Пленум Союза писателей Союзного государства Беларуси и России

Фоторепортаж Николая Иванова

23-24 июня 2011 г. в Бресте состоялся выездной пленум Союза писателей Союзного государства Беларуси и России. В его работе приняли участие заместитель председателя Брестского облисполкома Леонид Цуприк, председатель Союза писателей России и сопредседатель Союза писателей Союзного государства Валерий Ганичев, председатель Союза писателей Беларуси и сопредседатель Союза писателей Союзного государства Николай Чергинец, генеральный консул Генерального консульства Российской Федерации в Бресте Никита Матковский, известные белорусские и российские прозаики, поэты и публицисты.

Союз писателей Союзного государства был создан по инициативе СП Беларуси и СП России в Минске, где в декабре 2009 года прошел учредительный его учредительный съезд.

Новая творческая организация уже прошла регистрацию, полноценно действует, издает литературно-художественный журнал “Белая вежа”. А летом 2010 года в Курске состоялся пленум Союза писателей Союзного государства, посвященный 65-летию Великой Победы.

Свой второй выездной пленум члены СПСГ решили провести в Смоленске и Бресте и приурочить его памятной дате - 70-летию начала Великой Отечественной войны. Его тема - “Писатели против искажения истории Великой Отечественной войны. Роль творческой интеллигенции в пропаганде патриотизма, уважения к ветеранам войны и воспитания молодежи в духе любви к Родине”.

Не случайно выбор пал на город-герой Смоленск и белорусский Брест с его легендарной крепостью. Как сказал Валерий Ганичев, в Смоленске после ряда мероприятий и встреч писатели вместе с общественностью города пришли к Днепру, пустить венки и горящие свечи на воду, вниз по течению - в сторону Беларуси и Украины. Это дань памяти великому подвигу наших народов, который совершили они в нелегкой битве с фашизмом во имя нашей свободы и независимости.

На пленуме в Бресте писатели обсудили целый ряд вопросов, касающихся полнокровной деятельности творческой организации, в частности, утвердили литературную премию Союза писателей Союзного государства, наметили план деятельности на ближайшую перспективу. Участники пленума также посетили СПК “Остромечево”, ознакомились с производственной и социально-культурной базой этого прославленного хозяйства. Они заверили своих белорусских коллег, что сделают все возможное, чтобы донести до народа братской России правду о Беларуси.

Участники пленума СП Союзного государства совершили экскурсию по городу, побывали в Брестской крепости-герое, возложили цветы к Вечному огню у мемориала Славы.

Старейший писатель, участник Великой Отечественной войны вручил СП Союзного государства от ветеранов копию Знамени Победы. Оно было передано на хранение Музею "Брестская крепость".

По итогам работы пленума была принята резолюция.

 

Если завтра война

Обращение участников Дней литературы и искусства в ЦФО Российской Федерации и в Республике Беларусь «Рубежи истории, рубежи литературы»

К 70-летию начала Великой Отечественной войны

«Тем, кто берется писать о русской истории, стоит знать проникновенную русскую поэзию, – писал В. Кожинов, обращаясь к Великой Отечественной войне. – Позвольте высказать предположение, – продолжал он, – что поэтическое слово имело в то время значение, сопоставимое, допустим, co значением всей совокупности боевых приказов и тыловых распоряжений».

Мерзостью запустения умов и совести веет сегодня от новых демократических мифов о Великой Отечественной войне – ее начальных горестях и потерях, причинах ее поучительных поражений и промыслительных побед.

А судьи кто? Заправские знатоки наших человеческих и исторических слабостей, копошащиеся вокруг неизбежных на всякой войне заградотрядов, плена и предательства. У них свой перечень мелких рыночных аргументов в споре о судьбе великого народа в великую войну.

У них свой, а у нас свой! Потому, что мы победили. Мы начали побеждать уже 22 июня, ровно в 4 часа, когда «Киев бомбили и нам объявили, что началась война».

Мы победили уже в Брестской крепости, так же как когда-то на Бородинском поле, потому, что знали, что и поражение, и отступление может обернуться победой.

Довольно же, братия, нам стесняться нашего советского прошлого! Мы победили, потому, что поколения спешащие уже 23 июня 1941 года в военкоматы пело: «На границе тучи ходят хмуро» и: «Если завтра война, если завтра в поход, если темные силы нагрянут, весь советский народ, как один человек, за Советскую Родину встанет».

С первого дня вынужденного отступления, мы шли побеждая, еще и потому, что поколения эти читали «Войну и мир» не в сокращенном варианте ноутбука, потому, что вообще читали «Слово о полку Игореве» и Пушкина.

Потому, что знали наизусть «Размышление у парадного подъезда» Некрасова, «Птицу-тройку» Гоголя, «Стихи о советском паспорте» Маяковского, «Люблю Отчизну я» Лермонтова, «О Русь моя, жена моя» Блока... И мы позволили назвать при нас это поколение «совками»?!!!

Мы побеждали, потому, что любимыми книгами военных поколений были: «Два капитана» Каверина, «Тихий Дон» Шолохова, «Педагогическая поэма» Макаренко, «Как закалялась сталь» Островского, песни и стихи Исаковского, а любимым фильмом — «Чапаев» с непревзойденным Борисом Бабочкиным.

Не случайно ни один из воспитанников колонии Макаренко не стал на фронте ни предателем, ни дезертиром. Потому, что в колонии царил дух русской советской классической школы и авторитет русского учителя.

Мы победили потому, что народ слушал по радио Козловского и Лемешева, а на сцене смотрел Уланову и Лепешинскую. Потому, что в Большом театре давали «Иван Сусанин», «Хованщину» и «Борис Годунов», а не «Детей Розенталя».

В силу понятных исторических причин жертвенное поколение сороковых, конечно же, прикоснулось к Российской истории в ее усеченном виде, но из истории не были вымараны ее героические страницы и персонажи. Она не отрицала прежде всего героического национального характера. И, наконец, самые просвещенные в своем поколении хорошо были знакомы с ленинской работой «О национальной гордости великороссов», как, впрочем, и с «Письмом Демьяну Бедному» 1930 года И. Сталина.

Победа русских учителей и русской советской школы в годы Великой Отечественной войны, признанная и отмеченная самыми ярыми нашими врагами, отвергается новоявленными реформаторами и русофобами от образования именно потому, что сегодня она могла бы сыграть в спасении нации и государства совершенно аналогичную роль.

Мы победили благодаря бессмертному и безупречному подвигу Зои Космодемьянской – с непостижимым противоречием ее судьбы: комсомольской верности и особой силы ее священнической фамилии: – святых Косьмы и Дамиана! – ибо она составлена из имен двух святых бессеребрянников и чудотворцев.

Победой мы обязаны подвигу и послушничеству хирурга – святителя Войно-Ясенецкого.

Мы победили потому, что маршал Жуков всю войну возил в машине икону Казанской Божьей Матери. Потому, что этой иконой освещали полки под Москвой и Ленинградом. Потому, что русские матери, благословляя своих детей: комиссаров, коммунистов и комсомольцев, зашивали им крестики и иконки в гимнастерки.

Мы шли к победе через поражение, благодаря молитвам в храмах верующих и беззаветности и бессеребрянности атеистов в тылу и на фронте.

Мы были уверены в победе потому, что молодые бойцы 41 года гордились своими отцами и старшими братьями, уже отвоевавшими в Испании.

А еще потому, что в русских, белорусских и украинских лесах стояли насмерть партизаны, а во французское Движение Сопротивления приходили русские эмигранты, такие как Гайто Газданов.

Мы побелили потому, что ни Бунин, ни Деникин, не кивнули врагу в 41-м, хотя еще в 20-м Бунин ждал английского парохода в Одессе для спасения от красных.

Сотрудничавший с советскими пленными, ставшими партизанами на французской территории, Гайто Газданов оставил удивительные откровения о Светской России и советских воинах в книге «На французской земле»: «И вот оказалось, что с непоколебимым упорством и терпением, с неизменной последовательностью Россия воспитала несколько поколений людей, которые были для того, чтобы защитить и спасти свою Родину. Никакие другие люди не могли бы их заменить, никакое другое государство не могло бы так выдержать испытание, которое выпало на долю России. И если бы страна находилась в таком состоянии, в каком она находилась летом 1914 года, вопрос о Восточном фронте очень скоро перестал существовать, но эти люди были непобедимы…»

Мы победили потому, что на Красной площади стояли Минин и Пожарский, а справа от них нерушимо – Храм Василия Блаженного, оставшийся в целости и сохранности благодаря непреклонной гражданской воле архитектора Барановского.

Мы побеждали врага, потому, что советский солдат, по словам Твардовского, был «похож на русского солдата всех войн великих и времён».

Мы побелили потому, что простодушный русский солдат (рабочий и крестьянин 41-го чувствовал неразрывную связь со своей прежней историей. Как ив 1812 году, он инстинктивно понимал, что снова встречается не просто с французами («Постой-ко брат, мусью») и не просто с немцами («с фашисткой силой темною, с проклятою ордой»), а целой Европой.

Ведь ив 41-м и в 1812 война шла с «дванадесятью племенами», как говорил герой 1812 года Федор Глинка. И пусть его стихи о Смоленской битве 4-6 августа 1812 года звучат сегодня на Смоленской земле в день 70-летия начала войны 1941 года, как посвящение русскому мужеству и русскому сердцу:

...Достоин похвал и песен этот бой:

Мы заслоняли тут собой

Порог Москвы – в Россию двери.

Тут русские дрались, как звери,

Как ангелы!

Мы не могли не победить потому, что с «нашими великими печалями» и нашей «горючей слезой» – у нас была «Брестская крепость» и «Старая Смоленская дорога», и мы понимаем их сокровенный смысл.

Мы победили и потому, что особое место в Великой Отечественной войне заняла русская женщина и что в каждом батальоне или роте были свои Надежды Дуровы, а каждом партизанском отряде – Марфы Посадницы.

Мы победили потому, что дружба народов была не беспомощной декларацией пустопорожних форумов, а кровью и убеждением скрепленное братство.

Потому еще, что в центре нашего Советского государственного гимна стояла «великая Русь», скрепившая «Союз нерушимый Республик свободных». Именно она, Русь, рифмовалась со словом Союз.

Мы победили потому, что в системе среднего и высшего образования продолжала работать интеллигенция, получившая образования еще в предреволюционной России – именно она соединяла тайно и явно нервные нити, тогда еще непримиримых времен.

Мы победили потому, что русская классика школьной программы была с одной стороны установкой на революционно-демократические ценности (Чернышевский, Некрасов, Добролюбов), а с другой стороны – основами православного знания (Пушкин, Тютчев, Гончаров, Гоголь и т.д.).

Пока мы не избавимся от ложного стеснения за нашу советскость, мы не спасем нашей русскости, ибо русскость – это преемственность – у нее не бывает пустот и пробелов.

Мы победили и потому, что в Покровском женском монастыре в городе Москве, где покоятся мощи святой блаженной старицы Матроны, бытует легенда о встрече Сталина и блаженной Матронушкой в 41 году под Москвой. На вопрос Верховного Главнокомандующего: покинуть ли Москву или остаться в столице? – блаженная и ясновидящая ответила: «Сиди тут. Красный петух победит!» – Легенда? Апокриф? – Но разве не понятно, что сложена она была не в пропагандистском отделе бывшего ЦК, а самим современным православным русским народом, что с нею, этой легендой, мы будем богаче и сильнее, чем без нее.

Нам толкуют о том, что наступило время говорить нелицеприятную правду о Великой Отечественной! – Нет! Не правда! Наступило время создавать о ней прекрасные легенды, ибо они питают дух нации. Время ставить новые памятники, где кресты не чураются звезд, а звезды не боятся крестов. Потому что, если завтра война...

21-24 июня 2011 года

Москва-Смоленск-Брест-Москва

Писатели России, Украины и Беларуси

Вернуться на главную