больше ничего и не надо. Как говорил Артемий Троицкий по поводу Лимонова: каждый решает сам, в тюрьме сидеть или в джакузи? Вот и писателям вместо высокой лирики и сложных романов надо писать примитивные бульварные сюжеты.

Вроде бы даже и попробовал Владимир Путин с ними заговорить о патриотизме (забыл, в какое общество писателей он попал), но его быстро укоротили. «Что касается патриотизма, то … поддерживать какие-то направления работы – это, конечно, можно, но это очень сложная задача, потому что, действительно, к этому процессу сразу могут примазаться многочисленные люди из различного уровня аппаратов, которые всегда обоснуют, что нужно дать денег Иванову, Петрову, а не Сидорову. И это очень сложный процесс. Хотя можно было бы подумать на тему о том, чтобы организовать какой-то процесс поддержки через профессиональное творческое сообщество – так же, как по линии кинематографии мы сделали».

Роман Злотников: «Не надо! Такая будет банка с пауками. Ни в коем случае».

Реплика: Банка с писателями хуже, чем с пауками.

В.В.Путин: «Такая проблема существует».

Роман Злотников: «Сами заработаем, не волнуйтесь».

В.В.Путин: «Я и не волнуюсь, я просто отвечаю на то, что здесь прозвучало».

Как они все подряд хвастаются перед Путиным своими высокими заработками. Почему же наша достойная литература живет впроголодь? Злотников сам заработает своими «Империями», Минаев пошлейшим «Духлессом», Устинова с Донцовой – примитивнейшими детективами. И какое им всем дело до России, до патриотизма, и даже до литературы?

И потому главный итог встречи - это не острый вопрос Захара Прилепина о каком-то нефтепродавце из окружения Путина, а подмена литературы псевдолитературой.

Уже и на экране мы читаем – ведущие русские писатели… Уже и книги их выставлены в первые ряды всех книжных магазинов. Палёная литература заняла первые ряды.

У нас долго боролись с паленой водкой, как всегда недоборолись. Возникла проблема пострашнее, никакого развития общества не будет, никакого развития идей не будет. Сначала у нас уничтожили живую реальную политику, теперь на этой печально знаменитой встрече решили уничтожить реальную русскую литературу, заменив её рыночным эрзацем. Нет теперь ни Битова, ни Белова, есть псевдописатели Минаев, Веллер, Устинова, Донцова, Маринина, и примкнувший к ним Захар Прилепин.

Хотите паленой литературы из рук Владимира Путина?

 


Комментариев:

Вернуться на главную