27 апреля - день рождения у замечательного писателя, критика, главного редактора одного из лучших российских журналов "Берега", Лидии Довыденко!
Мы от всей души поздравляем Лидию Владимировну с круглой датой!
Желаем крепкого здоровья, радости, вдохновения и неизменной стойкости в духовной брани!

Лидия ДОВЫДЕНКО (Калининград)

НА ТОЙ СТОРОНЕ, ГДЕ СВЕТ

 

1. О поэтическом сборнике Сергея Зубарева «Всполох» - Ростов н/Д.  2016

Сергей Зубарев родился   28  августа  1954  года в  Челябинске. С  детских живёт  на  Кубани.
Служил  на флоте в  городе  Балтийске  на  десантном  корабле. Автор    поэтических  книг ”Грешное  с  праведным”,  “Душа,  как  выжженное  поле”,  “Ночного  бражника  полёт”  и  “Гордиев  узел”. Публиковался  в  региональных  изданиях:  “Литературная  Кубань”,   “Кубанский  Писатель”,  “Родная  Кубань”  и  др.; на  сайте  ”Российский   писатель”.Член  Союза  писателей   России  с  2007 года. В  настоящее  время  живёт  в  Анапе.

 

Часто бывает так, что опубликовавшись в журнале «Берега», автор потом исчезает из поля зрения, связь с ним теряется, и с горечью  сознаю, что не вошел в «круг дорогих и близких лиц». Но это не имеет никакого отношения к поэту  Сергею Зубареву («Берега», 4-2015), стихи которого сразу обратили на себя внимание, потрясают своими особыми образами, смыслами, пронзительными чувствами и порой трагическими интонациями, болью сердца,  тончайшей наблюдательностью и такой естественной гражданственностью:

…О любимой писать мне по нраву,
Забывая в тот миг про часы.

Или просто о вечере влажном
И про крик перепёлки во ржи…
Но пройдёт инвалид в камуфляже,
И растают стихов миражи.

Недавно из Анапы мне пришла бандероль: сборник Сергея Зубарева «Всполох», которому обрадовалась как лучшему другу. Изящно оформленный томик стихов, на обложке буйно цветущий сад на фоне ярко синего неба. Потом, присмотревшись, ощущаю невнятную тревогу, потому что вижу колючую проволоку, за которой сад и небо.

Первое стихотворение, открывающее сборник, давшее ему название все объясняет:

За колючей проволокой – небо,
За колючкой тёрн вовсю цветет.
Мук избегнуть пожелали все бы,
Но венец терновый всех найдёт.

Для кого нагородили клеток,
Проволоки злючей наплели,
Чтоб опутать и весну, и лето,
Небо опуская до земли.

А потом, хлеща бичами яро,
Всех загнать в загоны, как овец, -
Строят царство новые хазары…
Слышишь ли, Небесный наш Отец?

И из облаков, что чище снега,
Весть голубкой белою  летит:
«Я пошлю к Вам Вещего Олега –
Он за Вас хазарам отомстит!..»

Вечный «терновый венец», вечное и непоколебимое торжество веры. Ну почему мы вялые, растерянные,  дремлющие,  не видящие угрозы, почему такая удручающая пассивность,  кругом пена и грязь, а сады обнесены колючей проволокой?

Поэт мастерски чеканит  ритмику стиха, как одно из средств создания образа-переживания. Эмоциональная напряженность разрешается в заключительных строчках стихотворения гармонией божественного обещания, но где сам человек?

Я хочу, чтобы Сергея Зубарева как можно больше знали и любили в России, потому что на наших глазах рождается и вырастает Слово, которое превозмогает болезни и муки, как в стихотворении «Пробил час», посвященное памяти жертв теракта в Волгограде:

Будем наступать от Сталинграда!
Каждый, в сердце заглуши свой страх!
Нам другого имени не надо,
Мы должны врагов повергнуть в прах.

В стихотворении «Извечное» поэт берёт эпиграфом строчки  Николая Зиновьева: «По  братской пуле между глаз// нас узнают на этом свете».

Две матери  взрослых сыновей молят Бога об их  спасении, еще не зная о том, что «в чистом поле друг друга постреляли браты», они похоронены рядом в земле, над которой «только пули жужжат».

«Рассорили нас злые силы», - говорит Сергей Зубарев в стихотворении «Славянское солнце», призывая:

Не гасни, славянское солнце!
Услыши молитву мою!

Негромкие слова поэтической молитвы – это  обращение к людям, которые еще могут  его услышать, увидеть, услышать друг друга, помочь друг другу.  Давайте услышим голос надежды, молитвы, отчаяния, боли – отзовёмся на эти трепетные звуки сердца, неужели мы так ожесточились  борьбой за существование?

«Господи, чья одолеет?..»
Кажется, вон вдалеке
Бабочкой взрыва алеет
Зорька, купаясь в реке.

Эти строчки звучат очень страстно и сильно. И может быть, кто-то из читателей, кто ещё читает стихи, ощутит в себе потребность остаться человеком, осмыслит их и  вберёт  в себя...

Автор на той стороне, «где свет», он одолевает тьму, чтобы «спаслись другие», чтобы «сердец не остудили», чтобы их не «выкорчёвывали, как деревья»  из отцовской  земли. Стихи звучат  гражданственно, духовно-психологически. «Все в мире жаждет пристального взгляда», внимания, любви, пламя печи  хочет кормления: «полена за поленом», и  «много есть того, что может радовать»:

Летний дождь, и звонкий смех, и радуга,
И веселый танец под дождём.

Через весь сборник вместе с поэтом мы вновь обращаемся к Всевышнему:

Укрепи меня, Господи, духом!
Чтоб я не опускал своих рук.

Вместе  с ним идём дорогой поисков, сомнений, предположений, вопросов, выстраиваем  своё видение мира таким, каким выстраивает Поэт, «уныния не празднуя», поднимаясь с зарёй, вспорхнувшей из-под руки, на один раз больше, чем падая. В невероятном усилии души, чтобы «крепость духа не пала», чтобы остаться над житейской суетой, помним: «поэта любят за стихи, за свет, родившийся из боли», стремимся не покориться очевидному, потому что «чувств полноводное кипенье //сдержать не в силах берега», и выстоять, сохранив в себе связь с Высшим Началом:

Крест всем даётся по силам,
По силам – каждому путь.

Поэзия Сергея Зубарева – это искусство слова, стоящее на нравственных началах, созидающее человека, приближённое к Божественному, и встреча с творчеством поэта неслучайна, как в его стихах:

В жизни не бывает встреч случайных,
как же мудро всё устроил ОН!

 «Бог познаётся в сравнении с тем, что Богом не является». Мы выбираем Родину и Божий Дух, пусть общество обескровлено вероломными событиями, начиная с 1991 года, но благодаря таким поэтам как Сергей Зубарев, укрепим свою силу, и честность, и чистоту, и ясность.

А  значит,  продолжаем  жить:
Страдать  и  сердце  рвать  на  части,
Любить  и  радоваться  счастью
Так,  чтоб  прощенье  заслужить

За   мнимые  свои  грехи
И  за  содеянные,  может…

…Настанет  час,  свершится  Божий  Суд!
  Вон  павшие  уже  за  облаками:
“Вставай,  страна  огромная,..”   –  поют,
Омыв  её  дождём,  а  не  слезами.

 

 

2. О книге Сергея Пылева «На чистую волю» (Повести и рассказы/Тамбов.2015)

Об авторе: Сергей Прокофьевич Пылёв родился 7 февраля 1948 года в городе Коростене Житомирской области (Украина). В 1972 окончил ВГУ (журналистика). Служил в Советской Армии, работал сторожем, электриком, грузчиком, сборщиком большегрузных шин, а также трудился в различных СМИ Воронежа, в том числе в журнале «Подъём». С 2003-го по 2009-й годы – главный редактор журнала «Воронеж». В настоящее время – редактор газеты Воронежского аграрного университета им. императора Петра I. Член Союза писателей СССР (ныне России) с 1984 года, прозаик, автор 9 книг рассказов и повестей, выходивших в Воронеже и Москве.

 

Книга Сергея Пылева «На чистую волю» потрясает и держит, заполняет все твое внимание, не отпуская ни на секунду, пока не прочтешь ее до последнего слова, как будто припав к свежей колодезной, одаряющей силой воде, выпивая до капли. Она так крепко и ладно написана - мастерски, и я ловила себя на мысли, что автор писал о себе, пусть и при других обстоятельствах, происходивших далеко задолго до его рождения. Он, как и его герой, богатырь духа, умелец, чудотворец, творец, пусть и даже маг, тонкий психолог. 

Книгу открывает повесть, давшая название сборнику. У нее есть эпиграф – слова В.Шаламова: «Бежать с Колымы невозможно». Содержание повести, ее главный герой Алексей Данильченко опровергает это утверждение. Попав на Колыму в 1937 году, ложно обвиненный по 58 статье, он демонстрирует духовную силу простого русского человека, совершая невозможное. Как написал о книге «На чистую волю» и ее авторе Владимир Шуваев, член СПР: «Внутренняя, нравственная жизнь человеческой души создает особые энергетические миры», обретая «спасительную правду и твердость», что приводит к «торжеству добра и мудрости». Пережив превратности переменчивой судьбы и выжив, с чувством собственного достоинства открывает Сергей Пылев читателю «земную жизнь во всей ее красоте и совершенстве». Ему открыт мир во всех его измерениях. Обстоятельства жизни его героев складываются так непредвиденно, относятся к разным историческим периодам в истории России, как, например, повесть "Блаженство всех и каждого", где мы погружаемся в эпоху Екатерины Второй, действие из Воронежа переносится в столицу, и здесь мы увлеченно следим за тем, с каким писательским проникновением в так называемый русский менталитет в негативном смысле автор поднимает животрепещущие темы: казнокрадство, грабеж, присвоение чужого проникшими во власть "законодателями". Какой горечью веет от неуслышанного депутатами призыва императрицы: "Блаженство каждого и всех». Это окаянство - горькая тема, но все же надо об этом написать, но лихоимцам противостояли поистине святые люди, преданно служившие Отечеству. 

 Повесть "Гололед среди лета» была опубликована не только в сборнике, но также - в журнале «Берега» (№5 (17) и № 6(18) - 2016 ( https://www.dovydenko.ru) , о которой член редакционного совета журнала Сергей Кириллов с чувством написал, что ничего лучшего не читал за последние годы, и это правда. Евгений Журавли назвал завершение повести мистическим, восхитившись «похоронами любви», как это мастерски описано, как неожиданна развязка любовного треугольника, в котором участвует незримо присутствующая умершая жена главного героя. Взяв суперсовременную тему знакомства людей в Интернете, их стремительного сближения, Сергей Пылев открывает нам сложности, которые испытывают любящие люди при реальной встрече на фоне политических событий, разных представлений о мире русского и литовки. А тот, кто любит наслаждаться изысканным стилем и образным языком, ему тоже сюда: к "монитору, как командному пункту вселенской любви". 

Повесть «Кастинг самозванцев» переносит нас в Лондон, в среду обучающихся здесь русских студентов - «болярских и дворянских робят из Московии», в переписку Бориса Годунова с «аглицкой королевой Елисаветой", в которой видны государственные интересы каждой из сторон. Писатель создает яркий образ благородного Глеба Сабурова, возвратившегося после учёбы домой, в отличие от тех, кто «сгинул телом или душой», чтобы одержать победу над самозванцами и присягнуть молодому царю Михаилу Романову, и трагический образ Годунова, убедившегося в том, что «долгое пребывание на верху власти свыше человеческих сил».

Героиня рассказа «Крестоносец» Катя произносит слова Ивана Ильина, русского философа: «Там, где все кажется безутешным, утешение уже стоит у порога». Это относится и к особенностям мировоззрения писателя.

Насыщенные событиями повести и рассказы Сергея Пылева ведут читателя действительно «на чистую волю» духа и наполнены «тайным благородством». И мы следуем за ним, к его теплу души, как птицы, застигнутые ранними заморозками, устремляются в теплые страны. 

Такая литература, такие писатели, как Сергей Пылев, - спасительны для современной России, для нашей духовной жизни в ее большом и малом измерениях.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную