Александр ЕГОРОВ (Анапа)
…ЧЕЙ ГОЛОС ДУШУ МНЕ ТРЕВОЖИТ?..
(О сборнике Николая Зиновьева «СТИХОТВОРЕНИЯ». Москва: Изд. «Российский писатель», 2012. – 224с.)

Начну со страницы 170, именно на ней это стихотворение из второй части сборника «Из новых стихов»:

ВЕСТЬ
В мире уж давно нечисто,
Загляни в его нутро:
Зло упитанно, плечисто,
А Добро?.. А где Добро?

И любви весь вышел срок,
Секс пришёл любви на смену,
Воцарён везде порок,
Верность бьётся лбом о стену.

Похоть тешится, шутя,
И разврат плюёт на небо.
Продаёт себя дитя
За кусок гнилого хлеба.

Извращённый чей-то бред
Нарекли образованьем.
Срок пришёл весь белый свет
Называть другим названьем.

Если жить так силы нет,
Если сердце не на месте,
Если Ты ещё поэт,
Содрогнись от этой вести.

Начал я с этого стихотворения потому, что содрогнулся действительно. И как удаётся поэту открывать, а, главное, – показывать новые штрихи нашего времени?! Но перед нами факт: точно, сочными мазками «написана» эта «картина», но не маслом, и не простыми словами, а поистине поэтическими образами. Точнее картины нашей современности пока нет. И написал её, глядя на Россию из Кореновска, наш современный, признанный, но ещё совершенно «неоценённый» за своё творчество Поэт Николай Зиновьев (Кореновский)…

Держу в руках новую книжицу стихов Николая Александровича Зиновьева. Душа читателя наполняется предчувствием встречи с настоящей, уже запомнившейся не одним стихотворением, Поэзией великого мастера поэтического слова.
С обложки смотрит улыбающийся одними глазами Николай Зиновьев. Я запомнил его с 50-летнего юбилея, он был в этом же костюме, что и на фотографии, два года тому назад…

Итак, открываем…

От издателя очень коротко, в тон коротким стихам автора, написал секретарь правления Союза писателей России, директор издательства «Российский писатель» Николай Иванович Дорошенко. Он точно подметил несколько характерных штрихов: Николай Зиновьев «…преодолел затянувшуюся уже на четверть века информационную блокаду русской литературы…» и «…стал самым цитируемым поэтом…» «…от Сахалина до Калининграда…»

В заключении он подчеркнул – значение зиновьевской поэзии «…воистину животворное, для жизни вечной оберегающее в нас образ и подобие Божье».

Это высочайшая оценка звучит, практически, от всего Союза писателей…

В книге стихи поделены на две части. Первая часть – стихи уже ставшие любимыми, большинство из которых помнятся наизусть, цитируются, как написал издатель и редактор сборника. Именно эти стихи принесли известность Николаю Зиновьеву. И перечитывать их – одно удовольствие. Подборка выстроена непоследовательно, бессистемно и, тем самым стихи, на которые читатель обращал не так «много» внимания, вдруг предстают по-особому, «ярче» – неожиданно контрастируя с другими. Это интересный эффект, за который надо отдать должное опять-таки издателю…

Вернусь к словам издателя – почему же такой вывод он сделал? Дерзну немного поразмышлять над этим, прежде чем продолжить разговор о новом сборнике…

Чтобы понять, что поэт ставит в своём творчестве на первое место, необходимо обратиться к стихам не то, чтобы историческим, но содержащим точное «местоположение» прожитого поэтом, а вместе с ними и нами, времени, начиная с детства.

Когда человек воспитывается на идеалах материализма, в государстве, которое одерживало победы, а ведь таких побед ни одна страна не могла одержать, – Николай Зиновьев написал стихотворение «У карты бывшего Союза…». И, вместе с тем, из прошлого остались впечатления детства:

…Пусть там хаты стоят не по нити,
И плетни пацанятам по грудь,
Вы на окна, на окна взгляните!
Без решеток они, вот в чём суть…
--- --- ---
…Ещё нам с Вовкой лет по восемь,
Еще мы с ним летаем в снах,
И у соседей груш не просим,
И носим латки на штанах.

