Лидия ДОВЫДЕНКО, главный редактор журнала «Берега», председатель Калининградской Ассоциации творческих союзов, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук

ДЕЛАТЕЛИ

 

1. О книге Владимира Вахрамеева «Лики Балтии», Калининград, 2017, 276 с., фот.

Автор трилогии «Опалённые ложью», сборника «Я не хотел бы всех печалить» в соавторстве с поэтом Эльвирой Поздней, Владимир Вахрамеев в своей новой книге «Лики Балтии» обращается к образам живых и ушедших современников, встречи с которыми – божественные дары судьбы. Свою собственную биографию он рассматривает как книгу, «рождённую прожитыми годами», куда входят и дневники родственников, и беседы с интересными ему людьми, и архивные материалы, за которыми судьбы людей «в стране с одним общественно-политическим строем, с привычной моралью, нравственностью, этикой, и затем - чаще не по своей воле -  оказавшихся в новых государствах с неведомыми большинству ценностями» (с. 116).

«Жизнь во всех измерениях»

Писатель и публицист, Владимир Вахрамеев в первой главе новой книги рассматривает тему преемственности поколений, как обладателей важнейших духовных пластов, и как представитель рода Вахрамеевых берёт на себя миссию – сохранить в памяти потомков понятое и пережитое в течение второй половины 20 века - начале 21 века в СССР, а затем – в России.

Его книга не остаток прежней силы и воли к жизни, как это, бывает, встречается в некоторых мемуарных жизнеописаниях,  наоборот, его перу свойственна лёгкость старинного романтического путника, путешествующего во времени от сказочного владения князя Вахрамея, от Великого Устюга, Сольвычегодска, Котласа, Вологды до мест дислокации кадрового офицера и журналиста  Владимира Вахрамеева. Ему важно передать потомкам, что роду свойственны такие понятия, как «высокая умственная и этическая культура, независимость мысли и порядочность, умение сопереживать» (с.28). Обращаясь к судьбам то художника, то священника, то купца, то заводчика, то геолога, то профессора из рода Вахрамеевых, автор мог бы сказать словами Ивана Путилина: «И с течением времени такое глубокое получаешь знание жизни, как выучиваешься понимать и прощать!»

Прислушиваясь к «голосам былого», писатель стремится к трезвому освещению исторических и трагических  событий 20-го века, судеб людей, «опалённых ложью», но понявших не без юмора, что «идиотизм – вечный спутник правды».

«Через общение к познанию»

Просторное и высокое пространство для развития души открывается через встречи с раннего детства с интеллигентными людьми, приходящими в дом родителей в советской Риге: это композитор Анатолий Аверкиев, музыкант, дирижёр Янис Витолс, публицист Рихард Лацис, чтение ими наизусть стихов Яниса Райниса, знакомство в Калининграде с подполковником З.Г. Лившицем, весть о полёте в космос Юрия Гагарина в 1961 году, общение с флотским поэтом Никитой Сусловичем, и это некое духовное проницание идеологических стен, труд, служба в ПВО, поступательное движение, звонкая надежда, упорная сила, влекущая по пути, на котором «закон, живущий в нас, и он  называется совестью» (с.81).

Владимир Вахрамеев рассказывает о встречах с «верным рыцарем русского романса» Валерием Агафоновым, в репертуар которого входило более 700 песен и романсов, с доктором гуманитарных наук, поэтом  Эляной Суодене, руководителем Каунасского Центра культуры имени Л.П. Карсавина, автором проекта – фестиваля православной поэзии «Покрова», а также проекта издания литературного альманаха «Oceanus Sarmatiсus» (главный редактор Альберт Снегирёв), поэтом, эссеистом Эльвирой Поздней, философом Валерием Ивановым, писателем Георгием Почуевым, писателем и краеведом Владимиром Кольцовым-Навроцким, президентом РО МАПП Львом Мессенгисером, поэтом Еленой Шеремет, поэтом Евой Ахтаевой... Эти и другие встречи позволили автору книги понять настроения, думы и ожидания авторов из Литвы и Латвии. Родная речь звучит на постсоветской земле, как «необходимость нравственного и духовного единства со своим народом».  В таких  сборниках и альманахах, как «Ступени» (ответственный редактор Эльвира Поздняя), «Земное время» (главный редактор Андрей Корсаров) находят признание читателей поэты и прозаики не только из Литвы и Латвии, но и очень многих стран. Книга В.Вахрамеева даёт возможность понять кипучую жизнь русскоязычных авторов Литвы, собирающихся, например, на православный фестиваль поэзии «Покрова», куратором которого является настоятель Богоявленского собора отец Николай (Мурашов): Союз русских литераторов и художников РАРОГ, клуба любителей поэзии и музыки «Десидерия», поэтического содружества «Мир», Лито «Логос», литературного клуба «Стихарь», «Центра русской культуры «Ученье – свет» и многих других творческих коллективов, а также соседи из Калининграда – авторы журнала «Берега».

Противостояние «культурной эрозии»

В книге «Лики Балтии» автор знакомит читателя с русской литературой в Латвии сегодняшнего дня. В Риге проводятся сотни мероприятий только в рамках Дней русской культуры. Владимир Сергеевич рассказывает о филологе и поэте, знатоке древнерусской литературы Владимире Мирском, поэтах Сергее Журавлёве, Сергее Морейно, прозаиках: Сергее Красильникове, Андрее Лёвкине, Далии Трускиновской. Пётр Антропов, наверное, выразил общую мысль: «Мы русские и русскими мы будем». Особенные слова симпатии звучат в адрес  поэта Ивана Кунцевича, родившегося в Беларуси, окончившего Калининградский технический институт, и волею судьбы оказавшегося в Латвии, в настоящее время он ведёт рубрику «Читательский перекрёсток» в русскоязычном журнале «Корни» (главный редактор О. Соколова). уже четверть века в Риге издаётся альманах «Русло»(Русское слово) редактор-составитель Анатолий Буйлов, вышло пять альманахов «Письмена» (составитель Юрий Касянич).

Особенно тёплые страницы книги посвящены другу поэту и актёру Валерию Петровскому, о котором Альгирдас Бикульчус написал: «…быть одиноким – по силам не каждому.. // ибо мы живы на свете лишь жаждою//Счастья,// Надежды//  И светлой любви». Очень познавательна часть сборника «Лики Балтии», посвящённая альма-матер Владимира Сергеевича – Вильнюсскому радиотехническому училищу, до революции – пехотному юнкерскому училищу.  Среди его выпускников немало известных писателей и публицистов, в том числе однокашники автора: поэт Валерий Срибный, писатель и публицист Яков Криницкий, Леонард Церс и многие другие.

«Лики Балтии» – это дань дружбы писателя и журналиста  с учёным и писателем Иосифом Рабиновичем, учёным и поэтом Алгирдасом Бикульчюсом, поэтом Рудольфом Жакмьеном. Не подверглись эрозии те необходимые каркасы общественного бытия, которые являются основами духовной жизни  нашего народа. Вне политических проекций, обозначенных на карте границами, отделившими Россию от ее сыновей, идёт внутренняя нравственная жизнь русского народа как национального сообщества, обладающего своей болью, своим стыдом, совестью и моральной высотой.

Владимир Вахрамеев придерживается чёткой нравственно-художественной линии, движимый любовью в своём «соборном сердце», прижимаясь к телу его необъятного мира, переходя от вчерашнего  к сегодняшнему, почитая те духовные величины, которые тысячу лет сияют над Россией.

 

 

2. О книге «Рюрикович в XXI веке. Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский /Сост. Н.А. Алпатова, Н.Д. Лобанов-Ростовский. − Москва, 2017. − 590 с., 325 ил.

Никита Лобанов Ростовский книга Рюрикович в эмиграцииНаходясь под сильнейшим впечатлением от книги Н.Д. Лобанова-Ростовского «Эпоха. Судьба. Коллекция» (Москва. 2010), прочитав сборник  статей, рецензий, интервью «Рюрикович в эмиграции. Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский» (Москва. 2015), а также ознакомившись с подаренной мне Никитой Дмитриевичем книгой Э. Гурвича «Дерзкие параллели», я полагала, что достаточно хорошо знаю личность и деятельность князя Н.Д. Лобанова-Ростовского. Но оказалось, что новый сборник, вышедший в марте 2017 года,  состоящий  из выступлений,  интервью,  статей его и  о нём всего за пару последних лет – новые, масштабные страницы многогранной деятельности уникального нашего современника, князя Добра, как  сказал о нём петербуржец Евгений Белодубровский, Добра для России, для Русской Цивилизации, для Русского мира, для его истории и культуры, и просто личности необычайной человеческой доброты, благородства,  чуткости, великой души.

Для чего и зачем эта книга?

В анонсе книги сказано, что она предназначена для  искусствоведов, коллекционеров и всех, интересующихся историей русской культуры. Действительно, они найдут здесь огромный  материал, связанный с историей увлечённости и коллекционирования  супругами Лобановыми-Ростовскими авангардной русской живописи, оказавшейся  в эмиграции после революции 1917 года, историей ее возвращения на Родину, историей  пути к зрителю в России.  Музейные работники с  удивлением познакомятся с решением непростой задачи - возникновения музея  семьи Лобановых-Ростовских в Ростове, узнают о русском балетном искусстве за рубежом, о коллекционере И.С. Зильберштейне, истории музея частных коллекций . Но главное, что впечатляет – это грандиозность личности Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского,  планетарное мышление русского человека, его рассуждения   не только  о русском искусстве, но и о России сегодняшней, ее трудностях и возможных стратегиях. Очень интересно познакомиться со статьями о Лобанове-Ростовском множества авторов, начиная с министра культуры Мединского и заканчивая частной влюбленностью  в неординарного человека Наталии  фон Гентшенфельде.

Думаю, книга создана для тех, кто живёт в России и является носителем ее культуры и традиций. Любому человеку, взрослому или школьнику, кто читает больше, чем только СМС, эта книга понравится, захватит и не отпустит, пока не будет прочитана последняя страница, как это произошло со мной, несмотря на то, что добрую половину статей и интервью  Оксаны Карнович, Екатерины Фёдоровой, Елены Ким, Андрея Маруденко, Ниониллы Пасечник, Евгения Белодубровского, авторов газеты «Ростовская старина», Анастасии Лиховцевой опубликовала в литературно-художественном журнале «Берега»- Калининград. Мне хотелось бы выделить несколько акцентов этой обширной книги.

Русская цивилизация и жизнь в России

В сборнике  и в жизни Никита Дмитриевич – это русский подвижник нашей культуры, любящий Н.В. Гоголя и А.П. Чехова, театральное, музейное  искусство. У него друзья по всей планете. В Болгарии, например: «Платон Чумаченко, стал профессором палеонтологии, Свет Петрусенко - минерологом, Христо Пулиев - геохимиком, Свет Докучаев - геологом, пятый, Иордан Иванов - певцом, a Любомир Левчев - выдающимся писателем». Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский – Почётный председатель Координационного совета российский соотечественников в Великобритании, первый заместитель председателя Международного совета российских соотечественников в России, член Бюро «Фонда Кирилла и Мефодия» в Софии, член правления «Института современной русской культуры» в Лос-Анджелесе (Калифорния), член «Ассоциации американских учёных русского происхождения» в Нью-Йорке, член совета директоров «Международного фонда искусства и просвещения» в Вашингтоне, член «Общества коллекционеров» в Москве и Лондоне, академик Международной академии информатизации при ООН, попечитель Русского камерного оркестра в Лондоне, член комитета «Русского Славянского Искусства» в Москве,  член попечительного совета «Фонд милосердия имени Анны Павловой» в Москве, член совета директоров «Ассоциации театрального музея» в Лондоне, пожизненный член Союза благотворителей музея «Метрополитен» в Нью-Йорке.

На вопрос Екатерины Фёдоровой:  «Где Вам проще находиться и общаться сегодня?», князь ответил: «Мне проще повсюду. Некоторую неуютность в России я чувствую потому, что часто законодательство до сих пор является рычагом власти, а не охраной жителя. И в ближайшие тридцать лет это следует с трудом преодолевать».

И всё же русская жизнь в России и Русская цивилизация на планете  при историческом противоречии, нашедшем исход в 1917 году,  придут и уже приходят к неизбежному единству. Это возможно, на мой взгляд, потому что Россия противопоставляет технократичности  жизни свою органику, нравственный и душевный обычай,  а размеренность жизни и огромность просторов соизмерима с пространствами русской души.

Никита Лобанов-Ростовский говорит, что он знаком с несколькими культурами мира. «Но преклоняюсь я перед необычайным явлением, я бы сказал, событием в жизни человечества - русской культурой конца XIX - начала XX в. Такого нигде в мире не было, и нет!»

Художник, поэт, музыкант - фигура творческого человека является посредствующим звеном между наступающим завтра с холодным металлическим блеском и такими же жёсткими звуками и уходящим образом земли со сверкающей росой на   изумрудной траве  и пением птиц. Замечательно, бесценно то, что делает Никита Дмитриевич, открывая  России безбрежность Русской цивилизации на планете, русских, рождённых вне России, одарённых талантами, обогащая и укрепляя нас там, где произошло духовное ослабление.

Спаситель русских шедевров от забвения и уничтожения

Обращаясь к русскому искусству конца XIX - начала XX века, Никита Дмитриевич свидетельствует, что это «было своего рода Возрождение, но важно, что каким-то образом оно было подготовлено генетически и возбуждено в разных областях одновременно. Не было области, отрасли, в которой бы ни совершился этот взрыв в тот короткий период. Франция, например, имеет своих могучих композиторов, литературу, но такого яркого периода цветения культуры сразу во всех ее видах я не знаю, хотя четко осознаю высокий уровень и уникальность тех культур, с которым в жизни соприкасался. Особо восхищает меня и XIV век - время Рублева, и, несмотря на то, что этот культурный расцвет состоялся на 200 лет позже Византии, но это универсальный гений человечества... Возвращаясь к Серебряному веку, должен отметить, что для меня важны и общественные преобразования того времени, и законодательно-правовые, и промышленные, и архитектурно-строительные, транспортные и так далее, все абсолютно. Гениальные люди жили в то время!»

Впервые Никита Лобанов-Ростовский  попал на Дягилевскую выставку в Лондоне в январе 1954 г., когда ему исполнилось девятнадцать лет, и был покорен, как он говорит, «вошел» в это искусство: «А поскольку я стараюсь все делать целеустремленно и, видя в чем-то перспективу, занимаюсь этим до тех пределов, пока не замечаю, что все сделано, и дальше неинтересно, то и коллекционированием занялся энергично. И так состоялся этот замечательный «эпизод моей жизни», называемый коллекционированием, -одно из самых моих приятных времяпрепровождений».

Увлечённость искусством отечественных художников позволила Никите Дмитриевичу обрести  Россию, вывела его на путь спасителя часто обречённых на гибель, хранившихся в чемоданах, на антресолях бедствующих материально владельцев полотен русских художников-авангардистов, привела к ответственности за сохранение и возвращение их на Родину, взрастившую гениев. Мне вспоминаются слова современного литературного критика Вячеслава Лютого, который написал, что «цивилизация  - это только средство, она подобна доспехам на живом теле, которому свойственна не только ярость и жажда победы, но и любовь, печаль, думы и сердечное страдание» (книга «Русский песнопевец», Воронеж, 2008).  Никита Дмитриевич, как и любой другой, человек, понимающий художника, равен ему: «с картинами Ларионова, Бакста, например, висящими у меня в столовой, я разговариваю, пусть даже это звучит для Вас, как небылица. Я вхожу с ними в общение». В этом моменте Божий дар преобладает в известном коллекционере и меценате над его рациональным мировоззрением, он соответствует здесь своему глубинному призванию, метафизическому  Поручению, уходя от рабства Успеха, и этим вызывает к себе любовь беззаветную. Почётный доктор Санкт-Петербургской Академии художеств, действительный член Петровской академии наук и искусств, награждён золотой медалью Российской премии Людвига Нобеля. Ему принадлежит главная награда Международного совета российских соотечественников за вклад в русскую культуру и искусство. Он кавалер ордена Дружбы народов за вклад в сохранение русского искусства. У него такая награда, как  «Золотая муза» за вклад в русско-болгарские культурные связи. Он из тех соотечественников, кто сохранил те высшие духовные ценности, которые были кодексом чести представителей русского дворянства, кто сохранил любовь к Отечеству и веру в его историческую судьбу, кому  не надо искать национальную идею – она живёт в душе.

 

Такие задачи, которые поставил себе князь Лобанов-Ростовский: открытие на Поклонной горе в Москве памятника павшим в Первую мировую войну (установлен 1 августа 2014 года), открытие национальной портретной галереи в Москве «Лучшие люди России», открытие в Керчи памятника  Примирения белых и красных, создание музея в Ростове Великом, дарения картин Музею частных коллекций, организация выставки «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870-1930» в государственном театральном музее им. А.А. Бахрушина и многие другие проекты – подобные задачи по плечу и сердцу только избранным людям, даже, полагаю, великим, потому что ему по силам примирять два начала русского мира, находить их непротиворечивое единство. И русская жизнь безошибочно узнаёт своих посланников через поколения, внимает их словам, вверяет себя им, обретая глубокое дыхание, благородную силу и нравственный ум.

«Как это по-русски!»

В 2016 году князь подарил Ростовскому музею  картины из своей коллекции стоимостью 1 млн. евро.  Елена Чинкова спросила его, оставляет ли он себе копии, и услышала в ответ: «Я ничего не оставляю, потому что хочу расстаться со всем, что у меня есть».

- Как это по-русски.

- Я абсолютно русский человек.

Из интервью мы узнаем, что «за Россию болеют представители первого поколения. А большинство недавно приехавших стараются ассимилироваться, забыть русский язык, найти работу и включиться в жизнь страны», куда они приехали. Потомки эмигрантов первой волны разные. Если религиозная и монархическая семья, она имеет моральную связь с Россией и обязательства перед ней. Многие из них теперь купили квартиры в Петербурге и Москве и проживают там часть года. «Эмоционально все русские за то, что Крым возвратился в Россию», - продолжает Никита Дмитриевич.  – «В основном,  украинцы сами виноваты в происходящем. Как и Израиль, Украина чихает на три решения Совбеза относительно культурного определения меньшинства населения. Теперь это подобно второму израильско-палестинскому конфликту».

Никита Дмитриевич много делает для сближения,  общественного согласия, для межэтнической и межконфессиональной терпимости, духовного сплочения между теми 30 миллионами соотечественников, которые живут вне Родины, и теми 143 миллионами, которые проживают в России.  Он мечтает о том, что на открытие памятника Примирения «приедет вся  наша знать, все большие имена России, и правящие круги России, и оппозиция, и  Дума,  и главы партий». Как нужно нам это единение во имя сильной России.

 

Широта кругозора Никиты Дмитриевича открывает нам потрясающие страницы жизни русских вне России. Поразительно его мнение об Афоне: «На горе, где не было дорог, а только тропинки для ослов, стоят огромные храмы, строительные материалы для которых были привезены на баржах из Одессы. Нужно там быть, чтобы понять финансовую мощь страны и вклад  русских царей, которым это было возможно сделать.

Скит Св. Андрея Первозванного - самая большая церковь на Афоне. В 1970 г. умер последний русских монах, проживавший в скиту. Скит оставался беспризорным на протяжении 22 лет, за это время многое из ценных икон и утвари пропало, а здания разрушились. Администрация Афона, видя, что Русская православная церковь на скит не претендует (она не посылала монахов населить скит), в 1992 г. передала его и все хозяйственные постройки архимандриту Павлу, назначив его настоятелем.

Напротив ворот  собора находится большая трапезная прямоугольной формы. В начале  XX в. в ней питались 300 монахов.  Мне стало жутко, когда я увидел посуду и прочую утварь, разбросанную по полу. Тонны разбитого фарфора лежали  под сгнившими полками и шкафами, где они когда-то хранились. Ложки, вилки и ножи лежали кучами на полу. Передо мной были предметы русской мануфактуры  2-й половины XIX  в. Среди разбитого фарфора я выбрал  полдюжины тарелок с метками шести разных фабрик России. Вернувшись в Лондон, я показал их моей жене Нине, специалисту по русскому фарфору, и попросил ее отвезти тарелки в подарок музею-заповеднику «Петергоф». Вот такой князь и гражданин своего Отечества. Это совсем не то, что заметила иронично в стихах  современный поэт Диана Кан: «Вот сейчас рванём пивка, и – Россию обустроим». Любовь к России нежится у князя Лобанова-Ростовского  на полях  искусства,  литературы  и истории искусства. Нельзя сказать, что часто непонятость в России не задевает его,  но он ясно видит, что «грань между искусством и ремеслом очень трудно определить, в особенности в XX и XXI веках, когда многое из того, что, по сути оказывается ремеслом, считается искусством. Что явно непозитивно в качестве сюжета для произведения искусства - это, например, испражнение на тарелке или использованный презерватив. Однако именно эти вещи в наши дни широко экспонируются, ибо Западный мир старается отождествить себя в самых низах. Идеальный пример на данную тему - это, когда Кристиан Диор делает горизонтальные прорезы в дамских брюках, кладет на них пятно, чтобы создать иллюзию, что тот, кто в них одет, трудящийся».

«Быть русскими – какой восторг!» (А.С. Пушкин)

Никита Дмитриевич участвовал в создании Музея личных коллекций при ГМИИ им. А. С. Пушкина – в 1987 году передал в дар 80 произведений русской графики из своего собрания. В 1994 году передал музею в  дар коллекцию фарфора первой трети XX века. Библиотеку в 3200 томов и часть фотоархива передал Дому русского зарубежья в Москве, часть своих архивных документов передал российскому архиву литературы и искусства. В 2013 году Лобанов-Ростовский перевёз в Ростов свыше 1000 предметов XVII – XXI веков: гравюры и эстампы русских и западных художников XVIII – первой половины XIX века, картины, акварели и рисунки XIX – XX веков, в том числе художников-эмигрантов, а также старинные карты России и Европы, коллекцию афиш выставок русских художников конца XIX – начала ХХ века, изданных в разных странах мира в последние три десятилетия, архивы Лобановых-Ростовских, Вырубовых и других семей, отражающих жизнь русской эмиграции во Франции, Болгарии, Германии, США, включающих в себя переписку, фотографии, паспорта, дипломы, удостоверения, грамоты, свидетельства.

Он видит феномен России в её  уникальной цивилизации, гармонично объединяющей различные народы с сохранением их религиозного и культурного уклада:  «Это отличает Россию от европейских государств и от многонациональных Соединённых Штатов, где этно-религиозное самоопределение заменяется базовым понятием – «американец», поэтому России не следует копировать и внедрять опыт западных стран. Если цивилизованный мир стремится к модели глобализации, где устраняются все базовые идентичности, а сейчас добрались и до взаимоотношений полов, то Россия являет собой союз культур и народов, каждый из которых является ценным и уникальным. Россия – самая богатая страна в мире по территории и природным ресурсам, третья по резервам валюты и финансово самая устойчивая страна в Европе. Она должна бы быть одной из двух сверхдержав, с большими надеждами на будущее».

Интересны и познавательны ответы князя Лобанова-Ростовского на вопросы Андрея Дебижева, например, о роли иностранного капитала в революции 1917 года:

«Роль иностранного влияния и не главная, и не второстепенная. Однако она очень значимая и эффективная. Иностранное влияние сказалось по двум причинам. Первая - это политическая, где использовался распад российского государства и военного командования. Правительство Германии денежно снабжало радикальную фракцию Русской социал-демократической рабочей партии (впоследствии коммунистической). Также в апреле 1917 года германские власти при содействии Фрица Платтена, швейцарского деятеля международного социалистического движения, отправили Ленина вместе с 35 соратниками по партии в Петроград на поезде из Швейцарии через Германию с целью - дестабилизировать страну. Вторая причина - этническая. Положение евреев в Российской империи, как второразрядных подданных, со значительными ограничениями, как социальными, так и экономическими, возмущало мировое еврейское сообщество. Оно значительными суммами помогало РСДРП. Например, нью-йоркский банкир и меценат Отто Кан переслал 100 000 золотых американских долларов на счет партии, а Джейкоб Шифф, совладелец банка «Лоуб» в Нью-Йорке, где я работал короткое время, послал телеграмму с требованием расстрелять царскую семью».

Книга «Рюрикович в XXI веке…» обогащает и просвещает. Герой её говорит: «Чтобы сделать что-то хорошее для России, нужно преодолеть много препятствий. Меня это не останавливает, я к этому привык. И потом, я же не ради сегодняшнего дня стараюсь - я смотрю на столетия вперед».

Он считает, что модернизация России и переход её к инновационной модели развития невозможны без масштабного партнёрства с Западом. Учитывая высокий уровень коррупции в стране, Россия на данном этапе не может конкурировать с США, Европой и странами Дальнего Востока. В России нужно готовить новые поколения специалистов, которые будут задействованы после 2020 года. Необходимы инвестиции в человеческий ресурс, этого не происходит. В России ведётся активная разработка стратегии развития, но этим занимаются люди, не обладающие глубоким знанием предмета и не практикующие его. С этой точки зрения Россия не готова столкнуться с новыми общемировыми проблемами. Надеюсь, что отставание России можно преодолеть. Если правительство осознает необходимость развития новейших технологий, внедрит новые специальности и на порядок увеличит инвестиции в образование и науку, то через 6-7 лет появятся те кадры и те технологии, которые позволят качественно изменить российскую экономику. Лёд уже тронулся. Я думаю, что Европа выживет с помощью России, потому что у России нет другого выхода, кроме как сближение с Европой. Экономическая мощь Китая сильно возрастёт, и, чтобы противодействовать этому, Россия повернётся к Европе. Чтобы не оказаться через несколько десятилетий под полным влиянием Китая, России необходимо развивать связи с 500 миллионами европейцев. Это, в свою очередь, станет «светлым будущим» для Европы.  Для создания Евразийского Союза у России накопился богатый исторический опыт подобного мирного сосуществования, собирания евразийских земель, которые включили бы в себя различные этнокультурные общности – от малых государств, входивших в состав Российской империи, до отдельных народностей, при этом сохраняя их индивидуальность. Было бы логично восстановить некогда экономически цельное пространство, но уже на других принципах, нежели в СССР.

Н.Д. Лобанов-Ростовский обладает редкой способностью – утверждать правду и служить справедливости.  Возможно, она связана с избранностью по крови, с «олимпийскостью», с чемпионством  по характеру, ведь по своему жизненному опыту он знает: «Для того чтобы быть чемпионом в спорте, интеллектуальным и физическим, нужно воздержание и целеустремленность. Нужно в какой-то мере «отупеть» для всего другого и не думать ни о чем другом. Как только вы становитесь «вольнодумцем», можете забыть о том, чтобы стать чемпионом в спорте». Чувство справедливости не покидает его и при оценке СССР: «Да, я никогда не жил в России. Но в период СССР и, тем более, сейчас часто здесь бываю. Многие годы я был банкиром, заведовал отделением по Европе, Африке и Ближнему Востоку в банке «Уэллс Фарго» в Сан-Франциско (сегодня это самый большой банк по размеру авуаров). Мы одалживали деньги Советскому Союзу. Работа была не очень прибыльная, но зато с относительно малым риском. В то время в Союзе были выдающиеся специалисты банковского дела. Мы были уверены, что займы вернутся точно в срок».

 

Своими взглядами на мир, на планету, на культуру и искусство Никита Дмитриевич вызывает и доверие, и восхищение. Те, кто его знает лично, не устают удивляться уму, масштабности его личности, его великодушию, отзывчивости, веселью, чувству юмора, ироничности, глубокой порядочности, ответственности, деловитости. Он владеет множеством языков, в том числе языком безукоризненного костюма, языком бизнеса, языком человека, увлечённого искусством, в том числе тем, где имеет место крепкое словцо, и, главное, безо всякого акцента  русским - могучим языком рода Рюриковичей, так много сделавших для России.

Для тех, кто заинтересовался книгой:  ее можно приобрести в Москве,  в Музее театрального искусства имени Бахрушина.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную