Новая книга доктора педагогики Валерия Бухвалова — результат двухлетнего труда, исследование, в котором предлагается одна из возможных версий возрождения русской духовной традиции.

Валерий БУХВАЛОВ (Рига)

ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА

 

Предисловие к книге

«Мы все вышли из сталинской шинели,
как великая русская литература
вышла из «Шинели» Гоголя».

Михаил Делягин

Оценивая сталинскую эпоху, выдающийся философ и социолог Александр Александрович Зиновьев в книге «Русский эксперимент» отмечал: «Сталинская политика вызывала и до сих пор вызывает злобу не столько потому, что была связана с жестокостью и репрессиями, сколько потому, что была поразительно успешной. Беспристрастные исследователи в далеком будущем наверняка в жестокости сталинских лет увидят не столько факт якобы необоснованных жестокостей, сколько мужество и дальновидность сталинского руководства пойти на эти жестокости как на неизбежные в интересах выживания страны». Откуда же взялась поразительная успешность сталинских проектов, ведь никакого научно обоснованного плана строительства социализма у Сталина не было?

В первые годы после революции большевики попытались было ввести коммунизм, но вышел провал, позднее названный «военным коммунизмом». После тяжелейших дискуссий двадцатых годов о перспективах развития страны, был сделан выбор коллективизации и индустриализации, с параллельной культурной революцией, что противоречило всем догмам марксизма. Большевики считали себя марксистами, а для марксиста самое главное — это мировая революция, без которой невозможно построение коммунизма и создание общества земного изобилия. А что по Марксу является главным идейным препятствием для общества земного изобилия?

Ну конечно же религия, этот «опиум для народа» и особенно Православная церковь, как единственная хранительница Истины. Если евангельское Откровение — Истина, то что тогда марксизм, который большевики считали единственно верным учением? К тому же христианство утверждает, что коммунизм — общество земного изобилия — это ересь. И как советским людям, в массе своей с православным мировоззрением объяснить, что будем строить ересь? Значит нужно уничтожить Русскую Православную Церковь, дабы не смущала народ. Этим и занялись коммунисты-интернационалисты под руководством Л.Д.Троцкого.

Но уже к концу двадцатых годов стало понятно, что марксизм и его методы — воинствующее богоборчество, классовая борьба, диктатура пролетариата, мировая революция и другие ведут страну к катастрофе. Л.Д.Троцкого высылают из СССР, утихают горячие дискуссии о мировой революции и соединенных штатах Европы, начинается поиск других методов воплощения коммунистического идеала.

Такие методы большевики находят в… истории православной России. Русская духовная традиция, возрожденная сталинским руководством в общественном сознании в тридцатые-сороковые годы прошлого века, приведет к созданию советской идеологии и солидарного общества с высоким уровнем социальной справедливости. Создается модель общества, которое А.А. Зиновьев назовет «Русским коммунизмом».

По мере возрождения русской духовной традиции, старые большевики, так называемая «ленинская гвардия» все больше приходили к убеждению, что Сталин изменил делу революции и последовательно уничтожает «завоевания революции». Об этих «завоеваниях революции», например, в области нравственности можно понять из записей политэмигранта, религиозного философа Георгия Петровича Федотова в 1936 году: «Россия, несомненно, возрождается материально, технически, культурно. Одно время можно было бояться, что сознательное разрушение семьи и идеала целомудрия со стороны коммунистической партии загубит детей. Мы слышали об ужасающих фактах разврата в школе, и литература отразила юный порок. С этим, по-видимому, теперь покончено … Школы подтянулись и дисциплинировались. Нет, с этой стороны русскому народу не грозит гибель, строится, правда, очень элементарное, но уже нравственное воспитание. Порядок, аккуратность, выполнение долга, уважение к старшим, мораль обязанностей, а не прав — таково содержание нового послереволюционного нравственного кодекса».

Согласно новому нравственному кодексу была введена уголовная ответственность за содомию, запрещены аборты и фрейдистские эксперименты в воспитании детей, разделение детей на категории по умственным способностям — педология.

А вот что писал Л.Д.Троцкий еще об одном «завоевании революции»: «Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый «семейный очаг», архаическое, затхлое и косное учреждение … Место семьи … должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания», — то есть действительное освобождение от тысячелетних оков. Доколе эта задача не решена, 40 миллионов советских семей остаются гнездами средневековья…».

Надо ли объяснять, что семья — это ячейка государства, разрушаем семью — разрушаем государство! С православной точки зрения семья — это малая церковь, пока сохраняются традиции семьи, сохраняются традиции исторической России, как основания для возрождения и укрепления православной духовной традиции. Л.Д.Троцкий это прекрасно понимал и видел, что «марксистская революция» превращается в подлинно русскую, направленную на укрепление семьи, а значит и государства.

Вот как оценила в 1938 году потерю «завоеваний революции» влиятельная партийно-литературная деятельница А.Берзинь (1897—1961), которая, в частности, в 1923—1925 годах активно стремилась «воспитывать» в большевистском духе Сергея Есенина: «В свое время в гражданскую войну я была на фронте и воевала не хуже других. Но теперь мне воевать не за что. За существующий режим я воевать не буду … В правительство подбираются люди с русскими фамилиями. Типичный лозунг теперь — «мы русский народ». Все это пахнет черносотенством и Пуришкевичем».

Согласно марксизму, который был «высшим откровением» для таких людей как А. Берзинь, строительство коммунизма предполагает разрушение наций и национальных культур. Да и зачем они нужны, ведь Маркс утверждал, что у пролетариата нет своего отечества, все люди братья и интернационализм объединит весь мир. Сталинское руководство положило конец этим утопиям.

Но каким образом произошло преображение убежденных марксистов-богоборцев в русских патриотов, возродивших Православную церковь, ведь марксизм и патриотизм несовместимы? Подумать только, марксисты-ленинцы, которые ненавидели историческую Россию — эту «тюрьму народов» с русской «нацией держиморд» и «великодержавным шовинизмом», вдруг сами становятся апологетами русского духовного возрождения. Что же произошло, почему Савлы превращаются в Павлов?

Вот что писал А.А.Зиновьев в книге «Нашей юности полет» о феномене сталинизма: «Сталинизм вырос не из насилия надо мною, хотя я был врагом его и сопротивлялся ему, а из моей собственной души и моих собственных добровольных усилий. Я ненавидел то, что создавал. Но я жаждал создавать именно это. Вот загадка феномена сталинизма». А что было заложено в души миллионов советских людей, чтобы из них выросла социальная справедливость? И откуда она взялась, если почти полтора десятка лет «ленинская гвардия» насаждала в советском обществе классовую ненависть марксизма?

Такое преображение в душах советских людей могло произойти только в процессе возрождения русской духовной традиции, ибо нет в языческих идолах марксизма духа преображения.

В книге «Духовные истоки советского социализма» представлено исследование возможной версии преображения марксистов-богоборцев в русских патриотов и возрождения русской духовной традиции.  


Предлагаем вам главы из книги Валерия Бухвалова «Духовные истоки советского социализма»

 

МАТРИЦЫ СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

«Дух можно было бы определить
как волю к Совершенству — а также
к совершенствованию — в самом себе,
в своих деяниях и во внешнем мире».
И.А. Ильин

Еще в 1943 году, когда ещё шла война на территории СССР, И.В.Сталин начал задумываться над советскими идеалами, на основе которых возможно отражение грядущих идеологических агрессий. 

Осмыслив опыт нацистской пропаганды, он уже тогда понял, что основным оружием в войне нового поколения будет Слово, а основным объектом уничтожения будет духовность народа. Были приняты меры по укреплению духовного единства в обществе, восстановлению связи времен и поколений.

Начинается издание серии книг о жизни и деятельности русских ученых, военных, полное собрание сочинений русских философов. Стало понятным, что именно в русской философии, основанной на диалектике и основах развития общества коллективистского типа, есть все необходимое для отражения западных идеологических атак против Русской цивилизации. В 1946 году вождь скажет об этом на встрече с советскими философами.

Но не только философия, Сталин защитил русский язык от тех, кто пытался распространить марксистскую идеологию и терминологию на сферы, не имевшие к ним никакого отношения и предложил формулу победы над западной идеологией. Формула победы проста — воспитание народа на ценностях Русской цивилизации и жесткая борьба с западной идеологией и её носителями внутри страны. Но чтобы понять и принять духовные ценности Русской цивилизации сталинскому руководству пришлось пройти тяжелый путь борьбы с марксистской догматикой.

Согласно марксизму материя первична, сознание вторично и следовательно, построение социализма воспитывает у людей социалистическое сознание. Марксисты верили, что по мере продвижения к социализму, укрепление социалистического бытия обеспечит такой уровень сознания людей, что каждый будет жить по принципу — давать обществу по своим способностям, а брать от общества по труду. Однако весь довоенный опыт строительства социализма показал, что социалистическое бытие не способно оказать принципиального значения на воспитание социалистического сознания у людей.

Оказалось, что развитие общества происходит по христианскому закону духовной жизни — дух общества творит формы для своего воплощения в бытии. Сталинское руководство начинает понимать, что дальнейшее развитие социализма в СССР и в перспективе построение коммунизма, требует отдельной и большой работы по воспитанию советского сознания.

Для этой работы нужна новая советская идеология, в основе которой будут идеалы и социокультурные технологии, способные обеспечить защиту советского сознания от идеологических диверсий Запада, а также обеспечить пассионарность или энергетику советского народа для новых социально-экономических свершений. Стоит напомнить, что в послевоенный период начинается борьба против космополитизма и за восстановление исторической памяти Русской цивилизации.

Марксист Сталин вдруг начинает поощрять возрождение культа русских царей. В народе упорно ходил слух о том, что Сталин возродит монархию, а себя сделает новым царем. Эта борьба с космополитизмом, регулярно отражаемая на страницах газет, в радиопередачах, на собраниях трудовых коллективов, стала мощным идеологическим фактором быстрого восстановления страны. Как и в любой идеологической кампании, борьба с космополитизмом содержала в себе немало глупостей и ошибок, но главный позитив в ней был в необходимости опоры на собственные силы.

Здесь важно понимать, что в рамках дискуссии о космополитизме шел процесс оформления новой советской идеологии.


Идеология — это текст, каждая фраза которого воплощена в организационных формах общества, которые предоставляют практические возможности каждому проявить себя и достичь определенного социального статуса. Идеология не только объясняет идеалы, исторические смыслы, цели и задачи развития общества но и предлагает механизмы самореализации личности в процессе ее общественно-полезной деятельности. Все смыслы идеологии вытекают из духовных ценностей религии, на основе которой эта идеология и была создана.

Новая советская идеология создавалась на основе православных духовных ценностей — любви к ближнему и справедливости, что обеспечивало каждому советскому человеку гарантированное государством право на жизнь. Эти ценности и стали матрицами советской идеологии. Марксизм в ней присутствовал только в виде словесных форм объясняющих необходимость Великой Октябрьской социалистической революции.

Советская идеология определяла систему правил организации общества, выполняя которые каждый человек поднимается на социальном лифте до высоты соответствующей своему образованию и способностям. Советское жизнеустройство предлагало людям разнообразные социальные лифты, дающие возможности простым людям подниматься на самые верхи управления государством. В этом и было сталинское понимание идеологии, как цивилизационного мировоззрения и механизма самореализации личности с помощью государства. Но эту идеологию еще нужно было оформить в стройную концепцию.

В 1946 году на мартовском пленуме ЦК Сталин поручил Андрею Жданову возглавить работу идеологической комиссии по выработке проекта новой программы ВКП(б). Осенью будущего года проект был готов. Он предусматривал осуществление целого комплекса широкомасштабных политических реформ.

Так, предполагалось включить в управление СССР всех его граждан. Все они должны были, по очереди, выполнять государственные функции, не прекращая трудиться в собственной профессиональной сфере. Любая государственная должность в СССР могла быть только выборной. При этом следовало проводить всенародные референдумы по всем важнейшим вопросам. Гражданам и общественным организациям планировалось предоставить право законодательной инициативы.

Мы видим, что эта программа давала реальные возможности участия каждого в государственном управлении с учетом его образования и способностей. Расширялись возможности народовластия и здоровой конкуренции при движении социальных лифтов.

Таким образом, гарантированное государством право на жизнь для каждого дополнялось социокультурными возможностями самореализации своих способностей и талантов в здоровой конкуренции.


Сталин прекрасно понимал, что создание концепции советской идеологии требует времени и серьезных интеллектуальных усилий. Сын Андрея Жданова — Юрий, бывший одно время заведующим отделом науки ЦК, вспоминает слова вождя: «Без теории нам смерть».

В 1952 году по инициативе Сталина было создано три отдела ЦК: философии и истории, экономики и права, естественных и технических наук. Эти отделы стали инициаторами дискуссий по важнейшим вопросам жизни общества. Предполагалось, что эти отделы станут интеллектуальными центрами по дальнейшей разработке и общественному обсуждению советской идеологии.

Так, например, в 1951 году провели широкую дискуссию на экономические темы, в ходе которой высказывались самые разные, порой довольно неожиданные мнения. Например, заведующий кафедрой Московского финансового института А. Яковлев отметил плачевное состояние советской экономической мысли. Причину он видел в следующем — ученые ждут, пока за них все сделает Сталин и боятся обвинений в «антиленинизме». После смерти И.В. Сталина эти отделы были сразу же упразднены, партократии развитие идеологии было не нужно, ей нужна была личная власть. Несмотря на это, в своих выступлениях и статьях 30-50-х годов вождь успел выдвинуть ряд теоретических положений для развития советской идеологии.

Вождь считал, что достижение национальной независимости является главным условием повышения жизненного уровня народа. Вначале социальное освобождение с помощью создания мощного государственного сектора промышленности и сельского хозяйства, затем постепенное повышение жизненного уровня населения и создание пакета социальных благ, обеспечивающего стабильные социальные перспективы любому и каждому. Право на жизнь для каждого в СССР было практически воплощено.


Советская идеология при Сталине и после него — это прежде всего патриотизм.

Патриотизм Сталина проявился, как государственный патриотизм, соединенный с социализмом. Сам же марксизм, взятый в его целостности, Иосифа Виссарионовича явно не устраивал — своими целями. Государственнику Сталину никак не могли импонировать идеи отмирания семьи, государства, наций и национальных культур. Согласно христианскому учению, патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о своем народе. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ — но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа. А историю России товарищ Сталин знал очень хорошо.

Поэтому неслучайно в 30-е годы началось возрождение русского цивилизационного патриотизма и продолжилось в послевоенный период. Вот, что писал Георгий Федотов в 1936 году: «Ребенок и юноша поставлены непосредственно под воздействие благородных традиций русской литературы. Пушкин, Толстой — пусть вместе с Горьким — становятся воспитателями народа. Никогда еще влияние Пушкина в России не было столь широким. Народ впервые нашел своего поэта. Через него он открывает собственную свою историю. Он перестает чувствовать себя голым зачинателем новой жизни, будущее связывается с прошлым. В удушенную рационализмом, технически ориентированную душу вторгаются влияния и образы иного мира, полнозвучного и всечеловечного. Со всем богатством этических и даже религиозных эмоций. Этот мир уже не под запретом». Обратите внимание — через произведения Пушкина советские люди открывают свою историю, осуществляют связь прошлого с настоящим.

Еще задолго до Великой Отечественной войны вождь понял, что Русская цивилизация держится на духовных ценностях Православия. Существуют три документа 1923, 1933 и 1939 годов за личной подписью Иосифа Сталина, в которых он делает попытки защитить Православие. Окончательное возрождение Православие произойдет в 1943 году. В 1948 году Сталин вынужден будет уступить давлению богоборцев, разрешив им приступить к подготовке специального постановления ЦК ВКП(б) о задачах атеистической пропаганды в новых условиях. Через некоторое время, отвергнув многие идеи разработчиков, И.В. Сталин фактически похоронил этот документ.

Более того, из официальных партийных и государственных документов в это время исчезают сами термины «антирелигиозная» и «атеистическая» работа. Едва ли не впервые за всю историю партии большевиков эти понятия отсутствовали в отчетном докладе ЦК ВКП(б) XIX съезду партии в октябре 1952 года. Русская Православная Церковь стремительно восстанавливает свои позиции.


Сталин был категорическим противником марксистского положения об отмирании наций при коммунизме.

В работе «Марксизм и вопросы языкознания» изданной в 1950 году, он утверждал, что нация и национальный язык являются элементами высшего значения и не могут быть включены в систему классового анализа, созданную марксизмом. Они стоят над классами и не подчиняются диалектическим изменениям, которые являются следствием борьбы классов. Сталин провозглашает, что нация и язык, связывают в одно целое поколения прошлого, настоящего и будущего. Поэтому нация и язык переживут классы и благополучно сохранятся в бесклассовом обществе.

Более того, именно нация сохраняет общество, раздираемое классовой борьбой. Лишь благодаря нации «…классовый бой, каким бы острым он ни был, не приводит к распаду общества». Нация и язык связывают в единое целое поколения прошлого, настоящего и будущего. Поэтому они переживут классы и благополучно сохранятся в «безклассовом обществе». Здесь следует добавить, что Сталин создал государственную программу межнационального диалога и сближения, которая получила название «Дружбы народов».

В рамках этой программы проводили дни национальных культур, издавались огромными тиражами книги национальных писателей, поэтов, устраивались выставки картин национальных художников, концерты композиторов. Радио, пресса, театры транслировали произведения национальных деятелей культуры, работали школы на национальных языках.

Сталин считал, что общество должно пройти ряд этапов экономического и культурного воспитания, в течение которых труд из средства только поддержания жизни будет превращен в глазах общества в первую жизненную потребность, а общественная собственность — в незыблемую и неприкосновенную основу существования общества. Но жизненной потребностью может стать только то, что осмысленно и принято на уровне идеалов. В создании таких идеалов и состоит главная ценность идеологии.

Таковы основные матрицы советской идеологии, которой так и не суждено будет сформироваться в полной мере. После смерти вождя развитие советской идеологии фактически будет остановлено. Однако в обществе утвердится идеологический феномен — советское сознание, в котором неагрессивный атеизм сочетался с евангельскими заповедями.

 

СОВЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ

«Не обманывайтесь: худые сообщества
развращают добрые нравы».

(1 Кор.15,34)

В начале 80-х годов прошлого века известный советский диссидент и антикоммунист Ф.В.Карелин, прошедший тюрьмы и лагеря, задавал такой вопрос: что если допустить, что все население Советского Союза с одной стороны и Соединенных Штатов с другой — возымело бы твердое намерение жить в строгом соответствии с Евангелием в Православном его понимании, что произошло бы с социальными системами в той и другой стране? И отвечал на него следующее.

Совершенно очевидно, что в силу прекращения конкурентной борьбы и классовой эксплуатации, а также полного падения спроса в таких отраслях производства, как индустрия наслаждений, индустрия роскоши, военное производство, капиталистическая система немедленно прекратила бы свое существование.

Что же касается социализма, то столь же очевидно, что в случае всеобщей евангелизации, социалистическая система достигла бы величайшего расцвета, ибо все стали бы добросовестно работать, справедливо распределять и умеренно потреблять. Ясно, что это привело бы к невиданному росту общественного богатства. Основное нравственное различие между капитализмом и социализмом как раз в том и состоит, что капиталистический способ производства экономически нуждается в грехе — алчности предпринимателей и развращенности потребителей. А социалистический способ производства экономически нуждается в добродетели — честности, бескорыстии, справедливости.

В принципе, капиталистический способ производства делает ставку на самые тёмные стороны человеческой природы, социалистический — на самые светлые. Общественная социалистическая собственность требует воспитания в обществе коллективистской нравственности по принципу евангельского братолюбия — человек человеку, друг, товарищ и брат. Поэтому коллективная собственность существует до тех пор, пока в сознании общества преобладает коллективистская нравственность.

Но эта нравственность не пришла в Россию вместе с марксизмом, эта нравственность сформировалась в истории России на основе духовных ценностей Православия. В тридцатые годы прошлого века руководство страны начало массированное возрождение русских духовных и культурных традиций в науке, технике, искусстве, повседневном образе жизни, в том числе и путем массового издания литературных произведений русской классики и книг по истории России. Воспитателями советского народа становятся исторические и литературные герои, воплощающие в своем поведении евангельские заповеди.

Православные духовные ценности, вытекающие из евангельских заповедей — братолюбие, служение Родине, патриотизм, милосердие, самопожертвование, соборность, нестяжательство, справедливость, солидарность, миролюбие, стремление к совершенству, становятся правилами советского образа жизни. Они станут духовным фундаментом Победы над фашизмом. Может ли эгоист быть смелым, мужественным, стойким? Безусловно, но эгоист никогда добровольно не отдаст свою жизнь за друзей своих, потому что нет в нем любви к ближним. А у большинства советских людей любовь к ближним была воспитана и семьей, и школой, и обществом. Поэтому и подвиг самопожертвования в сражениях Великой Отечественной войны носил массовый характер.

В 1961 году православные духовные ценности будут оформлены в моральный кодекс строителя коммунизма. И хотя официально считалось, что моральный кодекс — это правила коммунистической этики, все прекрасно понимали, что они заимствованы из Евангелия. Правила не просто декларировались, они составляли основу советского сознания, а государство обеспечивало выполнение этих правил через законодательные нормы. Вот главные из этих правил.

Первое правило вытекало из христианского понимания социальной справедливости. Святитель Василий Великий так определял социальную справедливость: «Справедливость состоит не в том, чтобы всем дать равное, а в том, чтобы каждому воздать должное». Социальная поддержка людей во всех случаях жизни в советское время была на такой высоте, какой ее нет и не было ни в одной стране мира. Большое значение в этой поддержке имели профсоюзы, общественные фонды, из которых субсидировались, в том числе, и коммунальные платежи. В целом уровень жизни большинства был средним, были и малообеспеченные семьи, но массовой нищеты, как сегодня не было. Важнейшее условие справедливости — право на жизнь для каждого было гарантировано государством.

Второе правило — уважение государства к простому человеку. Неважно, какая у тебя профессия, неважно, какое у тебя положение в обществе и образование, в советское время любой человек был уважаемым и имел максимально положенную ему поддержку государства. И это уважение в значительной степени вытекало из апостольского «Весь закон в одном слове заключается. Люби ближнего своего» (Гал. 5:13-14).

Еще одно очень важное правило — коллективизм, вытекавший из православной соборности. В Священном Писании сказано: «Тяготы друг друга несите, и так исполните закон Христов» (Гал.6:1,2). Основная задача формирования коллективов — воспитание коллективистского сознания у людей на основе нравственных ценностей. Осознание того, что ты не один, что у тебя всегда есть возможность обратиться за помощью к членам твоего рабочего, бытового и других коллективов придает человеку и нравственные, и физические силы. Коллектив построенный по типу семьи — это великая сила, потому что в коллективе происходит главное — воспитание духовно-нравственной сферы личности. Человек может достичь высокого уровня духовности, ведя образ жизни отшельника, но воспитание духовно-нравственной культуры в обществе может происходить только через коллективы. Без коллективизма не может быть социализма.

Еще одно правило, заложенное в сталинскую эпоху — социальная перспектива для каждого. В советское время многие простые люди без особого восторга относились к коммунистической догматике, но надо вспомнить о том, что на съездах коммунистической партии принимались конкретные решения по развитию страны, повышению благосостояния населения и эти решения в большинстве своем выполнялись. Люди видели социальную перспективу и понимали, что у их детей есть гарантии обеспеченного будущего — реализация своих способностей в профессии, получение бесплатного образования и жилья, медицинской и социальной помощи.

Все эти социальные блага стали возможными благодаря решению проблемы безработицы в сталинское время. Труд в СССР был обязанностью каждого, что было определено еще Апостолом Павлом: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ест» (2 Фессал. 3, 10). Реализуя себя в труде, советские люди имели реальные возможности продвижения по карьерной лестнице — работали социальные лифты. Все зависело от уровня образования и способностей личности и простые люди делали блестящие карьеры, поднимаясь до очень высоких постов, даже не будучи членами коммунистической партии.

Наверное самым главным правилом советского образа жизни было всеобщее и непрерывное образование, как духовный идеал стремления к совершенству. В Священном Писании об этом так говорится: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Руководство страны прекрасно понимало, что новое бытие может творить только новое духовное и культурное сознание. А новое сознание приобретается в процессе образования и никак иначе.

Поэтому государство создало настоящий культ образования и важно отметить, создало все необходимые условия для его получения каждым. Образование всех ступеней от детского сада до докторантуры было бесплатным, доступным и качественным. С начала семидесятых годов среднее образование стало обязательным.

В знаменитой советской песне тридцатых годов — «Марше энтузиастов» есть такие слова: «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!» Эти слова лучше любых других передают духовные устремления советских людей.

На этих духовных правилах, воплощенных в советском сознании и была организована социалистическая модель государства, которая выдержала тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, создала грандиозные ядерную и космическую программы, обеспечила людям хорошее качество жизни. Поэтому можно утверждать, что советская модель жизнеустройства была христианской без Христа.

Валерий Алексеевич Бухвалов  родился в г. Резекне Латвийской ССР 9 июля 1957 года — латвийский педагог и политик. Депутат 9-го Сейма от ЗаПЧЕЛ. Образование: Даугавпилсский Педагогический институт -- 1988 г. Аспирантура Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена -- 1993 г. Доктор педагогики.

Текст книги можно скачать здесь

http://imhoclub.lv/

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную