Евгений ДЕНИСОВ, Новгородское областное отделение Союза писателей России
Над кем смеетесь?

С недоумением прочитал в «Литературной газете» (№44, 6-12 ноября 2013) подборку взятых из интернета мнений о состоявшемся в Калуге 14-м съезде Союза писателей России (подборку под заголовком «Съездили...» с пристрастием подготовил Игорь Панин). Злопыхательство, дурь, насмешки. Над кем смеются? Над собой смеются.

Некая Марина Левина пишет: «Великий русский пис. Ганичев... Старики могут заниматься любой деятельностью, но СП — это не консервы даже... там ничего живого нет. Нужна живая кровь!»

Валерий Николаевич Ганичев не считает себя великим русским писателем, он не графоман и не параноик, коим ныне нет числа, чтобы считать себя великим, да и при чем тут это? Достаточно того, что он автор исторических повествований «Росс непобедимый» (князь Потемкин и др.), «Державница» (Екатерина вторая), «Адмирал Ушаков», «Тульский энциклопедист (А.Т.Болотов, воин, агроном и писатель 18-го века),публицистических книг «Православный дорожник», «Русские версты» и других. Ганичев и в 80 лет продолжает писать и печататься, а мы в таком возрасте, может статься, будем ползать на карачках и забудем, кто мы есть. Это я к тому, что одна дама призывает «сбросить Ганичева с парохода современности».

Авторитетнейший Вадим Кожинов назвал Валерия Ганичева великим просветителем. Он же великий руководитель и администратор, если в тяжелейших условиях сумел с единомышленниками сохранить Союз писателей России. Будучи еще в советское время директором издательства «Молодая гвардия», направил серию ЖЗЛ в сторону русскости... Инициатор серии «Роман — журнал XXI век». Один из основателей Всемирного Русского Народного Собора.

И живой крови в Союзе достаточно, ведь на съезде шла речь об ужесточении условий приема в СП, он расплывается, и не за счёт пенсионеров. Ну а качественно... Всегда производятся горы мякины, а полновесные зерна встречаются очень редко. Такие, как повесть Вал. Распутина «В ту же землю», роман Р.Сенчина «Елтышевы», романы «Стеклодув», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи» баталиста А.Проханова... Наше время оставит не меньше значительных произведений, чем любые другие, потому что богата русская земля талантами, особенно в провинции, но путь наверх для них прикрыт.

Поэтесса Надежда Кондакова: «В Москве им никто бы не дал денег — оплатить приезд и проживание...»

Да уж, «жиреющая, балдеющая Москва» (Г.Зюганов) не жалует патриотов, она «им» чужая. Чтобы отметить в столице 95-летие народного поэта Виктора Бокова, его поклонники на родине в Подмосковье собирали деньги на оплату аренды помещения... Симптоматично, что съезд не попал в новостные ленты. Сей факт с чувством глубокого удовлетворения отмечает обзорист «ЛГ» Игорь Панин... Зато очередной юбилей Макаревича ТВ отпразднует как национальный праздник.

Поэтесса Марина Струкова из газеты «Завтра»: «Наш СП — это сборище бородатых православнутых (именно так! - Е.Д.) пьяниц, награждающих друг друга за то, что невозможно читать... Если проза — про какую-то архаичную деревню, не имеющую отношения к деревне современной, одни имена персонажей чего стоят: Тихоны, Марфы, Акулины. Или про Великую Отечественную войну с перечислением дивизией и фронтов, что интересно разве что старцу Бушину. (Какая чушь! И амикошонство, да? - Е.Д.) Если стихи, то подражание троице — Есенину, Рубцову, Кузнецову, убийственная вторичность».

Самоуверенность и категоричность при безаппеляционности суждений, заставляющей вспомнить Эллочку-людоедку из знаменитого романа Ильфа и Петрова. Ну, откуда, скажите, пожалуйста, возьмёт Ганичев таких писателей, чтобы и в Бога не верили, и бороды не носили, и деньги не любили, и писали как нужно? Какие есть, с теми он и работает.

Непонятно, почему Струкова бичует представителей жанра т.н. деревенской прозы? Ведь пишут детективы, фантастику и фэнтези, о любви, о жизни офисного планктона и люмпен-интеллигенции... Много чего пишут. Пишут и об архаичной деревне, если это экскурс в историю («Кануны» Вас. Белова, «Третья правда» Л. Бородина),но главным образом о деревне современной, но не такой, какой она видится из окон переделкинской дачи, а реальной — разорённой, обезлюженной, спаиваемой, растлеваемой городской, на манер Запада, цивилизацией, в первую очередь антирусским, антироссийским телевидением. Да что там — в результате дилетантских и намеренно гибельных реформ крестьянство в глобальном смысле перестало существовать. Жанр деревенской прозы также на грани исчезновения.

Заодно об ономастике. Чем плохи имена Тихон, Марфа, Акулина? Марки, Генриетты лучше? А мне так нравятся. Поэт Тихон Чурилин, композитор Тихон Хренников — замечательно. Не имя делает человека, а человек - имя. Марфа — Посадница... У Давида Самойлова в изысканном стихотворении «Названия зим» одна из зим звалась Марфой... У нас соседка была баба Марфа... Акулину в жизни не встречал, но если встречу такую женщину, отнесусь к ней с должным уважением.

Наконец, с неприязнью (таков подтекст) упоминает Струкова «троицу», также представителей корневой культуры. И вновь поверхностность суждения. Сергею Есенину усиленно подражали сразу после его убийства, потом перестали, потому что он «цветок неповторимый». Даже есенинское словечко «любимая» у других поэтов звучит фальшиво. Понимая всё это, Владимир Соколов одно из своих стихотворений назвал «чуть-чуть есенинское», как бы оправдываясь перед читателями за сходство настроения и детали пейзажа. Невозможно подражать Юрию Кузнецову, у него неподражаемое образное мышление и тематика, замешанная на славянской мифологии, кто теперь её знает? Николю Рубцову — да, подражают, точнее, находятся под его сильнейшим влиянием поэты деревенского происхождения. Но подражают также Пастернаку, Бродскому, даже Вознесенскому с Евтушенко, Анне Ахматовой («Я научила женщин говорить... Но боже мой, как их молчать заставить?» И правда, как?) И что из этого? Так было всегда, а теперь уже и плагиат не редкость.

Недовольство ходом подготовки и проведения съезда (любое крупное мероприятие не обходится без грехов, тем более литераторы — народ хаотичный по определению) высказали писатели Виктор Герасин и Андрей Добрынин. Последний даже предлагает вообще не считаться с его решениями: «Для начала необходимо дезавуировать последний съезд. Это необходимо. Наверняка были нарушения устава...Тупо собрать большинство голосов всех писателей. Следует публиковать адрес для сбора подписей». (Ну, это несерьёзно. Но каков стиль!)

Больше всех удивил безымянный делегат «из далёкой заснеженной глубинки» описанием своих злоключений в Калуге. Оказывается, «ганичевская клика» в гостинице «размазала» делегатов съезда по двуспальным раскладушкам. Не желая спать по соседству с таким же 60-летним мужиком, недовольный гость из глубинки за 800 рублей нашёл ночлег в частном доме, где был накормлен настоящим борщом, уложен на пуховые перины... О Санта Мария! И это русский писатель? А ещё работал на БАМе. Да купили бы с бородатым соседом бутылку, чего-нибудь вкусного, выпили бы, закусили, поговорили бы о делах наших скорбных и захрапели. А засоряет сеть. И презирает (так и пишет) Союз писателей вместе с Валерием Ганичевым... Так выйди из организации!

То обстоятельство, что делегатов съезда, исходя из имеющихся возможностей. Разместили на двуспальных раскладушках. Вызвало восторг у «Метросексуала» и «Серба»: наконец-то разговор опустился ниже пояса. Посыпались сальные шуточки в духе телевизионных поп-клоунов Галкина, Малкина, Палкина и Залкинда...

Когда в октябре 1993 года шёл танковый обстрел российского парламента, на Западе шутили: «Немцы бьют чужих, а русские — своих». Вот и здесь свои бьют своих, только не снарядами и снайперскими пулями, а плевками. И добром это не кончится.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную