Евгений ЕЛЬШОВ,участник Великой Отечественной войны, член Союза писателей России, член Союза журналистов, ветеран ТАСС
ЗАКОНЫ ГОР ИЛИ РАВНИН?

Случай на детской площадке

В тихом благоустроенном дворе дома 38/16 на Комсомольском проспекте всё предусмотрено для мирной жизни, каждый предупрежден – значит, вооружен - от разных угроз. У подъездов и вдоль стены таблички: «Осторожно: сосульки!»; в зимний период здесь наверняка посыпают песком: вдруг гололёд? Края ступенек выделены желтым цветом, чтобы не оступиться. На детской площадке, естественно, строгое правило: «Выгул собак запрещен!». К бдительности призывает трансформаторный щит: «Высокое напряжение!». Стенды с телефонами и графиком работы нужных учреждений помогают экономить время. Здесь же нотариальная контора, которая оградит вас от поддельных документов; ювелирная мастерская приведёт в порядок вашу драгоценность, а магазин «Азбука вкуса» гарантирует качество продуктов, чтобы избежать, например, кишечной инфекции, которая бушует в Европе…

Нет только одной таблички, которая бы предупреждала (и тоже вооружала): «Но здесь вас могут убить. Будьте очень осторожны!». На этом и попался боевой, но наивный, теперь уже бывший полковник Юрий Буданов, командир гвардейского полка, трижды раненый в чеченской войне, кавалер орденов, в том числе «За мужество», и привыкший воевать с «открытым забралом». Он пришел в нотариальную контору оформлять какие-то документы, оставил жену в очереди, а сам вышел покурить. Не остался на крыльце, а прошел в сторону детской площадки, полной грудью вдыхая аромат распустившейся черемухи и обретенной после заключения свободы. Ах, если бы там была другая надпись: «Выгул убийц запрещен»…

Коли так, то он пришел – убийца, молча подкравшись, словно из-за горы и без церемоний жителей равнины: «Иду на Вы!», - четырьмя выстрелами в голову и двумя в грудь убив безоружного. Наряды полиции и ОМОНа появились, но поздно. Соседи этого дома не слышали выстрелов – пистолет был с глушителем, но народ услышал: слишком памятна старая история и, возможно, знаковой станет кончина человека, которого сослуживцы, друзья и даже далекие люди считали «настоящим русским полковником». Он был храбр и жалел солдат. На место убийства приносят цветы, читают молитвы и только что написанные стихи.

 

На войне, как на войне

Бойню в Чечне назвали «антитеррористической операцией», но это была настоящая война с применением танков, авиации и артиллерии. Даже еще сложнее, чем простая война. Все рода регулярных войск были четко обозначены, а вот противник был чем-то абстрактным: боевики, бандформирования и т.п. Солдаты - на виду, на отведенных позициях, а противник – даже не «против», а всюду: ночью - под покровом родительского дома, а днём в горах и лесах. Много потерь было от снайперов, и командир, чувствуя себя ответственным за гибель бойцов, решил покончить с ними. Обнаружили одну снайпершу или наводчицу, и полковник после допроса убил её, в чем признался на суде (миф об изнасиловании экспертиза не подтвердила). Учитывая специфическую обстановку, суды то оправдывали, то приговаривали полковника. Наконец, Верховный суд, под давлением руководства и жителей Чечни, приговорил его к 10 годам заключения. За жестокое обращение с мирным населением – ему даже пытались приписать еще несколько убитых чеченцев села Танги.

А Буданов на это отвечал, что может выдвинуть «встречный иск о сотнях убитых, замученных, казненных, задушенных, закопанных, сожженных в Чечне русских солдат и офицеров» (из двухлетней давности интервью «КП»). Он считал свою миссию выполнением приказа Верховного главнокомандующего по «защите территориальной целостности Родины от чеченских бандформирований». Картины той странной войны еще хранятся в памяти по репортажам Александра Невзорова «600 секунд», Сергея Холошевского из НТВ и других журналистов. Обывателям показывали казненных (обезглавленных) в плену русских солдат и разрушенный жилой дом после бомбёжки Грозного. Что это – гражданская война? Как на ней отличать боевика-бандита от мирного жителя? Вот молодежь и уклоняется от службы в современной армии, не желая попасть на войну, ведущуюся по команде: «Ты, солдат, стреляй в плохого, но не задень стоящего рядом с ним хорошего человека!». Вот и в наших городах задумываются о подлинной роли приезжих: днём торгуют, а ночью озоруют?

 

Герой, преступник, заложник?

Может тюремным заключением полковника спасли от другого наказания – «кровной мести» со стороны чеченцев, придерживающихся своих древних обычаев? Во время одного суда над Будановым участники митинга в Грозном, - вспоминает сам полковник, - его уже приговорили, как «врага чеченского народа», и устами своего лидера предупредили: «Мы найдем возможность воздать ему по заслугам» («КП»11.06, «МК» 15.06.2011). Освобождая Буданова из заключения, помня чеченскую угрозу и зная о слежке за ним, правоохранительные органы могли бы побеспокоиться о его судьбе, а заодно и заполучить важные сведения для следствия. И не пришлось бы гадать, что это: чеченский след или провокация, темноволосые или славянской внешности были убийцы? Вслед за секретарем СК В.Маркиным теперь гадают все: полковник попал в ловушку; оказался заложником политических сил; поплатился за свой открытый и бескомпромиссный характер?..

В Москве ограничили публичные собрания, связанные с убийством и похоронами Ю.Буданова, опасаясь повторения «манежки» после убийства фаната Е.Свиридова. Только В.Жириновскому было позволено во весь голос пристыдить убийц: где же ваша хвалёная сила, если вы можете нападать только сзади? На похоронах в Химках он обещал от имени группы парламентариев добиваться «посмертной реабилитации героя»: возвращения звания и наград, присвоения его имени одной из российских улиц (кстати, одной из московских улиц присвоено имя Кадырова). Много высказываний об этом в СМИ и Интернете. Большинство осуждает убийство. Пресс-секретарь Генпрокуратуры М.Гриднева говорит: «Человек за свое получил по закону и отбыл наказание. Суд вынес ему заслуженный приговор, но не смертную казнь, и никто не вправе вершить свой суд и решать судьбу человека» («КП», 11.06.2011). Военный аналитик В.Шурыгин считает недопустимым «верховенство» национальных обычаев («кровной мести» и т.п.) над государственным законом РФ. Публицист Е.Холмогоров видит в этом ослабление национальной политики, а также, возможно, и «масштабную провокацию». Его коллега А.Ващенко квалифицировал совершенное накануне Дня России убийство в Москве, как вызов и «плевок обществу».

 

Кого беречь?

Но по другую сторону «баррикады», в частности, на чеченских сайтах выражается нескрываемое удовлетворение по поводу случившегося. С их языка готово сорваться: «Вы готовились праздновать День России, а мы вам устроили День Чечни». В их лагере и отец убитой чеченки Кунгаев, эмигрировавший в Норвегию; он досадует лишь на то, что сделано это (убийство Буданова) не его руками, то есть, отвергает наличие «кровной мести». Примиренческую и успокоительную позицию занимают кавказские политики. Депутат парламента Чечни И.Хаджимурадов ссылается на некую «третью силу», которая разжигает рознь. Но у этой стороны нет убедительных аргументов против фактов высокой преступности среди выходцев с Кавказа; уничтожения или вытеснения русского населения из Чечни; безнаказанности виновных за это, но амнистированных боевиков; нерационального расходования огромных дотаций из общероссийского бюджета – не на создание рабочих мест, а на мировых футбольных звезд. Наконец, почему Чечня навязывает свои обычаи всем остальным, применяет оружие против безоружного населения малых и больших городов, теперь и Москвы?

На той же РСН известная правозащитница Анна Гербер объяснила: у чеченцев не преступная мотивация, это – характер, темперамент. Преступные побуждения она скорее видит у русских националистов. Даже после того, как ей в студии прочитали свежее сообщение, как трое мигрантов избивали одного русского, эта «общественница» продолжала стоять на своём, уверяла в обратном. В программе «25-й час» известный журналист-криминолог А. Хинштейн так объяснил странный «статус» Чечни: «У нас бережное отношение к этой гордой республике». Вывод делайте сами: все остальные лишены чувства гордости, ко всем остальным – не бережное отношение. Русских обвиняют в национализме, но есть и другое мнение: русские, наоборот, утеряли чувство национального самосознания. Более того, по мнению политолога С.Белковского, «судьба Буданова, его тюрьма и смерть доказывают: Россия проиграла чеченскую войну… Чеченская республика знает, что она победитель и ведет себя, как победитель». Статья озаглавлена: «Чечня обрела независимость… Пора официально это признать» («МК», 15.06.2011).

Это спорный вопрос, но я всё чаще задумываюсь: почему всё еще большая и сильная, «региональная держава» Россия действительно, если и не проигрывает, то уступает, поддаётся, прощает и т. п. маленькой «шаловливой» Чечне? Должно же быть объяснение, хотя бы косвенное!

Держать удар!

Чтобы придти в себя от новостных и аналитических программ ТВ, переключаюсь на спортивную. Идут соревнования по смешанным единоборствам. Их еще называют «комплексными», это соединение классических бокса и борьбы с восточными кик-боксингом, карате, дзюдо, тэквондо и т.п., где применяются особые силовые приёмы. Я не любитель этого становящегося популярным, особенно на Кавказе, вида спорта и согласен с главой Всемирного боксёрского совета Хосе Сулейманом, который критикует его по моральным соображениям - за «агрессию, кровь и беззаконие». Этот вид спорта меня заинтриговал тем, как в нём проявляются национальные различия. Это проблема «мультикультурализма», активно обсуждаемого сегодня в Европе: плавиться ли нам в общем «котле» или жить с «перегородками»? Мы тоже озабочены этим: закончившееся недавно следствие по делу об убийстве фаната «Спартака» Егора Свиридова иноязычными «гостями» в Москве назвало причиной конфликта именно «различие культур».

Из субботнего поединка борцов я понял, что кавказец Шамиль Завуров (комментатор предпочитал постоянно называть его «россиянин») был слабее в положении «стойки», не мог нанести существенного удара ни левой, ни правой рукой. Ногой он даже не пытался, потому что не доставал, не говоря уже о приёме «вертушки». В этом положении его превосходил соперник – швейцарец, обладавший мощными физическими данными и боксёрской техникой. Он измотал и попортил внешний вид претендента. Тем не менее, победу отдали кавказцу. За что?

За то, что тот был непревзойден в «нижнем бою» (на «грязной земле», как иронически сказано на одном сайте): мог нырком кинуться к ногам соперника, ухватиться хотя бы за одну ногу, повалить, оседлать и бить лежачего. Если тот пытался вырваться, то применить болевой приём, выкручивая руку или ногу. Если тот терпел такую боль, то применить удушающий приём, сдавливая горло. Даже если жертва и тут не подаёт знаков «Сдаюсь», то лишь совсем бессердечный судья не остановит бой.

 

Что делать?

То же самое происходит и с братьями-славянами, когда они встречаются с Шамилем и его сородичами. Есть среди русских отдельные удачники (даже чемпион мира - Фёдор Емельяненко), но в большинстве они проигрывают, потому что не владеют жесткими приёмами (из-за этого и Фёдор стал терпеть неудачи). Помню, в детстве и юности при уличных «разборках» у нас всегда были правила: допускалось «подножкой» уложить соперника на «обе лопатки», но «не бить лежачего», тем более – доставлять ему боль. И в нашей давней истории бывали кулачные бои в деревнях, но по тем же правилам. Это - национальная черта характера. Поэтому рекламируемые «бои без правил» у многих русских вызывают недоумение и осуждение. Что же делать сегодня, когда на повестке дня не только соревнование, но и выживание?

Сегодня перед русскими и другими, родственными по складу души, людьми стоит выбор: продолжать оставаться в лежачем положении; преодолеть свою «глупую» натуру и модернизировать «дурацкие» традиции - овладеть «чуждыми» приёмами; придумать свои эффективные приёмы, которые отбивали бы у других охоту развлекаться на лежачем; добиться от мирового сообщества пересмотра правил единоборств, нарушителей штрафовать и дисквалифицировать; вообще не иметь с ними дела, отгородиться, как делают теперь европейцы, а если и соревноваться, то только в гуманных видах спорта. Каким путём пойти народу? Надо посоветоваться со специалистами, у нас такие есть, даже среди элиты, правда – дзюдоисты, но тоже борцы, мастера спорта, обладающие черным поясом.

Возвращаясь к истории Юрия Буданова, можно только сожалеть о её трагическом финале. Кто виноват? Виноват он сам: шел по лезвию, дразнил судьбу. Но виноваты и другие, виноваты все. Виноват - извините за древнее (советское) слово: «коллектив», да-да, виновато малое и большое общество: близкие, сослуживцы, начальники. Все видели, что человек на пределе, срывается, болен, его полечить бы, дать отпуск, сберечь… Но нет: он же еще делает нужное «дело», его некем заменить, пусть служит до конца!.. Виновата война, позорная и грязная, ненужная ни чеченскому, ни русскому народу…

Знакомые Юрия Буданова говорят, что он не занимался делами, которые могли бы ущемить чьи-то интересы (например, бизнесом), работал охранником какого-то учреждения. То есть, охранял других, но не себя. Это очень по-русски.


Комментариев:

Вернуться на главную