Борис АГЕЕВ (Курск)

ПРИСТЕНЬ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРТЕ РОССИИ
По итогам одной поездки

 

В российской глубине такие люди, как писатель Михаил Еськов, уподобляются местночтимым святым. К ним прибегают, чтобы сверить свою, «частную», правду, с правдой высокой, которая открыта писателю уже по одному признаку его неместечкового дара. А если он известен ещё и своим неукорным общественным поведением, - его повышают в масштаб безусловного нравственного авторитета.

Это ещё раз стало очевидно по итогам поездки Михаила на родину, в Пристенский район Курской области, в рамках предприятий в честь его восьмидесятилетия.

Глава района Виктор Петров встретился с Михаилом Еськовым, побеседовал с ним и благословил на общение с широкими массами. И на встрече с читателями, что состоялась в конференц-зале администрации, общение было. В поездке юбиляра сопровождали курские писатели, публицист Сергей Малютин, прозаик Борис Агеев и фотограф Галина Агеева...

Ещё на подъезде к Пристени Михаил показывал значимые на местности ориентиры, как на вехи собственной биографии, запечатленные на страницах его книг:

- Вот на этом бугре виселица стояла, немцы в оккупацию наших казнили. Вон тот коровник я студентом на летних каникулах строил. А по этой улице шёл как-то в детстве с мешком хлеба.

И на конференции пристенские учители русского языка и литературы, устроившие семинар по произведениям земляка, вновь и вновь обращались к характерам и поступкам героев его рассказов и повестей. Тех героев, чьи прототипы жили, может быть, на соседней улице или в недальней деревне. Образы Михаила Еськова приняты его земляками, обогреты сердцем и стали частью местной культуры и истории. Что подтверждают и стенды, посвящённые Михаилу Еськову в Пристенском краеведческом музее.

Вообще заметно, что к Михаилу в Пристени особое отношение. Он для всех свой. Учился здесь в школе, мок на разработках торфа, строил студентом коровники, врачом на практике щупал им печень и вправлял грыжи. От такого трудно скрыть мысли и мотивы поведения. Можно сказать - он сызмала видел всех на просвет. И уж когда стал писать о них, то делал это с полным знанием, которое будто добыто опытом всеведения, свойственного как хорошему врачу, так и чуткому человеку.

Потому после конференции и фотографировались с ним на память с удовольствием, тепло прощались и звали снова.

На обратном пути заехали на его родину - хутор Луг. Собственно, этот немноголюдный ныне населённый пункт - лишь часть протяжённого селения, пересечённого то возвышенностями, то полями, то оврагами с прудами, и почему-то называемого хуторами Мокреньким, Озерским, Ржавчиком, Лугом... Еськовской родительской мазанки под соломенной крышей, конечно, давно нет, на её месте располагаются усадьбы Мишиных родственников.

В доме одного из его племянников нас давно поджидали. Стол в горнице накрыт на целую роту, настроение хозяев подходящее. И отношение к гостю давно отстоялось - оно и свойское, и уважительное... Для племянников, их жён и детей Михаил Еськов - близкий родственник, чья литературная известность простирается далеко за пределы не только хутора Луг, Пристенского района, Курской области, а, пожалуй, и гораздо дальше.

Миша отдарил их собственными наборами из антипригарных сковородок с крышками и бонусом - широкой пластмассовой лопаткой. Деревянные ему не встретились. Этих наборов Миша наготовил для родственников штук пятнадцать, и каждой хозяйке вручал в качестве жеста доброй воли. Луговские родственники замкнули список.

На столе у луговских выставлено всё своё. Начиная с содержимого графинчика и кончая солёными огурцами и помидорами. И голубцы, и котлеты, и мясо на блюде внавалку, и холодец - из домашней индюшатины. Кажется, и селёдка под шубой была из индюшатины. Индюки, по уверениям хозяев, звери капризные. Но если удалось сберечь молодняк от болезней, от покушений коршунов, лис и хорьков, к зиме каждый потянет килограммов на семь, а как в прошлом году - так и на все пятнадцать.

...Стол нам одолеть не удалось. Разговор продолжали на свежем ветерке. На всхолмленные просторы опускалась вечерняя тень, местами просвеченная лучом солнца. Миша рассказывал о прежней жизни, где было много труда и печали, - но таилась и надежда на лучшую жизнь. Подумалось, что луговские односельчане и его родственники, даже в нынешние, несладкие для деревни времена, находятся всё-таки в лучшем положении, чем некогда находился он. Нет уж изнуряющей бедности, как и зависти, но есть твёрдый достаток. И родная, знакомая до самой крохотной былинки отчая земля. Которая всегда прокормит, если руки растут из нужного места.

Уезжали с чувством, что на луговских хуторян можно положиться. На подъезде к Курску сверкающее солнце вдруг протиснулось в расселину туч и расплавленным золотом брызнуло на влажную дорогу...

Дома у Миши,  уже  расслабленно-умиротворённого,  отметили удачное завершение поездки, а когда с работы вернулась Ольга, супруга Миши, Сергей Малютин высказал одну мысль, которую к случаю захотелось повторить - со своими добавками.

Сергей сказал о том, что русскую литературу постигли большие утраты. Ушли её главнокомандующие, большие художники, чья судьба была неразрывно связана с поворотными событиями нашей истории. Покинули мир Евгений Носов и Виктор Астафьев,  писатели фронтового поколения, их наследники Василий Белов и Валентин Распутин. И это только несколько передних имён. И нам стало казаться, что литература опустела. Но это далеко не так.

На их место незаметно, пока негромко, заступают писатели, перенявшие идеалы русской классической литературы, выросшие и повзрослевшие под сенью образцовой культуры. Они сами стали передаточным звеном в непрерывной цепи традиции, в лучших своих произведениях закрепили образы человека высокого типа и духа.

И одним из этих людей является Михаил Николаевич Еськов.

Нам просто нужно привыкать к этому...

 

Михаил Николаевич Еськов - о себе

Я родился на хуторе Луг в Пристенском районе Курской области 21 ноября 1935 года.

Отец Николай Васильевич и мать Евдокия Петровна были безграмотные крестьяне. В большой нашей семье братья и сестры одолевали грамоту на ликбезах, да и то лишь в том объеме, чтобы при необходимости в казенной бумаге вместо безликого крестика, потрудясь до испарины, из шатких разновеликих буковок коряво произвести на свет  собственную фамилию. Написать же письмо, прочитать газету или книгу  -  такими навыками в семье никто не обладал.

После Луговской четырехлетки, учился в Кировской средней школе, ходить в которую было неблизко, уморно, да и боязно, особенно в осеннюю непроглядную темень и вьюжные морозные зимы с сугробами и встречавшимся зверьем. Многие сверстники, не доучившись, оседали дома в заботах по нехитрому послевоенному хозяйству, с тяпкой или вилами прежде времени отправлялись на колхозные работы. Посещать школу нас никто не побуждал. Был грех, я тоже оставлял занятия. Но через неделю заскучал по классу и, слава Богу, вернулся туда.

После окончания Курского медицинского института три с половиной года работал в сельской больнице. Затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, шестнадцать лет преподавал в родном институте, назначался заместителем декана лечебного факультета.

Будучи студентом, в 1956 году ездил на уборку целинного урожая в Казахстан, Центральным Комитетом ВЛКСМ награждён значком «За освоение новых земель».

Со школьных лет писал стихи, но в стихоплетстве разочаровался, видимо, потому что ни одного стихотворения не довел до подходящей готовности, не испытал успеха. С начальных прозаических попыток я оказался под пристальным отеческим вниманием Евгения Ивановича Носова, и это определило судьбу.

«Первый шаг»  -  так назывался мой первенец, написанный и опубликованный в студенческие годы. В последующем из этого рассказа «родилась» повесть «Серебряный день». Вера же в собственные литературные силы появилась с рассказом «Петька вернулся!» Эта вещь получила хорошую всесоюзную критику и принесла мне определенную известность в писательской среде.

Е. И. Носов отбивал охоту, что называется, высасывать из пальца, и я благодарен ему, что не погнался за сочинительством, а писал о жизни моего поколения, тем самым, в меру дарования воссоздавал историческую правду.

Был секретарём комсомольской организации школы, членом комитета комсомола и профкома института, секретарём курсовой партийной организации мединститута, избирался секретарём партийной организации  Курской писательской организации, членом правления Курского отделения Союза писателей России.

Лауреат премии Курского обкома комсомола, областной Пушкинской премии и губернаторской премии им. Е. И. Носова, премии ИМПЕРСКАЯ КУЛЬТУРА, премии В. М. Шукшина, в 2013 г. признан лучшим прозаиком России.

В 1979 году был принят в члены Союза писателей СССР и с этого времени перешёл на профессиональное писательское положение. Печатался в многочисленных центральных и региональных журналах, в коллективных сборниках различных издательств.

Опубликовал следующие книги: ДОРОГА К ДОМУ (Воронеж,1979), СЕРЕБРЯНЫЙ ДЕНЬ (Воронеж, 1980), СТАРАЯ ЯБЛОНЯ С ОСКОЛКОМ (Москва, изд-во «Современник», 1982), ДОРОГА К ДОМУ, ДОРОГА СВЕТЛАЯ (Воронеж, 1985), ТОРФ (Москва, изд-во «Молодая гвардия», 1985), ЧЕРНАЯ РУБАХА (Воронеж, 1991), СЕАНС ГИПНОЗА (Курск, изд-во «Крона», 1995), СВЕТ  В  ОКОШКЕ (Курск, 2005), Д Е Н Ь       О Т О Ш Е Д Ш И Й (Изд-во  «Славянка», 2010), НИ ТУЧКИ, НИ ХМАРКИ... (Курск, изд-во «Славянка», 2010),  БРАТ МОЙ МЕНЬШИЙ (Барнаул, 2012), НАРЕЧЁННАЯ (Курск, изд-вво «Славянка», 2013),  МЯГКОЕ СЕРДЦЕ (Курск, изд-во «Славянка»,2014), ХРАМ  ЕВГЕНИЯ  НОСОВА (Курск, изд-во «Славянка»,2015).

 

Высказывания о творчестве Михаила ЕСЬКОВА

«Читателю я могу сообщить, что человек он эмоциональный, глубоко впечатлительный, заряженный высоким чувством сострадания и гуманизма, и эти особенности натуры хорошо просматриваются в его творчестве  -  произведениях ярких, подкупающих правдой жизни, насыщенных то драматическим, то поэтическим психологизмом, а вернее сказать, их сложным симбиозом, так впечатляюще воздействующих на наши сердца и души».
 Евгений Носов.

«Проза Михаила Еськова художественна по высшему счету. Она закрепляется в читательской памяти яркими впечатляющими картинами. Даже пристально в них всмотревшись, трудно осознать некую особую характерность: на «холстах» художника почти отсутствуют краски: яркие картины написаны в «графитной» гамме… Написанная вполне традиционно повесть «Торф» кажется сюрреалистичной. Для нынешнего современника ее житейски рядовые реалии  -  то же, что марсианский пейзаж. Персонажи повести наделены такою же таинственной непознаваемою силой, как чахлые былинки, вздымающие каменный асфальт».
Татьяна Горбулина.

«Я всегда был уверен, что лучший рассказ за последние два десятилетия на Курщине написан им. Его «Черная рубаха», пронзительное, слезу вышибающее произведение, до сих пор не оценено по достоинству. Кто-то скажет: «А Петька вернулся!» Да, и это тоже. Но не только. И родись Еськов не в России, столь богатой литературными талантами, давно был бы национальной гордостью, а место его рождения стало бы предметом паломничества».
Николай Шадрин.

«Хорошо знающий законы народной жизни, М. Еськов показывает  -  как и есть оно в жизни  -  рядом с горестным, даже в те годы и в тех условиях неистребимое  -  оптимизм, творческое начало, сметку народную».
Нина Подзорова.

«И пускай им в сравнении с многопудъем литературного наследия иного плодовитого автора написано немного, значимость написанного определяется количеством  и остротой боли, которыми писателю удалось задеть и потрясти своего читателя. «Больно за всех» и «совесть наружу» в прозе Михаила Еськова не литературный манифест, а образ исповедания той правды, которую он знает».
Борис Агеев.

«У Михаила Еськова  -  в его авторском голосе, в его интонации  -  та жизненная спокойная простота, которая может быть лишь у человека, отлично сознающего, с чем он выходит к людям, «на мир», что должен сказать другим, и ему совсем ни к чему «заманивать» собеседника игрой затейливых слов: слишком на серьезный разговор вызывает он  -  и тут не до игры, не до красивых и легких развлекательных бесед…»
Эрнст Сафонов.

«Спасибо за рассказ, очень понравился. (Речь идет о рассказе «Брат мой меньший»). Люблю, когда в прозе присутствует нечто «тонкое»  -  что есть и у тебя. Замечательные детали; потрясающе правдивый, художественно яркий, незабываемый козёл. Да много чего хорошего…»
Валентина Коркина.

«Не знаю, каким таинственным образом Вам удаётся заставить не читать, а «проживать» свои вещи, каким-то душевным зрением воспринимать их визуальнее и ярче, чем любой фильм. Очень подкупает и невольно восхищает Ваша «беспощадная» искренность и исповедальность».
Ольга Каленчук

«Изучать биографию М. Н. Еськова можно и нужно по его произведениям.
«Наречённая»  -  глубокое переосмысление собственной жизни, пронзительный и мужественный взгляд в себя… Ваши произведения  -  яркое отражение народной истории, а произведения последних двух-трёх лет просты и гениальны…».
Галина Сергеевна Фурсова

«Дорогой Михаил Николаевич, мои слова благодарности за пронзительность строки, умение вглядеться, вслушаться и понять звучание души человеческой, и так искренне и чисто передать читателю. Не могут остаться равнодушными те, кто это прочтёт! Не всякому мужчине-художнику удаётся так точно поймать и выразить мелодию женской души. Верю, что Вам это дано свыше!»
Валентина Ерофеева-Тверская

«Очень глубокий и живой рассказ «Мать»! А для меня ещё и потрясение: моя родившаяся до срока дочка так же посмотрела на меня перед тем, как умереть… Всем сердцем чувствую я любовь своей дочери, не прожившей на земле и двух суток, молюсь о ней, она  -  о моей грешной душе…».
Алла Линёва

«Долго не мог понять, что не даёт оторваться от написанного Михаилом Еськовым. Имею в виду особенность его пера, которое передаёт мне, читателю, настроение и состояние автора и которое долго носишь в себе, прочитав очередную историю, блестяще рассказанную автором.
И сегодня подумал: может, это называется мужской нежностью к людям, о которых он рассказывает по-мужски скупо, но в скупости это чувствуешь такую силу и глубину нежности и сострадания, что невольно становишься лучше, чем был  -  внимательнее к тем, кто тебя окружает и заслуживает твоего внимания, которое в суете будней не додаёшь. За это и благодарю Вас постоянно…».
Григорий Блехман

«Всё о женщине сказано в последней фразе этого изумительного рассказа «Мать».
Михаил Марасанов

«Редкий, редчайший в литературном миру человек Михаил Николаевич Еськов! Врождённое чувство такта и тонкость душевной организации, глубочайшие знания и удивительная скромность… Благодарен судьбе, что она подарила мне знакомство и роскошь общения с этим человеком.
Редким, повторюсь, человеком и редким по чувству слова и мощи писателем».
Сергей Бузмаков

«Ни тучки, ни хмарки…». Сколько доброты и нежности в строках рассказа, что хочется вновь перечитывать его, насыщая душу радостью».
Анастасия Томанова

«Кумаманька, Кумаманька…Сколько их, таких одиноких послевоенных дев? И хочется преклонить колени в благодарность перед ними, мужественными, стойкими и простыми.
Спасибо, Михаил Николаевич, что Вы раскрыли этот глубокий, величественный образ. Рассказ тёплый, любящий. Заставляет пережить тяжесть, взваленную на хрупкие девичьи плечи».
Татьяна Триленко

«Читаю и плачу… Михаил Николаевич! Спасибо Вам за этот рассказ («Наречённая»). Сколько в нём глубины сердца! Язык произведения Вашего  -  просто наслаждение. Это уходящая, к сожалению, Россия, совестливая, трудолюбивая.
Чем больше перечитываю рассказ, тем яснее становится его мысль. Это дорога героя к Божьему храму.
Как важно, чтобы этот рассказ прочитали молодые девушки и юноши. Чтобы поняли сердцем главную мысль, как целомудренно прожила свою жизнь «несостоявшаяся» невеста. В наш век в отношениях молодых всё просто. Но как же много одиноких мужчин и женщин. Неполных семей».
Людмила Кутыкина

« Талант мастера достаточно тонкий, чтобы понимать, где надо укрупнять и замедлять повествование, а где пробежаться. В авторе я встретил воистину хорошего и доброго человека. Таким был его земляк Евгений Носов, таким не сумел стать блистательный повествователь Виктор Астафьев, но есть у нас и Валентин Распутин.
А если коротко  -  это самая глубинная, от нашей русской души, проза».
Сергей Беспалов

«…Рассказ называется не «Как я думал, что вскоре умру», а «Наречённая». Автор рассказывает не о себе, а об искалеченной судьбе русской женщины, молодость которой пришлась на послевоенную разруху. Последние абзацы  -  ответ на досужий читательский вопрос о том, что же случилось с автором. И у меня в конце рассказа «слёзы всё лились и лились», потому что я понимал: автор спасся не только от смертельной болезни, а и от судьбы своей односельчанки.
Я давно ничего подобного не читал. Эта Кумаманька не идёт из головы. Страшный своей правдой рассказ. Судьба женщины куда более страшная, чем все смертельные болезни.
А поскольку ещё и написано художником редким, не сомневаюсь, о многом вы забудете, а Кумаманька останется в памяти.
…Делюсь впечатлением: большой талант, большой мастер, настоящая школа русской классической прозы, развитое нравственное чувство, высокий культурный тип.
Наслаждайся, поражайся, сопереживай».
Игорь Смирнов

«Во время чтения не различаю ни страниц, ни абзацев, ни букв, ни знаков препинания! Я живу в тексте, я парю над текстом, я забываю обо всём вокруг. Ибо всё, о чём пишет Михаил Еськов, это он рассказывает лично обо мне. И лично для меня.
Рассказ «Мать» прочитал так же, как и все другие произведения. Перевоплотился одновременно и в автора, и во врача, и в Валентину, и в её мужа, и даже в несчастного Юрочку, прожившего всего три дня».
Николай Балабай

 

Литература о творчестве М. Еськова

Е. Носов  -  Суровая школа  -  «Лит. Россия», 20 июня 1980.
Н. Евдокимов  -  Разве можно считать рассказ «непрестижным»?  -  «Лит. Россия», 22 февраля 1980.
Нат. Соколова  -  За золотым руном  -  «Лит. газета», 29 января 1975.
А. Друговская  -  Человек среди людей  -  «Курская правда», 5 июля 1979.
И. Баскевич  -  Дорога к человечности  -  «Курская правда», 18 января, 1980.
Н. Буханцов  -  Судьбы земные  -  «Лит. Россия», 13 мая 1977.
О. Добровольский  -  Дебют  -  это надежда  -  «Лит. Россия», 13 мая 1977.
Ал. Горловский  -  Три дебюта  -  «Лит. обозрение», 1974, № 12.
Н. Подзорова  -  Не замутить родника  -  «Север», 1978, № 9.
Н. Подзорова  -  Ответное слово  -  (Москва, изд-во «Современник», 1978. – С. 230-          232, 336-338).
В. Свининников  -  Дорога к людям  -  «Наш современник», 1980, № 8.
И. Баскевич  -  Дело, которому служишь  -  «Курская правда», 17 февраля 1981.
А. Кедровский  -  Дорога начинается от дома  -  «Курская правда», 21 ноября 1985.
Б. Агеев  -  «Жизнь без боли невозможна…»  -  «Курская правда», 21 ноября 1995.
Т. Горбулина  -  Талант бытия  -  «Городские известия», 1995, № 138.
Т. Горбулина  -  Фарфоровое блюдце  -  «Толока», 2000, ноябрь, спец. выпуск.
Н. Шадрин  -  Слово о товарище  -  «Толока», 2000, ноябрь, спец. выпуск.
Б. Агеев  -  Отцвет чёрной рубахи  -  «Курск», 2005, № 47
Н. Быкова  -  На том стояла и стоит Русь  -  «Курская правда», 7 июня 2008 г.
Б. Агеев  -  Понять и пощадить  -  VIP, №5, 2010 г.
Н. Шатохин  -  Любви безоблачной не бывает  «Курская правда», 16 декабря2010 г.
Д. Прудникова  -  Человек живёт…  -  «Хор. Новости», 9августа 2011 г.
Н. Быкова  -  Незабываемое прошлое…  «Хор. новости», 6 декабря 2011 г.
Н. Быкова  -  Когда приходит первая любовь  -  «КП», 22 декабря 2011 г.
Н. Быкова  -  Обрети «сердечное чутьё»  -  «КП», 27 июня 2013 г.
Е. Апонина  -  Прополка безнравственности  -  «АиФ- КУРСК», №5, 2014
Н. Быкова  -  Материнский инстинкт  -  «КП», 27 февраля 2014 г.
Н. Балабай  -  Проза не для сытых. О литературном творчестве Михаила Николаевича Еськова (Курск, изд-во «Славянка», 2015).

21 ноября 2015 года выдающемуся русскому писателю Михаилу Николаевичу Еськову исполняется 80 лет!
Секретариат Союза писателей России и редакция "Российского писателя" от души поздравляют Михаила Николаевича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, благополучия, душевной крепости, осуществления новых творческих замыслов!
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную