Мария ЧИСТЯКОВА, Преподаватель высшей категории

КАК ФИПИ ПРАВЕДНИКОВ У РОССИИ КРАДЕТ

Вы не любите русскую литературу? Вас не устраивают идеи русских классиков или раздражают какие-то детали художественных произведений? Попроситесь на работу в ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), и у вас появится огромный простор для деятельности. Толстой, Чехов, Тургенев — отрывок из любого автора вы сможете выбрать и подогнать под «новый образовательный стандарт». Что-то сможете выкинуть, что-то добавить — ведь надо же и классикам соответствовать современности! Очень удобно вам будет работать с текстами писателей «второго ряда»: вроде бы на святое не покусились, а сколько удовольствия... 

Особенно это необходимо тем, кто желает переосмыслить такие понятия русской национальной культуры, как патриотизм, правда и истина, милосердие, бескорыстие, праведничество. Самый эффективный способ их "осовременить" - "фипирование" — то есть массовое использование текстов, где фигурирует "высокое", в качестве заданий ЕГЭ. В этом случае от чтения у людей начинает сводить скулы и все внутри сжимается от пошлости. Будьте уверены, что, подобрав некоторое количество убогих, скучных или претенциозных публицистических или "полухудожественных" текстов, вы многие тысячи юнцов освободите от ненужных размышлений о смысле бытия. Им это покажется совсем лишним, как показывает десятилетний опыт проведения ЕГЭ.

Другой путь более сложен, но зато в его основе - наслаждение от филигранной работы с текстами классиков.Подбираете по-настоящему яркий и интересный эпизод из произведения русского писателя, убеждаетесь в его высокой культурной значимости. Находите квинтэссенцию смысла, изымаете поразившую вас реплику - и вот вам сырой материал для вариантов заданий ЕГЭ. Дальнейшие действия - техничный, отработанный набор приемов для подготовки текста «По.. автору» с целью проверки «уровня речевых компетенций» школьников на ЕГЭ по русскому языку. 

Например, ключевая фраза из яркого эпизода воспоминаний Викентия Вересаева «В юные годы» о тете Анне недопустимо старомодно-противоречива: “....праведница, которая, умирая, наверное, молилась об одном: чтобы ей в аду было присуждено место не слишком горячее. И Христос сказал бы ей на страшном суде: ты губила душу свою и тем спасла ее!” Изымаем - и текст для одного из вариантов заданий на реальном ЕГЭ 2014 почти готов. (№ 703). Когда первый шаг сделан — дальше будет проще. Дело в том, что произведения русской литературы всегда построены на противоречиях. Находим возможность перенастроить акценты — и любой писатель поможет внушить выпускникам любую идею, какая только покажется полезной и достойной нового поколения.

Первый элемент методики «перенастройки»: необходимо определиться с той идеей, которую текст должен отражать. Скажем, вы уверены, что высокие идеалы самоотречения, альтруизма, бескорыстной помощи ближнему изжили себя, что на повестке дня — относительность категории добра. Берете таблицы, в которых фиксируются правильные формулировки идеи текста и авторской позиции. Заносите суждения в определенные графы — и материал для экспертов, по которому будут проверять работы выпускников, готов. В связи с текстом В. Вересаева о тете Анне из ЕГЭ 2014 года правильный ответ звучит дословно так: «Доброта должна быть гармоничной и иметь определенные границы. Проявление доброты может оказаться сродни пагубной страсти, если человек не останавливается ни перед чем в стремлении помочь тому, кто, как он считает, нуждается в этой помощи, часто за счет того, что других он ставит в сложное положение». Выпускники уже научились, анализируя композицию классических произведений русских писателей, догадываться, что от них ждут составители ЕГЭ, не сомневайтесь, что они уловят вашу сверхзадачу, тихонечко исправят ваши речевые ошибки — куда им деваться? Напишут не так, как положено, — лишатся баллов. 

Следующий шаг — нужно сделать так, чтобы ВСЯ композиция искомого текста пришла к соответствие с вашей идеей. Поскольку тетя Анна из воспоминаний ухитрилась все свое имущество отдать ближним, даже дом заложила, надо, чтобы выпускники не догадались, насколько это было важно для автора первоисточника. Действуем так: изымаем из рассказа события и детали, которые характеризуют героиню с положительной стороны, а все отрицательное, естественно, окажется на поверхности: «Собранные деньги главою несчастного семейства пропивались; несчастный человек, получивший место, оказывался прохвостом или пропойцей. И уже давно никто не верил рекомендациям тети Анны", "...помогать ей было так же трудно и бесплодно, как запойному пьянице", — вот это важно, это надо сохранить. Открытая же героиней школа и ее мечты давать ссуды бедным под очень маленькие проценты - это совсем лишние сведения для современного выпускника. Вычеркнул — и можно выдохнуть. 

Нельзя забывать о мелких деталях! Если тетя Анна «учительница была плохая», то зачем подробность: "...чуть ли не на второй год... ученики ее уже начинали отхватывать Бетховена и Шопена". Вырезать! Если она "худая, с птичьим личиком», то зачем добавлять «но с не-птичьими.... движениями». Образ должен быть максимально цельным, без противоречий. 

Ну и самое главное. Нельзя забывать, что русского писателя просто так, голыми руками не возьмешь. Обязательно где-нибудь да вылезет его «особая духовная сущность». Вересаев, например, сколько угодно много отрицательных характеристик дает своей героине, а дети все равно чуют что-то неладное... Какой-нибудь отягощенный культурой и воспитанием выпускник вдруг да и заметит, что героиня в долг берет — для других, хоть и не отдает деньги вовремя, потому что "встретилось чужое горе". Такой ведь и оправдать постарается героиню, а весь текст не удалишь. Для этих случаев есть особый метод. Нужно внести свою собственную крохотную приписочку "от себя", из глубин своей души. В случае c тетей Анной Вересаева специалисты ФИПИ сделали так:«Когда она знала, что денег не пожертвуют, она просила ссудить определенную сумму на время». И вот наконец никто уже не сомневается, что героиня - непрофессиональная, грубая, расчетливая кошелка, которая только и ищет, чтобы «срубить у кого-нибудь бабла». Зачем ей это нужно? Школьники теперь найдут ответ самостоятельно: для удовлетворения собственного тщеславия, ведь героиня - эгоистка. 

Цель достигнута! Умные, добрые, замечательные школьники пишут: «Ее доброта была лишена смысла, героиня перешла границу морали...», «..чрезмерное самопожертвование обычно губительно для окружающих...», «..навязчивая идея о помощи всем и вся оставляет ее на дне...», «...человек не должен на себя брать функцию общества, государства и организаций, которые должны заниматься поддержкой бедствующих...», «..если помощь другим становится «наркотиком», без которого ты не можешь жить, - это очень плохо». И неважно, что им потом очень стыдно за написанное.В следующий раз опять сделают то, что положено. 

Маленький, никому не ведомый клерк из ФИПИ всесилен! Сколько ни читай-считай-пересчитывай, нельзя не согласиться, что отрицательная оценка в тексте преобладает, а добро в нем - категория относительная. Ни один учитель теперь не докажет своим ученикам, что для русского языка и русской культуры недопустимы выражения «чрезмерная доброта», «недопустимая помощь» ближним, "бессмысленное бескорыстие". Они теперь актуальны для тысяч выпускников.

Впрочем, так им и надо, этим учителям. 10 лет молчали, отменяли литературу ради подготовки к ЕГЭ по русскому, не подумали отстоять праведников Лескова - этих пьяницу Левшу и убийцу Ивана Северьяновича. Отправили их на свалку как не поддающихся правкам и занесению идей о них в таблицы. 
Пусть теперь обсуждают со школьниками эрзацы «По Вересаеву», «По Толстому» или «По Лескову». Несомненно, это удивительно удобно и приятно. Для всех категорий читателей.

https://clck.ru/9ofnL

Чистякова  Мария  Вячеславовна преподает  в  Лаборатории непрерывного математического образования с  2003 года, много внимания  уделяя тому, чтобы  в  математических  и  химико-биологических классах не  было перекоса  в сторону  дисциплин  технического и естественнонаучного цикла и школьники могли  получать полноценное гуманитарное образование.  В результате  каждое  полугодие  учащиеся  сдают экзамены по русскому  языку и литературе,   учат наизусть  множество стихотворений  поэтов-классиков. Мария  Вячеславовна  Чистякова была  автором «Открытого письма преподавателя литературы» (2011 год),  которое послужило  отмене  первого варианта государственных стандартов,  предполагающего  изъятие  литературы  из перечня основных  школьных дисциплин.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную