Сергей ДМИТРИЕВ, главный редактор издательства "Вече"

«Поэтические места России»

Интернет-антология «Поэтические места России» – проект, зародившийся на стыке поэзии, путешествий и истории. Я абсолютно уверен, что моя страсть к путешествиям по родной земле и миру уходит корнями в мое новгородское детство, которое подарило мне причастность к великой истории, огромной стране и народам, ее населяющим. Только этой страстью я могу объяснить, что за прошедшие, активные с точки зрения путешествий, почти 30 лет жизни мне оказалось по силам не просто посетить более 75 стран и около 150 разнообразных мест России, но и воспеть эти странствия в своих стихах и фоторепортажах. Удивительно, но новгородский мальчишка из 60–70 гг. прошлого века, конечно, не мог даже и представить себе, что такое будет возможно, что мир когда-то просто распахнется перед ним и своими гранями вызовет прилив поэтического творчества.

 «Мы родом из детства, далёкого детства, из вечно прекрасной страны», — и как я рад, что мне посчастливилось родиться в городе, который по праву величают Великим. Именно здесь я ощутил дыхание русских просторов и связь с историей своего Отечества, именно здесь я впитал в себя энергию родной земли. Родившись в 1959 году и прожив в Новгороде 18 лет, я ещё застал то время, когда мы, сумасбродные мальчишки с улицы Волкова, могли беспрепятственно бегать по всем кремлёвским стенам, спускаться в башни и находить там суровые приметы ушедшей войны, забираться на Звонницу и засматриваться оттуда на возвышенный ритуал слияния, который веками демонстрируют Волхов и Ильмень.

В ту пору мы могли меняться бронзовыми крестами и маленькими иконками, не понимая ещё их ценности, бегать в разные концы города и с удивлением наблюдать за проводившимися там раскопками. Не потому ли я позднее поступил на истфак Новгородского пединститута, где проучился всего лишь год, и во многом связал свою жизнь с историей, написав впоследствии десятки статей и книг, защитив диссертацию и став издателем, прежде всего, исторической литературы.

В 1977 году моего отца перевели на работу в Москву, и мне пришлось расстаться с родным городом. Но любовь к нему со временем никак не угасала, а, наоборот, давала о себе знать всё чаще, пока я не обратился к теме Новгорода в своих стихах, которые я начал писать под впечатлением перемен в моей жизни уже в Москве весной 1979 года. Вот как я писал о своих новгородских истоках:

Я у истоков истинной Руси
Родился, сам того не зная,
И лишь теперь я постигаю,
Что жизнь мне в новгородском крае
Мой ангел не напрасно испросил.

Впитал я северных просторов
Никем не мереный размах
И смысл, таящийся в снегах,
И блеск на древних куполах,
И стойкость крепких поозёров.

Я в Ильмень с Волховом седым
Не раз восторженно вливался,
Когда с ребятами купался
Там, где когда-то появлялся
Отечества первичный дым.

Прошли века, но я такой,
Какими были наши предки.
Тысячелетья нового отметки
Лишь подтверждают старые заметки,
Что новгородец я душой.

Весьма показательно, что многие мои стихи о родном городе были написаны не во время поездок в сам Новгород, а во время странствий по миру — в Австрии, в Индии, в Африке... Контуры воспоминаний детства всегда становятся более чёткими, когда ты удаляешься от родных мест... И так было угодно судьбе, что, проработав долгое время в издательстве «Молодая гвардия», я уже более 27 лет тружусь в издательстве с символичным именем «Вече». Что это как не удивительный подарок судьбы? Новгородское «Вече» в издательской Москве! И это имя наше издательство оправдывало неоднократно, выпуская труды по русской истории и произведения отечественных классиков.

А как живописен Новгород и его окрестности! Понять это можно, пожалуй, только приехав сюда из монотонно-безликих городов и бродя с фотоаппаратом по Кремлю, берегам Волхова и Ильменя, ощущая рядом соседство столетий. Мое увлечение фотографией вместе с поэтическими опытами дали мне возможность по-новому увидеть, казалось бы, знакомый город. Мы часто говорим о спасительной национальной идее, а она спокойно и не навязчиво хранится в наших родным местах, в величественных памятниках древней культуры и в сохраненных традициях прошлых эпох.

В жизни очень многие важные вещи случаются как будто бы случайно, мимоходом, и только потом понимаешь, какое значение они имели на перекрёстках жизненных дорог. В 2002 году я отправился с друзьями из Новосибирска на Алтай, и 8 дней, проведенные в этом путешествии, не только потрясли меня увиденным, но и подарили особый настрой на долгие годы. Во-первых, я впервые в жизни написал в дороге целый цикл стихотворений, посвященных красотам и дыханию заповедного края, хотя ранее не понарошку увлекался стихами, а во-вторых, имея под рукой лишь самую скромную «мыльницу», даже с ее помощью начал снимать потрясающие виды алтайской земли. Так я впервые открыл для себя новый жанр, соединяющий стихи и фотографии, который я назвал фотостихами.

Далее последовала многолетняя череда моих путешествий по России и миру с камерой и рифмой, в которых я продолжал соединять воедино две Музы — поэзию и светопись. Итогом этих поисков стали, помимо фотовыставок, посвященных России, Намибию, Ирану, дорогам Грибоедова, мои книги-альбомы, в которых фотостихи сливались с историей: «По русским далям и просторам» (М., 2006), «По свету с камерой и рифмой. 100 удивительных и заповедных мест мира» (М., 2009). «На Святом Афоне. Стихи русского паломника» (М., 2013), «Персидские напевы. От Грибоедова и Пушкина до Есенина и XXI века» (М., 2014), а также появившиеся позднее сборники стихотворений, в которых находили отражения мои странствия: «Я жизнь за всё благодарю...», «Любовь земная и небесная», «Молитвы русского поэта» (М., 2018)

Перефразируя Пушкина, я тоже мог бы сказать:

Не зря извилистой тропой
Я пересёк пустыню мира,
Недаром камера и лира
Мне были вверены судьбой.

Но вот что важно: увлекшись своими фотопоэтическими путешествиями по России и миру, я стал перед каждой очередной поездкой искать в качестве образцов поэтического вдохновения те стихи русских поэтов, которые уже посвящались тем или иным местам, и постепенно выявились следующие обстоятельства. Во-первых, до сих пор в нашей стране никто не собрал и не подготовил хотя бы краткой, я уже не говорю о всеобъемлющей, антологии произведений поэтов-путешественников, и поэтому поиск любых «геоточек» русской поэзии представляется и сегодня довольно трудным занятием.

Во-вторых, выяснилось, что отражение в русской поэзии тех или иных мест родной земли и зарубежных стран происходило и происходит совершенно неравномерно и почти случайным образом: первенство здесь, конечно, держат столицы России, которым посвящали и посвящают стихи сотни поэтов, затем следуют самые известные места страны, например, крупнейшие города, Золотое кольцо, Байкал, река Волга. А вот многие территории, города и поселения, памятные и заповедные места, например, Алтай, Якутия, Сахалин и Камчатка, северные или сибирские города, лишь изредка удостаивались внимания поэтов. Конечно, это напрямую связано с тем, насколько часто и куда именно путешествовали и путешествуют поэты, которым проще посетить, к слову, Москву и Суздаль, чем отправиться в дальнее странствие на край огромной страны.

В третьих, стало совершенно ясно, что в различные эпохи поэты по-разному и путешествовали, и писали стихи о путешествиях, и воспринимали страну, в которой они жили. А отсюда вытекала задача внимательно и подробно изучить историю русской поэзии путешествий, начиная с ее истоков, на протяжении почти трех веков.

Таким образом, и мои личные впечатления и опыты, и первичное обращение к примерам поэтических творений русских поэтов-путешественников в прошлом, показали насущность и возможность создания проекта «Поэтические места России», который неспешно начал обретать те очертания, которые он получил в итоге в представляемом вниманию пользователей проекте.

В конце 2018 года (с помощью президентского гранта) на сайте ruspoetry.ru мной был реализован проект «Поэтические места России». Там представлена обширная и разносторонняя антология поэзии русских путешествий на протяжении трех веков и интерактивная «Поэтическая карта России». Получилась объемная и во многом уникальная стихотворная мозаика родной земли (около 2000 стихотворений), украшенная биографиями поэтов (их более 110), описаниями мест, попавших в антологию (около 350), а также огромным количеством фотографий (более 1000) тех или иных мест России.

И какие звонкие имена и строки обогатили эту антологию: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. А. Цветаева, А. Т. Твардовский, О. Э. Мандельштам, Н. А. Заболоцкий, Б. Л. Пастернак, В. С. Высоцкий, Н. М. Рубцов, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский и многие другие. У каждого из этих поэтов на сайте создана своя индивидуальная страница.

Посетитель нашего сайта найдет здесь стихи не только о Москве и Петербурге, крупных городах или Золотом кольце, не только о монастырях, усадьбах, знаменитых селах или полях побед русского оружия — от Куликова поля до Прохоровки, но и о природных чудесах нашего Отечества — от Валдая и Байкала, Волги и Оки до гор Кавказа, красот Алтая и Камчатки.

Мы надеемся, что разносторонний проект позволит по-новому взглянуть на историю русской поэзии, станет подспорьем для всех, кто интересуется и изучает отечественную литературу, высветит в ином ракурсе биографии знаменитых поэтов, позовет в дорогу по российским просторам новых путешественников и паломников, открывающих для себя жемчужины Отечества. Для более доступного восприятия материалов в антологию включен особый раздел «Живая поэзия», где представлены аудиостихи в исполнении известных актеров, фотостихи, соединившие в себе стихотворения и мозаику фотографий, а также песни на выбранную тему.

Самое интересное из этого контента представлено параллельно в YouTube. Здесь можно найти, например, аудиозаписи стихов в исполнении актеров Вениамина Смехова и Екатерины Краснобаевой, песни в исполнении Владимира Патрушева, лекции и выступления о русских писателях. К проекту можно присоединиться в соцсетях: В контакте, Одноклассники, Фейсбук.

Очень важно, что антология будет постоянно пополняться стихами, присланными современными поэтами или теми знатоками русской поэзии, которые смогут дополнить сделанную работу своими находками и комментариями. Развиваться и дополняться будет в дальнейшем и представленная в антологии краткая «История поэзии русских путешествий». И я особо призываю поэтов регионов России принять участие в составлении полноценной и разносторонней антологии «Поэтических мест России». Для участия в ней достаточно заполнить форму на сайте http://ruspoetry.ru/form  или написать письмо нам на электронную почту info@ruspoetry.ru .

Сергей Николаевич Дмитриев - историк, поэт, главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев написал уже около двадцати книг, в том числе десять стихотворных, а также книги «Последний год Грибоедова», «Владимир Короленко и революционная смута в России». Он — вдохновитель и создатель интернет-антологии «Поэтические места России», которая связывает имена русских поэтов с историей различных мест нашей страны.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную