На очередной встрече со своими сторонниками, будучи в ранге президента, Дмитрий Медведев признался, что иногда садится за руль автомобиля и «по-тихому» выезжает из своей резиденции на улицу. А там, даже из окошка машины», он видит немало, по его словам, «предостаточно парадоксов». Какие именно, президент не уточнил, полагаясь на нашу догадливость. Лично я их вижу, может даже яснее и больше, потому что просто «иду, шагаю по Москве». Это, прежде всего, дорожно-транспортные парадоксы.
Стою на переходе в ожидании, когда красный светофор сменится на зеленый. Улица широкая (Б. Черкизовская), а на преодоление её пешеходам светящееся табло дает всего 26 секунд. То есть, в связи с расширением проезжей части еще на две полосы время для преодоления удлиненной зебры не увеличилось, а сократилось на несколько секунд. Старики и инвалиды пройти при зеленом светофоре не успевают. А водителям времени отводится в два-три раза больше. Это несправедливо, тем более, что одни стоят в дождь и холод, а другие сидят в тепле и комфорте. Но даже этот разрыв времени не соблюдается, так как «джигиты» продолжают ехать, хотя на светофоре для них уже загорелся красный, и наезжают на пешеходов, доверчиво вступивших на « зебру». В столице уже немало подобных случаев, и звучат парадоксальные – теперь уже для пешеходов - предупреждения: «Осторожно, зебра!».
В не столь старые времена я был активным автомобилистом. А когда начался «переходный период» - от социализма в нечто, пока не обозначенное в словаре, - я даже включился в «индивидуальную предпринимательскую деятельность»: приобрёл патент и возил на своём «Жигулёнке» пассажиров за взаимоприемлемую плату. Угроза нагрянула не со стороны налоговой службы или милиции, а от конкурентов-леваков: они блокировали меня на стоянке или портили резину. Когда прокололи «все четыре колеса», я оставил эту затею и вернулся в свое постоянное качество пешехода или усредненное состояние пассажира городского транспорта.
Тоже озабоченный транспортными проблемами, я как-то посоветовал инспектору ГИБДД перенять опыт северных стран Европы: там по четным дням ездят автомобилисты с четными номерами, а по нечетным - с нечетными. Гаишник выслушал и говорит, что знает об этом опыте, но у нас такой «фокус» не пройдет:
- У нас люди заимеют четные и нечетные номера.
- Где же заимеют? – удивился я.
- Где надо, там и заимеют, - уверенно заявил он.
Жизнь шагнула вперед: сегодня «деловые» люди могут запастись не только разными номерами на машину, но и несколькими машинами – это показали декларации о доходах чиновников и олигархов. Словно дети, радующиеся подаренной игрушке, на работу и с работы нередко едут из расчета: один двигатель – один человек. Возникло противоречие: врач советует больше ходить пешком, а внутренний голос нашептывает: «И какой же русский не любит быстрой езды?!». Не затихает реклама детским голосом: «Пап, купи автомобиль!».
Первопроходцы на космических магистралях, мы совсем оплошали в возведении дорог на земле. А количество машин растёт непропорционально числу дорожных полос. У нас (на Халтуринской улице) снова ремонтировали трамвайную линию: меняли плиты, щебенку, шпалы. Вместо трех номеров трамвая ходил один автобус (номер 13), ждать на стоянке приходилось дольше. Но волнует и другое: похожий ремонт был совсем недавно - неужели материалы так износились? Ведь это большие деньги (то же происходит со сменой бордюров на тротуарах). Может с этим стоило подождать, а решить другую проблему: автомобиль с одним человеком занимает путь для трамвая, который везет полсотни пассажиров (то же самое происходит теперь с выделенной полосой).
Еще один парадокс: срочный (в три дня) снос даже законно установленных и зарегистрированных гаражей-«ракушек». Их можно было покрасить в зеленый цвет (так выглядят вновь воздвигаемые пластиковые гаражи), тем самым сократить расходы и сохранить спокойствие владельцев гаражей (прежние демонтированы без компенсации). В соседнем квартале снос ракушек остановлен до «лучших времен» (кончились деньги). Неужели нельзя было заранее просчитать все варианты – ведь был уже опыт сноса палаток у метро?
Москву уже превращали в «проходной двор», «всесоюзную барахолку». Сейчас в столице нарисовали белую разметку и её можно назвать «большой парковкой». Но всё равно тесно. Территорию решили расширить за счет Подмосковья.
Я позвонил знакомому, который живёт в Московской области и до сих пор завидует москвичам: у нас будто больше возможностей. А им, если что и перепадает от столицы, то лишь негодное и даже вредное, от чего нужно избавляться: старые предприятия, бывшие заключенные (выселенные за 101-й километр). Недавно промелькнул даже проект о переселении в область и пенсионеров (сказано: в комфортные «спец-посёлки»), но многими это было воспринято, как желание спровадить с глаз долой и «вредных» стариков.
- Теперь ты должен быть доволен, – говорю я. - Москва едет к тебе, Госдума будет под боком твоего дома, …
- Очень много противоречий вокруг статуса округа, - сомневается он, - будет ли слияние города и области. Наверное, Генеральный план Москвы надо снова менять. Такую ораву чиновников мы не переварим; лучше бы вместо них наши поля засеяли более нужными культурами. А Госдуму ты оставь у себя. И ваши парковки машин нам тут тоже не нужны, воздух будет чище…
Москва – не резиновая, это говорят давно. Но пора уже перейти к научному определению этой проблемы. Надо посчитать, сколько автомашин она может принять, и установить жесткий контроль за их въездом в город. Иначе от транспортных коллапсов Москва не только встанет, но и задохнется.
…Испанские конкистадоры на захваченных ими землях Южной Америки безжалостно истребляли индейское население, оставляя лишь необходимую рабочую силу и проводников к золотым кладам. Позднее европейские колонизаторы повели себя «цивилизованно», загоняя коренных жителей в резервации или выталкивая с материка в океан, например, на камышовые острова Карибского бассейна. Сегодня пришла новая степень «цивилизации»: захватывая обустроенные районы центра, домовладельцы (часто – состоятельные «пришельцы») прибирают к рукам и... тротуары, вытесняя пешеходов на проезжую часть улицы.
Не обошла эта «мода» и РФ, особенно после «перестройки». Каково «безлошадному» среди мощных иномарок, особенно внедорожников! Ведь автоводитель, раб скорости, на пешехода смотрит как на лишний, путающийся под колесами предмет. Выражаясь дипломатическим языком, это - «нежелательное лицо» (persona non grata), а политической терминологией - «классовый враг».
Есть города на свете, например, одноименная столица Панамы, где тротуары почти отсутствуют: два чередующихся там времени года – тропическая жара и сезон дождей - не способствуют уличным прогулкам. Да и география страны на узком перешейке диктует свою, «зауженную» психологию. Но у нас-то – «широка страна моя родная»! Мы всегда любили «прошвырнуться» по улицам и проспектам, будь тротуар дощатый или асфальтовый.
Терпеливые московские пешеходы тоскуют по исчезнувшему киноперсонажу Деточкину, благодаря действиям которого с тротуаров «убирались» лишние автомобили. Все уверены, что у нас, к счастью, не произойдёт «оранжевой» кутерьмы, но повзрослевшие подростки, наслушавшись про старое и насмотревшись на новое, могут обновить забытые лозунги: «Фабрики – рабочим, землю - крестьянам, тротуары – пешеходам!».
А пока мы живём в перевернутой действительности: автомашины ставим на тротуар, ходим по проезжей части. Рано или поздно пешеход вернет свои тротуары. Однако есть ещё одна проблема: с зимой приходит гололедица. В СМИ звучит реклама: «Пора переобуваться!». Поскольку я каждый год в это время падаю (этих травм больше, чем фронтовых), я обрадовался: будет специальная обувь! Ведь с тротуара лишь сметают снег, не скалывая лёд. Но заботливая реклама касалась лишь автомобилистов: предлагала менять летнюю резину на зимнюю. А зимняя обувь для людей предусматривает только утепление, но не подошву от скольжения. Может в «Сколково» что-нибудь придумают?
Писатель Валентин Распутин, когда его попросили поделиться своим ощущением от нагрянувшей в стране «перестройки», сказал:
- Ощущение такое, будто земля уходит из-под ног.
Что он имел в виду под этим образом: землетрясение, наводнение, ураган? Слава богу, Россия от этих стихийных бедствий, часто с экзотическими именами, в основном, ограждена, убережена. А вот рукотворные беды – пожалуйста! За четверть века слома державы их не сосчитать. Например, Брянщина будет теперь долго помниться не только лесами с партизанами, но и трагическим уличным происшествием. Среди воскресного «бела дня» в так называемой «зоне отдыха» столицы, недалеко от монумента героям-летчикам и наряженной новогодней ёлки, женщина с детской коляской доверчиво ступила на тротуарную плитку и… земля ушла из-под ног. Два дорогих существа провалились в яму, которая образовалась под водосточным коллектором. Женщина (мать!) чудом зацепилась за край, а её ребенка унёс канализационный поток – тело нашли только через сутки. Этот провал, помимо физического ощущения, носит и символический смысл: провал хозяйственной деятельности дорожно-транспортной и других служб.
Парадоксов много, но хорошо, что их увидел «автоводитель» Д. Медведев. Он бы увидел еще больше, если бы, как я и многие другие, мог позволить себе «спешиться» (ударение на первом слоге), то есть, «слезть с лошади» (С. Ожегов, «Словарь русского языка»). |
|