Еще мы курим под кустами
Бычки отцовских сигарет…
И до войны в Афганистане
Ещё почти двенадцать лет.

Как просто и пронзительно!

Детство всегда вспоминается как прекрасное беззаботное время, похожее «…на детство Христа…». Да, у поэта есть много сожалений о том хорошем, что утрачено с развалом Союза. И всё же, как утверждает поэт, это ещё не та трагедия, которая «затяжно» зреет в обществе, но – главное – в душе каждого человека… Ведь он всегда искал истину. Кто в вине, кто в богатстве, кто во власти… И получал всегда и всенепременнейше одни и те же результаты – обман, злобу, словоблудие… Так в чём же истина? И поэт говорит:

От злобы и обмана,
От словоблудья, от
Стакана и нагана,
Холопов и господ,
От дьявольской ламбады,
От чёрта-торгаша
На тихий свет лампады
Лети, моя душа…

Что же это? В монастырь, что ли?.. Да нет, не то!

…То проснёшься, как в детстве, бывало:
Так легко, хоть ходи по воде –
Сразу ясно становится, где
Этой ночью душа побывала…

Душа, дарованная Господом Богом. А ведь её тоже норовят сделать товаром, продавая за деньги, за власть, за жизнь. Душа, всегда живая, может просто молчать, или же спать беспробудно, усыпленная её обладателем или «жизнью»… Но поэт печётся о ней: пусть болит, пусть душит, пусть… будет живой.

Вослед прошедшей нищенке любой
Болит душа, как рана ножевая,
Но как отрадно сквозь тоску и боль
Подумать о душе своей: «Живая».

И всё же душа – это только путь к истине.

…Шумно радуюсь строчке случайной
Или, молча сижу у огня –
Мне всё мнится: с улыбкой печальной
Сверху смотрят глаза на меня.

И вот оно – простое открытие. Трудно жить под постоянным всевидящим оком. Простые люди не думают об этом, забывают, полагают, что только когда этого хотят они сами, тогда и есть их «контакт» с Богом… А, если есть оно – ощущение постоянного взгляда «сверху» всегда и везде?.. Что же делает такой человек? Способен он грешить: лгать, наживаться, убивать?.. А писать стихи? И Зиновьев пишет. И ещё одно стихотворение «из новых…»

* * *
«Быть иль не быть? Вот в чём вопрос»
Шекспир.

Быть иль не быть? Пустой вопрос.
Не быть, а жить, и жить всерьёз,
Все до единого порока
Убить в душе, убить без слёз,
Но хватит ли земного срока?
Вот в чём вопрос?

И только теперь, уловив это, понятно – в любой теме, в любой мысли, в любом стихотворение есть оно – присутствие Бога. Это не для красного словца, это не из-за моды, это непроизвольное, болезненное, неизменное состояние души поэта Николая Зиновьева…

Итак, возвращаюсь к сборнику. Со дня прочтения первого стихотворения, для меня открылись несколько пластов в стихах Николая Зиновьева. Для себя я каждый из этих условных пластов озаглавил. В одном – поэт ведёт РАЗГОВОР. Не поучительный или поучающий монолог, а именно разговор на равных, отнюдь не от имени Истины-Бога. От имени простого смертного, замученного всем, что окружает и наваливается, не давая не только ответов, но и времени на размышления, на осмысление, а иногда и на вопросы. Это стихи: «…Меня учили: «Люди – братья…», «А поэты, те же люди…», из новых – взять, хотя бы вот это:

РУСОФОБАМ
Вам бы нас всех порвать по кускам –
Эта мысль даже ночью вас будит.
Но всё это решается там,
Где вас не было, нет, и не будет.

Я не случайно попытался показать логику, которой следует великий русский поэт нашей современности – Николай Зиновьев из Кореновска. Потому что многие упрекают его в односторонности, в том, что он пишет стихи «на злобу дня», что он очень много использует слова русский, Россия. Что звучит много плача по погибающей России…

Но это слишком поверхностное восприятие поэзии Николая Зиновьева.

Итак, продолжу о книге. Вторая часть «Из новых стихов»…Вот ещё одно «простое» стихотворение» СТАРУШКА:

Старушка многого не знает,
Но верит в главное она,
И потому сказать дерзает:
«Уйди, изыди, Сатана!»

И он послушно исчезает
Со свитой сумрачных теней.
Старушка многого не знает,
Но как завидую я ей.

Я не случайно взял в кавычки слово «простое»… Не старушка, – человечество многое не знает. «Простая» Россия тоже многого не знает, но у неё есть Вера, есть возводимые всё больше и больше храмы. И я не думаю, а знаю – уже есть Кому сказать на весь мир: «Уйди, изыди, Сатана!».

И вопреки обвинениям Николая Зиновьева некоторыми из «свиты сумрачных теней» в пессимизме, он на столько оптимист, на сколько велика его Вера в Христа.

Почесал я по-русски затылок,
И задумчиво ввысь поглядел,
И пошёл по стеклу от бутылок
Всех, что выпить за век свой успел.

Проклинал я себя всю дорогу,
И зарёкся я больше не пить…
И такая дорога есть к Богу,
Почему же такой ей не быть?

У него есть Особая тема, которая выделяется во всем творчестве – РОССИЯ. Именно эта тема сделала иго известным. Именно эта тема несравнимо яркая, оттого и другие темы оттеняются.

Пытаются осознать происходящее сегодня многие. Но ещё не было художника, отобразившего это происходящее в полной мере и действительно художественно.

Не перестают признаваться в любви Родине в песнях, называют по привычке её Великой, хотя расколото на части то, что собиралось по крохам воедино тем, кто был действительно Хозяином России, наследницы Святой Руси. А простой человек? Что он может поделать? Что обо всём этом он полагает, живя в своём подавляющем большинстве бедно. Попробуйте припомнить хоть одну картину современной жизни в стихах? Пишут ли об этом? Кто? Зиновьев пишет.

Кто там, на улице стреляет?
А то, повесив на забор,
Соседка тряпку выбивает,
Так называемый «ковёр».

Его бы выбросить на свалку,
Но сука-бедность не даёт,
И высоко вздымая палку.
Хозяйка бьёт его и бьёт.

С какой-то лихостью гусарской
Колотит тряпку всё сильней!..
Наверно, бедной, мнится ей,
Что сводит счёты с государством.

Это тема известна всем многими стихами, а я бы хотел ещё обратить внимание на не менее сильные, но, пока, незаслуженно мало обращающие на себя внимание темы. Одну из них я бы назвал А В ГЛУБИНКЕ МОЕЙ или МОЕ РОДНОЕ ЗАХОЛУСТЬЕ. Здесь достаточно было бы просто прочитать БЕЗГЛАГОЛЬНОЕ:

Зима. Колхозная плотина.
В запруду вмерзшая доска.
Мороз. Тоска. Худой ботинок.
Крик петухов. Опять тоска.

Стук сердца. Ветер. Сигарета.
Край поля. В небо колея…
О, вековечный враг поэта –
Неизречённость бытия!..

Но именно из захолустья, из глубинки, как из глубины души, вышли в свет, в большой свет, на всю Россию, а если вдуматься, на весь мир слова стихов Николая Зиновьева. Именно здесь, в глубинке, до боли в сердце контрастируют самые, что ни на есть, простые заботы и «замороченный» быт и великая вселенская философия.

У Соседки Галины
Сын растет без отца.
Часто вижу мальца:
Все он лепит из глины
Человечков нагих
И в капустные листья
Нежно кутает их.
Я однажды склонился
Над прилежным мальцом:
«Будешь скульптором, Петька?»
«Нет, – ответил, – отцом.»

А вот следующее стихотворение, я бы выделил в тему ПРИТЧИ:

Прохожу. На калитке одной
Надпись краскою «Злая собака».
И действительно: взгляд ледяной,
Холка волчья и зубы. Однако
Отворяет калитку малыш, -
Года три ему, может чуть больше,
И верхом на собаку! О, Боже!

Мальчик, будто на кротком осле,
На цепном кобеле восседает.
Ничего он не знает о Зле,
И собака его не кусает.

Есть ещё одна из моих любимых тем, которую можно с уверенность назвать КАРТИНЫ. Вы уже инстинктивно почувствовали, что существует какой-то секрет, какое-то таинство в его поэзии. Он пишет простыми словами о простых истинах, но получаются сильнейшие, могучие, воистину художественные произведения искусства поэтического слова.

Художественность проявляется во всех стихах, которые я уже приводил Вашему вниманию, но особенно ей наслаждаешься в лирических стихах. Здесь она дополняется, в отличие от других стихов, наполненных болью, горечью, страданьем, – светлыми чувствами любви и красоты. Это воистину живописные полотна, но, благодаря поэзии – они живые, движущиеся, наполненные ароматом! Это гораздо больше живописи! Это истинная поэзия.

Бывают дни, дарованные свыше,
Когда на все гримасы суеты
Глядишь с пренебреженьем, – так на крыши,
Должно быть, птицы смотрят с высоты.

В подхваченные ветром занавески
Небесная сквозит голубизна,
И все вокруг в каком-то влажном блеске,
Как будто в детстве, после сна…

И ещё вот это:

Я в нашей комнатке прохладной,
Проснувшись рано поутру,
Ступал на солнечные пятна
На голом крашенном полу.
Она спала, нагие груди
Укрыв распущенной косой,
А я счастливый и босой,
В постель ей нёс пирог на блюде.
Спешил на кухню ставить чайник…
Все это вижу, как в кино.
Увы, мы встретились случайно.
Увы, расстались мы давно.

И жизнь, как прежде, непонятна.
И я как нищий на балу.
Но эти солнечные пятна…
Но эти солнечные пятна
На голом крашенном полу!..

Вот так вот!

Итак, – новый сборник стихов, новый праздник настоящей, подчёркиваю – современной Поэзии! Как отрадно, что она наполнена животворящей силой, глубочайшей философией, утренней свежестью, пусть и не такой приглядной, но нашей современности. Вот что в этом стихотворении? А какое впечатление?! ЛАСТОЧКИ:

Живут без отчества, без имени,
Но по приказу не поют,
Не мечут бисер перед свиньями,
И на чужбине гнезд не вьют.

Быть точным в выборе «средств» передачи своих мыслей, чувств, впечатлений, замысла; «ставя» и «беря» самую «высокую планку», используя для этого самое сложное искусство слова – поэзию – это и есть Николай Зиновьев.
Он несёт в своём творчестве не только блеск самой высочайшей художественной поэзии, но и всю глубину философской мысли, основанной не на мифологии, не на научном осознании мира, и уж никак не на «партийности в искусстве», но на величайшей попытке приблизиться к Истине…

И вот звучит из новой книги стихов голос великого поэта. Это тот самый голос, что «душу мне тревожит»! Голос, идущий не от церкви, не от священников, а от поэта, так же, как и все мы – грешники – преодолевающего тот факт, что «…в России жизнь была всегда нелёгким делом…». Конечно, подвиг Николая Зиновьева не сравнить по глубине с подвигами старцев и чудотворцев Святой Церкви Православной, но в современной светской жизни, я думаю, что Николай Зиновьев всё-таки совершает свой подвиг, торит, и не только для своей души, путь Веры.

Вижу – Николай Зиновьев, опалённый и обугленный, однако же несущий свет истины, свет сути христианской жизни – на «своём месте», как учил в беседе с Н.А.Мотовиловым Преподобный отче Серафим, чудотворец Саровский, – почётном, и абсолютно неперспективном, безденежном, никаким образом не «кормящем» семью… и в своей судьбе пытается жить по законам Божьим, а не иным другим!


Комментариев:

Вернуться на главную